Операторы можно переопределять для существующих типов данных. Перегрузка операций. Когда стоит перегружать операторы

Последнее обновление: 12.08.2018

Наряду с методами мы можем также перегружать операторы. Например, пусть у нас есть следующий класс Counter:

Class Counter { public int Value { get; set; } }

Данный класс представляет некоторый счетчик, значение которого хранится в свойстве Value.

И допустим, у нас есть два объекта класса Counter - два счетчика, которые мы хотим сравнивать или складывать на основании их свойства Value, используя стандартные операции сравнения и сложения:

Counter c1 = new Counter { Value = 23 }; Counter c2 = new Counter { Value = 45 }; bool result = c1 > c2; Counter c3 = c1 + c2;

Но на данный момент ни операция сравнения, ни операция сложения для объектов Counter не доступны. Эти операции могут использоваться для ряда примитивных типов. Например, по умолчанию мы можем складывать числовые значения, но как складывать объекты комплексных типов - классов и структур компилятор не знает. И для этого нам надо выполнить перегрузку нужных нам операторов.

Перегрузка операторов заключается в определении в классе, для объектов которого мы хотим определить оператор, специального метода:

Public static возвращаемый_тип operator оператор(параметры) { }

Этот метод должен иметь модификаторы public static , так как перегружаемый оператор будет использоваться для всех объектов данного класса. Далее идет название возвращаемого типа. Возвращаемый тип представляет тот тип, объекты которого мы хотим получить. К примеру, в результате сложения двух объектов Counter мы ожидаем получить новый объект Counter. А в результате сравнения двух мы хотим получить объект типа bool, который указывает истинно ли условное выражение или ложно. Но в зависимости от задачи возвращаемые типы могут быть любыми.

Затем вместо названия метода идет ключевое слово operator и собственно сам оператор. И далее в скобках перечисляются параметры. Бинарные операторы принимают два параметра, унарные - один параметр. И в любом случае один из параметров должен представлять тот тип - класс или структуру, в котором определяется оператор.

Например, перегрузим ряд операторов для класса Counter:

Class Counter { public int Value { get; set; } public static Counter operator +(Counter c1, Counter c2) { return new Counter { Value = c1.Value + c2.Value }; } public static bool operator >(Counter c1, Counter c2) { return c1.Value > c2.Value; } public static bool operator <(Counter c1, Counter c2) { return c1.Value < c2.Value; } }

Поскольку все перегруженные операторы - бинарные - то есть проводятся над двумя объектами, то для каждой перегрузки предусмотрено по два параметра.

Так как в случае с операцией сложения мы хотим сложить два объекта класса Counter, то оператор принимает два объекта этого класса. И так как мы хотим в результате сложения получить новый объект Counter, то данный класс также используется в качестве возвращаемого типа. Все действия этого оператора сводятся к созданию, нового объекта, свойство Value которого объединяет значения свойства Value обоих параметров:

Public static Counter operator +(Counter c1, Counter c2) { return new Counter { Value = c1.Value + c2.Value }; }

Также переопределены две операции сравнения. Если мы переопределяем одну из этих операций сравнения, то мы также должны переопределить вторую из этих операций. Сами операторы сравнения сравнивают значения свойств Value и в зависимости от результата сравнения возвращают либо true, либо false.

Теперь используем перегруженные операторы в программе:

Static void Main(string args) { Counter c1 = new Counter { Value = 23 }; Counter c2 = new Counter { Value = 45 }; bool result = c1 > c2; Console.WriteLine(result); // false Counter c3 = c1 + c2; Console.WriteLine(c3.Value); // 23 + 45 = 68 Console.ReadKey(); }

Стоит отметить, что так как по сути определение оператора представляет собой метод, то этот метод мы также можем перегрузить, то есть создать для него еще одну версию. Например, добавим в класс Counter еще один оператор:

Public static int operator +(Counter c1, int val) { return c1.Value + val; }

Данный метод складывает значение свойства Value и некоторое число, возвращая их сумму. И также мы можем применить этот оператор:

Counter c1 = new Counter { Value = 23 }; int d = c1 + 27; // 50 Console.WriteLine(d);

Следует учитывать, что при перегрузке не должны изменяться те объекты, которые передаются в оператор через параметры. Например, мы можем определить для класса Counter оператор инкремента:

Public static Counter operator ++(Counter c1) { c1.Value += 10; return c1; }

Поскольку оператор унарный, он принимает только один параметр - объект того класса, в котором данный оператор определен. Но это неправильное определение инкремента, так как оператор не должен менять значения своих параметров.

И более корректная перегрузка оператора инкремента будет выглядеть так:

Public static Counter operator ++(Counter c1) { return new Counter { Value = c1.Value + 10 }; }

То есть возвращается новый объект, который содержит в свойстве Value инкрементированное значение.

При этом нам не надо определять отдельно операторы для префиксного и для постфиксного инкремента (а также декремента), так как одна реализация будет работать в обоих случаях.

Например, используем операцию префиксного инкремента:

Counter counter = new Counter() { Value = 10 }; Console.WriteLine($"{counter.Value}"); // 10 Console.WriteLine($"{(++counter).Value}"); // 20 Console.WriteLine($"{counter.Value}"); // 20

Консольный вывод:

Теперь используем постфиксный инкремент:

Counter counter = new Counter() { Value = 10 }; Console.WriteLine($"{counter.Value}"); // 10 Console.WriteLine($"{(counter++).Value}"); // 10 Console.WriteLine($"{counter.Value}"); // 20

Консольный вывод:

Также стоит отметить, что мы можем переопределить операторы true и false . Например, определим их в классе Counter:

Class Counter { public int Value { get; set; } public static bool operator true(Counter c1) { return c1.Value != 0; } public static bool operator false(Counter c1) { return c1.Value == 0; } // остальное содержимое класса }

Эти операторы перегружаются, когда мы хотим использовать объект типа в качестве условия. Например:

Counter counter = new Counter() { Value = 0 }; if (counter) Console.WriteLine(true); else Console.WriteLine(false);

При перегрузке операторов надо учитывать, что не все операторы можно перегрузить. В частности, мы можем перегрузить следующие операторы:

    унарные операторы +, -, !, ~, ++, --

    бинарные операторы +, -, *, /, %

    операции сравнения ==, !=, <, >, <=, >=

    логические операторы &&, ||

    операторы присваивания +=, -=, *=, /=, %=

И есть ряд операторов, которые нельзя перегрузить, например, операцию равенства = или тернарный оператор?: , а также ряд других.

Полный список перегружаемых операторов можно найти в документации msdn

При перегрузке операторов также следует помнить, что мы не можем изменить приоритет оператора или его ассоциативность, мы не можем создать новый оператор или изменить логику операторов в типах, который есть по умолчанию в.NET.

Основы перегрузки операторов

В C#, подобно любому языку программирования, имеется готовый набор лексем, используемых для выполнения базовых операций над встроенными типами. Например, известно, что операция + может применяться к двум целым, чтобы дать их сумму:

// Операция + с целыми. int а = 100; int b = 240; int с = а + b; //с теперь равно 340

Здесь нет ничего нового, но задумывались ли вы когда-нибудь о том, что одна и та же операция + может применяться к большинству встроенных типов данных C#? Например, рассмотрим такой код:

// Операция + со строками. string si = "Hello"; string s2 = " world!"; string s3 = si + s2; // s3 теперь содержит "Hello world!"

По сути, функциональность операции + уникальным образом базируются на представленных типах данных (строках или целых в данном случае). Когда операция + применяется к числовым типам, мы получаем арифметическую сумму операндов. Однако когда та же операция применяется к строковым типам, получается конкатенация строк.

Язык C# предоставляет возможность строить специальные классы и структуры, которые также уникально реагируют на один и тот же набор базовых лексем (вроде операции +). Имейте в виду, что абсолютно каждую встроенную операцию C# перегружать нельзя. В следующей таблице описаны возможности перегрузки основных операций:

Операция C# Возможность перегрузки
+, -, !, ++, --, true, false Этот набор унарных операций может быть перегружен
+, -, *, /, %, &, |, ^, > Эти бинарные операции могут быть перегружены
==, !=, <, >, <=, >= Эти операции сравнения могут быть перегружены. C# требует совместной перегрузки "подобных" операций (т.е. < и >, <= и >=, == и!=)
Операция не может быть перегружена. Oднако, аналогичную функциональность предлагают индексаторы
() Операция () не может быть перегружена. Однако ту же функциональность предоставляют специальные методы преобразования
+=, -=, *=, /=, %=, &=, |=, ^=, >= Сокращенные операции присваивания не могут перегружаться; однако вы получаете их автоматически, перегружая соответствующую бинарную операцию

Перегрузка операторов тесно связана с перегрузкой методов. Для перегрузки оператора служит ключевое слово operator , определяющее операторный метод, который, в свою очередь, определяет действие оператора относительно своего класса. Существуют две формы операторных методов (operator): одна - для унарных операторов, другая - для бинарных. Ниже приведена общая форма для каждой разновидности этих методов:

// Общая форма перегрузки унарного оператора. public static возвращаемый_тип operator op(тип_параметра операнд) { // операции } // Общая форма перегрузки бинарного оператора. public static возвращаемый_тип operator op(тип_параметра1 операнд1, тип_параметра2 операнд2) { // операции }

Здесь вместо op подставляется перегружаемый оператор, например + или /, а возвращаемый_тип обозначает конкретный тип значения, возвращаемого указанной операцией. Это значение может быть любого типа, но зачастую оно указывается такого же типа, как и у класса, для которого перегружается оператор. Такая корреляция упрощает применение перегружаемых операторов в выражениях. Для унарных операторов операнд обозначает передаваемый операнд, а для бинарных операторов то же самое обозначают операнд1 и операнд2 . Обратите внимание на то, что операторные методы должны иметь оба спецификатора типа - public и static.

Перегрузка бинарных операторов

Давайте рассмотрим применение перегрузки бинарных операторов на простейшем примере:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class MyArr { // Координаты точки в трехмерном пространстве public int x, y, z; public MyArr(int x = 0, int y = 0, int z = 0) { this.x = x; this.y = y; this.z = z; } // Перегружаем бинарный оператор + public static MyArr operator +(MyArr obj1, MyArr obj2) { MyArr arr = new MyArr(); arr.x = obj1.x + obj2.x; arr.y = obj1.y + obj2.y; arr.z = obj1.z + obj2.z; return arr; } // Перегружаем бинарный оператор - public static MyArr operator -(MyArr obj1, MyArr obj2) { MyArr arr = new MyArr(); arr.x = obj1.x - obj2.x; arr.y = obj1.y - obj2.y; arr.z = obj1.z - obj2.z; return arr; } } class Program { static void Main(string args) { MyArr Point1 = new MyArr(1, 12, -4); MyArr Point2 = new MyArr(0, -3, 18); Console.WriteLine("Координаты первой точки: " + Point1.x + " " + Point1.y + " " + Point1.z); Console.WriteLine("Координаты второй точки: " + Point2.x + " " + Point2.y + " " + Point2.z + "\n"); MyArr Point3 = Point1 + Point2; Console.WriteLine("\nPoint1 + Point2 = " + Point3.x + " " + Point3.y + " " + Point3.z); Point3 = Point1 - Point2; Console.WriteLine("\nPoint1 - Point2 = " + Point3.x + " " + Point3.y + " " + Point3.z); Console.ReadLine(); } } }

Перегрузка унарных операторов

Унарные операторы перегружаются таким же образом, как и бинарные. Главное отличие заключается, конечно, в том, что у них имеется лишь один операнд. Давайте модернизируем предыдущий пример, дополнив перегрузки операций ++, --, -:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class MyArr { // Координаты точки в трехмерном пространстве public int x, y, z; public MyArr(int x = 0, int y = 0, int z = 0) { this.x = x; this.y = y; this.z = z; } // Перегружаем бинарный оператор + public static MyArr operator +(MyArr obj1, MyArr obj2) { MyArr arr = new MyArr(); arr.x = obj1.x + obj2.x; arr.y = obj1.y + obj2.y; arr.z = obj1.z + obj2.z; return arr; } // Перегружаем бинарный оператор - public static MyArr operator -(MyArr obj1, MyArr obj2) { MyArr arr = new MyArr(); arr.x = obj1.x - obj2.x; arr.y = obj1.y - obj2.y; arr.z = obj1.z - obj2.z; return arr; } // Перегружаем унарный оператор - public static MyArr operator -(MyArr obj1) { MyArr arr = new MyArr(); arr.x = -obj1.x; arr.y = -obj1.y; arr.z = -obj1.z; return arr; } // Перегружаем унарный оператор ++ public static MyArr operator ++(MyArr obj1) { obj1.x += 1; obj1.y += 1; obj1.z +=1; return obj1; } // Перегружаем унарный оператор -- public static MyArr operator --(MyArr obj1) { obj1.x -= 1; obj1.y -= 1; obj1.z -= 1; return obj1; } } class Program { static void Main(string args) { MyArr Point1 = new MyArr(1, 12, -4); MyArr Point2 = new MyArr(0, -3, 18); Console.WriteLine("Координаты первой точки: " + Point1.x + " " + Point1.y + " " + Point1.z); Console.WriteLine("Координаты второй точки: " + Point2.x + " " + Point2.y + " " + Point2.z + "\n"); MyArr Point3 = Point1 + Point2; Console.WriteLine("\nPoint1 + Point2 = " + Point3.x + " " + Point3.y + " " + Point3.z); Point3 = Point1 - Point2; Console.WriteLine("Point1 - Point2 = " + Point3.x + " " + Point3.y + " " + Point3.z); Point3 = -Point1; Console.WriteLine("-Point1 = " + Point3.x + " " + Point3.y + " " + Point3.z); Point2++; Console.WriteLine("Point2++ = " + Point2.x + " " + Point2.y + " " + Point2.z); Point2--; Console.WriteLine("Point2-- = " + Point2.x + " " + Point2.y + " " + Point2.z); Console.ReadLine(); } } }

Как известно, в языке С# тип переменной определяет набор значений, которые она может хранить, а также набор операций, которые можно выполнять над этой переменной. Например, над значением переменной типа int программа может выполнять сложение, вычитание, умножение и деление. С другой стороны, использование оператора “плюс” для сложения двух экземпляров реализованного программистом класса лишено смысла.

Когда в программе определяется класс, то по существу определяется новый тип данных. Тогда язык C# позволяет определить операции, соответствующие этому новому типу данных.

Перегрузка операций состоит в изменении смысла операции при использовании его с определенным классом.

Например, пусть имеется:

myclass a,bc;…//a,b,c-экземпляры класса myclass

c=a+b; //перегруженная операция сложения для класса myclass

Перегрузка операций обычно применяется для классов, описывающих математические или физические понятия, то есть таких классов, для которых требуется выполнить соответствующие операции.

Общий синтаксис объявления перегруженной операции:

[атрибуты] спецификаторы operator тело операции,

Спецификаторы – public,static,extern

operator – ключевое слово, определяющее перегруженную операцию

тело операции-действия, которые выполняются при использовании операции в выражении

Перегружать можно только стандартные операции.

Алгоритм перегрузки операции :

    Определить класс, которому данная операция будет назначена.

    Для перегрузки операций используется ключевое слово operator .

    Переопределяя операцию, необходимо указать метод, который C# вызывает каждый раз, когда класс использует перегруженную операцию. Этот метод, в свою очередь, выполняет соответствующую операцию.

Правила перегрузки операции :

    Операция должна быть объявлена как public static

    Параметры в операцию должны передаваться по значению (не ref, не out)

    Двух одинаковых перегруженных операций в классе не должно быть

Если программа перегружает операцию для определенного класса, то смысл этой операции изменяется только для указанного класса , оставшаяся часть программы будет продолжать использовать эту операцию для выполнения ее стандартных действий.

Перегрузка унарных операций

К унарным операциям, которые можно перегружать в языке С# относятся:

    унарные + и –

    логическое!,

    true, false – обычно перегружаются для типов SQL

Синтаксис объявления перегруженной унарной операции:

public static тип_возвр_знач operator унарная_операция (один параметр),

где параметр – это класс, для которого перегружается данная операция

Например,

public static myclass operator ++(myclass x)

public static int operator +(myclass x)

public static bool operator true(myclass x)

Перегруженная операция возвращает:

    унарные + и –, ! величину любого типа

    Величину типа класса

    true, false – величину типа bool

Префиксные и постфиксные ++ и – не различаются при перегрузке.

Пример перегрузки унарных операций на примере класса

Одномерный массив

public MyArray(int size)

a=new int;

public MyArray(params int mas)

length =mas.length;

a=new int;

for (int i=0;i

public static MyArray operator ++(MyArray x) // перегрузка унарного оператора ++

MyArray temp=new MyArray(x.length);

for (int i=0;i

temp[i]=++x.a[i]; //попробуйте temp.a[i]=++x.a[i]

//индексатор, в случае выхода за рамки массива – генерируется исключение!

public int this

get {if (i>=0 && i

set { if (i>=0 && i

public void Print(string name)

Console.WriteLine(name+”:”);

for (int i=0;i

Console.WriteLine(“\t”+a[i]);

Console.WriteLine();

public void Enter()

//в цикле - ввод элементов массива – реализуйте сами!

//данные класса – сам массив и его размерность

MyArray a1=new MyArray(5,2,-1,1,-2);

a1.Print(“Первый массив ”);

a 1++; //теперь к экземпляру класса можно применить операцию ++

a1.Print(“Использование операции ++ для всех элементов массива ”);

MyArray a2=new MyArray(5);

a2.Print(“Второй массив ”);

a 2++;

a2.Print(“Использование операции ++ для всех элементов массива”);

catch (Exception e)

{Console.WriteLine(e.Message);}

Во многих языках программирования используются операторы: как минимум, присваивания (= , := или похожие) и арифметические операторы (+ , - , * и /). В большинстве языков со статической типизацией эти операторы привязаны к типам. Например, в Java сложение с оператором + возможно лишь для целых чисел, чисел с плавающей запятой и строк. Если мы определим свои классы для математических объектов, например, для матриц, мы можем реализовать метод их сложения, но вызвать его можно лишь чем-то вроде этого: a = b.add(c) .

В C++ этого ограничения нет - мы можем перегрузить практически любой известный оператор. Возможностей не счесть: можно выбрать любую комбинацию типов операндов, единственным ограничением является необходимость того, чтобы присутствовал как минимум один операнд пользовательского типа. То есть определить новый оператор над встроенными типами или переписать существующий нельзя .

Когда стоит перегружать операторы?

Запомните главное: перегружайте операторы тогда и только тогда, когда это имеет смысл. То есть если смысл перегрузки очевиден и не несёт в себе скрытых сюрпризов. Перегруженные операторы должны действовать так же, как и их базовые версии. Естественно, допустимы исключения, но лишь в тех случаях, когда они сопровождаются понятными объяснениями. Наглядным примером являются операторы << и >> стандартной библиотеки iostream , которые явно ведут себя не как обычные операторы .

Приведём хороший и плохой примеры перегрузки операторов. Вышеупомянутое сложение матриц - наглядный случай. Здесь перегрузка оператора сложения интуитивно понятна и, при корректной реализации, не требует пояснений:

Matrix a, b; Matrix c = a + b;

Примером плохой перегрузки оператора сложения будет сложение двух объектов типа «игрок» в игре. Что имел в виду создатель класса? Каким будет результат? Мы не знаем, что делает операция, и поэтому пользоваться этим оператором опасно.

Как перегружать операторы?

Перегрузка операторов похожа на перегрузку функций с особенными именами. На самом деле, когда компилятор видит выражение, в котором присутствует оператор и пользовательский тип, он заменяет это выражение вызовом соответствующей функции перегруженного оператора. Большая часть их названий начинается с ключевого слова operator , за которым следует обозначение соответствующего оператора. Когда обозначение не состоит из особых символов, например, в случае оператора приведения типа или управления памятью (new , delete и т.д.), слово operator и обозначение оператора должны разделяться пробелом (operator new), в прочих случаях пробелом можно пренебречь (operator+).

Большую часть операторов можно перегрузить как методами класса, так и простыми функциями, но есть несколько исключений. Когда перегруженный оператор является методом класса, тип первого операнда должен быть этим классом (всегда *this), а второй должен быть объявлен в списке параметров. Кроме того, операторы-методы не статичны, за исключением операторов управления памятью.

При перегрузке оператора в методе класса он получает доступ к приватным полям класса, но скрытая конверсия первого аргумента недоступна. Поэтому бинарные функции обычно перегружают в виде свободных функций. Пример:

Class Rational { public: //Constructor can be used for implicit conversion from int: Rational(int numerator, int denominator = 1); Rational operator+(Rational const& rhs) const; }; int main() { Rational a, b, c; int i; a = b + c; //ok, no conversion necessary a = b + i; //ok, implicit conversion of the second argument a = i + c; //ERROR: first argument can not be implicitly converted }

Когда унарные операторы перегружаются в виде свободных функций, им доступна скрытая конверсия аргумента, но этим обычно не пользуются. С другой стороны, это свойство необходимо бинарным операторам. Поэтому основным советом будет следующее:

Реализуйте унарные операторы и бинарные операторы типа “X =” в виде методов класса, а прочие бинарные операторы - в виде свободных функций.

Какие операторы можно перегружать?

Мы можем перегрузить почти любой оператор C++, учитывая следующие исключения и ограничения:

  • Нельзя определить новый оператор, например, operator** .
  • Следующие операторы перегружать нельзя:
    1. ?: (тернарный оператор);
    2. :: (доступ к вложенным именам);
    3. . (доступ к полям);
    4. .* (доступ к полям по указателю);
    5. sizeof , typeid и операторы каста.
  • Следующие операторы можно перегрузить только в качестве методов:
    1. = (присваивание);
    2. -> (доступ к полям по указателю);
    3. () (вызов функции);
    4. (доступ по индексу);
    5. ->* (доступ к указателю-на-поле по указателю);
    6. операторы конверсии и управления памятью.
  • Количество операндов, порядок выполнения и ассоциативность операторов определяется стандартной версией.
  • Как минимум один операнд должен быть пользовательского типа. Typedef не считается.

В следующей части вашему вниманию будут представлены перегружаемые операторы C++, в группах и по отдельности. Для каждого раздела характерна семантика, т.е. ожидаемое поведение. Кроме того, будут показаны типичные способы объявления и реализации операторов.

С++ поддерживает перегрузку операторов (operator overloading). За небольшими исключениями большинство операторов С++ могут быть перегружены, в результате чего они получат специаль­ное значение по отношению к определенным классам. Например, класс, определяющий связан­ный список, может использовать оператор + для того, чтобы добавлять объект к списку. Другой класс может использовать оператор + совершенно иным способом. Когда оператор перегружен, ни одно из его исходных значений не теряет смысла. Просто для определенного класса объектов определен новый оператор. Поэтому перегрузка оператора + для того, чтобы обрабатывать свя­занный список, не изменяет его действия по отношению к целым числам.

Операторные функции обычно будут или членами, или друзьями того класса, для которого они используются. Несмотря на большое сходство, имеется определенное различие между спосо­бами, которыми перегружаются операторные функции-члены и операторные функции-друзья. В этом разделе мы рассмотрим перегрузку только функций-членов. Позже в этой главе будет пока­зано, каким образом перегружаются операторные функции-друзья.

Для того, чтобы перегрузить оператор, необходимо определить, что именно означает опера­тор по отношению к тому классу, к которому он применяется. Для этого определяется функция-оператор, задающая действие оператора. Общая форма записи функции-оператора для случая, когда она является членом класса, имеет вид:

тип имя_класса::operator#(список_аргументов)
{
// действия, определенные применительно к классу
}

Здесь перегруженный оператор подставляется вместо символа #, а тип задает тип значений, воз­вращаемых оператором. Для того, чтобы упростить использование перегруженного оператора в
сложных выражениях, в качестве возвращаемого значения часто выбирают тот же самый тип, что и класс, для которого перегружается оператор. Характер списка аргументов определяется не­сколькими факторами, как будет видно ниже.

Чтобы увидеть, как работает перегрузка операторов, начнем с простого примера. В нем созда­ется класс three_d, содержащий координаты объекта в трехмерном пространстве. Следующая про­грамма перегружает операторы + и = для класса three_d:

#include
class three_d {

public:
three_d operators+(three_d t);
three_d operator=(three_d t);
void show ();

};
// перегрузка +
three_d three_d::operator+(three_d t)
{
three_d temp;
temp.x = x+t.x;
temp.у = y+t.y;
temp.z = z+t.z;
return temp;
}
// перегрузка =
three_d three_d::operator=(three_d t)
{
x = t.x;
y = t.y;
z = t.z;
return *this;
}
// вывод координат X, Y, Z
void three_d::show ()
{
cout << x << ", ";
cout << у << ", ";
cout << z << "\n";
}
// присвоение координат

{
x = mx;
y = my;
z = mz;
}
int main()
{
three_d a, b, c;
a.assign (1, 2, 3);
b.assign (10, 10, 10);
a.show();
b.show();
с = a+b; // сложение а и b
c.show();

с.show();

с.show();
b.show ();
return 0;
}

Эта программа выводит на экран следующие данные:

1, 2, 3
10, 10, 10
11, 12, 13
22, 24, 26
1, 2, 3
1, 2, 3

Если рассмотреть эту программу внимательно, может вызвать удивление, что обе функции-опе­ратора имеют только по одному параметру, несмотря на то, что они перегружают бинарный оператор. Это связано с тем, что при перегрузке бинарного оператора с использованием функции-члена ей передается явным образом только один аргумент. Вторым аргументом служит ука­затель this, который передается ей неявно. Так, в строке

Temp.x = х + t.x;

Х соответствует this->x, где х ассоциировано с объектом, который вызывает функцию-оператор. Во всех случаях именно объект слева от знака операции вызывает функцию-оператор. Объект, стоящий справа от знака операции, передается функции.

При перегрузке унарной операции функция-оператор не имеет параметров, а при перегрузке бинарной операции функция-оператор имеет один параметр. (Нельзя перегрузить триадный опе­ратор?:.) Во всех случаях объект, активизирующий функцию-оператор, передается неявным об­разом с помощью указателя this.

Чтобы понять, как работает перегрузка операторов, тщательно проанализируем, как работа­ет предыдущая программа, начиная с перегруженного оператора +. Когда два объекта типа three_d подвергаются воздействию оператора +, значения их соответствующих координат скла­дываются, как это показано в функции operator+(), ассоциированной с данным классом. Обра­тим, однако, внимание, что функция не модифицирует значений операндов. Вместо этого она возвращает объект типа three_d, содержащий результат выполнения операции. Чтобы понять, почему оператор + не изменяет содержимого объектов, можно представить себе стандартный арифметический оператор +, примененный следующим образом: 10 + 12. Результатом этой опе­рации является 22, однако ни 10 ни 12 от этого не изменились. Хотя не существует правила о том, что перегруженный оператор не может изменять значений своих операндов, обычно име­ет смысл следовать ему. Если вернуться к данному примеру, то нежелательно, чтобы оператор + изменял содержание операндов.

Другим ключевым моментом перегрузки оператора сложения служит то, что он возвращает объект типа three_d. Хотя функция может иметь в качестве значения любой допустимый тип язы­ка С++, тот факт, что она возвращает объект типа three_d, позволяет использовать оператор + в более сложных выражениях, таких, как a+b+с. Здесь а+b создает результат типа three_d. Это значение затем прибавляется к с. Если бы значением суммы а+b было значение другого типа, то мы не могли бы затем прибавить его к с.

В противоположность оператору +, оператор присваивания модифицирует свои аргументы. (В этом, кроме всего прочего, и заключается смысл присваивания.) Поскольку функция operator=() вызывается объектом, стоящим слева от знака равенства, то именно этот объект модифицируется
при выполнении операции присваивания. Однако даже оператор присваивания обязан возвра­щать значение, поскольку как в С++, так и в С оператор присваивания порождает величину, стоящую с правой стороны равенства. Так, для того, чтобы выражение следующего вида

А = b = с = d;

Было допустимым, необходимо, чтобы оператор operator=() возвращал объект, на который ука­зывает указатель this и который будет объектом, стоящим с левой стороны оператора присваива­ния. Если сделать таким образом, то можно выполнить множественное присваивание.

Можно перегрузить унарные операторы, такие как ++ или --. Как уже говорилось ранее, при перегрузке унарного оператора с использованием функции-члена, эта функция-член не имеет аргументов. Вместо этого операция выполняется над объектом, осуществляющим вызов функции-оператора путем неявной передачи указателя this. В качестве примера ниже рассмотрена расши­ренная версия предыдущей программы, в которой определяется оператор-инкремент для объекта типа three_d:

#include
class three_d {
int x, y, z; // трехмерные координаты
public:
three_d operator+(three_d op2); // op1 подразумевается
three_d operator=(three_d op2); // op1 подразумевается
three_d operator++ (); // op1 также подразумевается
void show();
void assign (int mx, int my, int mz);
};
// перегрузка +
three_d three_d::operator+(three_d op2)
{
three_d temp;
temp.x = x+op2.x; // целочисленное сложение
temp.у = y+op2.y; // и в данном случае + сохраняет
temp.z = z+op2.z; // первоначальное значение
return temp;
}
// перегрузка =
three_d three_d::operator=(three_d op2)
{
x = op2.x; // целочисленное присваивание
у = op2.y; // и в данном случае = сохраняет
z = op2.z; // первоначальное значение
return *this;
}
// перегрузка унарного оператора
three_d three_d::operator++()
{
х++;
у++;
z++;
return *this;
}
// вывести координаты X, Y, Z
void three_d::show()
{
cout << x << ", ";
cout << у << ", ";
cout << z << "\n";
}
// присвоение координат
void three_d::assign (int mx, int my, int mz)
{
x = mx;
y = my;
z = mz;
}
int main()
{
three_d a, b, c;
a.assign (1, 2, 3);
b.assign (10, 10, 10);
a.show();
b.show();
с = a+b; // сложение а и b
c.show();
с = a+b+c; // сложение a, b и с
с.show();
с = b = a; // демонстрация множественного присваивания
с.show();
b.show ();
++c; // увеличение с
c.show();
return 0;
}

В ранних версиях С++ было невозможно определить, предшествует или следует за операндом перегруженный оператор ++ или --. Например, для объекта О следующие две инструкции были идентичными:

O++;
++O;

Однако более поздние версии С++ позволяют различать префиксную и постфиксную форму опе­раторов инкремента и декремента. Для этого программа должна определить две версии функции operator++(). Одна их них должна быть такой же, как показано в предыдущей программе. Дру­гая объявляется следующим образом:

Loc operator++(int х);

Если ++ предшествует операнду, то вызывается функция operator++(). Если же ++ следует за операндом, то тогда вызывается функция operator++(int х), где х принимает значение 0.

Действие перегруженного оператора по отношению к тому классу, для которого он опреде­лен, не обязательно должно соответствовать каким-либо образом действию этого оператора для встроенных типов С++. Например, операторы << и >> применительно к cout и cin имеют мало общего с их действием на переменные целого типа. Однако, исходя из стремления сделать код более легко читаемым и хорошо структурированным, желательно, чтобы перегруженные опера­торы соответствовали, там где это возможно, смыслу исходных операторов. Например, оператор + по отношению к классу three_d концептуально сходен с оператором + для переменных целого типа. Мало пользы, например, можно ожидать от такого оператора +, действие которого на
соответствующий класс будет напоминать действие оператора ||. Хотя можно придать перегру­женному оператору любой смысл по своему выбору, но для ясности его применения желательно, чтобы его новое значение соотносилось с исходным значением.

Имеются некоторые ограничения на перегрузку операторов. Во-первых, нельзя изменить при­оритет оператора. Во-вторых, нельзя изменить число операндов оператора. Наконец, за исклю­чением оператора присваивания, перегруженные операторы наследуются любым производным классом. Каждый класс обязан определить явным образом свой собственный перегруженный опе­ратор =, если он требуется для каких-либо целей. Разумеется, производные классы могут пере­грузить любой оператор, включая и тот, который был перегружен базовым классом. Следующие операторы не могут быть перегружены:
. :: * ?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: