Компрессия звука: принцип и настройка. Что такое компрессия звука

Что такое компрессор?

Все мы наверное наслышаны о том, что есть такие «магические» приборы как компрессоры, и о том, что они очень важны в процессе производства музыки, в музыкальном продакшне, так скажем. Но что же они такого делают, за что их все так любят? Компрессия используется во всех сферах звуковой индустрии (музыка, телевидение, радио, кино-продакшн и т.д.), на разных её стадиях. Но почему же все говорят о компрессии? Давайте-ка попробуем разобраться!

Вы можете сразу смело записать компрессор в список самых лучших ваших друзей в процессе создания своих музыкальных шедевров. Спросите почему? Да потому что ваш «друг» будет за место вас совершать очень быструю автоматическую регулировку уровня громкости в ваших треках, и тем самым освободит вас от мучительных и бессонных ночей отрисовки кривой уровня громкости вручную, или же дёргания ручки громкости именно в тех местах, где необходимо её понизить, с точностью до миллисекунды! В принципе, сделать в реальном времени этот процесс, собственно для человека невозможно, и по сему, он (человек) придумал этот прибор – Компрессор!

Для чего использовать компрессию?

Практически в любом звуке имеют место быть перепады уровня громкости, которые проявляются с течением времени, то есть по ходу его воспроизведения. Наши уши улавливают эти самые перепады лучше всего, так же с течением времени, при прослушивании на, так называемой «усреднённой» громкости. По сути, усредненный уровень - это и есть простое прослушивание. Просто всё дело в том, что если уровень громкости повысился в несколько раз на пиковой отметке (Peak – отметка наивысшей громкости, на всём протяжении звука), но это произошло на одну тысячную секунды, уловить ухом это практически невозможно. Этот самый усреднённый уровень принято называть – RMS (root mean square). Этот способ измерения отклонений с целью получения усреднённой величины можно описать математическими формулами, но я думаю что это мало кому интересно, так что не будем углубляться в математику, а говорить по существу и ближе к практике. Хорошим примером всему этому может служить наша с вами обычная речь. Когда вы слышите как человек проговаривает предложение, вам кажется что его голос был на одном и том же уровне, ну или были совсем незначительные перепады в громкости между словами. В реалии – каждая буква имеет свою громкость! Для примера – сравните буквы – «М» и «Т» или «К» и «У». Замечаете различия? Буквы «М» и «У» звучат намного мягче, и ничуть не «напрягают наши уши», так же они произносятся с небольшим выдыханием. Но «Т» и «К» это очень мощные звуки, которые произносятся с очень сильным и быстрым выдыханием. Эти звуки будут очень сильно выделяться при записи вокальных партий, поднимая уровень пиковой отметки (Peak) этой самой записи. Всё это вы можете сами увидеть, взяв микрофон, и записав одно предложение, состоящее из разных слов, а затем посмотрите форму волны в звуковом редакторе. Наивысшая отметка (Peak) будет в тех местах, где стоят именно эти согласные буквы «К», «П», «Т» местами «С», «З» и тд. Помните, эти буквы – самые «сильные» в записи, и при их произношении, вокалист должен быть предельно осторожен!
Теперь давайте эту запись «положим» в музыкальный трек. Услышите ли вы каждое слово отчетливо? Вряд ли…Ну попробуем поднять уровень записи, сделав нормализацию (Normalize – линейное поднятие уровня громкости всего звука до точки, где значение Peak будет в точке 0 db, простыми словами – в вашем треке есть самое громкое место (Peak), так вот вся громкость трека поднимается обычным путём, до уровня, когда Peak «упрется» в значение 0 db). И что? Всё равно некоторые слова или буквы не слышно, а выше 0db на отметке Peak вы уже поднять не сможете, что же делать? Вот тут то как раз самое время, позвать на помощь нашего «друга» - компрессор!

Возможности компрессора

Если мы говорим что компрессор – это автоматизированный контроль за уровнем громкости, значит его параметры должны быть настроены таким образом, чтобы он работал именно так, как вы этого от него хотите (в будущем наверное появиться компрессоры, с которыми можно будет разговаривать, и безо всяких ручек и крутилок )
Теперь представим себе ручку громкости. Мы хотим настроить так, чтоб в определённый момент эта ручка сама поворачивалась и делала потише, а потом возвращалась на исходное значение. Но то, насколько сильно она будет выкручиваться и понижать громкость, в какой именно момент, насколько быстро, сколько ей там простоять «внизу», прежде чем опять «подняться» в исходную – все эти параметры регулируются компрессором. У нас так же есть контроль над общим уровнем громкости выходящего из компрессора сигнала (Gain Makeup) поскольку компрессор, в целом, понижает в той или иной степени уровень громкости, мы можем компенсировать общий уровень на выходе (RMS) именно этой «ручкой». Итак, два основных метода компрессии – Peak и RMS. Что такое отдельно Peak и RMS мы уже разобрались. Метод Peak очень полезен для компрессии такого аудиоматериала, где разница в громкости очень значительна, и при этом разбросана на некоторое расстояние. К примеру вокал, речитатив, перкуссия, акустическая гитара. Почему? Вы наверное уже догадались (я на это надеюсь!) Потому что компрессор будет срабатывать и «давить» громкость каждый раз, когда пиковая отметка (Peak) будет попадать под порог срабатывания…ну о пороге позже. И такая вот волна, где много высоких «иголок» но они удалены друг от друга, это как раз есть основное блюдо для компрессии типа – Peak. Второй метод, RMS, используеться для компрессии более «шумных» звуков, где перепады в громкости очень близки друг к другу («иголки» в волне очень близко друг к другу) и человеческое ушо их не может уловить (перепады слишком часто происходят – это неулавимо ухом) Компрессить в режими RMS можно стринга, шумовые эффекты, ветер, пэды и всё остальное, что попадает под эти критерии!

Ручка – Threshold (Порог срабатывания). Эта ручка в компрессоре, прежде всего заслуживает объяснения. Ручка Threshold «решает» где и в какой момент, понижение уровня будет производиться компрессором. В большинстве компрессоров, если замечали, максимальное значение – 0. вы скажите – как это ноль? Ноль – это ничего! Но, в терминологии цифрового аудио, это абсолютно наивысшая величина громкости любого звука, и называют её ещё – «Цифровой ноль». При воспроизведении цифровой сигнал, выше отметки 0 не будет слышен, слышны будут лишь только цифровые искажения. Бойтесь как огня, всего, что выше 0 db . Но мы с вами не хотим чтобы это произошло. Итак – Threshold – говорит компрессору – когда срабатывать и понижать громкость. Если вы поставите значение -20dB, компрессор сработает и позаботиться о любом пике (Peak) что достиг и равен или выше -20dB.

Ручка – Ratio. Она управляет I/O (input/output) уровнем громкости, во время срабатывания компрессии, и относительно установленной величины Threshold и зависит от величины самого пика (Peak). Иными словами – если громкость входного сигнала превышает значение Threshold на 10dB и Ratio установленно 4:1, то уровень выходного сигнала будет (10 делим на 4) равен 2.5dB. Если громкость входного сигнала превышает значение Threshold на 15dB и Ratio установленно 5:1, то уровень выходного сигнала будет (15 делим на 5) равен 3dB. Но чтобы вас не запутать, расскажу о каких уровнях входных и выходных идёт речь. Уровень входного сигнала – то есть, с какой отметкой (Peak) сигнал входит в компрессор. Уровень выходного сигнала – с какой отметкой (Peak) он уже выходит из компрессора, будучи скомпрессированным. Иными словами – уровень входного сигнала – это длинна волос до парикхмахерской. Уровень выходного – длина волос после выхода с паракхмахерской. То, насколько коротко вас стричь, то есть «степень» сострига, вы говорите парикмахеру словами, а компрессору ручкой Ratio. Надеюсь всё понятно! То есть Ratio – это коэффициент компрессии, чем больше его соотношение (1:1 – нет компрессии вообще, 2:1 это в два раза тише выдет звук после компрессии, 4:1 это в четыре раза тише выйдет ваш пик «иголка» (Peak) будучи «подстриженным» компрессором и т.д.), тем «больше» компрессии будет.

*** К сведению - Сигнал в мире «цифры» не может быть выше нуля, так? По этому его всегда меряют числами с отрицательными значениями « - ». То есть не 20dB а –20dB. И означает это, что осталось до нуля 20dB, всего то. Вы скажите – ну это то понятно, но с какой отметки начинается этот самый сигнал – вот это уже называют динамическим диапазоном и каждый прибор имеет разное его значение. А так же SNR – Signal to Noise Ratio – это отметка показывает вам, грубо говоря, на каком уровне громкости, сигнал превращается в шум и более не различим как полезный. Если это -100dB то значит что вы меньше -100dB ничего не услышите, но есть приборы и с -120dB и -130dB (одна из причин, по которой звуковые карты и прочие приборы разняться в цене, от 10$ до 10 000$). Но вы опять спросите – нафига нам это надо, на такой громкости ничерта не слышно всё равно? А тут как раз таки вы ошибаетесь. Чем шире динамический диапазон, тем «больше» звука можно вместить в него, даже несмотря на то что пик (Peak) всё равно будет 0. Ну представьте себе многоэтажный дом. Его пиковая отметка (Peak) находиться на высоте 100 метров, условно. В нём 30 этажей. Значит в нём могут жить условно 100 семей, им хватает места. А что будет, если мы этот дом построим чуть ниже, отроим под ним котлован и спустим его чуть. Высота (Peak) останется та же, но этажей станет больше (+ подземные), и значит больше людей мы сможем там поселить. Вот такая вот примитивная аналогия, только для наглядности представления того, о чём я говорю.

Крутилки Attack и Release – призваны управлять «виртуальной ручкой» компрессора, вернее её временными параметрами. Иными словами – если attack выставлена на 5 ms это означает что когда звук достгает порога срабатывания (threshold) и компрессору бы надо «давить» сигнал, пройдёт 5 ms прежде чем компрессор понизит на установленный ручкой – ratio, уровень сигнал. Нетрудно догадаться что ручка release делает тоже самое, только всё наоборот! Если release – 5 ms, то компрессору потребуется 5 ms для того чтобы возвратиться обратно после понижения. Представьте себе что компрессор – это одна ручка, которая делает тише и громче. Когда срабатывает компрессор, ручка начинает делать тише, она крутиться и уменьшает значение. Уменьшив его она возвращается обратно на свою изначальную позицию и ждёт следующего пика (peak) попадающего под порог срабатывания (threshold), для того чтобы опять сработать. Так вот та самая скорость срабатывания (подавление) и скорость возврата – это и есть attack и release. Ну я думаю что понятно тут всё. Для чего это нужно? А покрутите сами эти параметры и поймёте, что звук становиться напористей и «выпуклее» при максимальных «скоростях» и мягче при минимальных. Тут всё опять же от случая. На вокал и скрипки не подвешаешь «быстрый» компрессор, иначе компрессия будет слишком явной и разрушит всю «экспрессивность» музыканта, а вот на барабаны не сделаешь слишком медленный компрессор, иначе от него будет мало толку и напора он не придаст и разборчивости!

У нас есть ещё такая кнопочка как Knee. Эта кнопка даёт компрессору понять, подавление сигнала будет происходить резко или же будет мягко угасать вниз, но это уже после атаки. То есть схема такая – атака (компрессор либо сходу понижает уровень, либо если атака длинная, делает понижение медленно) – затем само понижение, «срез» громкости пика (если knee вырублен, по понижение постоянно обычное. Если включен Soft knee то тогда после атаки понижение начинается плавно. А если врублен hard knee то тогда после атаки понижение резкое) – а затем фаза release, то есть «возвращение» компрессора на исходку. Вот, примерно так всё с этим knee. Если не знаете как вам нужно, для начала, ставьте knee на режим auto (благо все софтовые и современные железячные имеют это) и позвольте компрессору решать за вас, как лучше сделать. А чем глубже поймёте этот прибор, тем лучше поймёте этот параметр, но с ним напока всё!

Многополосная и общая компрессия


Многополосная компрессия (Multiband Compression) и многополосный компрессор («многополосник» - в народе) делает тоже самое абсолютно, что и обычный компрессор, но с одни небольшим отличием. У него есть несколько компрессоров, и каждый их них работает со своим частотным диапазоном в спектре отдельно. Многополосники лучше всего использоваться на мастере всего микса или же на общей секции барабанов, потому как спектр этих звуков почит полностью охвачен и вам хотелось бы независимо настроить компрессию для басов, средних и высоких частот. Как правило, многополосные компрессора используют для процесса мастеринга, «ужимая» микс и придавая ему нужного звучания, но при этом работает не один компрессор на весь микс, а многополсник, который жмёт каждую полосу отдельно. К примеру вы ходите «выровнять» басовую составляющею, чуть чуть дать напора на середине и ужать верха. Пожалуйста, многополосник к вашим услугам. Все его функции такие как и на обыном компрессоре, только все ручки помножены на три (или пять) в зависимости от количества полос. Как правило, многополосные компрессора бывают трёх и пяти полосные. Есть конечно и больше полос, но смысл в увеличении полос более пяти теряется, потому как управлять таким агрегатом очень тяжело да и без надобности оно, за исключением микроскопическо-хирургичкой задачи при многополосной компрессии, коих не так много в наши суровые будни, и слава богу!

Гейт

Когда и для чего использовать гейт

Гейт – это тоже автоматический контроль за громкостью, как и компрессия и лимитирование. Но используется он в других случаях и работает несколько иным путём. Если ваша звуковая дорожка или файл (что уж кривить душей, все же компах работают ) звучит нормально, но вам нужно от неё лишь только самые громкие её части, тут ваш друг не компрессор, а гейт! К примеру – запись вокала. До тех пор, пока вы не запишите вокал в комнате со 100% тишиной (что само по себе недостижимо на практике), у вас в записи будет шум «окружения», да хотя бы шелест одежды певца – и тот всё равно шум. Я уж молчу о том, что вы пишите у себя в спальне где комп жужжит, работают электроприборы, тикают стрелки часов, а за окном поют птицы и сигналят клаксоны нервных автолюбитлей в самый неподходящий момент. Этот самый шумок будет отчётливо слышен во время паузами между слов, очевидно не так ли? Так вот этот самый шумок нам с вами совсем не кстати, и мы воспользуемся Noise Gate (шумовым гейтом) для того чтобы его убрать. Думайте о гейте, как о воротах (gate – англ. ворота). Двое ребят, «вокал» и «фоновый шум» идут вместе и размышляют о смысле жизни. Но вокал подойдя к воротом с лёгкостью в них зашёл, а вот «фоновый шум» хотел пройти, но ворота перед носом у него закрылись!

Возможности гейта

Будучи автоматизированным процессом, гейт должен от нас получить информацию, для того чтобы успешно работать и делать именно то, что нам от него нужно, и пропускать только ту часть сигнала, которую мы бы хотели слышать в своём миксе. Это можно сделать так – сказать гейту чтоб он открылся в момент, когда звук выше чем…..порог срабатывания (threshold – вы о нём ещё не забыли?…да, да, и тут он тоже!) ну и всегда были закрыты ворота, когда уровень сигнала ниже чем порог срабатывания. Если threshold установлен на -20dB то тогда ворота пропустят всё что выше -20dB но закроються сразу в тот момент, когда сигнал опуститься ниже этой отметки. У нас есть так же контроль над attack и release, которые работают так же, как и в компрессоре. То есть атака регулирует скорость открытия ворот а угасание скорость их закрытия. Можно этим самым настроить либо быстрое пропуск/отсечение сигнала либо его плавное пропуск/отсечение.

Так же гейт можно использовать для отсечения «хвостов» сигналов к примеру у рабочего барабана. Если у него «хвост» длинный а вам нужны резвые и короткие, «сбитые» партии, можете настроить гейт так, кто как только громкость понизиться до определённого уровня, он закроется и отсечёт «хвостик» у барана. В общем смысл ясен я думаю.

Ну ладно, ещё один пример в барабанами, с живыми барабанами. Всем известно что когда записывают барабанную установку, её подзвучивают множеством микрофонов. Тарелки, басс бочку, рабочие и т.д. на всё разные микрофоны. Во первых – это возможность поканально их прописывать и как следствие, отдельно обрабатывать каждый барабан или секцию (к примеру томов). Во-вторых, каждый микрофон чётко настроен и порой разные типы микрофонов подзвучивают разные барабаны или секции. Я думаю что все прекрасно понимают что когда начнёт барабанщик лупить по барабанам со всей дури, один микрофон который допустим подзвучивает тарелку, будет улавливать (как тут не крути его) и «чужие» барабаны. Но улавливать он из будет не очень хорошо и они будут слышны тихо. А зачем нам лишнее? Мы хотим чтоб микрофон ловил только тот барабан и только ТОГДА, когда по нему ударят. Настраиваем гейт на каждый микрофон. Ворота закрыты, микрофон ничего не пишет (гейт не пропускает) как только барабанщик треснул по барабану, гейт открывается, потому как сигнал достиг уровня порога срабатывания. Вот по этому барабанщики так любят гейт!

Ладно, вернёмся! Есть так же и частотные триггеры в гейтах. Они ищут порог срабатывания только в определённом участке спектра. Но открывшись они пропускают полностью весь сигнал, не влияя на его частоты, так что тут не запутайтесь! Скажем так – вы сказали – искать threshold – 20dB на нижних басах (30-60Hz) как только на этом участке спектра появиться звук превышающий -20dB ворота откроются. Зачем это? Ну мало ли…энтузиастов много, может и понадобиться кому!

Гейт – как эффект

Можно достчиь некоторых интересных эффектов используя гейт на подкладах (pads), вокалах и т.д. Сейчас, современные гейты, которые встраиваються в синтезаторы или просто служат эффектами, имеют ещё один параметр – Pattern. Это своеобразный секвенсор для гейта, с разрешением в 1/4 , 1/8 или в 1/16 и тд. То есть можно «открывать» доли и закрывать их. Я думаю что тот кто слушает электронную музыку поймёт о чём я говорю. Это к примеру вокал, который очень быстро прерывается по громкости, превращаясь как бы в секвенцию. В общем гейт – это поле для идей, помимо своей основной функции.

Лимитирование

Введение в лимитирование

Лимитер – по существу это компрессор, но с изначально заданным параметром Ratio 10:1 и больше и с очень быстрыми параметрами attack и release. Лимитеры полезны в первую очередь для обработки готовых миксов, когда нужно срезать пиковые скачки (Peaks) превышающие 0dB (мы же боимся нуля как огня! ) и поднять уровень громкости нашего микса, но не перевалить на 0dB.

В лимитерах как правило есть ручки управления Threshold, Ceiling, Release. Так же как и с компрессорами, Threshold в лимитере устанавливает порог срабатывания. То есть если threshold установлен на -10dB то лимитер работает с пиковыми сигналами, превышающим -10dB а всё остальное не трогает. Ceiling – это уже кое что новенькое! Эта ручка устанавливает максимально возможный пиковый уровень сигнала(Peak).
Вообще, ceiling никогда не должен превышать -0.2 dB. Вы спросите – почему же? Мы ведь боимся нуля не не боимся близких к нему значений! Да, отчасти это верно, но всё дело в том что довелось нам жить в этоху электронных револуций, форматов, устройст и тд. У каждого устройства свой алгоритм воспроизведения цифрового звука, свой алгоритм декодирования и т.д. и т.д. Ввиду разности технологий, уровень выходного сигнала может колебаться, но в очень узких отметках. То есть вы вставляете свой диск в вашим супер-хитом в муз. центр. Центр считывает цифровой сигнал с диска и путём сложного преобразования, переделывает его в аналоговый формат и подаёт на усилитель, а усилитель в свою очередь на колонки, а колонки содрагают пол и ваши ушки слышат звук! Нельзя чтоб сигнал был больше 0 (мы это помним!) А вдруг этот его алгоритм преобразования накидывает ещё 0,1 dB к сигналу? Всё, катастрофа, мы имеем на выходе 0,1dB!!! Аудиплееры, магнитолы, и ещё чёрт знает что – всё это имеет свои алгоритмы, по этому общепринятое значение для Ceiling – НЕ БОЛЕЕ - 0,2 dB. Запас в 0,2 dB покрывает все возможные искажения, и выше 0 dB вас точно никогда не выйдет. Уж на чём бы ваш трек не слушали! Так что выше этой величины, ставить Ceiling крайне не рекомендуеться!

Громкость или динамика?

Запомните – любое вмешательство лимитера в треке, понизит динамику оного! То есть если вы на мастер повешали лимитер, то вы можете «подтянуть» уровень и сделать как бы трек громче, но вы утеряете динамику, разборчивость и «напор»! И как известно, динамика, это очень важный компонент современной музыки, по этому не переусердствуйте с использованием лимитеров! Этот феномен появился ровно с появлением формата – Audio CD. Потому как именно после этого началась гонка за громкостью музыки. Участниками этой войны были звукоинженеры и продюсеры, которые безбожно использовали лимитеры, для «накачивания» своих треков, чтоб на дисках их музыка звучала громче, настолько громко, насколько это возможно! И чем громче у тебя звучит, тем круче твой лэйбл, среди остальных!

Этот процесс убивает музыкальную динамику, а откровенный перебор даже искажает её.
Но в любом случае – всё упирается в дело вкуса. Решайте сами, что вам важнее динамика или громкость!

Итог

Наиболее правильной цепью коммутации, исходя из всего вышеописанного будет вот такая:
Гейт (шумовой)
Компрессор
Лимитер

Компрессора, лимитеры и гейты – важнейшие инструменты в аудио обработке. Слишком «убойное» их использование может разрушить полностью ваш звук. Так что будьте предельно осторожны при их использовании, и в первую очередь доверяйте своим ушам!

Компрессор(от англ.«compress » — сжимать, сдавливать) — это электронное устройство или компьютерная программа, используемое для уменьшения динамического диапазона звукового сигнала . Можно сказать проще: компрессор позволяет сделать более узкой разницу между самым тихим и самым громким звуком . То есть делает тихий звук громче и громкий тише.

Итак, каков принцип работы компрессора?

Суть работы компрессора состоит в том, что он определяет уровень входящего сигнала , и, если тот превышает заданное значение, компрессор его ослабляет на определенную величину(срабатывает ).

Компрессор имеет четыре основных параметра:

. Пороговый уровень(Threshold ) — определяет значение, выше которого компрессор начинает ослаблять сигнал. Выражается в децибелах.

. Соотношение(Ratio ) — определяет интенсивность ослабления сигнала, выражается в формате«х :1». Например, если установлено соотношение«2 :1», то при превышении порога на 10 дБ компрессор ослабляет этот уровень в два раза, то есть на его выходе сигнал ослаблен на 5 дБ. Если установлено соотношение«бесконечность :1», компрессор уже называется«лимитером »(от англ.«limit » — ограничивать), так как в данном случае на выходе компрессора уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый.

. Время атаки(Attack ) — время, которое проходит между превышением порогового значения и моментом срабатывания компрессора. Выражается в миллисекундах. Эксперименты с этим параметром позволяют получить особые эффекты, например, можно сделать звук бас-барабана заметно четче.

. Время спада(Release ) — это время, которое проходит между тем, как уровень входного сигнала упал ниже порога, и моментом, когда компрессор перестает ослаблять сигнал. Также выражается в миллисекундах.

Для удобства многие компрессоры оснащаются тремя индикаторами уровня: уровень входа, выхода, а также индикатором ослабления сигнала . Все они позволяют наглядно наблюдать работу компрессора. Также практически все компрессоры на выходе имеют усилительный каскад, который позволяет компенсировать ослабление сигнала и получить на выходе«плотный » звук достаточного уровня.

1) FL, фрут, фрукт, фрутик - программа FL Studio

2) Куб, кубас, кубик - программа Steinberg Cubase
3) Сэмпл(Sample ) - в общем случае кусок аудио-файла, отрезок музыкального произведения
4) Луп(Loop ) - циклически повторяющийся фрагмент сэмпла
5) Грув(groove ) - то же самое, что и луп, только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент
6) Битрейт - количество бит, отведенное для хранения 1 времени записи(в килобитах в секунду - Kbps или Kb/s)
7) BPM - Beats per Minute - удары в минуту. Самый распространенный и удобный способ измерения темпа произведения
8)Плагин(Plugin )(англ . plug-in) - Обычно небольшая программа, служащая для обработки звука. Наиболее распространены DirectX, VST и Wavelab плагины
9) Синтезатор - устройство, синтезирующее звук, как ни странно =)
10) MIDI-контроллер - Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура
11) Waveshape(Форма волны) - форма волны элементарного сигнала. Сигнал этот воспроизводит генератор
12) Эквалайзер(EQ ) - устройство коррекции частот сигнала. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые похожи на встроенные в музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень
13) Компрессор - устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии. Например, 4:1, 7:1 и т.д.

что же такое компрессия? Ранее на студиях звукозаписи«роль компрессора» выполняли звукооператоры или звукоинженеры. Представьте себе партию бас гитары. В идеале сыгранная она представляет собой довольно ровную динамическую(приблизительно одной громкости) картину. Но иногда получается, что звук на некоторых ладах звучит более громко, а на других тише. В таких случаях звукорежиссер держал ползунок громкости на микшере и при тихих моментах он повышал уровень, при громких - понижал. Тем самым он выравнивал динамический диапазон . Но ведь это был обычный человек и реакция у него так же человеческая, то есть в момент повышения громкости он реагировал не сразу, а после определенного времени. Дальше, когда звук становился тише, звукооператору нужно было время чтобы сориентироваться и прибавить уровень. Это пример работы«человеческой » компрессии , но без цифр. После этого краткого описания можно сформулировать следующие термины:

  • Атака(attack ) - время, до начала понижения уровня(компрессии );
  • Спад(release ) - время для возращения исходной громкости;
  • Компрессия (ratio ) - относительная величина на которую передвинул ползунок громкости звукоинженер;
  • Порог срабатывания(threshold ) - уровень звука, после которого звукоинженер выравнивал громкость сигнала.
  • Входной сигнал(in ) - сигнал который слышит звукоинженер;
  • Выходной сигнал(out )- сигнал, который слышим мы с вами:).

Звукоинженеру на смену пришли приборы под названием компрессоры. Принцип работы у компрессоров был тот же. Но было намного больше преимуществ. Главный из них - это то что можно конкретно задавать значения параметров, что немаловажно для получения требуемого результата. Теперь посмотрим принцип работы компрессора в«цифре ».

Сделаем небольшую рецензию.
1. Компрессия это процесс выравнивания динамического диапазона;
2. Компрессия характеризуется величинами threshold и ratio;
3. Компрессор срабатывает после превышения порога срабатывания threshold;
4. При компрессии 1:1 компрессор пропускает звук без изменений, при 1:бесконечность получаем лимитирование(в литературе приводится факт, что при компрессии 1:15 уже получается лимитирование сигнала).

Можно применить компрессор Graphic Compressor от производителя Sony. Но там есть еще один параметр - выходная громкость.Нужен расчет. На слух тут мало что сделаешь. Из формулы out=threshold+(in - threshold)*ratio = -18+(0 +18)/4=-13 дб. Но так же следует учесть звук, который идет перед атакой, то есть приблизительно -4 дб. Теперь для того чтобы не было перегрузки необходимо выбрать одно из значений и компенсировать выходной сигнал до уровня 0 дб. А выбирается значение, которое меньше, так как если к выходному сигналу добавить 12 децибел, то звук будет искажаться в периоде перед атакой.

После обработки звук получается более плотным, по динамике и басу выше, чем без обработки.
Следует заметить что при динамической обработке готовых звуковых петель алгоритм несколько другой. Для этого создадим петлю.
Далее поэкспериментируем. Настроим компрессор таким образом, чтобы он срабатывал постоянно причем с быстрой атакой и долгим спадом
В результате получили проблему - звук получился очень резкий.(рисунок 10) и грязный.
Далее при увеличении атаки до 50 мс и снижения компенсирующего уровня до 5 дб получили довольно равный и чистый звук
На первый взгляд ничего не произошло, но если присмотреться, появился небольшой щелчок у бочки в начале, стали более выделенные хай хеты.
При пред мастеринге обычно используют многополосные компрессоры. Преимущества их в том, что весь спектр частот трека разбивается на полосы(зоны ), которые в дальнейшем компрессируются отдельно. Особых рекомендаций по многополосной компрессий нет, так как характер звучания трека выбирается самим автором этого трека.

Несколько советов:

1. Не используйте компрессор на все дорожки подряд, а используйте только на те, которые динамически неровные
2. Эквализацию лучше всего ставить перед компрессией
3. Не использовать компрессор как максимайзер, для этих целей лучше подходят L3 от Waves
4. Не используйте нулевые атаки - проще понизить уровень сигнала
5. При обработке партии бас бочки спад компрессора лучше ставить порядка 50 мс, при этом компрессор отработает до начала следующего удара.

В этой статье пойдёт речь о компрессии звука как о эффекте и средстве сужения динамического диапазона. Будет на практике показано действие компрессора, лимиттера, гейта и максимайзера.

Введение в компрессию звука
Для чего же нужна компрессия звука? Компрессия звука нужна для повышения разборчивости обрабатываемого сигнала. Компрессия может быть применена как к отдельному не изменяющемуся звуку, так и к партии определённого инструмента или же ко всей композиции. Основные цели использования компрессии звука:

  1. Увеличение общей громкости композиции
  2. Удаление щелчков и резко выделяющихся громких звуков
  3. Придание чёткости и разборчивости звучания

Общая громкость композиции или отдельной партии увеличивается благодаря уменьшению амплитуды наиболее громких частей композиции и последующим увеличением громкости всей композиции, за счёт освободившегося пространства. В результате этого действия более громкие звуки становятся тише, ну а более тихие звуки становятся громче, динамический диапазон композиции сужается. Также с помощью компрессии можно удалять из звука так называемые «пики» — кратковременные всплески амплитуды не несущие в себе ни полезной информации ни эстетичности. Это возможно благодаря специальным настройкам компрессии, — подавления амплитуды звука с определённой силой и скоростью реакции на превышение заданного пользователем уровня звука. Разборчивость и чёткость придаётся ряду инструментов благодаря характерным настройкам компрессии. Так, при обработке бас бочке компрессором с достаточно большим временем реагирования (атаки) она становится более чёткой за счёт подчёркиванием характерного щелчка. Вокал и речь после компрессии становится более разборчивым благодаря искусственому повышению громкости тихих звуков, которые в обратном случае маскируются более громкими звуками (эффект маскировки).

Параметры компрессии звука

Компрессор анализирует уровень звука на входе сравнивая его с задаваемым пользователем значением Threshold (Порог).

Если уровень сигнала ниже значения Threshold — то компрессор продолжает анализировать звук не изменяя его. Если уровень звука превышает значение Threshold — то компрессор начинает своё действие. Так как роль компрессора заключается в сужении динамического диапазона, то логично предположить то что он ограничивает наиболее большие и наиболее маленькие значения амплитуды (уровня сигнала). На первом этапе происходит ограничение наиболее больших значений, которые понижаются с определённой силой, которая называется Ratio (Отношение).

Порог срабатывания (threshold) – уровень звука, после превышения которого компрессор начинает работать.
До обработки компрессором:




Соотношение (ratio) – с которым будет подавляться входящий сигнал, после того как будет превышен порог срабатывания Threshold.
Атака (attack) – время которое проходит пока компрессор достигает выставленного Ratio, т.е. с 1:1 (bypass) до, скажем 4:1. Если Атака стоит на 20 ms, то на 10 ms сигнал уже обрабатывается с Ratio 2:1.
До обработки компрессором:


После обработки компрессором:


Обратите внимание на то что появился характерный пик, показывающий промежуток времени, по истечению которого компрессор начал подавлять сигнал (после подавления уровень звука был повышен).
Отступление (release) – время, которое проходит после того как сигнал упал за порог и компрессор возвращается в исходное положение, до Ratio 1:1.

Типы компрессоров

Компрессоры разделяются на несколько типов, исходя из их предназначения, цели применения. Иногда нужно добавить чёткости и разборчивости обрабатываемому звуку. Иногда нужно просто срезать все значения амплитуды, превышающие определённый уровень (не затронув полезный сигнал). Иногда нужно обработать всю композицию так чтобы с наименьшими потерями качества звука максимально сузить динамический диапазон. Именно в следствие различных целей применения компрессоры и подразделяются на несколько типов, хотя на самом деле всё их отличие заключается лишь в вышерассмотреных параметрах компрессии. Т.е. всякий тип компрессора является ограниченной версией оригинального, стандартного компрессора, иногда с добавлением дополнительных параметров и процессоров звука для более удобной работы. Ниже приведён пример работы обычного компрессора. До обработки:

после обработки:

Благодаря тому что время атаки отличалось от нуля — появились пики амплитуды, отображающие те места, в которых компрессор начинал работать после превышения уровня звука.

Лимиттер

Лимиттер — это компрессор с нулевым значением атаки (времени срабатывания компрессора), большим уровнем компрессии (ratio) и очень коротким промежутком времени действия компрессора. Благодаря таким настройкам — компрессор срезает все короткие выступы амплитуды, подобные тем, которые Вы можете наблюдать в предыдущем примере (после обработки компессором). Лимиттер приминяется для повышения общего уровня звука, ведь после подобной компрессии звука освобождается определённое динамическое пространство, ранее занимаемое «пиками». В конце обработки звука его громкость повышается с помощью параметра out (output).

Гейт

Гейт — это процессор звука, который также начинает подавлять звук после преодоления определённого порога уровня звука, однако его отличие заключается в том, что он начинает работать после того как звук станет не громче а тише определённого пользователем уровня. Это необходимо для удаления шума, посмотрите примеры действия этого процессора. До обработки гейтом:

Обратите внимание на то что на втором изображении отсутствует шум. Гейт подавляет звук до тех пор пока не будет превышен определённый польователем уровень звука. Сложность заключается в том, чтобы правильно выставить значения атаки и отступления — это влияет на обработку полезного сигнала, на сколько он будет видоизменён при удалении шума.

Максимайзер

Максимайзер — это экстремальная компрессия звука, применяемая для максимального сужения динамического диапазона. В результате чего композиция теряет свою динамичность и обретает «громкость». Максимайзерами обычно пользуются на конечном этапе обработки композиции, преимущественно только в электронной и поп. музыке.

Давайте послушаем несколько аудио примеров компрессии звука.
До обработки гейтом:

После обработки гейтом:

До обработки компрессором.

  • Перевод
  • Tutorial

Для чего нужна компрессия?

Компрессоры и лимитеры - это специализированные усилители, используемые для уменьшения динамического диапазона - промежутка, между самым тихим и самым громким уровнем трека. Использование компрессии при записи и живом миксе может сделать звук качественнее путем контроля максимальных уровней и поддержания более высокой средней громкости. Кроме того, большинство компрессоров - как аппаратных, так и программных - имеют своё фирменное звучание, которое способно привнести замечательный окрас и тон в «безжизненный» трек. Компрессия так же используется, когда необходимо сделать звук более естественным и понятным без добавления искажений, в результате чего ваш трек будет слушаться максимально «комфортно». С другой стороны, чрезмерное сжатие может погасить ту искру, которая делала запись живой. Для тех, кто не знаком с компрессорами, знание основ позволит начать долгий путь к пониманию, как компрессия работает, и использованию её в свою пользу.

Общие элементы управления и параметры компрессора

Вне зависимости от того, какой компрессор вы используйте, и является ли он аппаратным или плагинным, существуют некоторые общие параметры и элементы управления, которые вы будете использовать, что бы настраивать его работу. Ниже приведен ряд из основных элементов компрессора.
Threshold
Управление порогом устанавливает уровень, при котором происходит сжатие. Когда уровень сигнала становится выше порогового, он будет скомпрессирован. Если порог установлен, скажем, на -10 дБ , только пики сигнала, которые выше этого уровня, будут сжаты. Все остальное время компрессии происходить не будет.
Knee
«Колено» отображает переходы между сжатым и несжатым аудиосигналом. Как правило компрессоры предлагают одну из, или в некоторых случаях возможность переключения между обоими, настроек: «soft knee» или «hard knee” . Некоторые компрессоры позволяют вам выбрать любое положение между двумя этими типами настроек. Как вы можете видеть на рисунке, „soft knee“ обеспечивает более плавное и постепенное сжатие, чем «hard knee».

Attack Time
Речь идет о времени, которое потребуется сигналу, чтобы стать полностью скомпрессированным после превышения порогового уровня. Более быстрая атака, как правило, от 20 мкс до 800 мкс зависит от типа и марки устройства, в то время как более медленная - в диапазоне от 10 мс до 100 мс . Некоторые компрессоры представляют это значение как дБ/сек . Быстрое время атаки может создавать искажения, изменяемые природе медленных низкочастотных сигналов (например, если цикл на 100 Гц длится 10 мс , то у атаки в 1 мс будет время, что бы изменить форму волны, что и будет формировать искажения.
Release Time
Это значение буквально противоположно времени атаки. В частности, это время, которое требуется сигналу, что бы перейти обратно в исходное состояние. Release Time будет значительно больше, чем время атаки, и в целом составляет от 40-60 мс до 2-5 секунд , в зависимости от того, с каким прибором вы работаете. Это значение также может быть представлено в виде дБ в секунду . Нормальная работа компрессора будет заключаться в установке этого значения как можно меньшим, не создавая при этом эффект «раскачки», который вызывается цикличной активацией и деактивацией компрессии. Например, если «release time» выставлено слишком маленьким и компрессор циклирует между активным и неактивным состоянием, ваш основной сигнал - как правило, бас-гитара или бочка - будут модулировать шум, в результате чего появится эффект «дыхания».
Compression Ratio
Этот параметр часто остается неправильно понятым, но он просто показывает величину ослабления, которая применяется к сигналу. Вам будет предложен широкий диапазон доступных коэффициентов сжатия в зависимости от типа и производителя компрессора, который вы используете. «Compression Ratio» 1:1 представляет собой коэффициент «единичного усиления», или, иными словами, без ослабления. Эти значения выражаются в децибелах, так что соотношение 2:1 указывает на то, что сигнал, превышающий порог на 2 дБ, будет ослаблен до 1 дБ выше порогового значения, или сигнал, превышающий порог на 8 дБ, будет ослаблен до 4 дБ после порога, и т.д. Соотношение около 3:1 можно считать умеренным сжатием, 5:1 будет средним уровнем сжатия, 8:1 начинает ряд значений сильного сжатия, а значения от 20:1 и до ∞:1 считаются ограничивающими и могут быть использованы для обеспечения сигнала, не превышающего пороговый. На диаграмме ниже показаны коэффициенты сжатия, как они относятся к входным и выходным сигналам и как ваши настройки сжатия повлияют на общий сигнал.

Output Gain
Часто компрессоры воспринимаются как приборы, делающие сигнал громче. В действительности же все компрессивно-индуцированные ослабления уменьшают сигнал на выходе. Вот тут «output gain» и вступает в игру. Вы можете использовать выходной усилитель для нейтрализации ослабления сигнала после компрессии. Некоторые компрессоры обладают индикаторами “gain reduction”, что позволяет более точно применить выходное усиление.

Большая четверка: Распространенные типы компрессии

Тип компрессора, который вы выберите, так же сыграет большую роль в общем звучании эффекта. Некоторые из них будут иметь более быстрые значения “attack”/“release”, а некоторые придадут звуку интересный окрас и винтажную атмосферу. Это список из четырех наиболее известных типов компрессии и краткое описание того, чем они отличаются.
Ламповая компрессия
Вероятно, самый старый тип компрессии. Как правило, имеет более медленную реакцию, чем другие типы компрессии. Благодаря этому, лампа привносит различные окраски и «винтажный» звук, которые почти невозможно достичь с другими компрессиями. (Пример: Fairchild 670)
Оптическая компрессия
Оптическая компрессия влияет на динамику звукового сигнала с помощью световых и оптических элементов. С ростом амплитуды сигнала световые элементы испускают больше света, что приводит к «оптическим ловушкам», ослабляющим выходной сигнал. (Пример: LA-2A Classic Leveling Amplifier)
FET -компрессия
Компрессор на основе полевого транзистора эмулирует ламповое звучание с помощью транзисторной схемы. Они быстрые, чистые и надежные. (Пример: 1176LN Classic Limiting Amplifier)
VCA-компрессия
Компрессоры на основе усилителя, управляемого напряжением, используют твердотельные элементы или интегральные схемы. Они, как правило, дешевле, чем ламповые или оптические компрессоры. Они так же меньше окрашивают звук по сравнению с другими. (Пример: dbx® 160 Compressor / Limiter) Вот несколько советов для работы с компрессорами. Это, конечно же, не правила, но мы надеемся, что они помогут вам при работе с этими чрезвычайно мощными приборами. Получайте удовольствие от опыта и экспериментируйте!
  • Лучше использовать мягкую компрессию на всех стадиях записи/сведения/мастеринга, а не чрезмерно сильную только на одном этапе.
  • Всегда слушайте, когда работаете с компрессией. Она может негативно повлиять на тембр инструмента. Это может случиться из-за типа компрессии, которую вы используете, или же чаще всего из-за разных тонов между минимумами и максимумами звука инструмента.
  • Попробуйте начать со средних соотношений в районе от 2:1 до 5:1. Установите время атаки на среднее/быстрое, а время релиза на среднее. Теперь постепенно поднимайте порог, пока не достигните около 5 дБ «gain reduction». Затем установите выходное усиление на 5 дБ для компенсации затухания. И наконец, ускорьте ваше время атаки, пока не добьетесь нужного эффекта.
  • Если вы хотите ставить компрессию на весь микс, то будьте крайне осторожны. Во многих типах популярной музыки бас-линия находится на постоянном уровне сигнала. Если вы будете использовать компрессию для удаления пиков, весь уровень микса опустится до этого уровня из-за бас-линии, что приведет к режиму «раскачки», описанного выше. Это проблема может быть решена с использованием многополосного компрессора. Этот тип может разделить сигнал на несколько частотных диапазонов и позволит сжимать их по отдельности.
  • И как всегда, позвольте судить вашим ушам. Если звучит хорошо - значит все хорошо.

О компрессорах аудиосигнала, основных параметрах работы читайте в нашей статье. Также мы расскажем о дополнительных функциях и схемах подключения устройств.

Все начинающие музыканты слышали о компрессоре аудиосигнала. Одни – считают его волшебным прибором, который позволяет сделать музыку лучше. Другие – не понимают назначения, не пользуются, либо прогоняют звук через устройство на средних пресетных настройках, потому что «так сказали!».

Сегодня мы с вами разберемся в том, что такое компрессор. Узнаем принцип его работы и особенности применения. Эта статья, как предыдущие, расcчитана на широкий круг непрофессиональных пользователей, поэтому мы не будем углубляться в технические параметры и использовать сложную терминологию. Однако некоторые необходимые для работы вещи все же придется озвучить.

Что такое компрессор

Итак, компрессор должен что-то сжимать. Примерно так и работает устройство.

Принцип его работы проще понять по графику (смотри ниже). Нужно представить, что у нас есть входной и выходной сигналы.

Рисунок 1. График работы компрессора, на котором изображены сигналы входа и выхода

Компрессор – это динамический прибор, который меняет соотношение входного и выходного сигнала, уменьшая динамический диапазон трека.

Основные параметры компрессора

У любого компрессора есть минимум два основных параметра: порог срабатывания и величина компрессии. Для облегчения работы мы рекомендуем использовать приборы с четырьмя параметрами. Какими? Почему нам нужны все четыре?

1. Порог срабатывания (Threshold) – это уровень (точка на графике) с которого компрессор начинает свою работу. Если не указано иного, то компрессор не трогает звук тише уровня срабатывания, звук громче – зажимает, деля тише

2. Величина компрессии (Ratio) – величина на которую будет обработан сигнал, превышающий порог срабатывания. В связи с тем, что компрессор изменяет соотношение входного и выходного сигналов, величину компрессии принято выражать соотношением. Например, 2:1. Это значит, что при увеличении ВХОДНОГО сигнала на 2 дБ, ВЫХОДНОЙ увеличится всего на 1 дБ!

3. Атака (Attack) – параметр, отвечающий за время, которое необходимо компрессору для начала обработки сигнала. Attack есть не во всех приборах, часто является автоматическим и не поддается корректировке. Конечно, устройства с возможностью изменения удобны в работе.

4. Восстановление (Release) – параметр времени. Отвечает за возврат установленного режима работы компрессора к исходному.

Как они работают?

Давайте рассмотрим работу параметров на конкретном примере.

Возьмем исходный материал с графика работы компрессора (смотри рисунок 1). Мы видим, что на рисунке изображен сигнал, громкость которого увеличивается. Через некоторое время она возвращается к исходной позиции.

Основные моменты работы прибора легко проследить именно на этом отрезке.

Работать необходимо с частью выделенного сигнала. Позже вам будет легче увидеть разницу между необработанным и измененным отрезками.

Рисунок 4. Настройка параметров обработки

Обработаем сигнал со следующими настройками: порог – 24 дБ, величина – 4:1, атака 100 мс, восстановление – 1000 мс. Приблизительные настройки взяты для наглядности.

Рисунок 5. Результат обработки отрезка

Нажимаем «применить» и видим вот такой результат.

Что же у нас получилось? Компрессор сразу начал мягко повышать уровень сигнала до среднего значения, так как он было выше порога. В тот момент, когда сигнал стал громче, наоборот – понижать. На рисунке хорошо видно, что устройство не сразу начало понижение уровня входного сигнала, а с некоторой задержкой – это и есть время атаки. В результате громкость обработанного участка стала ближе к некоему среднему значению.

Дополнительные настройки

Помимо основных, многие современные приборы обладают дополнительными настройками. Рассмотрим некоторые из них:

  • Make-Up Gain – это регулятор, позволяющий оптимизировать выходной уровень. Применяется при слишком тихом выходном уровне сигнала.
  • Knee – регулятор, а чаще переключатель, определяющий мягкость срабатывания компрессора. В большинстве приборов выполнен в виде переключателя с обозначениями HardKnee и SoftKnee.
  • Peak/RMS – переключатель, определяющий характер работы компрессора. Следовательно, прибор будет реагировать либо на пиковые значения, либо на среднеквадратичную громкость. Компрессор, установленный в режим Peak и Ratio – ∞:1 – является лимитером.

Итак, мы рассмотрели основные принципы и параметры работы компрессора. Тихое он делает громче, а громкое – тише. Однако, необходимо упомянуть и о других режимах работы.

Компрессоры с дополнительными функциями

Большинство современных приборов выполняют не только компрессию. Чаще всего – это компрессоры-лимитеры, компрессоры-экспандеры, компрессоры-гейты, компрессо-лимито-экспандеры и другие.

Но существует множество приборов, выполняющих только одну функцию:

  • Лимитер – прибор/режим, который отрезает превышающий уровень срабатывания сигнал. Его работу «слышно» только на конечной записи.
  • Экспандер – прибор/режим, усиливающий сигнал с уровнем выше порога срабатывания. Звук с меньшим уровнем он не обрабатывает. Это устройство выполняет противоположную компрессору функцию и применяется для исправления «поджатого» сигнала.
  • Гейт – не затрагивает сигнал выше порога срабатывания, а тот что ниже убирает до 0 дБ. Устройство/режим позволяет убрать тихие посторонние звуки в паузах. Часто применяется на радио.

Нестандартные варианты использования компрессора

Существенно расширяет возможности компрессора режим Side-Chain – «боковая цепь». В нем к прибору на одноименный вход подается сигнал для управления степенью компрессии. Используется в электронной музыке для создания «качающего грува»: на входы компрессора подают сигнал баса, а на вход боковой цепи – сигнал бочки. В момент ее звучания, компрессор сильно давит бас, в момент тишины – восстанавливает уровень звучания. Создается эффект, при котором бас «выпрыгивает» из бочки.

Музыканты в популярной музыке применяют его для усиления внутреннего движения, выражения динамики. Чаще всего используют Side-Chain компрессию всей (или почти всей) фонограммы от вокала.

Режим позволяет реализовать компрессию в определенном спектре частот, подавая на управляющий вход сигнал после эквалайзера с заданными для сжатия частотами. Наверное, многие уже догадались, что таким образом можно организовать де-эссер или многополосную компрессию. Для этого у вас должно быть несколько устройств.

Компрессор также позволяет управлять атакой и восстановлением. Гитаристам знаком прибор «Сустейнер», который представляет собой настроенный определенным образом компрессор. В электронной музыке им обрабатывают каждую дорожку, а на некоторых (ударных), их бывает больше двух.

Схемы подключения компрессоров

Для домашней студии:

Для использования в качестве выходного мастер-компрессора/лимитера

Подведем итоги

Компрессор – это незаменимый прибор, который за счет разных режимов работы позволяет реализовывать как технические, так и творческие задачи:

  • Нивелировать разницу между тихими и громкими нотами певца, гитариста, бас-гитариста, ударника. Раньше этим занимался специальный человек, управляя ручкой громкости микрофона во время записи, полагаясь на свой слух и знание партитуры.
  • Управлять атакой и восстановлением.
  • Держать необходимый уровень громкости. Например, на радио.
  • Получить сухое звучание инструментов, убрав посторонние шумы в паузах между нотами.
  • При помощи управляющего сигнала Side-Chain реализовать частотно-зависимую компрессию.
  • Добиться динамики в фонограмме.

Как и в любом другом деле, здесь важна умеренность. Не стоит увлекаться. Излишняя компрессия, лимитирование, могут вызвать артефакты звучания. Сокращая динамический диапазон всего трека, вы делаете его громким, мощным, но скучным. В профессиональных кругах на этой почве возникло явление «Война дБ».

Постарайтесь сделать так, чтобы компрессия была, а слышно ее не было.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: