Почтовые породы голубей. Голуби — крылатые почтальоны

Кира Столетова

В наше время голуби ассоциируются с красотой и ценятся за внешний вид. Но не так давно люди использовали их для передачи друг другу информации. Разве можно представить что-то более романтичное, чем получить письмо, отправленное с крылатым? В статье как раз говорится о том, что такое голубиная почта и как она работает.

История

Ветхий завет свидетельствует о том, что уже тогда существовала голубиная почта. Именно голубь был выпущен Ноем, и он был уверен в его возвращении. Позже этот способ передачи информации распространился в таких странах, как Китай и Греция. А в 1167 году в Египте появилась первая государственная голубиная почта, для чего приказано было построить много специальных башен. Информация передавалась только так. Первыми породами почтовых голубей стали Багдеты, Скандеруны и Карьеры.

Если говорить о появлении такого средства связи в России, то начало было положено войнами. Княгиня Ольга, желая отомстить за гибель мужа, взяла с древлян дань голубями и воробьями. Противники с радостью согласились, а она приказала привязывать сухие ветки к лапам птиц и поджечь. Зная, что каждый голубь вернется домой, она смогла уничтожить целое поселение врагов.

Более романтичная информация о первых любовных посланиях из монастырей своим возлюбленным до сих пор вдохновляет утонченные натуры на такие поступки.

Позже с помощью голубиной почты налаживали связь между государствами. Другого средства коммуникации на больших расстояниях не существовало.

Принцип действия

Так как работает голубиная почта?

Голубь обладает инстинктом возвращаться домой, кроме того, птицы очень выносливы и могут пролетать сотни километров. Максимальная скорость полета - 70 км/ч. Еще пернатые прекрасно ориентируются на местности и легко находят обратную дорогу к гнезду.

Факты свидетельствуют о наличии у пернатых:

  • острого зрения;
  • феноменальной памяти, с помощью которой птица запоминает маршрут, составленный на основе зрительного восприятия.

Для передачи информации используют только определенные породы. Отличить от других их легко по размеру (они крупнее своих собратьев) и массивному клюву. Особенности внешнего вида почтарей хорошо видны на фото. Почтовый голубь должен быть способным к обучению, выносливым и уметь быстро летать.

Почтовые птицы способны пролетать около 1100 км. Среди многих пород выделяют Немецкую, Русскую, Бельгийскую и Венгерскую. Любая из них способна работать в голубиной почте до 20 лет.

Как все происходит? Записку закупоривают в капсулу и крепят к ноге птицы. Остерегаясь хищников, таких как ястреб, часто отправляют сразу двух голубей с аналогичными посланиями.

Такая форма общения была еще до появления телефона и интернета, но и в наши дни голубиную почту продолжают использовать.

Дрессировка

Важно понимать, что не каждый голубь способен на такое. Да, пернатые тоже все разные: бывают способные и не очень, быстрые и ленивые.

Как только к третьей неделе жизни птенец научится летать, сразу начинают его обучение. Первые дни крылатых пускают лететь только под присмотром опытного взрослого самца, который без проблем возвращается домой. Поначалу тренировки проходят на близком расстоянии от места обитания.

Стимулировать последующее возвращение домой позволяет кормежка сразу после полета. Еще нужно решить задачу с подбором партнера, иначе есть риск, что птица выберет сама и улетит к нему.

  • Медицинский курьер. В Плимуте пернатые доставляли кровь в лабораторию, расположенную далеко от больницы. Такой способ оказался быстрее, чем обычным транспортом.
  • Англичане отличились оригинальной идеей: передавать записки при помощи пернатых во время пробок на дорогах.

    А вообще до какого прогресса не дошел бы современный мир, каждая женщина в душе будет желать красивых романтических поступков и изысканных жестов внимания. Доставка любовного послания таким древним и оригинальным способом - один из наиболее эффектных способов покорить сердце возлюбленной.

    Как известно, голуби приручены человеком в Египте примерно 5000 лет назад. И неудивительно, что видимо здесь же в Египте человек впервые сумел использовать прочную привязанность голубей к своему жилью, их прекрасные летные качества и способность хорошо ориентироваться.

    Египетские мореплаватели, возвращаясь к родным берегам с Кипра и из других мест, спешили сообщить о прибытии в свой город с помощью пернатых связистов-голубей. Неизвестно точно, с какого расстояния от дома выпускались голуби, (бесспорно, что оно было значительным, и выпущенные над морем голуби уверенно находили дорогу домой).

    Очень давно нашли применение почтовые голуби и в Греции. Существует, например, упоминание, относящее к XVI веку до н. э., о том, что голуби использовались там для передачи сообщений с мест военных спортивных игр. О голубях как гонцах упоминают римские писатели Катон, Колумелла и другие.

    Почтовые голуби в древности часто являлись единственным средством связи с внешним миром для жителей городов, осажденных врагами. К нему прибегли, например, защитники крепости Мутина (теперь Модено), осажденные войсками Марка Антония. Применяли почтовых голубей и войска Юлия Цезаря.

    Наибольшее распространение и значение почтово-голубиная связь имела все же в Египте и смежных с ним странах Востока. Особенного расцвета связь через голубей достигла в XI-XIII веках. В те далекие времена за хорошего почтового голубя платили очень большие деньги - до 1000 динариев. В 1249 году французский король высадился во главе крестоносцев на египетский берег, голуби доставили об этом донесение, что оказало большую услугу в борьбе с врагом. После разрушения монголами Багдада и ряда других городов почтовые голуби на Востоке хотя и разводились, но их значение как средства связи постепенно уменьшалось.

    Практическое значение почтовых голубей в то время видно из того, что их с успехом применяли для деловых связей. Говорят, что лондонский банкир Натан Ротшильд на 3 дня раньше, чем английское правительство, узнал о поражении Наполеона под Ватерлоо. Это позволило Ротшильду заблаговременно скупить по низкой цене ценные бумаги. Известие это Ротшильду доставили почтовые голуби.

    В 1820 году, состоялись первые призовые состязания голубей в Париже.

    Во время французской революции 1848 года издатели бельгийских газет, пользуясь почтовыми голубями, печатали сообщения из Парижа в тот же день, когда они опубликовались и в самом Париже. Для поддержания связи голуби парижских голубятен переправлялись во внутренние районы Франции на воздушных шарах и использовались там для посылки сообщений в Париж; всего таким образом было переправлено 363 голубя. И хотя в осажденный Париж из них прилетело только 73, они доставили много важных документов.

    Появление телеграфа вытеснило почтовых голубей как средство связи. Однако бельгийские голубеводы не только продолжали использовать почтовых голубей, но и очень много работали над совершенствованием их летных качеств. Это привело в конечном итоге к созданию прекрасной породы бельгийских почтовых голубей.

    Время появления почтовых голубей в России точно не известно. Более поздние материалы (1854 года) говорят, что князь Голицын организовал голубиную почту на расстояние 90 верст (между Москвой и деревней Симой). Надо считать, что в последующие годы голубеводство получило в России заметное распространение, что привело к созданию в 1890 году Киевского общества голубиного спорта. Несколько позже оно было преобразовано в Русское общество голубиного спорта. С 1893 по 1904 год это общество издавало специальный журнал "Вестник голубиного спорта".

    Сизые голуби целуются

    Уже в первый год организации Киевского общества голубиного спорта его члены имели 277 голубей, летавших на расстояние свыше 200 верст, а из них 109 голубей - на расстояние свыше 400 вёрст. У спортсмена-голубевода А. Кирилова было около двадцати голубей, летавших на такое расстояние.

    В 1897 году Киевское общество организовало спортивное состязание молодых голубей с выпуском их со станции Полелюхи, отстоящей в 367 верстах от Киева. Для этого молодняк, находящийся у отдельных спортсменов-любителей, был переселен в июне на выставочную голубятню, с которой затем уже велась его тренировка. Условия соревнования были установлены, правда, неудачно. Такое расстояние для молодых голубей, из которых многие едва достигли четырехмесячного возраста, было, конечно, велико, да и время состязаний было выбрано крайне неудачно-2 октября. Это состязание было приурочено к открытию выставки голубей. Все это не могло не привести к большой потере голубей при тренировке и во время самих соревнований. Однако в этом случае интересен сам порядок тренировки голубей. После подготовки гоном первый выпуск на расстояние был произведен с 12 верст, второй- с 21 версты, затем последовательно с 34, 44, 77, 114, 167, 230 верст. Намечался также выпуск с 304 верст, но из-за плохой погоды он не состоялся, и голуби выпускались на соревнование прямо с расстояния в 367 верст. За время указанной тренировки из 54 голубей пропало 16, а из выпущенных на соревнование оставшихся 38 голубей в установленные условиями состязания сроки вернулось только 19 голубей. Первые, два голубя прошли это расстояние за 4 час. 45 мин., то есть со скоростью 77 верст в час.

    В том же году в Киеве, Москве и других городах проводились состязания старых голубей. Следует отметить, что в этот период уже существовали единые для всей России правила состязания почтовых голубей, утвержденные Русским обществом голубиного спорта.

    На состязании старых голубей в Киеве они выпускались из Одессы и со станции Заболотье (недалеко от Бреста). По условиям соревнования с расстояния 450 верст голуби должны были прийти не позднее чем через 36 часов, а с расстояния 800 верст - в течение 76 часов. Из Одессы выпускалось 102 голубя, но только 6 выполнили условия состязаний. Из Заболотья было выпущено 129 голубей, из них выполнили условия состязаний 66.

    В Москве было проведено 3 состязания. В мае голуби выпускались из Гжатска, то есть с расстояния в 170 верст, в июне из Вязьмы с расстояния 228 верст и со станции Дорогобуж (расстояние 300 верст), в этом последнем; состязании три первых приза завоевали голуби, принадлежащие братьям Корнеевым. Первый приз был присужден голубю № 743 "Ураган", второй приз голубю № 111 "Фортуна" и третий приз - голубю № 120 "Форбан".

    Спортивные соревнования почтовых голубей широко проводились в последующие годы и во многих других городах России. Однако посла 1905 года спортивная работа с голубями пришла в упадок и возобновилась уже после Октябрьской революции. В 1925 году был создан единый центр голубиного спорта в стране - подсекция почтового голубеводства при Центральном совете Осоавиахима.

    Большой интерес к почтовому голубиному спорту привел к организации секций почтовых голубей во многих городах страны. Уже в 1928-1930 годах такие секции были организованы и вели спортивную работу не только в Москве, Ленинграде и Киеве, но также в Ростове-на-Дону, Николаеве, Сормове, Ярославле, Тбилиси, Харькове, Смоленске, Саратове, Сталинграде и во многих других городах, где они объединяли большое количество любителей-голубеводов.

    В 1929 году были утверждены правила состязаний почтовых голубей на переходящий приз - "Всесоюзный приз Центрального Совета Осоавиахима СССР", присуждавшийся за установление всесоюзного рекорда дальности полета почтовых голубей при соблюдении утвержденных этим же положением норм скорости лёта. Минимальное расстояние для установления рекорда было установлено в 300 км и максимальное время на его покрытие - 6 часов; для расстояния 500 км - 11 час. 30 мин; для 700 км - 20 часов и 1000 км-35 часов.

    Первым голубем, установившим в 1929 году всесоюзный рекорд скорости и дальности полета, был рябый почтовый голубь известного московского голубевода Домашкева. Он пролетел 537 км за 6 час. 08 мин., показав на таком большом расстоянии среднюю скорость 86 км в час.

    Кто владеет голубями, тот владеет миром. Еще не так давно знаменитый афоризм можно было перефразировать именно таким образом. Сейчас почтовые голуби не могут составить конкуренции цифровым технологиям, но и голубеводство трансформировалось.

    Во все времена почтовые голуби были активными участниками боевых действий. Первое упоминание о них встречается еще до начала нашей эры – в 45 г. Тогда они доставляли корреспонденцию из осажденного города Модены.

    Государственных масштабов голубиная почта достигла уже в XII в., в Египте. Среди первых почтарей были Карьеры, Багдеты и Скандеруны.

    Большой вклад в усовершенствование почтовых характеристик внесли бельгийцы, французы и англичане. Антверпенские и Лютихские голуби стоят у истоков почти всех современных спортивных пород.

    Первые европейские соревнования были проведены в начале XIX в. В России голубиный спорт оформился в конце XIX в., пережил годы упадка и с новой силой оживился в 30-х г. XX в.

    Большое значение пернатые почтальоны имели во время Великой Отечественной. Потом для них наступило время забвения. Только в 70-х годах XX в. популяция почтовых голубей стала расти. Появились энтузиасты. Началась успешная племенная работа на базе старых пород и завезенных из-за границы.

    Спортивные достижения почтовых голубей отечественной селекции, призовые места в международных соревнованиях, позволяют говорить о серьезных успехах наших энтузиастов. Они во многом обошли своих зарубежных коллег.

    Способности голубей почтарей

    Почтовые голуби способны покрывать до 80 км/ч. Начальная скорость составляет до 100 км/ч. У них великолепно развито ориентирование на местности. Самые лучшие из них способны найти дом с расстояния 1000 км. Регулярные тренировки позволяют добиться большой выносливости, что сказывается на времени в полете. Нередко оно достигает 12 ч.

    Стандартная высота полета составляет до 400 м. Ночью почтальоны не летают. В это время их тяжело найти: они останавливаются в безлюдных местах на большой высоте с хорошим обзором.

    Чувство дома срабатывает не только для стационарных голубятен, но и для мобильных. Это и служит основой их отбора. Голуби находят не адресата, – они летят домой.

    Основные породы

    Среди пород почтовых голубей нет существенных, разительных отличий. Для дальнейшего разведения оставляют особей, проявивших наиболее желанные летные качества.

    Почтовых голубей можно описать как крепких, гармонично сложенных птиц с развитой грудной клеткой и прочным костяком. Мощный плечевой пояс,хорошая мускулатура. Ровная спина и прилегающее плотное оперение, обеспечивающее аэродинамические свойства телу. Длинные крылья, узкий хвост, голые ноги. Могут быть любого цвета, встречаются пестрые. Кроме этого они обладают отменным зрением, выносливостью, высокой скоростью лета и, самое главное, инстинктом дома.

    Английские

    Английский почтовый голубь характеризуется прямолинейным, стремительным летом. Как почтовые голуби используются на протяжении нескольких веков. В мире известны как Английские карьеры.

    Достигают 46 см. Тело мощное. Осанка горделивая. Восковица бородавчатая, под клювом тоже есть наросты. Веки морщинистые, широкие, сероватые. Окрас оперения разный, ноги неоперенные.

    Бельгийские

    Бельгийская почтовая голубка известна не меньше, чем Английские карьеры. В отличие от них имеет округлую форму тела. Характерная черта – темные глаза, обрамленные белесыми веками. В остальном, телосложение типичное для почтовых пород.

    Немецкие

    Немецкие голуби почтари являются прямыми наследниками Английских карьеров и Голландских голубей. Это компактные птицы, с длинной шеей и ногами, небольшим клювом, крупными глазами и коротким хвостом. Отличаются высокой скоростью лета.

    Русские почтовые

    Русские почтовые голуби на данный момент считаются эталонными среди спортивных пород. Они стабильно занимают призовые места. Отличаются длинными ногами, острым клювом и изящной головкой. Кончики перьев закругляются вверх. Расцветка разнообразная.

    Чешские

    Не все породы почтарей хорошо себя показывают на длинных дистанциях. Чехи используются на небольших расстояниях. Эта почтовая голубка, кроме прочего, частый участник выставок.

    Это изящные гармоничные птицы с длинной шеей и маленьким хвостом. Характерная особенность – большие глаза и нарост на клюве.

    Дрессировка

    Почтовые голуби представляют огромный интерес для энтузиастов. Регулярно проводятся разнообразные соревнования с жесткими критериями оценки. На данный момент почтовые породы считаются спортивными, а успех в спорте зависит от тренировок. Конечно, без хорошей наследственности в породе не обойтись, но чемпионами становятся те голуби, которые способны за минимальное время покрыть максимальное расстояние, и знают, куда лететь. Дистанции нешуточные: от 300 до 1000 км.

    К тренировкам допускают только кондиционных чистокровных почтовых голубей. Существует две школы обучения:

    1. В первом случае птиц начинают активно гонять с 2-х месяцев, как правило, в умеренном климатическом поясе. Тренировки в первый год призваны сформировать навык ориентации на местности. Молодые голуби должны пролететь суммарно не более 75 км.
    2. Во втором – примерно с 6-ти месяцев. Как правило, в южных регионах. Тогда перед голубями стоит задача пролететь до 300 км. Тренировки ведутся форсировано. Такие расстояния покрывают буквально после 7–8 полетов.

    Для начала молодняк должен привыкнуть к хозяину, научиться самостоятельно выходить в вольер и возвращаться в голубятню. В течение нескольких дней после этого почтовых голубей рекомендуется выпускать на крышу.

    Затем программа тренировок переходит от местного ориентирования к физической выносливости. Почтовых голубей в течение нескольких дней гоняют по кругу, постепенно доводя время в полете до 1,5 ч. Делать это нужно до утреннего кормления.

    Затем почтовых голубей учат держать направление. Для начала их выпускают в 2–3 км от дома. Можно с разных направлений. Постепенно расстояние увеличивают. При этом выбирают уже какое-либо одно направление. Двухмесячный голубь спокойно преодолевает 5 км, при этом он должен без проблем определить, куда лететь. В последующем расстояние увеличивают до 100 км.

    Двухлетних голубей поднимают в воздух с небольших расстояний от дома. Начинают с 10 км. Затем постепенно увеличивают до 300 км.

    3-х и 4-х летние голуби осуществляют первый после зимы полет на 20 и 25 км соответственно. Затем расстояние доводят до 500 км. К соревнованиям допускают только тех, которые демонстрируют стабильные результаты и хорошее время.

    Кормление и содержание

    Режим кормления у почтовых голубей отличается, в зависимости от времени года. Летом трехразовый: до 5.00; в 13.00; в 18.00–20.00. Зимний режим предполагает раздачу кормов дважды в день: до 9.00 и 17.00.

    Почтовых голубей рекомендуется не перекармливать в период тренировок и соревнований, это выступает как стимул лета. Насыщение можно определить по зобу (он должен быть полным, но мягким). Кроме того, насытившись, голубь сразу отправляется к воде. После этого кормушки убирают.

    При кормлении почтовых голубей можно использовать готовые комбикорма, но гораздо чаще голубеводы самостоятельно составляют рацион для своих питомцев. Важно, чтобы он был сбалансированным и полноценным.

    Основой для питания являются зерновые. Это овес, пшеница, кукуруза, ячмень, просо, гречка, рис. В обязательном порядке в рацион вводят бобовые. Для разнообразия экзотические лен, рапс, коноплю. Не обойтись без семян подсолнечника. Вылетая из голубятни, они находят и поедают семена сорняков.

    Кроме концентрированных кормов, почтовым голубям нужны источники витаминов: свежая зелень и трава. В зерносмеси рекомендуется добавлять премиксы. В отдельные кормушки насыпают соль, гальку и ставят чистую воду. Их регулярно моют и дезинфицируют.

    Почтовая голубка непривередлива в кормлении и неприхотлива в содержании. Важно, чтобы голубятня была сухой и чистой. Нельзя допустить перегрева помещения в летнее время, а также сквозняков и холода в зимнее. Обязательно наличие окон, в том числе и летных, вольера, трамплинов, гнезд, насестов для голубей внутри помещения. Корм необходимо давать в кормушках. Рассыпать его на полу опасно из-за повышенного риска инфекционных заражений.

    В зависимости от породы, плотность посадки рассчитывается следующим образом:

    • для пары голубей крупных пород потребуется не менее 1 м 3 ;
    • для пары мелких и средних пород – 0,5 м 3 .

    Голубятню делят на несколько отделений, в каждой из которых содержат не более 15 пар одной породы. В зимнее время голубей разделяют по породам, полу, а также по возрасту и распределяют по разным секциям.

    От этих голубей больше не зависит успех в военных или торговых операциях. Пропала романтика бумажных писем. Но энтузиасты подстроились под требования времени. Теперь у птиц другая миссия, породы стали спортивными, демонстрируя лучшие качества на соревнованиях.

    История голубей неразрывно связана с историей голубиной почты. Присущей голубям способностью возвращаться домой в любимое гнездышко начали пользоваться еще в эпоху античности. Древние люди начали использовать их для военных и коммерческих целей. С помощью них сообщали имена победителей олимпийских игр. Позже они оказали большую помощь при осаде Харлема и Лейдена.

    В 19 веке голубиная почта стала пользоваться популярностью среди брокеров и финансистов. Почтовому голубю приписывают обогащение Ротшильдов. Благодаря ему Натан Ротшильд заблаговременно узнал об исходе сражения при Ватерлоо и провел кампанию с ценными бумагами. Также с помощью голубей была организована система военной связи на Яве и Суматре.
    При осаде Парижа почтовые голуби доставили более миллиона микрописем и уменьшенных фотографий. В Париже даже оборудовали специальный зал. В нем расшифровывались эти письма, переносимые голубями в водонепроницаемых капсулах. Для борьбы с голубиной почтой немцы послали ястребов. После был построен памятник голубю. Далее этот вид почты получил еще большее распространение в военной сфере.

    В 1895 году в Атлантическом океане провели опыты. Они показали, что тренированные особи могут преодолевать расстояние в 800 верст. Позже опыты повторил капитан Рено. Его голубь пролетел расстояние в 3000 верст. И вопрос устройства голубиных почт для океанских кораблей был решен.

    При больших расстояниях до выпуска голубям кидают зерна и воду в корзину. Место выпуска должно быть возвышенным и открытым. После открытия корзины необходимо уйти, чтобы не напугать птицу. Для развития ориентирования и мышечной массы голубей держат на свободе. Летая вокруг, они приглядываются к дому в разное время года.

    Важную роль в истории заняла Служба голубеграмм острова Грейт-Барриер в Новой Зеландии. Она связывала самый крупный город Окленд с островами и более мелкими городами. Каждый голубь переносил до пяти посланий. Рекордсменом стал голубь, который пролетел расстояние от острова Грейт-Барриер до Окленда за 50 минут. Его скорость составила в среднем 125 км/ч. За счет этого он получил кличку Velocity, что означает скорость.

    Затем в 1898 году стали выпускать почтовые марки голубеграмм. Их считают первыми в мире знаками воздушной почты. Самая первая марка для линии Грейт-Барриер — Окленд была выпущена в 1800 экземплярах. В следующем году в том же направлении выпустили треугольные марки: синие — номиналом в 6 пенсов и красные — номиналом 1 шиллинг. Для связи с архипелагом Маротири создали индивидуальную почтовую марку. Однако в 1908 году после прокладки кабельной связи голубиную почту закрыли.

    Широкое применение голуби получили и в годы Первой мировой войны, а затем и второй. В двадцатом веке ее стали использовать репортеры газеты Рейтер. Птички приносили письма даже быстрее, чем автомобиль, которые мог застрять в пробке. Также ей пользовалась "Курортная газета" в Ялте.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: