Кто создал ms dos. «История MS-DOS. Основные команды для работы с файлами

Цель этих упражнений, как и изучения темы «Имя числительное»: правильно писать и произносить имена числительные, то есть соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

Система специальных упражнений должна дать учащимся следующие знания:

Основные понятия об имени числительном;

Классификацию числительных по строению и разрядам;

Случаи употребления ь в числительных;

Особенности склонения отдельных числительных.

Также она призвана развить творческие способности учащихся, быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память; и воспитать уважение и любовь к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений по теме «Имя числительное»

Всю работу над именем числительным можно разделить на три этапа: пропедевтический (подготовительный), основной и заключительный.

I. Подготовительный (пропедевтический) этап заключается в том, что учащиеся знакомятся с именами числительными практически, т.е. они узнают, что в русском языке существуют слова, которые обозначают числа и выраженные в числах количества, счёта. Этот этап начинается ещё с периода обучения грамоте, т.к. учащиеся используют в своей речи числительные, произнося цифры и числа, на уроках математики уже с первого класса; а заканчивается к концу 3 – началу 4 класса.

На данном этапе школьникам предлагается ряд упражнений, цель которых – научить детей слышать числительные в звучащей речи, правильно произносить трудные формы числительных.

На пропедевтическом этапе активно используются наглядный и дидактический материал, способствующий активизации внимания учащихся, повышению интереса к предмету изучения, а тем самым способствующему и лучшему усвоению материала на практическом уровне.

Используемые упражнения на данном этапе изучения:

1. Разгадайте ребусы:

(Ответы: 1. Дмитрий. 2. Стрижи. 3. Шесть. 4. Семья. 5. Восемь. 6. Трио. 7. Трибуна. 8. Трикотаж. 9. Подвал.)

2. Отгадайте загадки:

Отгадайте-ка, ребятки, У него – два колеса

Что за цифра – акробатка? И седло на раме.

Если на голову встанет, Две педали есть внизу.

Ровно на три больше станет. Крутят их ногами.

(Шесть) (Велосипед.)

Танцует крошка, На пальце на одном

А всего одна ножка. Ведерко вверх дном.

(Волчок, юла) (Наперсток)

Говорит она беззвучно, Есть, друзья, такая птица:

Но понятно и не скучно. Если сядет на страницу,

Ты беседуй чаще с ней – Очень рад бываю я,

Станешь вчетверо умней. А со мною вся семья.

(Книга) («Пять»)

Я так мила, я так кругла, Отгадайте-ка, ребятки,

Я состою из двух кружочков Что за цифра – акробатка?

Как рада я, что я нашла Если на голову встанет,

Себе таких, как вы дружочков. Ровно на три меньше станет?

(Восемь) (Девять)

У кого одна нога, Пять ступенек – лесенка,

Да и то без башмака? На ступеньках – песенка.

(Гриб) (Ноты)

Две плетенки, две сестренки Всегда шагаем мы вдвоем,

Из овечьей пряжи тонкой. Похожие как братья.

Как гулять, так надевать, Мы за обедом – под столом,

Чтоб не мерзли пять да пять. А ночью – под кроватью.

(Варежки) (Пара обуви)

Одна подружка Под крышей четыре ножки,

Пролезла другой в ушко. А на крыше суп да ложки.

(Нитка с иголкой) (Стол)

У него глаза цветные, Пятерка братьев неразлучна,

Не глаза, а три огня. Им вместе никогда не скучно.

Он по очереди ими Они работают пером,

Сверху смотрит на меня. Пилою, ложкой, топором.

(Светофор) (Пальцы)

В школе есть такая птица: Ежегодно приходят к нам в гости:

Если сядет на страницу, Один седой, другой молодой,

То с поникшей головой Третий скачет,

Возвращаюсь я домой. А четвертый плачет.

(Два) (Времена года)

Братцев этих ровно семь Ты со мною не знаком?

Вам они известны всем. Я живу на дне морском.

Каждую неделю кругом Голова и восемь ног,

Ходят братцы друг за другом Вот и весь я - …(осьминог).

Попрощается последний –

Появляется передний. Весь от ливней полосатый

(Дни недели) Месяц движется девятый,

Мы домой бежим по лужам,

Проживают в трудной книжке Зонтик старенький промок,

Хитроумные братишки. Мы с тобою крепко дружим,

Десять их, но братья эти Вместе сядем за урок…

Сосчитают все на свете. (Сентябрь)

(Цифры)

3. Вспомните как можно больше пословиц и поговорок, связанных с числами.

а) Один задириха, другой – неуступиха.

Один в поле не воин.

Одна пчела немного меду натаскает.

Один в море не рыбак.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Одно сегодня лучше двух завтра.

Одному ехать и дорога длинна.

Один раз солгал – навек лгуном стал.

б) Скупой платит дважды.

Два сапога – пара.

Как две капли воды.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Одна голова – хорошо, а две лучше.

Убить двух зайцев.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Уплетать за обе щеки.

Хромать на обе ноги.

Палка о двух концах.

Сидеть меж двух стульев.

От горшка два вершка.

Не может связать двух слов.

Ум хорошо, а два лучше.

в) Заблудиться в трёх соснах.

Обещанного три года ждут.

Плакать в три ручья.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

Не узнай друга в три дня – узнавай в три года.

г) Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

На все четыре стороны.

Жить в четырех стенах.

д) Как свои пять пальцев.

С пятого на десятое.

Пятое колесо в телеге.

е) Семеро с ложкой – один с плошкой.

Лук от семи недуг.

За семью морями (печатями).

В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.

Семи пядей во лбу.

Семимильными шагами.

Седьмая вода на киселе.

До седьмого пота.

Семь верст до небес.

На седьмом небе.

Семь бед – один ответ.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глаза.

Семь чудес света.

ж) Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

з) Девятый вал.

За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.

и) Дело десятое.

Не трусливого десятка.

С пятое на десятое.

4. Скороговорки. Вспомните скороговорки, связанные с числами.

В один клин, Клим, колоти.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.

Летели три вороны, черны, пестроголовы.

Летели три пичужки через три пустых избушки.

Мимо речек, мимо сел На дворе трава,

Шел и трех овечек вел, На траве дрова.

Вел с кочевья трех овечек Раз дрова, два дрова,

Один серенький козел. Три дрова.

Около кола три хвои вьются.

Три вороны на воротах.

Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Три сороки – тараторки

Тараторили на горке

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня, три – вчера,

Три – ещё позавчера!

Трое трубачей трубили в трубы.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертенка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

Пошел Ипат лопаты покупать.

Купил Ипат пять лопат.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть,

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Променяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят.

Неделю Емеле

Прясть короб кудели,

А Емелиной дочке –

Прясть одну ночку.

Сидели, свистели семь свиристелей.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.

У Степана есть сметана, простокваша и творог, семь копеек – туесок.

У Антипа росла одна липа.

А Филипп посадил семь лип.

(А сколько всего росло лип? )

5. В названиях, каких сказок встречаются числа?

«Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Три медведя», «Три сестрицы», «Сто и одна ночь», «Два Ивана – солдатских сына», «Семь Симеонов», «Сказка о двух сестрах» и т.д.

6. Продолжите предложения – пословицы, запишите их в тетради, выделите слова, которые обозначают числа:

Один ум хорошо, а …

Не имей сто рублей, а… .

Семьдесят одёжек, а… .

Два сапога - … .

От горшка … вершка.

И т.д.

7. Прочитай правильно и выразительно предложения:

Количество ворон в стае, которая может собираться зимой на ночлег где-нибудь на лесной поляне, может достигать 200 – 300 тысяч.

Великаном среди деревьев считается эвкалипт, отдельные экземпляры которого могут достигать 150 – 160 метров.

В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами.

Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани.

Если из 976 вычесть 382, то останется 594.

И т.д.

8. Составьте и запишите предложение (текст), в котором употребите число … .

9. Из данных слов выпишите слова, обозначающие порядок чисел при счёте:

Первый, весенний, пятничный, семидесятый, семидневный, годовой, сороковой, шестичасовой, пятнадцатый, одиннадцатое, квартальный и т.д.

10. Разделите слова на две группы и запишите в столбики:

Пять, двадцать, четырнадцатый, семь, десятый, пятнадцатый, тридцать, восьмидесятый, семнадцать, двенадцатый и т.д. (количественные и порядковые числительные).

11. Разделите слова на три группы и запишите в столбики:

Два, десять, двадцать пять, тринадцать, восемьдесят, шестьдесят шесть, пять, одиннадцать, семьдесят восемь, один, четыре, сорок семь и т.д. (простые, сложные и составные числительные).

II. Основной этап

Цель основного этапа – познакомить учащихся с именем числительным (не только на практическом уровне, но и на теоретическом), как с частью речи, её грамматическими признаками, разрядами по значению; закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других частей речи; обогатить лексику учащихся словами со значением числа; показать сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах; показать важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в нём числительных.

При знакомстве с числительными, как частью речи целесообразно проводить беседы об их значении и этимологии некоторых слов числительных.

1. Б е с е д а о б и м е н и ч и с л и т е л ь н о м

Имена числительные называют количество людей, животных, растений, предметов и явлений действительности, а также их порядок при счете.

Числительные чаще всего употребляются при счёте. Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам).

Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот «счетных слов» не так уж много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество.

Вот, например, числительное шестнадцать . Оно образовано от простого числительного шесть . От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот . А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать .

Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит. Но ни в коем случае нельзя забывать, что частое обращение к числам в жизни требует их упорядоченного использования, правильного, грамотного употребления падежей в том или ином варианте, например: Библиотека пополнилась одной тысячей (существительное в творительном падеже) новых книг (в книжной речи); Забросали нас тысячью (числительное) пустяковых вопросов (в разговорной речи). Грамотно прозвучит: два ученика, двое учеников, две ученицы, двое суток, четверо молодых людей, нас (вас, их) трое ; но совершенно безграмотно говорить: двое учениц, трое учительниц и т.д.

А теперь еще одна важная вещь, связанная с правописанием мягкого знака в числительных. Учащиеся часто делают здесь ошибки, В чем же секрет мягкого знака?

Шестнадцать, шестЬдесят, шестЬсот... Есть он и в других числительных, образованных таким же способом. Везде!

«Да, но в одних случаях в серединке, а в других – в конце. Так ведь и перепутать недолго!» подумаете вы.

Секрет, между тем, очень прост: в каждом из числительных всего один (!) мягкий знак. Прислушивайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть мягкий знак, то он всегда заметен. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет!

А теперь послушайте, откуда произошли названия некоторых числительных.

Начиная с одиннадцати и кончая тридцатью девятью , числительные включают необычное образование – дцать . Обратимся к истории. Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся. Наши предки считали: «один на десяте», «два на десяте», то есть один плюс к десяти, два над десятью Постепенно слияния трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать . Числительные один, два, три и другие хорошо сохранились в них, а десять (находившееся в заударном положении) подверглось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание –дцать , входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс: один + на + дцать =одиннадцать; три + на + дцать = тринадцать

Теперь о происхождении числительного миллион . Это слово придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XIII веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы –оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

И з и с т о р и и с л о в

Первая часть сложных слов, образованная от числительного три, может быть четырех вариантов: 1. Трех – (трехдневный, трехколесный, трёхъярусный ), 2. Трое – (троеборье, троекратный ), 3. Три – (трилистник – растение с тройчатыми листьями, триединый – единый в трех проявлениях) и 4. Тре – Последняя составная часть сложных слов обозначает не только наличие чего-либо в тройном размере (треножник, треугольник, треуголка ), но и высшую степень качества: трезвон (большой звон, шум, переполох), треволнение (сильное волнение, беспокойство), треклятый (просторечное слово, нечто большее, чем проклятый ).

В словах трио (музыкальное произведение для трех инструментов или голосов и также три исполнителя такого произведения), трилогия (художественное произведение, состоящее из трех частей, объединенных общим содержанием), триптих (строфа из трёх стихов, три картины, объединенные единым замыслом) составной элемент три – нерусского происхождения. Эти слова родом из итальянского, греческого и латинского языков. Но это не случайное совпадение: у них общий древний прародитель. Так называемая группа индоевропейских языков (в которую входят русский, итальянский, греческий, латинский, английский, немецкий) поэтому имеет сходства некоторых слов.

Слово сорок первоначально было существительным и обозначало мешок, куда помещалось 40 штук соболей, т.е. собольих шкурок, бывших в то время денежной единицей. Этого же корня и сорочка , представлявшая собой вначале примитивный «мешок» с разрезами для головы и рук. След прежнего склонения числительного сорок сохранился, между прочим, в старинном выражении сорок сороков (Москва – город сорока сороков церквей).

Числительное девяносто произошло, очевидно, из словосочетания «девять до ста».

Буква и в числительном двести объясняется тем, что происходит оно из так называемого двойственного числа сто – две сьтъ . Звук ъ (ять ) превратился в современное и.

2. Целесообразно также использовать грамматические сказки, которые очень доступно и понятно объясняют значение имени числительного.

Г р а м м а т и ч е с к и е с к а з к и

Кто подсчитает?

Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило:

Много!

Вы же не считали! Или вы не хотите считать?

Товарищ Председатель, - вступился Глагол. Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

Тысяча

Когда Тысяча явилась в предложение, все места были заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть самое главное.

Миллион извинений, - сказала Тысяча. – Я отниму у вас не больше одной минуты.

Пожалуйста, - любезно ответило Слово. – Слушаю вас.

Помогите мне устроиться в предложении, - попросила Тысяча. – Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

Чем же я могу вам помочь?

О, ведь вы здесь – самое большое слово, самый главный член предложения!

К сожалению, я не главный член, - сказало Слово с действительным сожалением. – Я всего лишь Деепричастие… Так сложились обстоятельства, ничего не поделаешь.

А ваша величина? Неужели с ней никто не считается?

Что величина? Вот видите самое короткое слово? А ведь это Подлежащее!

Так вот оно какое, Подлежащее! – протянула Тысяча, сразу теряя интерес к своему собеседнику. И направилось к Подлежащему.

Подлежащее было занято срочной работой и поэтому не тратило лишних слов.

Существительное, коротко представилось оно Тысяче. – А ваше имя?

Числительное, - сказала Тысяча и тут же добавила: Можете называть меня просто Тысяча. Так меня называют все знакомые.

И Тысяча изложила свою просьбу.

Право, не знаю, как вам помочь, - сказало Существительное. – Все вакансии у нас заняты… Разве что зачислить вас на должность служебного слова?

Тысяча поморщилась.

Нет, для этого дела я вряд ли подойду, - сказала она и, немного подумав, предложила: - А что, если меня зачислить вместо Деепричастия? Я займу гораздо меньше места…

Дело не в месте, - сказало Существительное. – Деепричастие прекрасно справляется с работой, а справляетесь ли вы, я не уверено. Ведь я даже не знаю ваших качеств…

Зачем вам качества? – прервала его Тысяча, - у меня есть количество – и этого достаточно.

Количество? – переспросило Существительное. – Что ж, количество – это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе. Это будет для вас самое подходящее место.

И Тысяча осталось при Существительном.

Сначала оно пробовало давать ей разные мелкие поручения, но это ни к чему не привело. Тысяча не только не подчинялось Существительному, но даже не хотела с ним согласовываться.

Понемногу она начала управлять Существительным, а затем и вовсе заняла его место, став первой частью подлежащего и оттеснив Существительное на второй план.

А Существительное даже не сопротивлялось. Больше того, оно уступило Тысяче свой именительный падеж, а само удовлетворилось родительным.

Так оно склонилось перед её количеством.

3. В е с ё л ы е р и ф м ы, стихотворения, в которых сочетания букв, схожих с названием числительного, заменяется на число, развивают речь учащихся.

Прочитайте стихотворение. (Спишите стихотворение в тетрадь, заменяя цифры соответствующими числительными.)

3 – три

Есть у нас 3 сес 3 цы, У одной, что в С 3 жове,

Вы не знаете их? Над окошком жил с 3 ж.

Как бы мне ухи 3 ться С 3 чь она мастерица -

Рассказать о троих? Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Ус 3 цах, А у третьей, в Быс 3 це,

Никаких ус 3 ц нет, Быс 3 на на реке,

Но зато осе 3 ну И резвятся 3 тоны

Подают на обед. По ночам на песке.

2 гнома

Ночью шум стоял в по 2 ле,

Там 2 гнома побывали.

Залезали на весы,

Часто морщили носы,

Но без гирь они е 2 ли

На весах свой вес узнали!

100 – сто

У про 100 го 100рожа – Вме 100 двух не про 100

Непро 100 рный дом: Вычистить все 100,

Ча 100 в нем 100 ножка Сразу 100 лько обуви

Бродит под 100 лом. Не носил никто!

Дорожит 100 ножка У про 100 й 100 ножки

Чи 100 тою ног 100 ит по 10 0ять

И 100 личной ваксой И у той 100 ножки

Чистит 100 сапог. Опыт перенять!!!

(пер. с польск. Л. Кондратенко)

4. Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы, у п р а ж н е н и я, г о л о в о л о м к и.

  1. Угадайте слова.

- Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Буратино. – В одном – семь одинаковых гласных, а в другом – сорок.

О, мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч. – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом по сто одинаковых согласных, а в одном слове два «л».

(Ответ: семь-я, сорок-а, сто-н, сто-г, сто-л, сто-п, по-два-л.)

2. Вспомните как можно больше пословиц и поговорок (загадок, скороговорок, фразеологизмов, считалок), в которых употреблены имена числительные.

3. Многоногая загадка.

Две ноги на трех ногах, Закричали две ноги,

А четвертая в зубах. Закричали на весь дом,-

Вдруг четыре прибежали Да тремя по четырём!

И с одною убежали. Но четыре завизжали

Подскочили две ноги, И с одною убежали.

Ухватили три ноги, (К. Чуковский )

(Ответ: две ноги – человек , три ноги – табуретка , четыре ноги – собака , одна нога – куриная .)

4. Цепочка

двумя руками) и т.д . ).

5. Грамматические задачи

А) В каких сложных словах вместо трех пишется тре- ? (Треглавый, трегубый, трезубец, тренога, треножник, треугольник, треух и др.)

б) Как употреблять в речи существительные часы, ножницы, сутки с числительными два, три, четыре ? (Двое (трое, четверо) часов, ножниц, суток.)

в) Какое порядковое числительное изменяется (склоняется) особо, отлично от остальных? (Третий как лисий .)

6. Кто больше?

За условленное время надо записать наибольшее количество пословиц, поговорок, строк из известных песен и стихотворений, содержащих в себе количественные числительные. (Один в поле не воин. Два сапога – пара. Плакать в три ручья и т.д.)

7. Будь внимателен!

Учитель записывает на доске указанные ниже имена числительные с существительными в скобках. Задача учащихся – написать числительные прописью, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные.

2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), 6 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 9 (сосна), 4 (девушка), 8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм), 12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня), 13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограмм).

8. Головоломки

9. Ребусы

1. 2. 3.

4. 5.

Ответы: 1. Десять, 2.Восемнадцать, 3. Одиннадцать, 4. Семнадцать, 5. Пятно.

10. Выборочный диктант (1)

  1. Шесть мышат в камыше шуршат.
  2. И т.п.

11. Цифровой диктант

12. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры:

1 очка (одиночка), 1 бор (разбор), ш 1 ла (школа), 1 ос (колос)

По 2 л (подвал), 2 д (парад), с 3 ж (стриж), 3 ко (трико), па 3 от (патриот),

40 а (сорока), 100 лб (столб) и т.п.

13. На доске записаны числа: 10, 1, 2, 27, 5

Учитель даёт задания:

1) Запишите первое числительное в творительном падеже (десятью );

2) Запишите третье с конца числительное, как порядковое (второй );

3)Сколько числительных имеют в предложном падеже в окончании букву м ? (об одном );

4) Запишите числительные только с одним слогом (два, пять );

5) Составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в родительном и творительном падежах (двадцати одного, двадцатью одним );

6) Сложите все числа, полученную сумму запишите (сорок пять ):

  1. есть ли здесь числительное с ь ? Выделите орфограмму.
  2. каковы особенности склонения числительного сорок ? Какие числительные склоняются так же (девяносто, сто ).
  3. в какую великую дату прошлого столетия входит число 45 ? (1945 ).
  4. составьте с ней предложение. (В 1945 году закончилась Вторая мировая война ).

14. Найдите «третье лишнее»:

а) семьдесят (сложное) б) шестичасовой (прилагательное)

пятьдесят три (составное) двенадцатый (числительное)

Шестнадцать (сложное) сто пятьдесят первый (числительное)

15. Выборочный диктант (2)

Учитель диктует предложения, учащиеся записывают только числительные в нужной форме, выделяя окончания.

1. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей. 2. Если к 289 прибавить 311,то получится ровно 600. 3. Если из 2 791 вычесть 1 457, то останется 1 334.

16. «Весёлая разминка»

Задание 1 . Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме:

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому )

2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа (два или двое )

3) Какой по счету в году месяц ноябрь (одиннадцатый)

4) Сколько лет в одном веке? (Сто )

5) Сколько лиц в названии главного города страны? (Столица )

6) Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол ); буквы г - кучей сена (стог ); буквы н – звуками издаваемыми от боли (стон); буквы п – командой «остановись» (стоп )?

7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого)

8) Назовите волшебное число многих сказок (Три).

9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке А.С. Пушкина? (Тридцать три).

Задание 2 . Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали:

1) Проверка.

2) Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три )

3) Сколько слов с удвоенной н? (Одно )

4) В скольких числительных только 3 буквы? (два, сто, три )

5) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (сто – 100 )

17. Определите, есть ли в стихотворении числительные, сколько их, к каким разрядам относятся.

Вот неделя. В ней – семь дней,

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется понедельник.

Вторник – это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка – среда –

Третьим днём была всегда.

А четверг – четвертый день –

Шапку носит набекрень.

Пятый – пятница – сестрица –

Очень модная девица.

А в субботу – день шестой –

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний – воскресенье –

Назначаем для веселья.

(М. Погарский)

18. Продолжите предложения – пословицы, запишите их в тетради, выделите числительные.

Один ум хорошо, а …

Не имей сто рублей, а… .

Семьдесят одёжек, а… .

… раз примерь, … раз отрежь.

За … зайцами погонишься – ни … не поймаешь.

Два сапога - … .

От горшка … вершка.

И т.д.

19. Определите, к какой части речи относятся слова:

Три, третий, тройка, тройной, трое, утроить, троица и т.п.

20. Назовите все числительные, зашифрованные в предложении:

Прежде чем вся семь я сядет за сто л, пре два рительно вы три клеёнку.

21. Запишите как можно больше слов, в которых спрятались числительные (три буна, сто г, три тон и т.д.).

22. Перепишите, выбирая нужные числительные.

У кузницы стояло (два, двое) сан.. и (три, трое) телег.. .

(Два, двое) сут.. продолжалась метель.

(Четыре, четверо) друз.. отправились в туристический поход.

(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.

Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро).

23. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах.

464 конверта (р., тв.), 98 велосипедов (д., тв.), 757 кастрюль (р., пр.), 557 мотоциклистов (д., пр.).

24. Определите роль числительных в предложении:

Дважды два – четыре. (подлежащее и сказуемое)

Семеро одного не ждут. (подлежащее и дополнение)

Первый блин комом. (определение)

Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году. (обстоятельство)

25. Разделите данные количественные числительные на три группы и запишите в три столбика:

Семьдесят пять, девяносто, четыреста, восемь, одиннадцать, сорок восемь, шесть, пятьсот сорок пять, три, десять и т.д.

26. Спешите, заменив словами число. Обозначьте условия выбора ь в середине числительных.

Прочитал 59 страниц. Выучил 87 иностранных слов. Жители села выписывают 540 экземпляров газет и 88 экземпляров журналов. В домашней библиотеке имеется 798 книг.

27. Прочитайте арифметические примеры, правильно выговаривая окончания. Запишите эти примеры словами.

Образец:

8- + - ; 4- + 2; 1- + - ; 7,9 + 0,033; 50,7 + 9.

28. Перепишите числительные в таком порядке: 1) количественные, 2) порядковые, 3) собирательные, 4) дробные:

29. Просклоняйте:

354 табуретки, 464 конверта, 757 кастрюль, 557 мотоциклов, полтораста метров, полтора килограмма, полторы минуты и т.п.

30. Составьте словосочетания «числительное + существительное». Поставьте числительные и существительные в творительном падеже.

Оба, обе; две, двое (школьница, сирота, шестиклассник, сутки, здание). Три, трое (костюм, школьник, шестиклассница, сани). И т.п.

III. Заключительный этап

На заключительном этапе работы над именем числительным учащимся предлагаются упражнения на закрепление полученного материала и проверку знаний о данной части речи. Основной и заключительный этапы разграничены условно. На заключительном этапе школьникам даются задания, с видами которых они познакомились на основном этапе, отличие заключается лишь в том, что на данном этапе учащиеся выполняют упражнения самостоятельно, без помощи учителя.

Этот этап позволяет определить эффективность проведенной работы на основном этапе, выявить учащихся, которыми материал был понят не в совершенстве. На заключительном этапе продолжается работа по тренировке и развитию зрительной памяти, ассоциативного мышления, быстроты реакции, так же идет большая работа по развитию речи. К концу 4 класса учащиеся учащимися усваиваются следующие сведения о числительных:

  1. общее понятие об именах числительных;
  2. их деление по функциям на количественные, порядковые, собирательные и дробные;
  3. сходство количественных с именами существительными, а порядковых с именами прилагательными;
  4. деление числительных по составу на простые, сложные и составные;
  5. склонение простых числительных и некоторых сложных.
  6. в процессе выделения числительных один и два из речи, учащиеся убеждаются, что они могут изменяться по родам как прилагательные. А один даже по числам.

На заключительном этапе предлагались следующие виды упражнений:

1. Грамматические задачи

а) Назовите числительные, которые пишутся с удвоенными согласными. (Одиннадцать, миллион, миллиард .)

б) Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже с тремя ь ? (Восьмью, восьмьюдесятью .)

в) Назовите порядковые числительные с двумя удвоениями согласных. (Миллионный .)

г) Какие числительные обладают родовыми различиями? (Один, два , а также все порядковые.)

д) Какие порядковые числительные не являются родственными соответствующим им количественным числительным? (Первый, второй.)

2. Головоломки

3. Шарады

Числительное плюс гласный – Число – часть первая шарады,

Ансамбль в музыке прекрасной. Вторая часть – одна из нот,

(Три-о ) А к ним прибавить букву надо,

Первая цифра стоит в середине, Ответ любой из вас найдет:

Буква с начала и буква с конца. Он – мастер, может сделать вам

А в целом – леса, города и равнины, Буфет, скамейку, шкаф, диван.

К целому полны любовью сердца (Сто-ля-р )

(Р-один-а)

4. Кроссворды

5. Кто больше?

За условленное время нужно подобрать и записать побольше имен существительных и прилагательных, в состав которых входят числительные (Перворазрядник, шестиклассники, семицветный и т.п.)

6. Цепочка

Игру можно проводить и во внеклассной работе. Дети садятся полукругом. Ведущий произносит сочетание количественного числительного с существительным в косвенном падеже (например, двумя руками) , после чего участники игры передают это слово «по цепочке», беря следующее по порядку числительное и подбирая новое существительное (тремя днями, четырьмя стульями и т.д . ).

7. Спешите, ставя слова, данные в скобках, в нужном падеже. Составьте 2 – 3 побудительных предложения с любыми словосочетаниями.

Д..ржать (оба, обе) руками; пр..крепить к (оба, обе) ботинкам; д..ржаться за (оба, обе) конца; прил..жить к (оба, обе) ушам.

8. Чайнворд

9. Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к ., над порядковыми – букву п . Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

1. Входят семь богатырей , семь румяных усачей. 2. С первого щелка прыгнул поп до потолка; со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой. (А. Пушкин.) 5. Три – нечётное число. 6. Семь и четыре – одиннадцать .

10. Перепишите, заменяя числа словами, ставя слова в нужном падеже.

11 (апельсины, мандарины и лимоны ), 10 (яблоки ), 6 пар (сапоги, валенки и ботинки ), 4 пары (чулки и носки ), 500 (граммы ) вермишели, 8 банок (баклажаны, томаты ), площадь в 890 (гектары ).

11. Перепишите, выбирая нужные числительные.

По (оба, обе ) сторонам улицы устроены газоны. Город расположен на (оба, обе ) берегах реки. У (оба, обе ) сестёр были одинаковые платья.

12. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки, заменяя числа словами.

(Сорок ) летний мужчина; (семьдесят пять ) летний юбилей; (тридцать ) градусные морозы; (восемьсот тридцать пять ) километровый переход; (2-) тысячный коллектив; (пятьсот) миллионный посетитель.

13. Дополните каждый ряд данными ниже словами.

Имя существительное (кто? что?) Двойник, двойка, _ _.

Имя прилагательное (какой?) Двойной, семидневный, _ _.

Имя числительное (сколько? какой?) Два, _ _.

Второй, _ _.

Глагол (что сделать? что делать?) Удвоить, _ _.

«Тройка» (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак , (стал) пятиклассником , (громадная) пятерня , пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

14. Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие – на приблизительное? Определите падежи числительных.

Десять дней – дней десять – около десяти дней. Сто двадцать шагов – шагов сто двадцать. Пять тысяч – тысяч пять – около пяти тысяч. Шестьсот тонн – тонн шестьсот – около шестисот тонн. Два года – года два – около двух лет.

15. Прочитайте арифметические примеры, правильно выговаривая окончания. Запишите эти примеры словами.

Образец: К восьми целым двум пятым прибавить четыре пятых.

10- + - ; 9- +12; 13- + - ; 27,9 + 0,033; 89,7 + 19.

16. Цифровой диктант

Учитель показывает карточки, на которых написаны числа, учащиеся должны назвать и записать эти числа. (11, 8, 12, 16, 10…)

17. Выборочный диктант

Учащиеся определяют, что это за предложения: загадка, скороговорка; отгадывают загадку; находят в предложении словосочетание: числительное + существительное, записывают в тетрадь, подчеркивают числительные.

  1. Опять пять ребят нашли пять опят.
  2. Шесть мышат в камыше шуршат.
  3. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
  4. Есть семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни недели)
  5. И т.п.

18. Найдите «третье лишнее»:

а) восемьдесят (сложное) б) восьмимильный (прилагательное)

двадцать три (составное) пятнадцатый (числительное)

девятнадцать (сложное) сто сорок первый (числительное)

Придумайте и запишите свои варианты.

19. Определите, есть ли в стихотворении числительные, сколько их, к каким разрядам относятся.

Из сказки Жуковского «Спящая царевна»

И на пир весёлый тот

Царь одиннадцать зовёт

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их,

Но двенадцатой одной,

Хромоного, старой, злой,

Царя на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?...

20. Прочитай правильно и выразительно предложения:

В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек.

В середине двадцатого века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

По прогнозу учёных, к 2000 году население Земли достигнет 6 – 7 миллиардов человек.

21. Продолжите предложения – пословицы, запишите их в тетради, выделите числительные.

Один ум хорошо, а …

Не имей сто рублей, а… .

Семьдесят одёжек, а… .

… раз примерь, … раз отрежь.

За … зайцами погонишься – ни … не поймаешь.

Два сапога - … .

От горшка … вершка.

И т.д.

22. . Определите, к какой части речи относятся слова:

Сотый, сто, столетний, двойной, пятак, пятиэтажный, утроить, пятерня, двойник, семидневный, второй и т.п.

23. Запишите как можно больше слов, в которых спрятались числительные (три буна, сто г, три тон и т.д.).

24. Спешите, заменив словами число. Обозначьте условия выбора ь в середине числительных.

Прочитал 87 страниц. Выучил 630 иностранных слов. Жители села выписывают 915 экземпляров газет и 69 экземпляров журналов. В домашней библиотеке имеется 937 книг.

25. Перепишите числительные в таком порядке: 1) количественные, 2) порядковые, 3) собирательные, 4) дробные:

Пять, сто, одиннадцатый, двое, пятеро, семь, шесть целых три десятых, десять, пятнадцатый, семидесятый, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, три пятых, один, триста пятьдесят седьмой, сорок и т.д.

26. Разделите данные количественные числительные на три группы и запишите в три столбика:

Семьдесят девять, сто, триста, пятьдесят восемь, девятнадцать, сто шестьдесят восемь, шесть, пятьсот сорок пять, три, десять и т.д.

27. Замените цифры словами, употребляя, где это возможно, собирательные числительные. Подчеркните их.

1. По дороге в лицей я встретил 2 мужчин и 2 женщин. 2. Буря бушевала уже 4 суток. 3. Я дружу с 3 мальчиками и 3 девочками. 4. Охотник из лесу принёс 5 волчат.

28. Составьте словосочетания, используя в них порядковые числительные в родительном и предложном падежах.

360 (сантиметр), 1830 (килограмм), 78 (миллиметр), 2000 (литр), 783 (грамм), 444 (центнер), 8000 (гектар), 3000 000 (километр), 2 000 000 000 (километр).

Список использованной литературы

1. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998.- 312с.

2. Блягоз, З.У. Двуязычие и культура речи/ З.У. Блягоз. – Майкоп, 1977.

3. Бетенькова, Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных/ Н.М. Бетенькова. – М.: Просвещение, 1995. – 249с.

4. Бондаренко, А. Где прячутся ошибки?/ А. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1999.- 423с.

5. Бурлака, Е.Г. Занимательная грамматика/ Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. – М.: Просвещение, 1997. – 345с.

6. Валгина, Н.С. , Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык/ Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001. – 528с.

7. Виноградов, В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове): [Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.»]. – 3-е изд., испр./ В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1986. – 639с.

8. Волина, В.В. Весёлая грамматика/ В.В. Волина. – М.: Знание, 1995. -336с.

9. Гвоздев, А.Н. Современный русский язык/ А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1973. - 432с.

10. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык [Учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин - тов]. Изд. 3-е/ А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1967 – 1968. – 446с.

11. Голанов, И.Г. Морфология современного русского языка. [Учебник для пед. ин -тов]. Изд. 3-е./ И.Г. Голанов. – М.: Высшая школа, 1967. – 347с.

12. Гужва, Ф.К. Современный русский литературный язык (Словообразование. Морфология). [Учеб. пособие для общенауч. фак. и заоч. отд-ний пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература»]/ Ф.К. Гужва.- Киев, «Рад. школа», 1967. – 324с.

13. Катарушкина, Л.А. Имя числительное. Разряд числительных. Материалы к уроку. III класс (система Л.В. Занкова)./Л.А. Катарушкина // Журнал «Начальная Школа». – 2006. -№ 2. – С. 71 -72.

14. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464с.

15. Львов, М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка/ М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. - 459с.

16. Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 462с.

17. Никольская,И.А. Гимнастика ума/ И.А. Никольская, Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение, 1997. – 256с.

18. Основы методики начального обучения русскому языку// Под ред. И.С. Рождественского, - М.: Высшая школа, 1965. – 397с.

19. Палей, И.Р. Очерки по методике русского языка/ И.Р. Палей.- М.: Высшая школа, 1965. – 437с.

20. Поздняков, И.С. Методика преподавания русского языка/ И.С. Поздняков. – М.: Высшая школа, 1955. – 320с.

21. Полякова, А.В. Русский язык. 4 класс. Методические указания. – М.: Академия, 1996. – 198с.

22. Программно – методические материалы. Русский язык. Начальная школа/ Сост. Л.А. Вохмянина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320с.

23. Радзиховская, В.К. Морфология современного русского языка. Вводный курс: Учебное пособие/ В.К. Радзиховская. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 120с.

24. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчика.- М.: Академия, 1993. – 178с.

25. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 704с.

26. Современный русский язык. Часть II (Морфология. Синтаксис) Под ред. проф. Е.М. Галкиной – Федорук. – М.: Московский университет, 1964. - 639с.

27. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин – тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Моловицкий, А.К. Федоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.

28. Современный русский язык/ Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Просвещение, 1976. – 512с.

29. Барановская, И.А. Я иду на урок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.rus.1september.ru


Порядковые числительные

Порядковые числительные изучаются в курсе английского языка в начальной школе. Предполагается, что учащиеся поймут и твердо запомнят закономерности образования порядковых числительных и слова-исключения. Но на практике ситуация выглядит печально. На изучение данного материала отводится несколько часов, и ребята не успевают в должной мере закрепить навык употребления этих числительных.

Предлагаю обобщение своего опыта по изучению порядковых числительных в 3 классе. Это упражнения на отработку, закрепление и повторение порядковых числительных, которые могут быть адаптированы для использования к любой теме и любым УМК.

Важное значение имеет знакомство с новым материалом. На этапе введения нового материала я использовала метод проблемного обучения, что позволяет полнее вовлечь ребят в изучение темы, сделать их полноправными участниками учебного процесса, повысить мотивацию.

Активизацию знаний по теме «Числительные» мы проводим с использованием «Number song» (УМК English О.В. Афанасьева)

и слайдов презентации с числительными от 11 до 100.

Обращаем внимание на роль данных числительных – указать количество предметов. Далее наводящими вопросами учитель подводит учащихся к понятию «порядковые числительные». Мы делали это на примере календаря.

- Ребята, мы с вами познакомились с названиями времен года, месяцев, дней недели, а какая самая маленькая часть календаря? Какое название у неё есть?

- День, название – число.

- А можно ли, используя знакомые нам числа, назвать дату?

- Дети предлагают свои варианты.

Таким образом, создается проблема между знанием и незнанием, и учащиеся могут предположить, что числа должны называться по-другому.

Затем учитель предлагает список порядковых числительных и просит проанализировать, как они образованы. (Данное задание развивает у учащихся УУД анализа, сравнения).

Учащиеся с легкостью выделяют наличие артикля перед порядковыми числительными, «окончание» th у большинства слов, наличие слов-исключений, особые случаи орфографии отдельных числительных. Такой способ введения нового грамматического материала делает ребят участниками открытия нового знания, а значит обеспечивает более прочное понимание и усвоение.

Узнавание и распознавание порядковых числительных

Дополните предложения названиями месяцев. Complete the sentences.

… is the first month of the year.

… is the second month of spring.

… is the third month of summer.

… is the fourth month of the year.

Зачеркни лишнее слово

Fourth, second, first, ten.

Third, think, thirteenth, thirtieth.

Five, fifth, fifteenth, fiftieth.

Гномик записал важные для него события февраля в дневник. Прочти записи и отметь в календаре важные даты. (УМК Enjoy English 3 М.З. Биболетова, Lesson 39, ex. 7)

Послушай и отметь в календаре дни рождения учеников (класса, лесной школы).

О каком месяце идет речь?

It is the first month in winter.

It is the second month of the year.

It is the fourth month of the year….

Составьте слово из букв.

У каждого ученика карточка с буквой. Учитель называет какая буква стоит на каком месте, а ученики выходят с соответствующей буквой и выстраивают слово. Read the word. (Данное упражнение можно использовать на этапе постановки темы урока и загадать любое слово.)

The first letter is B. The second letter is I. The third letter is R. The fourth letter is T. The fifth letter is H. The sixth letter is D. The seventh letter is A. The eighth letter is Y. BIRTHDAY

C помощью алфавита составьте слово из букв, чьи номера я назову. (Данное упражнение можно использовать на этапе постановки темы урока и загадать любое слово.) Ученики записывают буквы в тетрадь.

Write the sixteenth letter. Write the eighteenth letter. Write the fifth letter. Write the nineteenth letter. Write the fifth letter. Write the fourteenth letter. Write the twentieth letter. PRESENT

Образование (написание) порядковых числительных

Заполните пропуски в таблице

Вставьте необходимые числительные

May is the ……………… month of the year.

January is the …………………….. month of the year.

February is the ………. Month of winter.

August is the ……………… month of the year.

Запиши, в каком порядке располагаются дни недели в календаре в России и в Англии

Example : Sunday is the first day of week.

Автоматизация навыка употребления порядковых числительных в речи

Task 1 На уроке физкультуры

Класс! В одну шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайсь!

Ученикам необходимо назвать свой номер по-порядку в шеренге. Данное упражнение можно проводить несколько раз подряд в виде физкультминутки.

Соберите слово из букв и назовите порядок букв.

Дети получают карточки с буквами изученного слова, им необходимо построиться в соответствии с угаданным словом и назвать порядок слов.

S is the first. E is the second. A is the third. S is the fourth. O is the fifth. N is the sixth.

Каков порядковый номер букв этого слова в алфавите? (УМК Enjoy English 2 М.З. Биболетова Lesson 39, ex 2)

Example: И is the second letter in the ABC. I is ….

В качестве речевой разминки в начале урока можно использовать упражнение “Do you know the calendar well?”

Teacher: What is the first month of the year?

Pupil: The first month of the year is January.

Задания продуктивного уровня

Answer the questions

When is your birthday?

What date is it today?

When is your mother’s birthday?

When do you go to school?

When do we celebrate New Year/Christmas?

Проведите анкетирование в классе и составьте календарь дней рождения.

Вы получили сообщения от друга, который приезжает поездом из Москвы. Когда он приезжает? В каком вагоне он едет?

Meet 12/02/2017, coach 7

Pupil: Jane comes on the twelfth of February. She comes in the seventh coach.

Литература

    Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник для 3 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012

    Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику англ. яз. Enjoy English для 3 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012

Мы привыкли к тому, что работая с компьютером, мы видим на дисплее высокой четкости удобную поверхность «рабочего стола» с разложенными на ней «папками» и «документами». Каждой выполняемой программе и каждому документу у нас отводится отдельное окно, и все этим мы управляем при помощи ручного манипулятора, который почему-то называется «мышь». Ничто не мешает нам запустить несколько программ и переключаться между ними, работая одновременно с несколькими документами разных видов. Мы не задумываемся о том, что такой тип взаимодействия компьютера с пользователем был разработан всего три десятка лет назад, и что он называется графическим пользовательским интерфейсом. (Я уже не говорю о том, что сегодня предельно облегчено подключение компьютера к различным видам сетей и поддерживается колоссальное количество разновидностей внешних устройств.)

И уж конечно мы не думаем о том, что всего тридцать лет пользователи управляли компьютером при помощи команд, вводимых с клавиатуры, а компьютер - точнее, операционная система MS‑DOS - в ответ на ошибочные команды выдавала ядовито-зелеными буквами малопонятные текстовые сообщения, например:

Not ready reading drive A
Abort, Retry, Fail?

Bad command or file name

Программы приходилось загружать по очереди (MS‑DOS не обладала многозадачными возможностями), у них была масса проблем с совместимостью и очень разношерстный пользовательский интерфейс. Но те, кому это не нравилось, могли вернуться к пишущей машинке и черчению тушью. И таких охотников находилось все меньше и меньше - возможность сохранять документы в виде электронных файлов и затем повторно использовать и модифицировать их, а не перепечатывать все время под копирку, открывала широчайшие перспективы.

Чтобы понять, почему операционная система MS‑DOS была именно такой, каким образом она стала своеобразным трамплином для Microsoft Windows, и почему, в разных своих ипостасях, просуществовала целых два десятилетия, перенесемся еще на десятилетие назад, в 1971 год.

До MS-DOS

В 1971 г. фирма Intel по заказу японской компании Busicom выпустила интегральную микросхему 4004 - первый микропроцессор, функционально аналогичный современному центральному процессору, лежащему в основе любого компьютера, но значительно менее мощный - он был четырехразрядным, т.е. мог обрабатывать только четырехразрядные двоичные числа, от нуля до 1111 (десятичное 15), и имел тактовую частоту менее 1 МГц. Всего год спустя появился первый восьмиразрядный микропроцессор 8008, а микропроцессор 8080 с тактовой частотой 2 МГц, выпущенный Intel в 1974 г., был уже настолько мощным, что на его основе можно было построить небольшой компьютер. Это и сделала фирма MITS, которая выпустила в 1975 г. первый в мире ПК Altair 8800.

За ним последовали ПК других фирм, которые тоже использовали восьмиразрядные микропроцессоры Intel и других производителей - Motorola, Zilog. В отличие от профессиональных компьютеров, работавших с UNIX, ПК использовали операционную систему CP/M (Control Program for Microcomputers) фирмы Digital Research - первую ОС, работавшую на ПК от различных производителей. Другим программным средством, работавшим практически на всех существовавших тогда ПК, был транслятор языка программирования Basic, выпущенный молодой компанией Microsoft.

Расцвет MS-DOS

В 1980 г. на рынок ПК решила выйти корпорация IBM, и в 1981 г. была выпущена модель IBM Personal Computer, созданная департаментом систем начального уровня IBM под руководством Филипа Дональда Эстриджа - великого Дона Эстриджа (1937-1985), почитаемого ныне, как отца IBM PC. Чтобы максимально сократить сроки и затраты, разработчики использовали открытую архитектуру. IBM PC был сконструирован на основе независимо производимых компонентов. Базовая модель IBM PC имела 64 КБ оперативной памяти с возможностью расширения до 256 КБ. Мозгом IBM PC стал новый 16-разрядный микропроцессор 8088 фирмы Intel. Были опубликованы документация по аппаратуре и программные спецификации.

Когда в октябре 1980 г. IBM обратилась к различным программистским фирмам с предложением принять участие в проекте создания нового ПК, Microsoft не могла предложить IBM собственной ОС. Однако Digital Research располагала только CP/M‑80 для 8-разрядных компьютеров. Пока Digital Research работала над 16-разрядной CP/M‑86, Microsoft приобрела права на 16-разрядную систему 86‑DOS у компании Seattle Computer Products.

Одним из важных качеств 86‑DOS была легкая переносимость программ из среды CP/М‑80. Она к тому же заимствовала многие команды CP/M, такие как REN (переименовать файл), DIR (показать содержание каталога) и TYPE (вывести содержимое файла на экран). Значительно переработанная версия 86‑DOS получила название MS‑DOS 1.0. В августе 1981 г. начались поставки компьютеров IBM PC с этой ОС под названием PC‑DOS 1.0. Кроме того, Microsoft получила право продавать лицензии на MS‑DOS и другим производителям ПК.

Аббревиатура DOS (Disk Operating System - дисковая ОС) подчеркивала основное назначение данной операционной системы - обеспечение управления дисковым вводом-выводом. Система MS‑DOS не содержала встроенной поддержки накопителей на магнитных лентах или локальных сетей. Главное, что она обеспечивала, - работу с файлами. Для удобства использования файлов MS‑DOS позволяла давать им имена длиной до восьми символов, с описанием (расширением) длиной до 3 символов, например DOCUMENT.TXT или READ.ME.

MS‑DOS 1.0, довольно прогрессивная в сравнении с CP/M, использовала более совершенные методы управления дисковыми данными и имела широкий набор команд для сервисных программ. Поскольку оригинальная модель IBM PC выпускалась с дисководами для 160‑килобайтных дискет, PC‑DOS 1.0 поддерживала только такие носители. Другие производители ПК не принимали PC‑DOS, пока в мае 1982 г. не появилась PC‑DOS 1.1, позволявшая работать с дискетами емкостью 320 Кбайт. Вот когда Microsoft смогла воспользоваться своим правом продажи лицензий на MS‑DOS - спустя месяц та же версия ОС вышла под названием MS‑DOS 1.25, и ее начали применять Texas Instruments, Compaq Computers и другие фирмы, приступившие к изготовлению IBM PC-совместимых компьютеров.

MS‑DOS 2.0 (март 1983 г.) поддерживала 360-килобайтные дискеты и 10-мегабайтные жесткие диски (специально для нового компьютера IBM PC XT) и предоставляла возможность рассортировывать файлы по каталогам. Тогда-то и начался мировой бум производства IBM PC-совместимых компьютеров - к числу изготовителей этих машин присоединились такие респектабельные компании, как Tandy, Hewlett-Packard, Digital Equipment Corporation и др. Базовой ОС для продукции многих фирм стала MS‑DOS 2.11 - наиболее стабильная реализация второго поколения MS‑DOS.

MS‑DOS 3.0 (август 1984 г.) была ориентирована на новую модель компьютеров IBM - IBM PC AT - первый компьютер, основанный на микропроцессоре Intel 80286, с 5,25‑дюймовым дисководом высокой плотности (для дискет на 1,2 Мбайт) и 20‑мегабайтным жестким диском. MS‑DOS 3.2 (декабрь 1985 г.) поддерживала 3‑дюймовые 720-килобайтные дискеты и логические разделы жестких дисков объемом до 32 Мбайт. Система продолжала развиваться, в нее добавлялись все новые и новые возможности поддержки национальных изображений валюты и времени, таблиц символов и раскладок клавиатуры.

Росла и популярность платформы IBM PC, больше становилось производителей IBM PC-совместимых машин, а количество разработчиков ПО для IBM PC превзошло все мыслимые пределы. В 1986 г. уже появился IBM PC-совместимый компьютер фирмы Compaq Computer, основанный на микропроцессоре 80386. В следующем году и у IBM появился компьютер с микропроцессором 80386 - PS/2 Model 80. MS‑DOS не была способна в полной мере задействовать возможности новых компьютеров. Так, если компьютеры с микропроцессором 8086 выпускались не более чем с 640 Кбайт оперативной памяти, то на 286‑й компьютер теоретически можно было установить до 16 Мбайт памяти, а на 386‑й - до 4 Гбайт. MS‑DOS же никогда не могла использовать более 640 Кбайт памяти.

Однако растущий рынок требовал интенсивного производства IBM PC-совместимых машин, еще более интенсивного совершенствования MS‑DOS и возможно более интенсивного выпуска профессиональных приложений для IBM PC и MS‑DOS. Одним из главных требований была совместимость: все новые версии MS‑DOS обязаны были успешно работать с программами, выпущенными для более старых версий MS‑DOS.

Поэтому в MS‑DOS 3.3 (апрель 1987 г.) не было ничего принципиально нового, зато все старое было усовершенствовано. В частности, версия 3.3 поддерживала новые 3‑дюймовые 1,44-мегабайтные дискеты. MS‑DOS 3.3 стала важнейшим этапом в истории развития MS‑DOS, следующие версии MS‑DOS 4.0 и MS‑DOS 4.01 (1988 г.) не привлекли большого внимания покупателей. Большинство пользователей IBM PC сохранило верность MS‑DOS 3.3.

Появление Windows

Как мы уже отметили, MS‑DOS имела весьма примитивный пользовательский интерфейс: чтобы загрузить программу или выполнить другие операции, пользователь должен был набирать на клавиатуре команды. Например, команда для копирования из каталога DOC\WORK диска C: на диск A: всех файлов и каталогов, кроме тех, что там уже есть, выглядит так:

REPLACE C:\DOC\WORK\*.* A:\ /S /U

В 1985 г. Microsoft выпустила первую версию Windows - графической оболочки MS‑DOS, предлагавшей пользователю оконный интерфейс. Чтобы задействовать все преимущества Windows, программа должна быть спроектирована специально для Windows.

Существовавшим тогда IBM PC-совместимым компьютерам, однако, не хватало мощности, чтобы обеспечить полноценное функционирование графической среды. Поэтому та Windows, какой ее удалось сделать в 1985 г., выглядела довольно бледно. Но Microsoft продолжала вкладывать средства в Windows. В 1987-1988 гг. появлялись различные реализации Windows/286 и Windows/386 (Windows 2.x).

Предназначенные для выполнения на соответствующих микропроцессорах, они были уже вполне работоспособны. Наконец, в мае 1990 г. произошло событие, во многом определившее сегодняшнее состояние программно-аппаратного рынка IBM PC-совместимых компьютеров.

Windows 3.x

Windows 3.0, выпущенная в мае 1990 г., загружалась из-под MS‑DOS, но заставляла сразу забыть о MS‑DOS. Доступ ко всему объему памяти компьютера осуществлялся через драйвер MS‑DOS HIMEM.SYS и специальную систему «расширения MS‑DOS». Это обусловило качественный скачок - полностью графический оконный интерфейс в сочетании с многозадачными возможностями. Многозадачность Windows не позволяла управлять работой программ так же гибко, как многозадачность OS/2, зато требовала меньше памяти. На компьютерах с микропроцессором 80386 и выше Windows 3.0 работала с виртуальной памятью, т. е. использовала часть диска как продолжение оперативной памяти.

Для запуска программ служило приложение Диспетчер программ - Program Manager. Чтобы можно было упорядочивать и хранить значки запуска для большого количества приложений, разработчики сделали Диспетчер файлов многооконным. Для операций с файлами и дисками в Windows 3.0 входила многооконная программа Диспетчер файлов - File Manager, позволявшая производить многие операции с файлами методом перетаскивания мышью.


Логотип MS-DOS с коробки MS-DOS 6.0

Значок режима MS-DOS из операционной системы Windows 95

Комплекс услуг, предоставляемый Windows, привел к тому, что все перспективные программы стали разрабатываться с учетом требований Windows. От MS-DOS теперь в первую очередь требовалось быть надежной опорой Windows, и в июне 1991 г. вышла MS‑DOS 5.0, разработанная так, чтобы из-под нее было лучше работать с Windows 3.0. В нее вошла, например, новая версия HIMEM.SYS. Для иллюстрации преимуществ многозадачности с MS‑DOS 5.0 поставлялась оболочка MS‑DOS Shell с заимствованной из Windows 3.0 подсистемой переключения программ.

В апреле 1992 г. в продажу поступила Windows 3.1. С этого момента она именуется операционной системой. Строго говоря, эта среда не могла функционировать самостоятельно, без MS‑DOS. Но положения вещей это не меняет. Чуть позже была выпущена Windows 3.1 for Workgroups для работы с одноранговыми локальными сетями, а через год - Windows 3.11, практически идентичная Windows 3.1, и Windows 3.11 for Workgroups. Эти версии Windows были во многом усовершенствованы по сравнению с Windows 3.0.

В 1993–1994 гг. было выпущено и несколько новых версий MS‑DOS. Наиболее существенной особенностью MS‑DOS 6.0 (апрель 1993 г.) стало наличие большой коллекции оригинальных и лицензированных служебных программ, в том числе Microsoft DoubleSpace для увеличения полезной емкости дисков путем динамического сжатия данных. В версии MS‑DOS 6.2 (октябрь 1993 г.) программа Microsoft DoubleSpace была усовершенствована, из версии MS‑DOS 6.21 - изъята из за юридических противоречий с компанией Stac Electronics, производителем аналогичной программы Stacker, a в версии MS‑DOS 6.22 (обе - 1994 г.) - заменена на DriveSpace, не вызывавшую нарекание у компании Stac. И это была последняя самостоятельная версия MS‑DOS.

Windows 9x

Последующие версии MS-DOS были включены в комплект поставки новейших версий Windows.

В частично 32-разрядной операционной системе Windows 95, выпущенной Microsoft в конце лета 1995 г., присутствовала «внутренняя» MS‑DOS 7.0, ее можно было использовать для поддержки программ, несовместимых с новой версией Windows, но по умолчанию на компьютерах пользователей сразу загружался графический интерфейс.

Почему так важно было отвлечь пользователей от MS‑DOS? Новое поколение Windows обеспечивало более высокую надежность и более стабильную и устойчивую одновременную работу приложений, чем Windows 3.1. Windows 95 продуктивнее использовала память и диски, позволяя к тому же давать файлам имена длиной до 255 символов. Система поддерживала спецификацию автоматической настройки оборудования Plug and Play, позволяющую автоматически определять и настраивать большую часть существующей аппаратуры для IBM PC-совместимых компьютеров. Windows 95 работала со всеми видами игровых и мультимедиа-устройств, существовавшими на момент выхода этой ОС.

Windows 95 была первой системой, которая, с одной стороны, была предназначена для выполнения 32-разрядных программ, а с другой - работала с 16-разрядными Windows 3.1-программами и практически любыми программами для MS‑DOS. Конечной же целью было избавиться от 16-разрядного кода, и полностью перевести весь рынок на 32-разрядные приложения и операционные системы. Именно с этой целью параллельно развивалась ветвь Windows NT - современных, полностью 32-разрядных операционных систем для бизнеса.

В течение 1995-1998 гг. Microsoft постоянно обновляла Windows 95, а в 1998 г. выпустила Windows 98, имевшую усовершенствованный интерфейс, новую файловую систему FAT32, и поддерживавшую объединенную модель драйверов устройств для Windows и Windows NT (Windows Driver Model), а также новые типы оборудования, в том числе универсальный порт Universal Serial Bus (USB), и т.д. Интегрированная версия MS‑DOS имела номер 7.1.

«Двухтысячные» версии Windows для дома (Windows Millennium Edition, или Windows Me) и Windows для бизнеса (Windows 2000) были очень похожи внешне. При этом Windows 2000 уже почти предоставляла необходимую гибкость в пользовании разнообразным программным обеспечением (включая компьютерные игры и средства мультимедиа) и при подборе оборудования, а из Windows Me была почти исключена MS-DOS - остался только загрузчик с внутренним номером версии 8.0.

На этом приключения MS-DOS и история двух параллельных ветвей Windows закончились, и началась новая эра - следующей версией операционной системы от Microsoft стала Windows XP.

В заключение отметим, что в разное время разные фирмы выпускали собственные версии MS‑DOS-совместимых ОС. Это были не только версии DOS, предназначенные фирмами-производителями для установки на ПК собственного производства, такие как Compaq DOS, Zenith DOS или ранние версии PC‑DOS фирмы IBM. Отдельные версии DOS выпускались для широкой продажи, чтобы составить конкуренцию MS‑DOS от Microsoft. В их числе DR DOS от Digital Research, Novell DOS 7.0 (последняя версия DR DOS, выпущенная после того, как фирма Digital Research была приобретена фирмой Novell), поздние версии IBM PC‑DOS, PTS‑DOS российской фирмы «Физтех-софт» и др.

И главное. Значение операционной системы MS-DOS трудно переоценить. Под ее управлением работали компьютеры с микропроцессорами с тактовой частотой менее 5 МГц, объемом оперативной памяти до 640 КБ и с такими маленькими жесткими дисками, на которые не поместилась бы даже одна-единственная фотография, сделанная современной профессиональной камерой. Сегодня мы работаем на персональных компьютерах с 32- и 64-разрядной архитектурой, частота микропроцессора которых измеряется гигагерцами, объем оперативной памяти - гигабайтами, а вместимость жесткого диска - сотнями гигабайт, но именно надежная, неприхотливая рабочая лошадка MS‑DOS вытащила на себе всю компьютерную революцию. Миллионы людей стали пользователями и программистами персональных компьютеров именно с этой операционной системой.

Камилл Ахметов
Сотрудник технологического департамента Microsoft

MS-DOS версии 1.х, 2.х, 3.х, 4.х не получили распространения и практически не используются в настоящее время. Необходимо отметить зависимость первоначальных MS-DOS версий от конкретного компьютерного железа. Операционки подгонялись программистами под конкретные компьютеры. Мы свою даунгрейд машину собираем на основе Pentium III, поэтому данные версии не очень нам интересны.

Погружаемся в DOS …

Пройдемся более подробно по всем версиям.

Версии 1.х — 1981 г.

Операционка очень похожа на OS CP/M(считалась стандартом в тот период). Поддерживался только односторонний формат дискет с объемом памяти 160 Кб (8 секторов,40 дорожек, размер сектора 512 байт). Начиная с версии 1.25 (PC DOS 1.0), появившейся в Мае 1982 г. введен двухсторонний формат дискет с объемом памяти 320 Кб.

Версии 2.х — март 1983 г.

Дополнительные возможности:

  • работа с жесткими дисками(HDD);
  • иерархическая структура файловой системы;
  • средства перенаправления ввода/вывода (заимствованы у UNIX);
  • концепция устанавливаемых драйверов периферийных устройств (используя файл CONFIG.SYS), что позволило оперативно адаптировать OS к различным конфигурациям аппаратных средств;
  • метки томов(носителей информации);
  • атрибуты файлов;
  • спулер принтера(спец.программа,позволяющая выводить информацию на принтер в фоновом режиме) — PRINT.com;
  • формат дискет на 360 Кб (9 секторов, 40 дорожек, размер сектора 512 байт).

Версии 3.х — август 1984 г.

Дополнительные возможности:

  • формат дискет на 1.2 Мб;
  • дискеты 3.5″(формат 720 Кб)(начиная с версии 3.2);
  • разбиение HDD на логические диски(размером до 32 Мб), что дало возможность использовать HDD большего, чем 32 Мб объема;
  • улучшена поддержка национальных наборов символов;
  • поддержка компьютерных сетей(слабая,начиная с версии 3.1);
  • команды (программы) : LABEL,ATTRIB;
  • команды (программы) : XCOPY,REPLACE(начиная с версии 3.3).

MS-DOS 3.3 является наиболее широко применяемой на IBM PC XT и на IBM PC AT-286 с объемом памяти не более 640 Кб.

Версии 4.х — ноябрь 1988 г.

Дополнительные возможности:

  • поддержка графических ВидеоАдаптеров EGA,VGA;
  • объем логических дисков — более 32 Мб;
  • поддержка стандарта LIM/EMS(драйвер EMM386.sys,доступ к дополнительной памяти ОЗУ на IBM PC AT-386 и выше), что позволило отдельные части MS-DOS загружать в дополнительную память;
  • программа-оболочка Dos-Shell.

Несмотря на все плюсы, MS-DOS версий 4.х не получили широкого распространения.

MS-DOS версии от 5.х до 6.х.

Самые распространённые и часто используемые самостоятельные MS-DOS версии.

Операционная система MS-DOS 6.22.

Версия 5.0 — июль 1991 г.

Дополнительные возможности:

  • возможность загрузки ядра MS-DOS,в HMA-память(High Memory Area) на IBM PC AT-286 и выше;
  • для прикладных программ отводится до 620 Кб адресного пространства (0-640 Кб) ОЗУ;
  • поддержка HDD до 2 Гб;
  • формат 2.88 Мб для дискет 3.5″.

Версия 6.0 — март 1993 г.

Дополнительные возможности:

  • эффективное использование ОЗУ;
  • дополнительные сервисные программы;
  • программные средства для оптимизации файловой системы на логических дисках (DEFRAG);
  • изъяты команды (программы), утратившие актуальность;
  • специальная программа MEMMAKER — оптимизация расположения резидентных программ в ОЗУ;
  • мультиконфигурационные файлы CONFIG.SYS (возможность выбора варианта конфигурации из меню);
  • система защиты от вирусов (слабая);
  • увеличение доступного дискового пространства (DoubleSpace);
  • средства регулирования энергопотребления PC (LapTop,NoteBook).

Версия 6.2 — октябрь 1993 г.

Дополнительные возможности:

  • ряд улучшений в области повышения надежности работы с данными на уровне файловой системы;
  • повышена эффективность существующих команд (программ);
  • Кэширование CD-ROM (программа SMARTDRV);
  • отказ от DoubleSpace без потери информации (позволяет вернуть логический диск в исходное состояние);
  • выявление и обход физических дефектов HDD и FDD (SCANDISK);
  • выявление и устранение дефектов в файловой системе (SCANDISK), в том числе и сжатых DoubleSpace;
  • пошаговое выполнение любого *.bat-файла, в том числе и autoexec.bat.

Версия 6.22 — октябрь 1993 г.

Дополнительные возможности:

  • добавлен новый компрессор DoubleSpace;
  • в нелокализованную версию добавлена кодовая страница 866 (с помощью файлов EGA3.CPI и KEYBRD2.SYS), поддерживающая работу с символами кириллицы, в том числе в именах файлов, а также представления даты и времени, ориентированные на Россию, Украину и Беларусь.

Есть ещё формально существующая версия 6.21, однако она упоминается только в документации, DOS сообщает о себе как 6.20. Фактически версия 6.21 — результат проигранной Microsoft судебной тяжбы со Stec Electronics по поводу кода компрессора DoubleSpace, запатентованного Stac Electronics. Результат — DoubleSpace был убран из системы. В версии 6.22 ему на замену пришёл DoubleSpace.

MS-DOS версии от 7.х до 8.х.

Не самостоятельные MS-DOS версии, входящие как необходимая часть в операционные системы Windows 95/98 — Windows ME. Нужно отметить, что это обеспечивает полную совместимость практически всех MS-DOS программ с Windows 95/98.

Операционная система MS-DOS 7.1 (7.10).

Версия 7.0 — август 1995 г.

Дополнительные возможности:

  • операционная система — часть Windows 95;
  • добавлена поддержка LFN - длинных имён файлов;
  • весь код из MSDOS.SYS перенесён в IO.SYS;
  • MSDOS.SYS теперь текстовый файл настроек;
  • новые команды в CONFIG.SYS: ACCDATE, BUFFERSHIGH, FCBSHIGH, FILESHIGH, LASTDRIVEHIGH, STACKSHIGH;
  • в поставку включён драйвер CD-ROM: OAKCDROM.SYS.

Версия 7.1 (7.10) — август 1996 г.

Дополнительные возможности:

  • операционная система — как часть Windows 95 OSR2 и Windows 98 и SE;
  • добавлена FAT32 и поддержка винчестеров до 127 Гбайт.

Версия 8.0 — сентябрь 2000 г.

Дополнительные возможности:

  • операционная система — как часть Windows ME;
  • ухудшена функциональность ядра, жёстко интегрирован не отключаемый драйвер верхней памяти;
  • заблокирована возможность загрузки в реальном режиме с жёсткого диска, удалено большинство утилит;
  • также находится на загрузочной дискете, создаваемой Windows XP и старше.

Совместимость MS DOS версий.

Совместимость — возможность совместной работы технических средств или программного обеспечения. Если OS версии M совместима с OS версии N это значит, что все программы, работающие в OS версии N будут работать и в OS версии M. На основании практического анализа запуска используемых приложений, можно вывести следующую таблицу соответствий (MS-DOS 3.х и 4.х на нашей машине не запустились, возможные причины указаны в примечании).

Примечание:
Обычно системное обеспечение DOS подгоняется к конкретной машине. При этом оно конструируется так, чтобы могло подойти для любой машины, совместимой с данной. Единственная область, где обеспечение разных операционных систем сильно дифференцировано, это файл IO.SYS. Oн непосредственно связан с физическим устройством электронного оборудования и организуется независимо каждой фирмой-изготовителем. Однако, электронное оборудование разных систем сходно по своему строению, и это обеспечивает совместимость IO.SYS по основным параметрам. Благодаря такой совместимости пользователь может без затруднений сменить операционную систему на своей вычислительной машине.
Вместе с тем, не всё так просто. В некоторых операционных системах предусмотрены программы с автоматическими процедурами, которые устанавливают строго определенный размер каждого системного файла. Тогда если размеры системных файлов той и другой системы не совпадают, то процедуры данной операционной системы не срабатывают и она вылетает. Существуют и другие подводные камни совместимости.

Есть ли альтернатива MS-DOS ?

Среди совместимых с MS-DOS систем необходимо отметить FreeDOS как достаточно активно поддерживаемую энтузиастами. Не смотря на это, о полной совместимости говорить не приходится. Ни одна из систем не совместима с MS-DOS на 100%. Нижеприведенная таблица это подтверждает (данные по состоянию на 2005 год). В таблице приводятся данные по MS-DOS 7.1 для Windows 98/95.

MS-DOS DR-DOS PTS-DOS FreeDOS
FAT32 + + +
Драйвер EMS, UMB ++ ++ +
Драйвер DPMI, DPMS +
Дисковый кэш + +
Дефрагментатор диска + + +
Драйвер сжатия диска + +
Сетевые драйверы +
Отладчик для… i8086 Pentium i80286 Pentium
Информация о системе +
Имя файла конфигурации config.sys dconfig.sys config.pts fdconfig.sys
Меню выбора конфигурации +++ + ++ +
Стандартное имя файла автозапуска autoexec.bat autodos7.bat autopts.bat fdauto.bat
Системные файлы io.sys
msdos.sys
ibmbio.sys
ibmdos.sys
security.bin
ptsdos.sys kernel.sys

Несмотря на отказ Microsoft от дальнейшего развития операционки, история MS-DOS не закончилась. Пишутся программы, используются утилиты, устанавливаются игры. Так что, погружаемся в DOS …

Датой рождения операционной системы DOS можно считать 1980 год, когда была создана первая разработка, носившая название QDOS. Наибольшее распространение система получила в 1987 году и используется до настоящего времени.

DOS: общая характеристика

Система (операционная) компьютера представляет собой программу, загружающуюся при включении персонального компьютера. Она осуществляет диалог с человеком, производит управление ПК и его ресурсами, запускает на выполнение различные программы. Благодаря операционной системе пользователь и могут удобно общаться с устройствами ПК (интерфейс).

Ядром системы MSDOS являются файлы MSDOS.SYS и I0.SYS, которые загружаются в память с помощью загрузчика и постоянно там присутствуют. Первый файл реализует высокоуровневые основные услуги MSDOS, а второй дополняет собой базовую систему для ввода вывода.

Обработка вводимых пользователем команд производится с помощью командного процессора, который реализуется посредством файла COMMAND.СОМ, находящегося на диске вместе с ядром. Некоторые команды в DOS, такие, как DIR, TYPE и другие, выполняются самим командным процессором. Их называют внутренними командами. Остальные внешние команды осуществляются с помощью внешних файлов, которые загружаются в память и управляются также посредством COMMAND.СОМ. После окончания работы программы процессор производит удаление из памяти программы и сообщает о готовности к дальнейшему выполнению действий пользователя.

Внешние команды, которые выполняет операционная система DOS, поставляются в виде отдельных файлов вместе с системой. Они производят действия различного обслуживающего характера форматирование и др.).

Дополнением к системе ввода вывода MSDOS являются драйверы устройств, которые обеспечивают нестандартное применение уже имеющихся устройств или обслуживание новых. Данные программы загружаются в память ПК вместе с системой, а их имена прописываются в специальном файле конфигурации CONFIG.SYS. Это позволяет проще добавлять новые устройства, не задействуя системные MSDOS файлы.

Операционная система DOS: основные функции

Основной обязанностью системы является обслуживание (создание, хранение, удаление) файлов, которые аналогичны любым другим и представляющим собой набор данных определенного места памяти. При обработке файлы загружаются в оперативную и это происходит под управлением системы (операционной).

Каждый файл должен иметь название, которое может быть сложным и простым. Сложное имя представлено названием файла и его расширением. В отличие от других систем более высокого уровня (Windows), в MS-DOS имя файла может иметь не более восьми символов. Расширение файла указывает его тип или принадлежность к той или иной программе, например, файл данных или текстовый.

Конечно, по сравнению с виндовс MS DOS - это совершенно другой интерфейс. Если в первой системе все необходимые инструменты и вся информация графически представлена на экране компьютера, то работа в системе DOS более сложна и требует специальных навыком и знания команд.

В качестве интерфейса при работе в системе DOS пред пользователем появляется с одной только командной строкой. И, например, для загрузки программы или игры (поддерживаемой данной системой) потребуется ввод нескольких команд.

После появления программы Norton Commander работать в системе MS-DOS стало значительно проще. Также операционная система DOS выступает однозадачной системой, и не позволяет в отличие от Виндовс работать с двумя и более программами одновременно. Тем не менее, данная система до сих пор используется и позволяет решать различные специфические задачи. Из-под DOS производят запуск программы для восстановления информации, для проверки памяти и решения других "железных" проблем.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: