JavaScript - Асинхронные AJAX запросы на примерах

AJAX - это аббревиатура, которая означает Asynchronous Javascript and XML. На самом деле, AJAX не является новой технологией, так как и Javascript, и XML существуют уже довольно продолжительное время, а AJAX - это синтез обозначенных технологий. AJAX чаще всего ассоцириуется с термином Web 2.0 и преподносится как новейшее Web-приложение.

При использовании AJAX нет необходимости обновлять каждый раз всю страницу, так как обновляется только ее конкретная часть. Это намного удобнее, так как не приходится долго ждать, и экономичнее, так как не все обладают безлимитным интернетом. Правда в этом случае, разработчику необходимо следить, чтобы пользователь был в курсе того, что происходит на странице. Это можно реализовать с использованием индикаторов загрузки, текстовых сообщений о том, что идёт обмен данными с сервером. Необходимо также понимать, что не все браузеры поддерживают AJAX (старые версии браузеров и текстовые браузеры). Плюс Javascript может быть отключен пользователем. Поэтому, не следует злоупотреблять использованием технологии и прибегать к альтернативным методам представления информации на Web-сайте.

Обобщим достоинства AJAX:

  • Возможность создания удобного Web-интерфейса
  • Активное взаимодействие с пользователем
  • Удобство использования
AJAX использует два метода работы с веб-страницей: изменение Web-страницы не перезагружая её, и динамическое обращение к серверу. Второе может осуществляться несколькими способами, в частности, XMLHttpRequest, о чем мы и будем говорить, и использование техники скрытого фрейма.Обмен данными

Для того, чтобы осуществлять обмен данными, на странице должен быть создан объект XMLHttpRequest, который является своеобразным посредником между Браузером пользователя и сервером (рис. 1). С помощью XMLHttpRequest можно отправить запрос на сервер, а также получить ответ в виде различного рода данных.

Обмениваться данными с сервером можно двумя способами. Первый способ - это GET-запрос. В этом запросе вы обращаетесь к документу на сервере, передавая ему аргументы через сам URL. При этом на стороне клиента будет логично использовать функция Javascript`а escape для того, чтобы некоторые данные не прервали запрос.

Клиент часть, написанная на Javascript, должна обеспечивать необходимую функциональность для безопасного обмена с сервером и предоставлять методы для обмена данными любым из вышеперечисленных способов. Серверная часть должна обрабатывать входные данные, и на основе их генерировать новую информацию (например, работая с базой данных), и отдавать ее обратно клиенту. Например, для запроса информации с сервера можно использовать обычный GET-запрос с передачей нескольких и небольших по размеру параметров, а для обновления информации, или добавления новой информации потребуется использовать уже POST-запрос, так как он позволяет передавать большие объемы данных.

Как уже было сказано, AJAX использует асинхронную передачу данных. Это значит, что пока идёт передача данных, пользователь может совершать другие, необходимые ему действия. В это время следует оповестить пользователя о том, что идёт какой-либо обмен данными, иначе пользователь подумает, что произошло что-то не то и может покинуть сайт, или повторно вызвать «зависшую», по его мнению, функцию. Индикация во время обмена данными в приложении Web 2.0 играет очень важную роль: посетители могли еще не привыкнуть к таким способам обновления страницы.

Ответ от сервера может быть не только XML, как следует из названия технологии. Помимо XML, можно получить ответ в виде обычного текста, или же JSON (Javascript Object Notation). Если ответ был получен простым текстом, то его можно сразу вывести в контейнер на странице. При получении ответа в виде XML, обычно происходит обработка полученного XML документа на стороне клиента и преобразование данных к (X)HTML. При получении ответа в формате JSON клиент должен лишь выполнить полученный код (функция Javascript`а eval) для получения полноценного объекта Javascript. Но здесь нужно быть осторожным и учитывать тот факт, что с использованием этой технологии может быть передан вредоносный код, поэтому перед выполнением полученного с сервера кода следует его тщательно проверить и обработать. Существует такая практика, как «холостой» запрос, при котором никакой ответ от сервера не приходит, лишь изменяются данные на стороне сервера.

В разных браузерах данный объект обладает разными свойствами, но в целом он совпадает.

Методы объекта XMLHttpRequest

Заметьте, что названия методов записаны в том же стиле (Camel-style), что и другие функции Javascript. Будьте внимательны при их использовании.

abort() - отмена текущего запроса к серверу.

getAllResponseHeaders() - получить все заголовки ответа от сервера.

getResponseHeader(«имя_заголовка») - получить указаный заголовок.

open(«тип_запроса»,«URL»,«асинхронный»,«имя_пользователя»,«пароль») - инициализация запроса к серверу, указание метода запроса. Тип запроса и URL - обязательные параметры. Третий аргумент - булево значение. Обычно всегда указывается true или не указывается вообще (по умолчанию - true). Четвертый и пятый аргументы используются для аутентификации (это очень небезопасно, хранить данные об аутентификации в скрипте, так как скрипт может посмотреть любой пользователь).

send(«содержимое») - послать HTTP запрос на сервер и получить ответ.

setRequestHeader(«имя_заголовка»,«значение») - установить значения заголовка запроса.

Свойства объекта XMLHttpRequest

onreadystatechange - одно из самых главных свойств объекта XMLHttpRequest. С помощью этого свойства задаётся обработчик, который вызывается всякий раз при смене статуса объекта.

readyState - число, обозначающее статус объекта.

responseText - представление ответа сервера в виде обычного текста (строки).

responseXML - объект документа, совместимый с DOM, полученного от сервера.

status - состояние ответа от сервера.

statusText - текстовое представление состояния ответа от сервера.

Следует подробнее расммотреть свойство readyState:

  • 0 - Объект не инициализирован.
  • 1 - Объект загружает данные.
  • 2 - Объект загрузил свои данные.
  • 3 - Объек не полностью загружен, но может взаимодействовать с пользователем.
  • 4 - Объект полностью инициализирован; получен ответ от сервера.
Именно опираясь на состояние готовности объекта можно представить посетителю информацию о том, на какой стадии находится процесс обмена данными с сервером и, возможно, оповестить его об этом визуально.Создание объекта XMLHttpRequest

Как уже говорилось выше, создание данного объекта для каждого типа браузера - уникальный процесс.

Например, для создания объекта в Gecko-совместимых браузерах, Konqueror`е и Safari, нужно использовать следующее выражение:

Var Request = new XMLHttpRequest();

А для Internet Explorer`а используется следующее:

Var Request = new ActiveXObject("Microsoft.XMLHTTP");

Var Request = new ActiveXObject("Msxml2.XMLHTTP");

Теперь, чтобы добиться кроссбраузерности, необходимо сложить все функции в одну:

Function CreateRequest() { var Request = false; if (window.XMLHttpRequest) { //Gecko-совместимые браузеры, Safari, Konqueror Request = new XMLHttpRequest(); } else if (window.ActiveXObject) { //Internet explorer try { Request = new ActiveXObject("Microsoft.XMLHTTP"); } catch (CatchException) { Request = new ActiveXObject("Msxml2.XMLHTTP"); } } if (!Request) { alert("Невозможно создать XMLHttpRequest"); } return Request; }

После всего этого можно создавать данный объект и не беспокоится за работоспособность на популярных браузерах. Но создать объект можно в разных местах. Если создать его глобально, то в определенный момент времени возможен будет только один запрос к серверу. Можно создавать объект всякий раз, как происходит запрос к серверу (это почти полностью решит проблему).

Запрос к серверу

Алгоритм запроса к серверу выглядит так:

  • Проверка существования XMLHttpRequest.
  • Инициализация соединения с сервером.
  • Посылка запрса серверу.
  • Обработка полученных данных.
Для создания запроса к серверу мы создадим небольшую функцию, которая будет по функциональности объединять в себе функции для GET и POST запросов.

/* Функция посылки запроса к файлу на сервере r_method - тип запроса: GET или POST r_path - путь к файлу r_args - аргументы вида a=1&b=2&c=3... r_handler - функция-обработчик ответа от сервера */ function SendRequest(r_method, r_path, r_args, r_handler) { //Создаём запрос var Request = CreateRequest(); //Проверяем существование запроса еще раз if (!Request) { return; } //Назначаем пользовательский обработчик Request.onreadystatechange = function() { //Если обмен данными завершен if (Request.readyState == 4) { //Передаем управление обработчику пользователя r_handler(Request); } } //Проверяем, если требуется сделать GET-запрос if (r_method.toLowerCase() == "get" && r_args.length > 0) r_path += "?" + r_args; //Инициализируем соединение Request.open(r_method, r_path, true); if (r_method.toLowerCase() == "post") { //Если это POST-запрос //Устанавливаем заголовок Request.setRequestHeader("Content-Type","application/x-www-form-urlencoded; charset=utf-8"); //Посылаем запрос Request.send(r_args); } else { //Если это GET-запрос //Посылаем нуль-запрос Request.send(null); } }

Создавать запрос стало намного проще. Для примера напишем функцию, которая будет получать содержимое файла на сервере и выводить его в контейнер.

Function ReadFile(filename, container) { //Создаем функцию обработчик var Handler = function(Request) { document.getElementById(container).innerHTML = Request.responseText; } //Отправляем запрос SendRequest("GET",filename,"",Handler); }

Именно таким образом происходит взаимодействие с сервером.

Обработка ответа

В предыдущем примере мы сделали функцию запроса к серверу. Но она, по сути, небезопасна, так как мы не обрабатываем состояния объекта и состояния ответа от сервера.

Дополним наш код, чтобы он смог выводить визуальное оповещение о процессе загрузки.

Request.onreadystatechange = function() { //Если обмен данными завершен if (Request.readyState == 4) { //Передаем управление обработчику пользователя r_handler(Request); } else { //Оповещаем пользователя о загрузке } } ...

Как вы уже знаете, объект XMLHttpRequest позволяет узнать статус ответа от сервера. Воспользуемся этой возможностью.

Request.onreadystatechange = function() { //Если обмен данными завершен if (Request.readyState == 4) { if (Request.status == 200) { //Передаем управление обработчику пользователя r_handler(Request); } else { //Оповещаем пользователя о произошедшей ошибке } } else { //Оповещаем пользователя о загрузке } } ...

Варианты ответа от сервера

От сервера можно получить данные нескольких видов:

  • Обычный текст
Если вы получаете обычный текст, то вы можете сразу же направить его в контейнер, то есть на вывод. При получении данных в виде XML вы должны обработать данные с помощью DOM-функций, и представить результат с помощью HTML.

JSON - это объектная нотация Javascript. С ее помощью можно представить объект в виде строки (здесь можно привести аналогию с функцией сериализации). При получении JSON-данных вы должны выполнить их, чтобы получить полноценный объект Javascript и произвести с ним необходимые операции. Помните, что такая передача данных и выполнение их не являются безопасными. Вы должны следить за тем, что поступает на исполнение.

Пример кода JSON:
{ "data": { "misc": [ { "name" : "JSON-элемент один", "type" : "Подзаголовок 1" }, { "name" : "JSON-элемент два", "type" : "Подзаголовок 2" } ] } }

При получении такого кода, производим следующее действие:

Var responsedata = eval("(" + Request.responseText + ")")

После выполнения данного кода вам будет доступен объект responsedata .

Работа с серверными языками программирования

Такая работа ничем не отличается от обычной. Для примеров я возьму PHP в качестве серверного языка. В клиентской части ничего не изменилось, но серверная часть теперь представлена PHP-файлом.

По традиции, начнем с приветствия нашему замечательному миру:

Echo "Hello, World!";

При обращении к этому файлу клиенту вернется строка Hello, World. Как вы понимаете, это представляет широчайшие возможности для построения приложений. На основе передачи аргументов при вызове сервера с помощью XMLHttpRequest можно сделать параметризацию вывода, тем самым обеспечив обширную функциональность Web-приложения.

Помимо PHP, можно использовать любой другой серверный язык программирования.

В этой статье AJAX описывается на уровне возможностей и примеров. Рассмотрены особенности асинхронного взаимодействия и примеры использования, но с минимумом технических деталей.

Надеюсь, она будет полезна для понимания, что такое AJAX и с чем его едят.

Что такое AJAX ? Пример реализации.

AJAX, или, более длинно, A synchronous J avascript A nd X ml - технология для взаимодействия с сервером без перезагрузки страниц.

За счет этого уменьшается время отклика и веб-приложение по интерактивности больше напоминает десктоп.

Технология AJAX, как указывает первая буква A в ее названии - асинхронна, т.е браузер, отослав запрос, может делать что угодно, например, показать сообщение
об ожидании ответа, прокручивать страницу, и т.п.

Вот код кнопки в примере выше:

При нажатии она вызывает функцию vote , которая отправляет запрос на сервер, ждет ответа, а затем показывает сообщение об этом в div "е под кнопкой:

Здесь будет ответ сервера

Для обмена данными с сервером используется специальный объект XmlHttpRequest , который умеет отправлять запрос и получать ответ с сервера. Кроссбраузерно создать такой объект можно, например, так:

Function getXmlHttp(){ var xmlhttp; try { xmlhttp = new ActiveXObject("Msxml2.XMLHTTP"); } catch (e) { try { xmlhttp = new ActiveXObject("Microsoft.XMLHTTP"); } catch (E) { xmlhttp = false; } } if (!xmlhttp && typeof XMLHttpRequest!="undefined") { xmlhttp = new XMLHttpRequest(); } return xmlhttp; }

Более подробно о деталях реализации AJAX с использованием XmlHttpRequest и других транспортов можно почитать в разделе про общение с сервером .

Здесь мы не будем на этом останавливаться и перейдем сразу к функции vote:

// javascript-код голосования из примера function vote() { // (1) создать объект для запроса к серверу var req = getXmlHttp() // (2) // span рядом с кнопкой // в нем будем отображать ход выполнения var statusElem = document.getElementById("vote_status") req.onreadystatechange = function() { // onreadystatechange активируется при получении ответа сервера if (req.readyState == 4) { // если запрос закончил выполняться statusElem.innerHTML = req.statusText // показать статус (Not Found, ОК..) if(req.status == 200) { // если статус 200 (ОК) - выдать ответ пользователю alert("Ответ сервера: "+req.responseText); } // тут можно добавить else с обработкой ошибок запроса } } // (3) задать адрес подключения req.open("GET", "/ajax_intro/vote.php", true); // объект запроса подготовлен: указан адрес и создана функция onreadystatechange // для обработки ответа сервера // (4) req.send(null); // отослать запрос // (5) statusElem.innerHTML = "Ожидаю ответа сервера..." }

Поток выполнения, использованный vote, довольно типичен и выглядит так:

  • Функция создает объект XmlHttpRequest
  • назначает обработчик ответа сервера onreadystatechange
  • открывает соединение open
  • отправляет запрос вызовом send (ответ сервера принимается срабатывающей в асинхронном режиме функцией onreadystatechange)
  • показывает посетителю индикатор состояния процесса
  • Серверный обработчик, к которому обращен AJAX-запрос (в примере это vote.php) по сути ничем не отличается от обычной страницы. AJAX-запрос, отправляемый XmlHttpRequest , ничем не отличается от обычного запроса.

    Просто текст, который возвращает сервер, не показывается как HTML, а читается и обрабатывается функцией onreadystatechange .

    Смысл AJAX - в интеграции технологий

    Технология AJAX использует комбинацию:

    • (X)HTML, CSS для подачи и стилизации информации
    • DOM-модель, операции над которой производятся javascript на стороне клиента, чтобы обеспечить динамическое отображение и взаимодействие с информацией
    • XMLHttpRequest для асинхронного обмена данными с веб-сервером. В некоторых AJAX-фреймворках и в некоторых ситуациях, вместо XMLHttpRequest используется IFrame, SCRIPT-тег или другой аналогичный транспорт.
    • JSON часто используется для обмена данными, однако любой формат подойдет, включая форматированный HTML, текст, XML и даже какой-нибудь EBML

    Типичное AJAX-приложение состоит как минимум из двух частей.

    Первая выполняется в браузере и написана, как правило, на JavaScript, а вторая - находится на сервере и написана, например, на Ruby, Java или PHP .

    Между этими двумя частями происходит обмен данными через XMLHttpRequest(или другой транспорт).

    Что я могу сделать с помощью AJAX ?

    Смысл AJAX - в интерактивности и быстром времени отклика.

    Небольшие элементы управления

    В первую очередь AJAX полезен для небольших элементов, связанных с элементарными действиями: добавить в корзину, подписаться, и т.п.

    Динамическая подгрузка данных с сервера.

    Например, дерево, узлы которого подгружаются по мере раскрытия.

    На момент его появления он явился единственным открытым почтовым сервисом, использующим AJAX для следующих фич.

    • Проверка ошибок ввода формы ДО сабмита

      На сервер передается имя пользователя, результат проверки возвращается на страницу.

    • "Мгновенная" загрузка

      Браузер обращается к серверу только за данными, а не обновляет весь громоздкий интерфейс

    • Автоматическая "доставка" писем в открытую папку

      Время от времени отправляется запрос на сервер и, если пришли новые письма, они появляются в браузере.

    • Автодополнение

      Достаточно ввести первые буквы имени адресата, и остальные дополняются автоматически, как в десктоп-приложениях.

    Результат: обширная популярность, высокий спрос на account"ы с момента открытия.

    Синхронная модель VS Асинхронная модель

    В обычном программировании все операции носят синхронный характер, т.е выполняются одна за другой.

    Условно говоря, мы действуем так:

  • закидываем удочку
  • ждем, когда клюнет
  • клюнуло - включаем подтяжку спиннинга
  • При асинхронном подходе мы:

  • вешаем на удило специальный детектор клева, задаем ему тянуть спиннинг, когда клюнет
  • закидываем удочку
  • занимаемся другими делами
  • детектор клева срабатывает, запуская подтяжку спиннинга
  • Т.е, в синхронном случае удочка постоянно приковывает наше внимание. Ловля рыбы - последовательный процесс.

    В асинхронном варианте - мы сначала задали программу, что делать при клеве, а затем опустили удочку ловить и занялись другими делами.
    Например, поставили еще 5 таких удочек.

    Асинхронное программирование сложнее, чем синхронное, и поначалу непривычно, т.к в нем заранее задается то, что сработает после .
    Т.е, программу "что делать, когда клюнет" нужно задать до того, как клюнуло, и вообще неизвестно, есть ли в водоеме рыба.

    Существуют приемы, облегчающие асинхронное программирование, например, отложенный объект Deferred (Twisted,Dojo,Mochikit), но об этом - в отдельной статье.

    Синхронная и асинхронная модель в AJAX

    Вернемся к нашим баранам: браузеру, серверу и, скажем, базе данных.

    В синхронной модели браузер отправляет запрос на сервер и висит, ждет, пока тот совершит всю необходимую работу. Сервер выполняет запросы к базе данных, заворачивает ответ в необходимый формат и выводит его. Браузер. получив ответ, вызывает функцию показа.

    Все процессы выполняются последовательно, один за другим.

    Сетевые задержки включены во время ожидания, обозначенное на схеме серым цветом.

    Пользователь не может заниматься чем-то другим на этой же странице, пока происходит синхронный обмен данными.

    В асинхронной модели запрос отсылается ("удочка поставлена"), и можно заняться чем-то другим. Когда запрос выполнился ("клюнуло") - запускается заранее
    подготовленная программистом функция ("подтянуть спиннинг") показа сообщения сервера.

    Здесь сервер сразу же уведомляет браузер о том, что запрос принят в обработку и освобождает его для дальнейшей работы. Когда ответ будет готов - сервер перешлет его, и на браузере будет вызвана соответствующая функция показа, но пока этот ответ формируется и пересылается - браузер свободен.

    Пользователь может написать комментарии, заполнить и отослать форму и т.п: Могут производиться новые асинхронные запросы.

    Асинхронная модель характеризуется почти мгновенной реакцией на действия пользователя, так что создается впечатление удобного и быстрого приложения.

    Из-за такого разрыва между действием и реальным результатом приложение становится гораздо более чувствительно к ошибкам.

    Особенно в случае нескольких одновременных асинхронных запросов, нужно заботиться об очередности выполнения и ответа (race-conditions) и, в случае ошибки, оставлять приложение в целостном (consistent) состоянии.

    Особенности асинхронной модели
    • Сложность в реализации
      • Недостаточные возможности браузера (javascript)
      • Асинхронная модель сложнее для отладки
    • Race conditions
      • Неопределена последовательность выполнения
      • Можно делать много одновременных задач ("удочек"), но задача, начатая первой, может окончиться последней.
    • Реакция тут же, но неизвестно, какой будет результат. Усложнена обработка ошибок
      • Ошибок коммуникации - разрыв связи, и т.п.
      • Пользовательских ошибок - например, не хватило привилегий
    • Контроль целостности (bugproof)
      • Например, редактор отправил асинхронный запрос на удаление ветки дерева. Добавление в нее нужно отключить, пока не придет ответ сервера. Если вдруг не хватило привилегий, то операция не удалась.
    • Интерактивность
    • Быстрый интерфейс

    Плюсов всего два, зато какие! Овчинка стоит выделки.

    Асинхронный drag"n"drop.

    Иногда для асинхронных операций необходимо делать различные "финты ушами". Например, хочется сделать drag"n"drop в дереве, т.е перетаскивать статьи из одного раздела в другой мышкой, и чтобы они на сервере в базе данных меняли родителя.

    Drag"n"drop - это "взял мышей объект - положил куда надо - готово". Но в асинхронной модели не может быть все прям сразу "готово".
    Надо проверить привилегии на сервере, проверить, существует ли еще объект, вдруг его удалил другой пользователь.

    Надо как-то показать, что процесс пошел, но результат "ща будет..". А как? В асинхронной модели указатель мыши не может просто так зависнуть над объектом, превратившись в часики.

    В таком случае применяют либо синхронные запросы к серверу - и тогда все действительно подвисает, либо оригинальный выход - положить объект, как будто он перенесен, и проинформировать анимированной иконкой об ожидании ответа.
    Если ответ отрицателен - обработчик ответа переносит объект обратно.

    Stale context, устаревший контекст

    В примере с drag"n"drop также затронута проблема "stale context" - устаревшего контекста.

    Веб - многопользовательская среда. Если для навигации используется,
    скажем, дерево статей, то над ним работают много человек. Один из них может удалить ветку дерева, над которой работает другой: конфликт.

    Как правило, для преодоления таких казусов используются следующие средства:

    Политика редактирования

    Это когда все знают кто чего делает и на уровне деления полномочий и личного общения такие удаления согласовывают. Вариант заведомо небезопасный, но обычно работающий.

    Локинг и/или версионный контроль

    Локинг - блокирование редактируемых документов.

    Версионный контроль - каждый новый документ становится версией, так что изменения никогда не теряются. Версионность влечет за собой конфликты, когда Петя начал редактировать документ раньше Васи, а сохранил - позже. При этом в последней версии изменения Васи оказались потеряны, хотя предпоследняя (Васина) версия в системе обязательно есть.

    Более подробно о локинге и версионности можно почитать, например, в документации к системе версионного контроля Subversion .

    Автообновление контекста

    Проблема устаревшего контента может быть на 99% решена при помощи мгновенного автообновления.

    Браузер держит постоянное соединение с сервером (или делает время от времени корректирующие запросы) - и нужные изменения отсылаются по этому каналу.

    Например, в раскрытую ветку дерева иногда подгружаются новые статьи, в открытый почтовый интерфейс - новые письма.

    Вообще, проблема устаревшего контекста напрямую относится к задаче целостности данных. За конечную проверку целостности, как и при валидации форм, в любом случае несет ответственность сервер.

    Урок, в котором на примерах рассмотрим создание простых асинхронных AJAX запросов к серверу. В качестве метода передачи запросов будем использовать как метод GET, так и метод POST. На сервере обработку запросов выполним с помощью скриптов PHP.

    Что такое асинхронный запрос AJAX?

    Технология AJAX в основном используется для создания асинхронных запросов к серверу. Асинхронный запрос - это такой запрос, который выполняется в фоновом режиме и не мешает пользователю взаимодействовать со страницей.

    При отправке асинхронного запроса, браузер (страница) не "замораживается", т.е. с ней, как и прежде, можно работать. Но тогда как узнать, когда придёт ответ с сервера. Чтобы это определить, необходимо отслеживать свойство браузера readyState (состояние готовности). Данное свойство содержит число, по значению которого можно судить о том, в какой стадии находится запрос. В следующей таблице приведены основные значения свойства readyState и соответствующие им состояния.

    Т.е. получается, что нам необходимо отследить, когда значение у свойства readyState будет равно 4. Это будет означать то, что на отправленный запрос, пришёл ответ с сервера. Остальные значения на практике используются довольно редко, и некоторые браузеры могут их не поддерживать.

    Для того чтобы определить на какой стадии находится запрос, необходимо использовать событие объекта XMLHttpRequest onreadystatechange . Данное событие происходит каждый раз, когда изменяется значение свойства readyState . Следовательно, в обработчике этого события (неименованной или именованной функции) можно прописать действия, которые будут проверять равно ли данное свойство 4 и если равно, то например, вывести ответ сервера на страницу.

    Создание асинхронного AJAX запроса (метод GET)

    Рассмотрим создание асинхронного AJAX запроса на примере, который будет после загрузки страницы приветствовать пользователя и отображать его IP-адрес.

    Для этого необходимо создать на сервере 2 файла в одном каталоге:

  • welcome.html – HTML-страница, которая будет отображаться пользователю. В этой же страницы поместим скрипт, который будет осуществлять все необходимые действия для работы AJAX на стороне клиента.
  • processing.php – PHP-файл, который будет обрабатывать запрос на стороне сервера, и формировать ответ. Начнём разработку с создания основной структуры файла welcome.html
  • Пример работы AJAX Пример работы AJAX // Здесь поместим код JavaScript, который будет отправлять запрос на сервер, получать его и обновлять содержимое страницы. Всё это будет работать без перезагрузки страницы

    Рассмотрим последовательность действий, которые необходимо выполнить на стороне клиента (в коде JavaScript):

    Подготовим данные, необходимые для выполнения запроса на сервере. Если для выполнения запроса на сервере данные никакие не нужны, то данный этап можно пропустить.

    Создадим переменную, которая будет содержать экземпляр объекта XHR (XMLHttpRequest).

    Настроим запрос с помощью метода open() .

    Указываются следующие параметры:

    • Метод, с помощью которого будет посылаться запрос на сервер (GET, POST).
    • URL-адрес, который будет обрабатывать запрос на сервере.
    • Тип запроса: синхронный (false) или асинхронный (true).
    • Имя и пароль при необходимости.
  • Подпишемся на событие onreadystatechange объекта XHR и укажем обработчик в виде анонимной или именованной функции. После этого создадим код внутри этой функции, который будет проверять состояние ответа, и выполнять определённые действия на странице. Ответ, который приходит с сервера, всегда находится в свойстве responseText .

    Дополнительно с проверкой значения свойства readyState числу 4, можно проверять и значение свойства status . Данное свойство определяет статус запроса. Если оно равно 200, то всё OK . А иначе произошла ошибка (например, 404 – URL не найден).

    Отправим запрос на сервер с помощью метода send() .

    Если используем для отправки запроса метод GET, то передавать данные в параметр данного метода не надо. Они передаются в составе URL.

    Если используем для отправки запроса метод POST, то данные необходимо передать в качестве параметра методу send() . Кроме этого, перед вызовом данного метода необходимо установить заголовок Content-Type, чтобы сервер знал в какой кодировке пришёл к нему запрос и смог его расшифровать.

    Содержимое элемента script:

    // 2. Создание переменной request var request = new XMLHttpRequest(); // 3. Настройка запроса request.open("GET","processing.php",true); // 4. Подписка на событие onreadystatechange и обработка его с помощью анонимной функции request.addEventListener("readystatechange", function() { // если состояния запроса 4 и статус запроса 200 (OK) if ((request.readyState==4) && (request.status==200)) { // например, выведем объект XHR в консоль браузера console.log(request); // и ответ (текст), пришедший с сервера в окне alert console.log(request.responseText); // получить элемент c id = welcome var welcome = document.getElementById("welcome"); // заменить содержимое элемента ответом, пришедшим с сервера welcome.innerHTML = request.responseText; } }); // 5. Отправка запроса на сервер request.send();

    В итоге файл welcome.html будет иметь следующий код:

    Пример работы AJAX Пример работы AJAX window.addEventListener("load",function() { var request = new XMLHttpRequest(); request.open("GET","processing.php",true); request.addEventListener("readystatechange", function() { if ((request.readyState==4) && (request.status==200)) { var welcome = document.getElementById("welcome"); welcome.innerHTML = request.responseText; } }); request.send(); });

    На сервере (с помощью php):

  • Получим данные. Если данные посланы через метод GET , то из глобального массива $_GET["имя"] . А если данные переданы с помощью метода POST , то из глобального массива $_POST["имя"] .
  • Используя эти данные, выполним некоторые действия на сервере. В результате которых получим некоторый ответ. Выведем его с помощью echo .


  • Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: