Первый изобретатель телевизора. История развития телевизоров. От теории - к практике

Телеви́зор (телевизионный приёмник ) (от новолатинского televisorium - дальновидец) — электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам (в т. ч. телевизионных программ, также сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала).

Идея передачи изображения на расстоянии существовала с глубокой древности, находя отображение в мифах и сказаниях (например, «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»), однако, техническая и теоретическая база для создания подобного устройства появились лишь в конце XIX века, после создания радио.

В 1884 году немецкий изобретатель Пауль Нипков изобрёл диск Нипкова — устройство, лёгшее в основу механического телевидения.

10 октября 1906 года изобретатели Макс Дикманн, ученик Карла Фердинанда Брауна, и Г. Глаге зарегистрировали патент на использование трубки Брауна для передачи изображений. Браун был против исследований в этой области, считая идею ненаучной.

В 1907 году Дикманном был продемонстрирован телевизионный приёмник, с двадцатистрочным экраном размером 3х3 см и частотой развёртки 10 кадр/с.

25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния», доказав возможность применения катодно-лучевой трубки для преобразования электрического сигнала в точки видимого изображения. Развёртка луча в трубке производилась магнитными полями, а модуляция сигнала (изменение яркости) — с помощью конденсатора, который мог отклонять луч по вертикали, изменяя тем самым число электронов, проходящих на экран через диафрагму.
9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и приём их с воспроизведением на экране ЭЛТ. Передаваемое изображение было статичным (то есть движущиеся объекты отсутствовали).

В 1908 году армянский изобретатель Ованес Адамян запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов («Приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отражённого от зеркала осциллографа, в колебания яркости трубки Гейслера », заявка подана в 1907 году). Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании, Франции и России (1910, «Приёмник для изображений, электрически передаваемых с расстояний»). В 1918 году Адамян собрал первую в России установку, способную демонстрировать чёрно-белое изображение (статичные фигуры), что было большим шагом в развитии телевидения. В 1925 году он получил патент на трёхцветную электромеханическую систему телевидения, то есть для устройства по передаче цветных изображений на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий. При вращении диска три цвета сливались в единое изображение. Опытные передачи были продемонстрированы в том же году в Ереване.
Существует много публикаций и о создании в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. Первый в истории телевизионный приёмник, на котором был произведён ташкентский опыт, назывался «телефотом».

В 1925 году шотландский изобретатель Джон Лоджи Берд впервые продемонстрировал телевизионную передачу движущихся объектов используя диск Нипкова. В конце 1920-х основанная им компания Baird Corporation была единственным производителем телевизоров в мире.

Настоящий прорыв в технике электронном телевидения произвёл ученик Б. Розинга В. К. Зворыкин (эмигрировавший после революции в Америку и работавший на RCA) — в 1923 году он подал заявку на телевидение, основанное полностью на электронном принципе, а в 1931 году создавший первую в мире передающую электронную трубку с мозаичным фотокатодом, названную «иконоскопом», положившую начало развитию электронного телевидения. Иконоскоп — первая электронная передающая телевизионная трубка, позволившая начать массовое производство телевизионных приёмников. Далее Зворыкин занялся созданием полностью электронной телевизионной системы. Для полного успеха требовалось провести большую работу по совершенствованию иконоскопа и кинескопа (приёмной трубки), систем преобразования и передачи электрических сигналов, решению технологических проблем, связанных с получением требуемой фоточувствительной структуры, и т. п.
Регулярное телевизионное вещание по системе с оптико-механической развёрткой изображения началось в США в 1927 году, в Великобритании в 1928 году, в Германии в 1929 г.
Первое регулярное телевещание на электронном принципе в УКВ-диапазоне началось в 1935 году в Германии (441 строка), в 1936 году — в Англии (405 строк), Италии (441 строка) и Франции (455 строк). Регулярное вещание с анонсированием передач началось в Великобритании в 1936 году.

После Второй мировой войны в США население не потеряло покупательную способность а её радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности во время войны, и лишившаяся оборонных заказов, нашла себе поле деятельности в виде телефикации страны и быстро решила эту задачу. Если в 1947 году в США было около 180 тыс. телевизоров, то к 1953-му их число возросло до 28 миллионов! (то еесть телевизор имела практически каждая вторая семья). Рынок за шесть лет был практически насыщен чёрно-белыми телевизорами, а чтобы создать новый массовый товар, американская радиопромышленность занялась всерьез цветным телевидением.
После разработки и создания этой системы, в 1953 году в США началось регулярное цветное телевизионное вещание. Тогда же появились и цветные телевизоры. Тогда он стоил в среднем около тысячи долларов (половина стоимости среднего автомобиля), а его обслуживание в год обходилось примерно в такую же сумму. Требовалась, например, почти еженедельная настройка специалистом (ручек управления у первых телевизоров было больше ста). Поэтому цветное телевидение в США стало массовым только через 12-15 лет (первые 10 млн. телевизоров были проданы только к 1966 году).
Японская радиопромышленность довольно быстро наладила производство относительно дешевых цветных телевизоров для рынка США, и поэтому в 1960 году американскую систему приняла и сама Япония (то есть выбор был вынужденный).

Регулярное телевещание в России (СССР) началось 10 марта 1939 года.
Первый советский телевизор (приставка — собственного громкоговорителя телевизор не имел и подключался к радиовещательному приемнику) по системе с диском Нипкова был создан на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого) в апреле 1932 года. Это была марка Б-2 , с размером экрана 3x4 см. В 1933-1936 гг. завод выпустил около 3 тыс. этих телевизоров. В 1938 году завод «Коминтерн» выпустил телевизоры ТК-1 , это была сложная модель на 33 радиолампах и изготавливался он по американской лицензии и с использованием их документации. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет) .
Работы же по созданию упрощенного телеприёмника, рассчитанного на массового потребителя, велась на другом ленинградском предприятии - заводе "Радист" (именно на него пришли ведущие специалисты из ВНИИТа и с завода им. Козицкого). И в 1940 году в лабораториях "Радиста" был создан серийный настольный телевизор 17ТН-1 с экраном диаметром 17 см. До войны завод успел выпустить не более 2 тыс. телевизоров этой марки. Перед войной Александровский завод выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA — АТП-1 . Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49 , его смотрел даже Сталин. Стоили первые телевизоры более 900 рублей.
Московский телевизионный завод (ныне «Рубин»), был создан в 1951 году, а выпустил первые телевизоры Север в 1953 г. Александровский радиозавод («Рекорд», ныне VESTEL) начал производить телевизоры с 1957 года. Поскольку послевоенный парк телевизоров в СССР был невелик, то в 1951-55 гг. была предпринята попытка создания системы последовательного цветного телевидения (имеющей некоторые преимущества, но несовместимой с чёрно-белой, а потому ранее отвергнутой в Америке). Был выбран стандарт 525 строк при 50 кадрах (25 полей) в секунду, в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре (при красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие). Велось опытное вещание с Опытной станции цветного телевидения , ОСЦТ-1. На ленинградском заводе им. Козицкого было выпущено несколько сот цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см (с повышенной яркостью — чтобы компенсировать потери света в светофильтрах).
Но в феврале 1957 года вышло постановление Совета Министров по вопросам цветного телевидения с поручением начать в следующем, 1958 году, опытное вещание уже по одновременной (совместимой) системе. К ноябрю 1959 года на Шаболовке была смонтирована ОСЦТ-2, которая в январе 1960 г. начала регулярное вещание по системе NTSC. Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого (новую «Радугу»), а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около 4000 штук, но в открытую продажу они не поступали.
В итоге в марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения и был осуществлён переход на французскую систему SÉCAM. Первая широковещательная цветная телепередача в СССР состоялась 7 ноября 1967 года. Первые цветные телевизоры тоже были французские — было закуплено несколько сот телевизоров марки КFТ. В 70-х - 80-х годах происходила постепенная замена парка чёрно-белых телевизоров на цветные отечественного производства. Парк цветных телевизоров формировался трудно, хотя их долгое время продавали даже ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта: население почти перестало покупать чёрно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надёжности (да и объём цветных телепрограмм рос тогда очень медленно).
В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн. цветных телевизоров.

Примерно до 1990-х годов использовались телевизоры исключительно на основе кинескопа (электронно-лучевой трубки). В конце XX века начали получать распространение проекционные телевизоры (как на основе ЭЛТ, так и ЖКИ, а также на основе микромеханического оптического модулятора). Появились телевизоры на основе практически плоского , а затем и совершенно плоского , кинескопов, появились тёмные кинескопы с улучшенной передачей чёрного цвета, кинескопы с укороченной трубкой (по толщине корпуса конкурирующие с жидкокристаллическими). Внедрялись системы передачи текстовой информации в телесигнале — телетекст и фасттекст. Стали выпускаться телевизоры с функцией картинка-в-картинке (PIP) (первый выпущен в 1978 г. компанией Sharp), широко внедряться цифровая обработка видеосигнала, улучшающая итоговое качество изображения. Поступили в продажу карманные телевизоры с ЖКИ-экраном, мини-телевизоры встроили в часы и в очки. Совершенствовалась и удешевлялась технология производства телевизионных приёмников, телевизор стал одним из самым распространённых бытовых приборов, он стал основным инструментом мировой масс-медиа, потеснив радио.

В начале XXI века стали массово производится телевизоры с жидкокристаллическими и плазменными экранами (панелями), благодаря стремительному удешевлению неуклонно вытесняющие традиционные кинескопные. Размер экрана современных бытовых телевизоров может доходить до нескольких метров. Телевизоры с очень большим форматом изображения (предназначенные для общественных мест) могут изготавливаться и на основе матриц из дискретных светодиодов или на основе матрицы плазменных панелей.

Дальнейшее развитие телевизионных приёмников осуществляется в направлении поддержки телевидения высокой чёткости (ТВЧ) и цифрового телевидения.






1 апреля 1903 года в одной из немецких газет появилась заметка, в которой сообщалось, что «сегодня вечером в пивоварне замка состоится демонстрация интересного аппарата, называемого окулариофоном, и представляющего собой комбинацию телефона, граммофона и биографа». Посетителям пивной обещали показать посредством аппарата сцены из разыгрываемой в городском театре комической оперы. Первоапрельскую шутку быстро раскусили, и бюргеры, попивая в пивной пиво, рассуждали на тему тупости газетчиков, не сумевших придумать чего-либо более правдоподобного. До изобретения телевизора (или передачи первого телевизионного изображения) оставалось 8 лет.

В то время услуга телемастера ещё не была востребованной. Но если сейчас внезапно сломался можно осуществить быстро и не дорого, вызвав специалиста сервисного центра.

Телевизор - это механическая игрушка и его история

История создания телевизора начинается с доклада о переносе светового пятна на расстояние, представленного в 1877 году французом Сенлеком, португальцем Адрианом де Павиа и итальянцем Карло Марио . Селеновый фотоэлемент, меняющий свое электрическое сопротивление в зависимости от освещенности, управлял на расстоянии свечением электрической лампочки, яркость которой изменялась пропорционально освещенности селенового фотоэлемента. Мгновенно родилась идея табло - предшественника , состоящего из 10 тысяч лампочек, расположенных в 100 рядов по 100 лампочек в каждом ряду, связанных 10 тысячами линий с передающей камерой из 10 тысяч селеновых фотоэлементов. Идея реализована не была ввиду возникших технических сложностей.

В 1879 году была обнародована идея, как обойтись без 10 тысяч соединяющих передатчик и приемный экран линий . Число линий сокращалось до одной - селеновый фотоэлемент предлагалось последовательно проводить по всем точкам передаваемого изображения, а на приемном конце линии синхронно двигавшийся с фотоэлементом карандаш должен был прижиматься к листу белой бумаги с силой, пропорциональной освещенности соответствующей точки на передающем конце линии, оставляя отпечатки разной интенсивности.

В 1880 году было предложено «ощупывать» точки картинки посредством вращающегося переключателя, что также позволяло обойтись одной линией связи . Но технические возможности не позволяли перемещать единственный селеновый фотоэлемент со скоростью, достаточной для передачи хотя бы 12 кадров в секунду. Техническую проблему элегантно разрешил немецкий изобретатель Пауль Нипков, но, как выяснилось, слишком рано, изобретение телевизора еще не состоялось . С его слов, идея разложить изображение на точки и строки посредством вращающегося диска с нанесенными по раскручивающейся спирали отверстиями пришла к нему в 1883 году.

Селеновый фотоэлемент собирал свет, просачивающийся через единственное отверстие диска, перекрывающее в данный момент изображение, и преобразовывал его в яркость свечения лампочки на приемном конце линии. Свет от которой через диск с отверстиями, аналогичный диску на передающем конце, и вращающийся с ним синхронно, создавал на экране световое пятно, яркость которого соответствовала яркости пятна на передающей стороне. При достаточно быстром вращении дисков на экране, вследствие инерции человеческого зрения, воссоздавалось передаваемое изображение.

В 1884 году Нипков получил патент на «электрический телескоп» . Воплощение своей идеи «в железе» Нипкову довелось увидеть через 44 года, в 1928 году на выставке связи. Еще через 7 лет, в 1935 году, к 75-летию изобретателя, фирма «Телефункен» подарила Нипкову настоящий электронный телевизор.

Диск Нипкова удержался на телевизионной передающей камере вплоть до 1943 года, на приемной же стороне он был заменен новым чудо-прибором - катодной трубкой, что ознаменовало новый этап в истории телевизора . В катодной трубке испускаемый раскаленным катодом пучок электронов отклонялся электромагнитами по горизонтали и вертикали, и, попадая на покрытый флуоресцирующим составом стеклянный экран, высвечивал на нем яркую точку. Перемещая точку синхронно с вращением диска Нипкова, удавалось передавать изображение. Впрочем, изобретателя катодно-лучевой трубки немецкого физика Карла Фердинанда Брауна передача изображения на расстояние не волновала, свою трубку он считал удачным средством для демонстрации формы переменных токов.

В России возможность передачи картинки на расстояние рассматривал физик А.Г. Столетов, открывший законы фотоэффекта (само явление было открыто немецким физиком Генрихом Герцем). Аппарат предполагалось назвать «Телектроскопом». Дальнейшее развитие телевидения также связано с Россией. Физик Борис Львович Розинг был учеником изобретателя радио Александра Степановича Попова, а по Артиллерийской школе в Петербурге он был знаком с военным инженером Константином Дмитриевичем Перским, одержимым идеей передачи изображения на расстояние. Перскому мы обязаны обогащением словаря на слово «телевидение», а Розингу изобретением телевизора.

Розинг увлекся идеей передачи изображения посредством трубки Брауна в 1902 году, и уже в 1907 году запатентовал «Электрический телескоп» . На передающей стороне Розинг разлагал изображение на элементы посредством двух смещенных один относительно другого вращающихся зеркальных цилиндров, а ток через обмотки отклоняющих электронный луч на приемной катодной трубке электромагнитов вырабатывался соединенными с вращающимися цилиндрами магнитами.

В 1911 году Розинг продемонстрировал свой первый работоспособный образец переносящего изображение аппарата . Передаваемое изображение, 4 белых полосы на черном фоне, оказалось очень четким. Но Розинга не устраивала механическая развертка изображения в передающей камере, и он сделал предложение применить катодную трубку и в качестве передатчика. Реализовал эту идею ученик Розинга Зворыкин.

Создание первых электронных телевизоров и передачи изображения

С 1913 года стали производиться в промышленном масштабе электронные лампы, но большого влияния на историю развития телевизора они не оказали, телевидение продолжало оставаться механическим .

В 1925 году по телевидению впервые был передан образ человека - шотландец Джон Бэрд за полкроны уговорил 15-летнего ученика клерка посидеть перед ослепляющим светом передающей камеры, и наблюдал в соседней комнате вполне четкое изображение лица . Аппараты Бэрда были собраны из подручных, найденных на свалке материалов, с дисками Нипкова в передающем и приемном аппарате.

Первый телевизионный аппарат для населения поступил в продажу в США в 1927 году, что и завершило историю первого телевизора. Массовое регулярное вещание началось в 1934 году в Германии, а с 1936 года в Великобритании. В СССР первый механический телевизор появился в 1932 году.

История телевизора: телевидение становится полностью электронным

Следующий этап истории создания телевизора связан с именем инженера Зворыкина . Муромчанин Владимир Козьмич Зворыкин завершил в 1912 году свое образование в качестве инженера-электрика, а в 1919 году эмигрировал в Америку. В 1920 году он начинает работу в компании Вестингауз в Питтсбурге. Планами он задался амбициозными - воплотить идею своего учителя Розинга и использовать для разложения передаваемого изображения электронный луч. Его работа вылилась в изобретение в 1923 году иконоскопа, на который в 1938 году был получен патент. В качестве приемной трубки Зворыкин использовал т.н. «кинескоп», или трубку Брауна. Первый чисто электронный аппарат был создан в возглавляемой им лаборатории в 1936 году, а в 1939 году была выпущена модель для массового производства . Эра механического телевидения завершилась .

Дело было за малым - повысить чувствительность передающих трубок (при малочувствительных иконоскопах температура в передающей студии достигала 40-50 °С от работы осветительных приборов), и улучшить четкость изображения. Чувствительность удалось повысить благодаря эффекту вторичной фотоэлектронной эмиссии, а качество изображения - путем последовательной передачи четных и нечетных строк, что повысило частоту смены кадров (полукадров) до 50 в секунду, и получаемая картинка уже воспринималась глазом как стабильная.

В США в 1932 году телевизионное вещание велось уже с 35 опытных станций, но регулярные программы транслировались лишь в Нью-Йорке . Количество строк изображения оставалось по-прежнему невысоким. Олимпийские игры 1936 года в Берлине транслировались с частотой 25 кадров в секунду, изображение разлагалось на 180 строк. Новый толчок телевидению был дан в 1948 году, когда в Германии был предложен вскоре принятый и в других странах стандарт телевидения с разложением на 625 строк, сохранившийся до настоящего времени . В США постепенно установился стандарт разложения на 525 строк. К середине 50-х годов телевизионные аппараты стояли уже в 27 миллионах американских домов.

Зворыкин продолжал работу над увеличением чувствительности иконоскопа, и к 1939 году совместно с Харлеем Ямсом и Джорджем Мортоном им был изобретен супериконоскоп. Еще позднее Харлей Ямс и Альберт Роз создали более чувствительный ортикон. Все эти приборы использовали открытый Столетовым фотоэффект, позднее названный внешним фотоэффектом. С 1949 года исследователи работают над применением в телевидении «внутреннего», или полупроводникового эффекта . Изобретенный в 1949 году видикон работал уже в нормальных условиях освещенности. В 1965 году была создана еще более современная полупроводниковая передающая трубка - плумбикон, нашедшая применение при передаче программ цветного телевидения. В СССР электронно-лучевой телевизор для массового потребителя КВН-49 выпускался с 1949 года.

21 июля 1969 года 530 миллионов людей во всем мире наблюдали на экранах своих телевизоров высадку на Луне первого человека. Это был, безусловно, очередной триумф в истории телевизора.

На экране ТВ появляется радуга

Эра цветного телевидения началась с 1954 г, когда опять-таки в зворыкинской лаборатории был создан первый телевизор цветного изображения. В 60-х годах появились стандарты систем цветного телевидения - NTSC в США, SECAM во Франции и PAL в Германии. В СССР цветные телевизоры стали выпускаться с 1967 года .

В 60-е годы в происходит замена электронных ламп на полупроводниковые транзисторы . Первый полностью полупроводниковый телевизор был изготовлен в 1960 году на японской фирме Sony. Аппараты становятся компактнее, а экраны больше. В дальнейшем происходит переход промышленности на микросхемы, вся электронная начинка современного телевизионного приемника может быть вмещена в одну микросхему.

И, наконец, воплощается мечта инженеров о плоском экране - появились жидкокристаллические экраны и плазменные панели.В настоящее время происходит замена аналоговых телевизионных каналов на цифровые с предстоящей вскоре отменой аналогового телевизионного вещания. На этом история телевизора не завершена - впереди еще много нераскрытых возможностей этого вида связи.

История наших дней: распространенные марки бюджетных телевизоров

    Рассчитан на невзыскательного телезрителя, за небольшие деньги получающего приемлемое качество. Именно фирма Akai выпустила впервые в мире модели с экранным меню и дистанционным управлением с пульта.

    Типичный представитель недорогого класса, выпускается в основном для продажи в России и странах СНГ. Производятся в основном модели с жидкокристаллическими экранами.

    Выпускается холдингом DNS и продается в магазинах розничной сети компании. Выпускаются как бюджетные устройства, так и удовлетворяющие самым изысканным запросам, но все модели отличает высокая надежность. В некоторых моделях поддерживается Smart TV - интеграция Интернета и цифровых интерактивных сервисов в телевизоры и ресиверы цифрового телевидения.

Около 100 лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. Эти гаджеты прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей «110 лет телевидения» сайт вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.

«Пантелеграф» и диск Нипкова

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: диск Нипкова.

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), — и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.


Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра — как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий — почти прямая. Одно отверстие — одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже XIX и XX веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» — первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.


Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты Daily Express, редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор — Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 доллара, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.


Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался — Televisor) — выпускался в Великобритании в 1930—1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.


Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные — лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.


Расписание из журнала «Радиофронт».

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному — чтобы попутно слушать звук.


Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей — за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.

Одним из первых в СССР минчанин Генрих Бортновский: уже в канун 1933 года он принимал из Москвы новогоднюю передачу. Это был первый телевизор на территории современной Беларуси.

Интересно, что в 1936-м журнал «Радиофронт» опубликовал несколько критических статей, где клеймил позором Белорусский радиокомитет за бездействие, волокиту и междоусобную войну с городским отделом радиовещания.

В результате многие телерадиолюбители не могли получить консультацию и строить свои приемники. Быть может, именно эта бездеятельность Белорусского радиокомитета способствовала развитию таланта самоучек вроде Бортновского.


Фото из журнала «Радиофронт», 1936 год

Телевизоры с зеркальным винтом

К концу тридцатых годов «телелюбительство» в СССР потихоньку становится все более массовым увлечением: ленинградский завод выпустил три тысячи телевизоров «Б-2», по журнальным схемам любители всей страны собирают сотни и сотни самодельных приемников разных конструкций.

В 1937 году книга Б. Шефера «Самодельный телевизор» тиражом в 50 тысяч экземпляров выходит в издательстве «Детиздат». Передачи в то время велись в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Томске, Саратове, Одессе, также можно было словить иностранные трансляции.

Параллельно с дисковой развивается еще одна система механического телевидения: с зеркальным винтом.

На стержень насаживаются отполированные до зеркального блеска пластины, каждая из которых немного смещена относительно предыдущей. В результате получается этакий большой блестящий винт, похожий на спираль от мясорубки. Вращаясь с большой скоростью, винт отражал свет от неоновой лампы, и прямо на его поверхности выстраивалось изображение.

Если телевизоры с диском Нипкова зрители могли смотреть по очереди, то передачу по винтовому телевизору видели одновременно 10−15 человек. Правда, постройка такого аппарата требовала значительно больших затрат времени, а набор деталей обходился уже в 150 рублей.


Фото с сайта Television Experiments.com


Телевизор ТЗС с зеркальным винтом. Фото с сайта rw6ase.narod.ru

Использовались также механические системы с «блуждающим лучом»: диктор сидел в темной комнате, по нему бегал световой луч, проходящий через диск Нипкова, а отраженный свет попадал на фотоэлементы. Такая технология не позволяла делать передачи вне студий, но, на удивление, просуществовала довольно долго: в Великобритании до 1935-го и в Германии — до 1938 года.

Появление полностью электронных систем

Системы механического телевидения начали сворачиваться во второй половине 30-х годов. Основная причина — массовое внедрение полностью электронных систем, которое произошло в начале — середине 30-х.

В США последние механические телесети существовали при университетах и были закрыты в 1939 году. В СССР еще с 1938 года велись электронные телепередачи, но механическое телевидение просуществовало у нас до апреля 1940 года, ведь у населения было очень много промышленных и самодельных телевизоров.

Помимо уже упомянутого серийного «Б-2», мелкими сериями выпускались модели «Т-1» (Ленинградский завод имени Коминтерна), «Пионер ТМ-3» (Ленинградский радиозавод имени Козицкого) и некоторые другие — всего около полудюжины моделей.

Работы над электронным телевидением велись с начала ХХ века параллельно с изучением телевидения механического: еще в 1906 году Макс Дикманн, ученик знаменитого ученого Карла Брауна, патентует использование трубки Брауна для передачи изображений.

Годом позже русский профессор Борис Розинг регистрирует свое изобретение, доказывая техническую возможность использования катодно-лучевой трубки. В 1911 году он продемонстрирует передачу простых статичных фигур и ее прием на электронной трубке.

В 20-х годах строят и патентуют свои электронные телеустановки англичанин Алан Кэмпбелл-Суинтон, венгр Калман Тиханьи («радиоскоп»), японец Кэндзиро Такаянаги, американец Фило Фарнсуорт («диссектор»). В 1928 году ученые из Ташкента Борис Грабовский и Иван Белянский передают в эфир движущееся изображение, и на сконструированном ими электронном «телефоте» можно было разглядеть самого Белянского.

Но все же изобретателем электронного телевидения считают другого русского — Владимира Зворыкина, ученика Розинга. Зворыкин после революции эмигрировал в Америку и в конце 20-х годов разработал и запатентовал на фирме RCA приемную телевизионную трубку — кинескоп, и трубку передающую — иконоскоп.

Кинескоп позволил повысить качество принимаемой картинки: от 30—120 строк в механических системах с диском Нипкова до 400 строк и впоследствии даже до 1000 строк.


Владимир Зворыкин с иконоскопом. Фото с сайта EngineeringHistory.Tumblr.com

В 1934 году фирма Telefunken начинает регулярное электронное телевещание в Германии (два года спустя церемонию открытия Олимпийских игр в Берлине будут транслировать в прямом эфире), в 1936-м подключаются Италия, Франция, Великобритания. У истоков британского электронного телевидения стоит Исаак Шоэнберг — выходец из Пинска.

Из-за патентных разногласий в США телевидение появляется лишь в 1938-м, причем компания RCA использует в разных городах различные стандарты: скажем, в Нью-Йорке применяется иконоскоп Зворыкина, а в Филадельфии и Сан-Франциско — диссектор Фарнсуорта. Кроме того, на рынке присутствуют и другие компании со своими стандартами. К единому стандарту в США придут в 1941-м.


Владимир Зворыкин демонстрирует свой электронный телевизор, 1929. Фото: Wikipedia

Зворыкин неоднократно ездил в Европу и в СССР и консультировал компании при запуске телевидения. В результате в Советском Союзе с фирмой RCA заключили договор, и в 1938 году на Шаболовке запустили станцию электронного телевидения; регулярное вещание началось 10 марта 1939-го. Станция передавала телевизионный сигнал на частоте 49,75 МГц с разрешением 343 строки (25 кадров в секунду).

Для приема телепередач Ленинградский завод имени Козицкого по документации RCA выпустил телевизор модели «ТК-1» на 33 лампах. Это была сложная конструкция, для сборки и наладки которой требовались специалисты высокой квалификации. К концу 1938-го завод выпустил двести экземпляров, а к началу войны — около 6 тысяч телевизоров этой модели. На базе этой модели Александровский радиозавод изготовил опытную партию телевизора «АТП-1».

Телевизор «ТК-1». Фото с сайта DVostok.com

В самом Ленинграде опытный телерадиоцентр еще с 1937 года вел передачи в другом стандарте на частоте 37,5 МГц (240 строк, 25 кадров в секунду); а с сентября 1938-го начались регулярные передачи по два раза в неделю. Для приема этих программ выпустили телевизор ВРК на 24 лампах. Изготовили всего 20 экземпляров, которые использовались в качестве тестовых.

Телевизор «ВРК».

Незадолго до войны ленинградский завод «Радист» освоил выпуск телевизора модели «17ТН-1»/«17ТН-3», который позволял смотреть и московские, и ленинградские передачи, — до войны их выпустили более 2 тысяч штук.

Гигантский скачок популярности ТВ

После Второй мировой популярность телевидения сделала гигантский скачок.

В Великобритании до войны было выпущено около 19 тысяч телевизоров, в 1947 году их число оценивалось в 17 тысяч, а в 52-м — уже 1,4 млн. В США до войны выпустили около 7−8 тысяч телевизоров, в 1947-м их было уже 180 тысяч, а к 1951-му году — 10 миллионов.

В СССР незадолго до начала войны было по нескольку тысяч механических и электронных телевизоров разных стандартов. В 1944 году у нас разработали стандарт электронного телевидения в 625 строк, который утвердили через два года (также его внедрят в Европе); а еще два года спустя, в 1948-м, в Москве начались первые регулярные телепередачи в новом стандарте.

Появились телевизоры нового поколения «Москвич Т-1» и «Ленинград Т-1», а также первый массовый советский телевизор «КВН-49», который выпускался с 1948 по 1967 годы минимум на восьми заводах и разошелся тиражом в 2,5 млн экземпляров. В 1957 году число советских телезрителей превысило 1 миллион человек.


Телевизор «КВН-49». Фото с сайта Dvostok.com

Постепенно рынок стал насыщаться, и в борьбе за зрителя телекомпании по всему миру начали внедрять цветное телевидение. Но об этом мы расскажем в следующем материале проекта.!

Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении разлиичимы при любом освещении.

10 мая 1932 в Ленинграде на заводе «Коминтерн» была произведена первая партия советских телевизоров – 20 пробных экземпляров устройства с названием Б-2.
Это дало начало отечественному производству телевизионных приемников, которое имело периоды взлета и падений, успехов и неудач. И сегодня мы расскажем про 10 самых известных, легендарных телевизоров советской эпохи, некоторые из которых до сих пор работают по прямому назначению…
Телевизионная приставка Б-2
1. Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.


2. Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.
Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.
КВН-49


3. В конце тридцатых – начале сороковых годов в Советском Союзе выпускалось сразу несколько моделей электронных телевизоров, частично по американской лицензии, частично собственной разработки, но массовым продуктом они так и не стали – помешала Великая Отечественная война. А первым по-настоящему «народным» аппаратом стал КВН-49.


4. Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.
КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.
Рубин-102


5. В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.


6. Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.
Рубин-714


7. Но все-таки название «Рубин» у нас ассоциируется, в первую очередь, с телевизионным приемником Рубин-714. Он не был первым советским цветным телевизором, но стал одним из самых массовых в стране – за девять лет в 1976-1985 годах было выпущено 1 миллион 443 тысяч экземпляров, из которых 172 тысячи ушло на экспорт.


8.
Рассвет-307


9. Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.


10. Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.
Рекорд В-312


11. Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.


12. Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.
Горизонт Ц-355


13. А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.


14. Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.
Весна-346


15. Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).


16. Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.
Электрон Ц-382


17. Еще одним легендарным производителем телевизоров в УССР был львовский завод «Электрон». В восьмидесятых годах он выпустил сразу несколько популярных на весь Советский Союз моделей цветных телевизоров, самой массовой из которых считается Электрон Ц-382.


18. Электрон Ц-382 выделялся среди других советских телевизоров той эпохи хорошим качеством изображения, высокой надежностью, стильным дизайном и низким потреблением электричества. В том числе, благодаря успеху этой модели, каждый четвертый телевизор в СССР в восьмидесятых годах был производства концерта «Электрон».
Завод «Электрон» и сейчас производит телевизоры под собственной маркой. Правда, их популярность куда меньше, чем в советские времена.
Ровесник


19. Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.


20. Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.

Телевизор сегодня никак нельзя назвать предметом роскоши, как это было еще лет 50 назад. Это устройство есть сейчас в каждом доме. Вокруг него по вечерам и по выходным собирается вся семья, и это - настоящий центр развлечений и получения самой актуальной информации о событиях в стране и в мире. Этот предмет интерьера стал настолько привычным, что кажется, словно он существовал всегда. Но это достижение научно-технического прогресса имеет свою историю появления. Не лишне было бы отметить имена его создателей и вспомнить долгий путь его развития.

История открытия телевизора

Появлению телевизора предшествовало несколько очень важных и интересных событий в мире науки и техники. Именно они и сделали возможным это изобретение, совсем скоро ставшее очень важным достижением, полностью преобразившим нашу жизнь.

Перечислим только самые важные открытия в науке, которые повлияли на создание этого устройства:

  • создание теории световых волн - вошедший в историю физик Гюйгенс сумел разобраться в природе света;
  • открытие электромагнитных волн - Максвелл;
  • обнаружение возможности влиять на параметры электрического тока, изменяя сопротивление - именно это открытие ученого с популярным именем Смит связано с самыми первыми опытами создания телевизионных систем;
  • открытие влияния света на электричество - Александр Столетов.

Кстати, именно Столетову принадлежит честь создания «электрического глаза» - так в то время называли прототип современного фотоэлемента. Правда, фотоэффект первым открыл Генрих Герц, но он так и не смог придумать, как можно использовать это явление на практике. Сделал это за него Столетов, потому его и считают первооткрывателем.

Важно вспомнить и о том, что было изучено (примерно в то же время), как свет влияет на химический состав некоторых веществ. Как следствие, был открыт фотоэффект, и ученому сообществу стало ясно, что картинку можно не только «нарисовать», используя электромагнитные волны, но и передать на некоторое расстояние. А подстегивало интерес ученых и техников изобретение радио, которое в то время уже стало известным. Теперь уже ничто не могло помешать прогрессу. Создание первого телевизора было предопределено.

Говоря о том, кто изобрел телевизор, ставший через некоторое время самым популярным и важным средством распространения и получения информации, нельзя назвать какое-либо одно имя - в его создании участвовало очень много людей.

А началось все с работы немецкого техника Пауля Нипкова, который создал в 1884 году приспособление, выполняющее построчное сканирование любой картинки, которую можно было передать на экран в виде оптико-механической развертки. Устройство было механическим и получило название «диск Нипкова». Именно на его основе и был сконструирован первый электромеханический аппарат, который уже можно назвать телевизором. Телевизионные системы, работающие на основе диска Нипкова, были известны до 30-х годов двадцатого столетия.

Самый первый кинескоп создал Карл Браун. Он получил название «трубка Брауна» и стал прототипом современных кинескопов, использовавшихся вплоть до появления жидкокристаллических и плазменных панелей.

Говоря о первом устройстве, которое уже можно назвать телевизором, необходимо вспомнить имя шотландца Джона Берда. Он создал механический аппарат, работающий на основе диска Нипкова и запустил его в производство. Берд оказался весьма предприимчивым человеком, и его корпорация процветала при полном отсутствии конкурентов. Правда, его телевизоры не имели звука, но, несмотря на это, пользовались заметной популярностью. Сигнал передавался на довольно большое расстояние - в 1927 году была организована связь между Лондоном и Глазго на расстоянии около 700 километров. Тем не менее, будущее телевидения было за изобретенной Брауном электронной трубкой.

Кто изобрел современный телевизор

После своего появления трубка Брауна не получила распространения. Однако через несколько лет ею заинтересовался российский ученый Борис Розинг, в 1907 году запатентовавший подобный прибор. В его системах не было механических частей, а потому их можно назвать первыми полностью электронными приборами.

А датой появления первого телевизора с иконоскопом (так трубку называл его создатель Владимир Зворыкин, ученик Розинга) считают 1933 год. Телевизор был собран в американской лаборатории ученого, который покинул Россию после революции. Именно Зворыкину и принадлежит честь называться создателем современного телевизора. В массовое производство телевизор Зворыкина поступил в 1939 году. Аппарат имел экран размером 3х4 см.

Первое устройство, заменившее механический диск Нипкова, было создано американцем Франсуортом Фило Тейлором и было названо диссектором изображения. Устройство сканировало изображение наподобие диска Нипкова и делило его на электрические сигналы, которые уже можно было передавать. Он же построил первую полностью электронную систему, которая была представлена общественности в 1934 году.

После этого ряда изобретений опыты по созданию и развитию телевизионных систем распространились по всему миру.

Цветной телевизор


Поначалу перед учеными и техниками стояла задача в передаче картинки. Естественно, первые более или менее качественные изображения были переданы в полутонах, о передаче цвета мало кто задумывался. И все же идея передачи на расстояние цветной картинки не оставляла умы ученых и техников. Самые первые опыты проводились еще в то время, когда на рынке господствовали механические приемники Берда. Первые исследования представил ученому сообществу Ованес Адамян. В самом начале XX века он запатентовал устройство, работавшее в двух цветах.

В 1928 был представлен первый аппарат, который был способен передавать цветное изображение последовательно за тремя цветными фильтрами. Это устройство и стало прообразом современного полноцветного телевизора.

Настоящий прогресс в этой области начался после Второй мировой войны. Все ресурсы стран были задействованы на восстановление пострадавшей в ходе войны экономики и на улучшение качества жизни населения. Для передачи изображения начали использовать волны в дециметровом диапазоне.

Основой для дальнейших исследований в этой области стала американская система «Тринископ», которая была представлена общественности еще в 1940 году. Она работала на основе трех кинескопов, каждый из которых принимал только предназначенный для него цвет. В итоге получалась цветная картинка.

После этого прогресс в области цветного телевидения остановить было невозможно.

Создание телевизора в СССР

Советский Союз несколько отставал от других передовых стран в области создания телевизора и исследований в части передачи изображения. Этому способствовали, в частности, сложности в экономике страны, порожденные Великой Отечественной войной.

Первые опыты передачи телевизионного изображения состоялись ещё в 1931 году. Самый первый телевизор был собран на диске Нипкова. Выпускался он на Ленинградском заводе «Коминтерн» и представлял собой не самостоятельное устройство, а приставку, которую нужно было подключать к радиоприемнику. Телевизор имел экран размером 3х4 см.

Инженеры во всех уголках страны собирали устройства самостоятельно. Для этого в журнале «Радиофронт» даже была опубликована подробная инструкция. Процесс сборки был предельно прост, так что первые телевизоры этого вида появились и в советских семьях.

Как появилось первое телевидение

Более или менее регулярное телевещание появилось в СССР в 1931 году после запуска транслирующей станции на средних волнах. Сигнал поначалу принимали всего три десятка механических устройств, но аудиторию существенно расширили «самоделки». Вот основные вехи развития телевидения в СССР:

  • 1949: освоение выпуска массовых телевизоров КВН с электронно-лучевой трубкой;
  • 1951: создание Центрального телевидения Гостелерадио;
  • 1959: эксперименты с цветным телевещанием;
  • 1965: первый спутник, транслирующий сигнал на всю страну.

Телестудии начали появляться не только в Москве, но и в других крупных городах страны. Появился целый спектр телепрограмм самой разной направленности. Промышленность выпускала все более современные телевизионные приемники. И все это привело к появлению современного телевизионного окружения, которое мы имеем сейчас.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: