Информационный ресурс общества. Основные понятия отрасли информационных технологий. Проблемы информационных систем, информационных ресурсов, информационных технологий. Знание как национальное достояние

Как мы уже отмечали, информационный интерес традиционно понимается как реальная потребность человека искать, получать, обрабатывать, передавать и использовать информацию в целях решения различных задач в реальной жизни.

Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обеспечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах (ИР).

Существует даже понятие "жизненно важный интерес" в информационной сфере. Оно концентрирует в себе наиболее важные отношения в той системе общественных отношений, которые складываются по поводу информации. Такие отношения по реализации потребностей субъектов в информационной сфере принято называть объектом информационной безопасности (39).

Вся система современной информатизации сосредоточена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным, стержневым интересом любого субъекта информационной деятельности. В прежней редакции Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" давалось определение понятия ИР: отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

К сожалению, в новой редакции Закона "Об информации", который принят 27 июля 2006 г., приведенное определение исчезло, как и упоминание PIP вообще, хотя это не совсем корректно, поскольку общественность уже привыкла к терминологии законодательных актов, в которых не только упоминается названный термин, но и содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу использования ИР.

ИР можно характеризовать по форме и содержанию.

Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки информационных ресурсов.

1. Массивность ИР.

Информационные ресурсы - это всегда массивы или совокупность информации, а не отдельная информационная единица. Например, архивы, фонды библиотек, базы и банки данных. Однако это не конгломераты информации, не хаотично собранные информационные материалы.

2. Системность или структурированность ИР.

Как правило, информационные ресурсы всегда систематизированы, т.е. распределены но отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависимости от какой-либо цели. Причем, они должны быть логически связаны между собой. Например, база данных диссертаций, т.е. научных рукописных трудов. Или, например, исторические архивные материалы.

Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации.

3. Фундаментальная ценность ИР.

Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами.

Фундаментальная ценность проявляется, как минимум, в четырех составляющих:

  • научной и образовательной деятельности (ИР как знания);
  • экономической и производственной деятельности (ИР как нематериальные активы предприятий, интегрированный элемент приращения дохода);
  • управленческой деятельности (ИР как основание и обеспечение принятия решений);
  • духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные, архивные, музейные информационные ценности).

Ценность для управленческой человеческой деятельности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными основаниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.).

Одним словом, фундаментальность ИР проявляется в их важности для социально-экономического развития общества и его институтов.

4. Материальная (экономическая) ценность ИР проявляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количества и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении (value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связанной с интеллектуальными (творческими) ее разновидностями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные технологии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности - индустрии знаний (1, 265-304).

Формальные (атрибутивные) признаки ИР также отличают их от иной, отдельно взятой информации. Существуют как минимум три таких отличительных формальных признака, которые выделяют ресурсоемкость информации:

  • документированность, т.е. такое состояние информации, при котором она имеет реквизиты, которые ее идентифицируют;
  • распределенность по уровню доступа в зависимости от важности и целевого их использования, а также правового статуса пользователя;
  • состояние правовой защиты (т.е. наличие правовой нормы, в соответствии с которой субъект информационной сферы может защитить свое право на обладание информации).

Отмеченные свойства и признаки ИР придают им такие качества, которые являются важными условиями формирования режима ИР. Именно они выдвигаются сегодня в число основных при разграничении полномочий либо при определении статуса информационных массивов в интересах пользователей.

Таким образом, информационные ресурсы - это массивы документированной информации, имеющие фундаментальную социально-экономическую ценность, систематизированные по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенные по уровню доступа.

Отметим, что ИР является главным элементом в процессе обеспечения информационных потребностей субъектов общественных отношений. Иначе говоря, ради него и по его поводу складываются многие информационные отношения.

В составе ИР можно выделить информационные продукты (товары) и информационные услуги (40, 79).

Информационный продукт - информация, представляющая собой результат деятельности либо обеспечивающая информационную деятельность, созданная и представленная в форме, пригодной для потребления.

Информационный товар - информация, созданная и представленная в форме, пригодной для обмена, продажи или потребления.

Информационные продукты и товары включают:

  • информацию (знания, данные, информационные материалы);
  • носители информации;
  • информационные средства (технические и технологические).

Информационные продукты (товары) как ресурсы могут быть созданы в форме баз данных, специально созданных по заказу потребителя знаний (например, научно обоснованных обзоров, проектов и др.), серийных мультимедийных изданий и т.д. Информационным продуктом (товаром) могут быть материалы из фондов, хранилищ и коллекций информационного характера.

Информационная услуга - область человеческой деятельности, направленная на предоставление информационных продуктов в пользование потребителям.

Типичной информационной услугой является предоставление доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, а также деятельность по приему, передаче, доставке сообщений по линиям электросвязи или почтовых отправлений (Закон "О связи").

Таким образом, продуктом, товаром или услугой является не информация в ее образном сущностном понимании, а отдельные разновидности информационных ресурсов, которые всегда имеют какую-либо социально-экономическую ценность.

Многие понятия, которые обсуждаются в этом вопросе, раскрыты в глоссарии. Однако глоссарий содержит только определения - т.е. краткую информацию о понятии. В лекции же понятия области информационных технологий (далее ИТ) рассматриваются в развернутом виде и на примерах. Многие из базовых терминов имеют множество определений. Мы рассмотрим термины наиболее распространенные и устоявшиеся. В некоторых случаях, когда целесообразно уточнить и разъяснить применение термина, приводится несколько определений.

Управление, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информационный продукт и другие понятия

Для того, что изучать любую дисциплину, необходим некоторый минимум начальных знаний, кроме того, необходимо знать базовые термины, понятия и аксиомы данной дисциплины. Начнем с самых общих понятий, которые невозможно обойти вниманием, занимаясь Информационным Менеджментом (ИМ).

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле информация определяется как сведения (сообщения) о той или иной стороне материального мира и процессах.

Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Следует помнить, что:

  • - информация существует вне ее создателя;
  • - информация является сообщением, как только выражена на определенном языке.

Наряду c понятием "информация" часто употребляется понятие данные .

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Экономическая информация - совокупность сведений о социально-экономических процессах и организациях, используемая для управления этими процессами и организациями.

Организация - это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает, получая "продукт".

В специальной научно-технической литературе часто используется термин система.

Под системой понимают совокупность связанных между собой и внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

Можно привести и несколько иное определение: система - набор взаимосвязанных компонентов, которые должны работать вместе, чтобы достигнуть некоторой общей цели.

В соответствии с определениями понятия система, любой экономический объект (государственную организацию, коммерческую компанию, домохозяйства и т.д.) можно рассматривать как систему. Управление - это важнейшая функция, без которой не мыслима никакая целенаправленная деятельность экономического объекта.

В связи с этим в рамках организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и управляющий процесс (орган управления).

Систему, представляющую собой совокупность объекта управления и органа управления, и реализующую функции управления, называют системой управления. Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также с обменом информацией системы и окружением. Процесс управления системой неизбежно связан с получением информации: о состоянии системы на каждый контрольный момент времени, о достижении (или не достижении) цели управления (применительно к экономическим объектам целью может являться наибольшая прибыль, наименьшая себестоимость, оптимальная занятость работников, достижение необходимой безопасности и т.д. и т.п., или несколько целей сразу) об отклике системы на управляющее воздействие.

Таким образом, в системе управления всегда присутствует информационный контур, который включает в себя: объект управления, орган управления, информация об управляемом процессе, управляющие воздействия.

Вся структура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационными потоками, является информационной системой.

Информационная система (ИС) включает всю инфраструктуру организации, задействованную в процессе управления всеми информационными, документальными потоками.

Можно сказать, что в основе любой информационной системы лежит информационная модель - подмножество бизнес-модели, описывающее все существующие (документарные и недокументарные) информационные потоки на предприятии, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех видов информации.

Для любого экономического объекта существует своя информационная система Информационная система - совокупность средств сбора, передачи, обработки и хранения информации включая персонал, осуществляющий эти действия.

Информационная система экономического объекта существует в любом случае, независимо от способа накопления, хранения, передачи информации.

Информационная технология - система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

Информационные технологии и информационные системы могут функционировать и с применением технических средств, и без их применения. Это вопрос экономической целесообразности. (затраты на ИС велики и как правило превышают ожидаемые).

В неавтоматизированной информационной системе все действия с информацией и решения осуществляет человек. Если же для обработки информации применяют технические средства (в том числе средства связи), программное обеспечение, то можем говорить об автоматизированной информационной системе. Автоматизация процессов обработки информации приводит к появления в рамках алгоритмов обработки решающих правил. Это приводит к перерастанию "чистой" информационной системы в информационную систему управления.

Простым примером, иллюстрирующим сказанное выше, является информационная система библиотек. Для функционирования любой библиотеки информация о фондах накапливается и хранится в каталогах. При не автоматизированном способе накопления хранения и передачи информации данных о книгах в каталогах заносились в карточки. И по существу каталог представлял собой картотеку, хранящуюся в специальных шкафах. Поиск в такой картотеке был долгим, и часто не эффективным. Но тем не менее информационная система в библиотеке все равно существовала, так как для функционирования осуществлялся обмен информацией. Применение компьютерной техники и специального программного обеспечения превратило каталоги библиотеки в автоматизированную информационную систему (АИС). В не автоматизированной информационной системе все действия с информацией и решения осуществляет человек.

Итак, автоматизированная информационная система (АИС) включает в себя:

  • - данные,
  • - оборудование, программные средства, персонал, стандарты (регламенты) процедур сбора, обработки, хранения, выдачи информации.

АИС имеет обеспечивающую и функциональную часть .

Обеспечивающая часть состоит из информационного, технического, математического, программного, методического, организационного, лингвистического обеспечения и правового обеспечения.

Информационное обеспечение - совокупность проектных решений по объемам, размещению. Формам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков) циркулирующей в организации, методология построения баз данных.

В рамках информационного обеспечения имеются внемашинные и внутримашинные данные.

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое обеспечение - совокупность математических методов. Моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).

Программное обеспечение - совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы. А также нормального функционирования комплекса технических средств. Включает общесистемное программное обеспечение, специальное программное обеспечение и техническую документация на разработку и эксплуатацию программных средств.

Методическое и организационное обеспечение - совокупность методов средств и документов, регламентирующих взаимодействия персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем.

АИС экономических объектов очень разнообразны и с развитием информационных технологий их разнообразие растет. Поэтому АИС классифицируются по ряду признаков. В литературе существует достаточно большое количество вариантов классификации которые отличаются уровнем детализации. В наиболее общем варианте предполагается классифицировать АИС по трем основным признакам:

  • - сфере функционирования объекта управления,
  • - функциональным задачам процессов управления,
  • - уровню управления.

Классификация по сфере функционирования очевидна.

По функциональным задачам процессов управления АИС выделяют:

АСУ ТП - АИС управления технологическими процессами;

АСУ - АИС управления организационно-технологическими процессами;

АИС организационного управления (АИС менеджмента);

АИВС - автоматизированные информационно вычислительные системы (АИС научных исследований);

АСО - автоматизированные системы обучения.

Иногда, в классификации, АИС организационного управления называют системами поддержки принятия решения (СППР). Это не совсем верно, т.к. понятие АИС организационного управления является более широким.

По уровню управления выделяют АИС отраслевые, межотраслевые, государственного управления.

Отраслевые АИС на сегодняшний день функционируют в тех отраслях, где либо сильна интеграция в силу особенностей бизнеса либо достаточно жесткая система государственного контроля. К этим отраслям можно отнести энергетику, железнодорожный транспорт, авиаперевозчиков (АИС бронирования), туристический бизнес, банковскую систему, связь.

АИС государственного управления обеспечивают автоматизация функционирования органов государственного управления на всех уровнях системы исполнительной власти. Последние годы активно идет внедрения единых АИС с федерального уровня. Эти системы обеспечивают оперативных сбор, передачу и хранение информации, и соответственно, прозрачность функционирования всех органов власти. К таким системам относятся АИС министерства по налогам и сборам (МНС), АИС государственного таможенного управления, АИС министерства финансов, ГАС "Выборы" - АИС, обеспечивающая подсчет голосов избирателей на выборах и др. С переходом к рыночной экономике уменьшилась роль межотраслевых АИС.

Корпоративные информационные системы - КИС. Наибольшее внимание специалистов области ИТ уделяется именно этому типу ИС. Причем как определение КИС, так и мнение о месте данного вида систем весьма неоднозначны. Анализ публикаций по заданному направлению, позволяет определить корпоративные информационные системы следующим образом. КИС - сложная по структуре и функциональным возможностям ИС, охватывающая все уровни организационного управления компанией.

Ресурс - запасы, источники чего-нибудь (см. словарь русского языка С.И. Ожегова) В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

материальные ресурсы - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

природные ресурсы - объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

трудовые ресурсы - люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

энергетические ресурсы - носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений. Таким образом, на современном этапе развития общества ресурсом стала информация.

Под технологией понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Это высшая форма умения делать что-либо. В информационном обществе понятие технология распространяется на процесс обработки информации. Когда мы говорим об информационной технологии в качестве сырья, материала выступает информация, в качестве продукта - тоже информация. Каждая из перечисленных в определении информационных технологии (ИТ) фаз преобразования и использования информации реализуется с помощью специфической технологии.

Мы должны говорить об ИТ как о совокупности технологий - технологии сбора информации, технологии передачи информации, технологии обработки информации и т.д.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) предполагает наличие комплекса соответствующих технических средств, реализующих информационный процесс и системы управления техническими средствами (программные средства, организационно - методологическое обеспечение). Так как в подавляющем большинстве случаев основную часть технических средств ИТ занимают компьютеры, то часто под АИТ понимают компьютерные технологии.

Предполагается, что АИТ имеет преимущества в процессе "переработки" информации, по сравнению с неавтоматизированной ИТ. Сравнительный анализ применения традиционной и автоматизированной ИТ показывает безусловное преимущество автоматизированной ИТ. Однако, нужно помнить, что не для каждой организационной структуры применение АИТ будет эффективным.

Важно понимать соотношение ИТ и ИС. ИТ реализуется в рамках ИС. ИТ - это способ преобразования информации . В ИС может быть использовано много ИТ. ИС в конкретной организации является средой для реализации конкретной технологии.

Однако, данная ИТ может существовать вне конкретной ИС. Для выполнения какого - разового вида работ может быть использована какая ИТ, совершенно не связанная с ИС конкретной организации. Например, при проведении конференции на базе любой организации могут использоваться ИТ обработки текстов и визуализации докладов (проектор, слады). Указанные ИТ не являются частью ИС организации и реализуются вне ИС. Таким образом, ИТ как понятие является более широким. ИС всегда рассматривается для конкретной организации (или типа организации), и всегда связана со структурой организации и особенностями ее функционирования.

Для рассмотрения проблем управления ИС (информационного менеджмента) нужно представлять, как ИС связаны со структурой организации и оказывают влияние на функционирование организации.

Изменение технологии внутри организации (в том числе ИТ) оказывает влияние на другие функциональные составляющие организации. Это же относится и к другим функциональным составляющим.

С развитием ИТ изменилось и отношение к использованию АИС. На данном этапе ИС является стратегической функциональной составляющей любой успешной организации. ИС оказывают прямое влияние на эффективностьфункционирования компаний. Справедливо следующее утверждение: АИС внедряются с цель решить конкретные проблемы организации по обработке информации и управлению; внедрение АИС открывает новые возможности как в управлении организацией, так и в вопросах обработки информации. В результате применения ИТ к "сырью" - информационными ресурсам создаются информационные продукты и информационные услуги. Под информационным продуктом следует понимать новую информацию или информацию в новой форме, являющуюся продуктом ИС и ИТ и предоставляемую потребителю. Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта.

Таким образом, и информационным продуктом, и информационной услугой является информация, либо предоставление средств для получения информации (например, предоставление в аренду компьютеров, информационных сетей). Информационный продукт или информационная услуга - специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированная производителем для распространения в вещественно или невещественной форме, предоставляется в пользование потребителю. Информационный продукт соответствует представлению производителя (информационная модель) конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт зафиксирован на материальном носителе. К информационным продуктам относятся:

  • - Связь.
  • - Информация - вид информационного продукта, включающий данные, знания, а также программные средства их обработки для познавательных целей.

Выделим следующие виды информации:

Деловая информация - биржевая и финансовая (котировки ценных бумаг, валютные курсы, данные о рыночной ситуации и т.п.), политическая, хозяйственная, статистическая информация (социальная, демографическая, экологическая и т.д.), коммерческая информация (о компаниях, продуктах, ценах, вакансия и т.п.), управленческие данные, аналитическая информация, оценки и рекомендации по принятию решений, рекламные сообщения.

Информация для специалистов, или профессиональная информация - специальные данные для юристов, врачей, метеорологов и т.д., научно-техническая информация, доступ к первоисточникам.

Потребительская информация - новости и литература (информация служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии), бытовая и потребительская информация (расписание транспорта, заказ товаров и услуг и т.п.), развлекательная информация (игры, телетекст, видеотекст, объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции).

Информационный бизнес - производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг.

Функции информационного бизнеса: управление финансами и ведение учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консультационное обслуживание, страхование имущества и информации, организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание.

Тенденции развития рынка информационных услуг: изменения в составе покупателей и продавцов, расширение и интеллектуализация продуктов и услуг.

Классификация сегментов рынка информационных технологий построена на основе двух признаков : кому предназначены продукты и услуги, чем обеспечивает потребитель. В соответствии с этими признаками можно выделить следующие сегменты рынка информационных услуг. Потребительский сегмент - передача информации и развлечений и потребление их частными лицами.

Сегмент взаимодействия - взаимодействие фирм-разработчиков информационного продукта (создание и эксплуатация сетей для распространения своей продукции, разработка стандартов и т.п.).

Сегмент обеспечения бизнеса - использование информационных технологий в ходе реализации различных видов деловой деятельности: закупки, производство - обслуживание, маркетинг, распространение продукции.

Использование информационных технологий носит повторяющийся характер, интенсивное внедрение базируется на количественном анализе "стоимость - эффективность".

Интеллектуальная работа - потребление и передача информации среди менеджеров и других специалистов.

В рамках указанных сегментов рынка, осуществляются действия с помощью элементов информационных технологий связанные с созданием информационных продуктов и услуг:

Транспортировка - физическая передачи информации различными средствами.

Перенесение информационного продукта с одного носителя на другой.

Хранение информационного продукта электронными или традиционными средствами.

Обработка - преобразование информационного продукта к требуемому виду в соответствии с выбранными методиками и алгоритмами.

  • 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
  • 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
  • 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
  • 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
  • Глава III информационные ресурсы общества
  • 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
  • 3.2.Информационная инфраструктура общества
  • 3.3.Информационные продукты и услуги
  • 3.4.Информационный рынок
  • 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
  • 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
  • Глава IV информационный потенциал общества
  • 4.1.Структура информационного потенциала общества
  • 4.2.Информационная техносфера
  • Техносферы в развитых странах на 1997 год
  • 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
  • 4.4.Информационная культура общества
  • Глава vинформационное общество
  • 5.1.Основные черты информационного общества
  • 5.2.Информационная экономика
  • 5.3.Технологии информационного общества
  • 5.4.Путь России к информационному обществу
  • 5.5.Новая информационная среда обитания
  • 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
  • 5.7.Информационная безопасность
  • 5.8.Информационная война
  • Глава VI человек в информационном обществе
  • 6.I.Информационный образ жизни
  • 6.2.Информационное неравенство
  • 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
  • 6.4. Информационная свобода личности
  • 6.5. Информационная преступность
  • 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
  • Заключение
  • Литература
  • Словарь основных терминов
  • Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
  • Глава 2. Роль информации в развитии общества
  • Глава 3. Информационные ресурсы общества
  • Глава 4. Информационный потенциал общества
  • Глава 5. Информационное общество
  • Глава 6. Человек в информационном обществе
  • Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
  • 1. Введение
  • 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
  • 1.2. Ожидаемые результаты
  • 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
  • 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
  • 2. Состав и общая структура программы
  • 2.1. Модульная структура программы
  • 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
  • 2.3. Типовая структура проблемных модулей
  • 3. Структура и содержание проблемных модулей
  • 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
  • 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
  • 3.2.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.2.2. Основные проблемные блоки
  • 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3. Проблемный модуль № 3
  • 3.3.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.3.2. Основные проблемные блоки
  • 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.4. Проблемный модуль №4
  • 3.4.1. Педагогические задачи
  • 3.4.2. Основные проблемные блоки
  • 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
  • 3.5.1. Педагогические задачи
  • 3.5.2. Основные проблемные блоки
  • 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
  • 3.6.1. Педагогические задачи
  • 3.6.2. Основные проблемные блоки
  • 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
  • 3.7.1. Педагогические задачи
  • 3.7.2. Основные проблемные блоки
  • 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
  • 4. Список литературы по курсу
  • Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9
  • Глава III информационные ресурсы общества

    3.1.Виды и классификация информационных ресурсов

    Понятие информационного ресурса

    Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

    В современной экономике наиболее распространенными являются представления о следующих основных видах ресурсов:

    природные ресурсы - объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей (материальных или духовных);

    энергетические ресурсы - носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества;

    материальные ресурсы - сырье, материалы, оборудование, здания и сооружения, созданные человеком и используемые им в процессе общественного производства и потребления;

    трудовые ресурсы - люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности;

    финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государства и общества.

    Необходимо заметить, что финансовые ресурсы являются лишь некоторым условным эквивалентом других видов ресурсов. Поэтому финансовые ресурсы, строго говоря, не могут служить самостоятельным

    источником для удовлетворения потребностей общества. Непонимание этого привело к опасным деформациям в экономике многих стран мира, в результате чего возникла так называемая монетаристская экономика, основанная на спекулятивных операциях с ценными бумагами

    Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

    В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году , даны следующие определения понятий информация, информатизация и информационные ресурсы:

    информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

    информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

    информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

    документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

    Таким образом, как следует из приведенных в федеральном законе определений, информационные ресурсы понимаются в нем прежде всего как массивы документов с зафиксированной на них информацией. При этом разработчики данного закона руководствовались не столько научными подходами, сколько прагматическими соображениями необходимости юридической трактовки основных категорий, связанных с процессом информатизации общества.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства -- новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.

    При этом необходимо подчеркнуть, что в соответствии с определенными данным законом юридическими нормами информационные ресурсы понимаются как документы или базы данных, содержащие некоторую информацию, а сама информация - как содержание этих документов или баз данных.

    Информационные ресурсы как форма представления знаний

    Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важных не только для социальной информатики, но и для информатики в целом, как фундаментальной науки. Этот термин стал все более широко использоваться в отечественной научной литературе после выхода в свет хорошо известной специалистам монографии Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования» . Однако в мировой научной литературе понятие информационного ресурса все еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что оно является одним из ключевых в проблеме информатизации общества.

    Трудность здесь заключается в том, что понятие информационного ресурса тесным образом связано с таким фундаментальными, но еще недостаточно четко определенными понятиями, как «знания», «информация», «информационный процесс», «когнитивный процесс». Поэтому одной из важнейших проблем дальнейших научных исследований в области социальной информатики является проблема раскрытия сущности информационного ресурса как формы представления знаний, его роли в социальных процессах, а также определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов в обществе.

    Для решения этой проблемы, по-видимому, потребуется не только новое понимание информационных процессов в обществе, но и новые подходы к пониманию процессов формирования знаний.

    Необходимо отметить, что в настоящее время в когнитологии и теории интеллектуальных систем принято различать следующие основные виды знаний:

    понятийные знания, которые раскрывают смысл понятий и терминов, используемых в той или иной сфере человеческой деятельности;

    конструктивные знания, позволяющие понять конструкцию (т. е. устройство) тех или иных объектов природы и общества, а также принципы их функционирования;

    процедурные (алгоритмические) знания, определяющие порядок действий для достижения определенных целей или же рациональной реализации тех или иных процессов;

    фактографические знания, представляющие собой некоторые факты, справедливость которых установлена теоретическим или экспериментальным путем.

    В современном обществе перечисленные выше виды знаний могут быть представлены в нескольких различных формах. При этом информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Поэтому можно предположить, что в результате развития исследований, обусловленных потребностями теории и практики процессов информатизации общества, на стыке теоретической и социальной информатики могут возникнут две новые научные дисциплины: информология как совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования информационных ресурсов и информдинамика -- наука о закономерностях преобразования одних форм информационных ресурсов в другие и о процессах их распространения в обществе .

    «Информационный ресурс -- это знания, представленные в проектной форме», - такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение, предложено профессором Ю.М. Каныгиным в работе . Оно представляется нам вполне приемлемым для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики в рамках настоящей работы. При этом мы будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

    Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей - членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей. Эти важные факторы будут проанализированы нами при рассмотрении других проблем информатизации общества и, в частности, проблемы интеллектуализации общества.

    Основные проблемы теории информационных ресурсов

    Сформированная выше проблема изучения свойств информационных ресурсов как формы представления знаний является одной из важнейших проблем будущей теории информационных ресурсов - информологии.

    Вторая проблема этой науки заключается в необходимости разработки методологии количественной и качественной оценки имеющихся в обществе информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах для достижения целей общественного развития и удовлетворения информационных потребностей всех его членов. В настоящее время такая методология должным образом не разработана, что не позволяет определять оптимальную стратегию и тактику процесса информатизации страны, ее регионов и мирового сообщества в целом. Это безусловно снижает эффективность процессов информатизации общества и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к новому, информационному обществу.

    Третья проблема данного направления исследований заключается в необходимости создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов информационных ресурсов по отдельным регионам страны, а также в глобальном масштабе, с учетом других стран мирового сообщества. Существо этой проблемы заключается в том, что, как уже показал опыт стран, вступивших на путь информатизации, региональный аспект имеет в процессе информатизации исключительно важное значение. Это обстоятельство необходимо учитывать именно сейчас, на начальных этапах информатизации Российской Федерации, регионы которой существенно различаются как по своим информационным и экономическим показателям, так и по составу населения, уровню образования и профессиональной подготовки кадров.

    При этом мы исходим из теперь уже все более очевидного положения о том, что, если информационные ресурсы страны или региона рассматриваются как стратегически важная экономическая категория, сопоставимая по своей значимости с такими категориями, как запасы энергии, сырья или природных ископаемых, то для того чтобы эффективно использовать информационные ресурсы, необходимо точно знать, где именно они находятся, кто ими владеет и кто в них заинтересован, а также насколько эти ресурсы доступны и подготовлены для практического социального использования.

    Естественно, что для ответа на все эти вопросы необходимо будет не только создавать автоматизированные информационные системы, включающие в себя банки данных и знаний об информационных ресурсах, но также разработать научные методы для изучения характеристик источников и технологии формирования информационных ресурсов, методов описания их структуры и топологии размещения. Совокупность знаний в этой области и предлагается рассматривать как новую научную дисциплину- информографию .

    Знание как национальное достояние

    В статье 9 федерального закона России « Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Тем самым признается общегосударственная значимость этих ресурсов аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.

    Данный правовой акт представляется нам исключительно важным в общенациональном плане, так как он ориентирует общественное сознание в направлении признания ценности информации, а также сохранения и развития информационных достижений общества.

    Следует подчеркнуть, что информационные ресурсы, хотя и содержат достаточно важную часть уже накопленных и используемых в обществе знаний, однако они не исчерпывают эти знания полностью. Существует еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов (в их понимании, приведенном в федеральном законе России). Прежде всего это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Ведь знания о конструкции и принципах функционирования многих из этих объектов могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях, как это делалось многие тысячелетия на ранних этапах развития истории человеческого общества.

    Этот метод передачи знаний активно используется в обществе и сегодня. Свидетельством этому являются широко практикуемые в последнее время международные, национальные и региональные выставки достижений.

    Другая форма представления знаний в обществе - это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения - человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.

    Социальные аспекты данной проблемы заключаются не только в том, чтобы создать в обществе такие условия, которые стимулировали бы носителей живых знаний к их отчуждению и фиксации в формализованном виде, пригодном для широкого социального использования. Исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе живых знаний, предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.

    Классификация информационных ресурсов

    Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры :

    тематика хранящейся в них информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и пр.;

    форма собственности - государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

    доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная;

    принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;

    источник информации - официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;

    назначение и характер использования информации - массовое, региональное, ведомственное и т. п.;

    форма представления информации - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

    вид носителя информации - бумажный, электронный.

    Количественные характеристики некоторых

    видов информационных ресурсов России

    В работе приводятся результаты переписи баз данных, проведенной Госкомитетом России в 1996 году и охватившей около 54 тыс. предприятий. Базы данных в этот период имели более половины охваченных переписью предприятий, а общее количество баз данных а России составило около 800 тысяч. При этом половина из них оказалась базами данных собственного производства.

    Общий объем баз данных в России составил свыше 160 терабайт. При этом в государственной собственности находилось около 30% всех БД, в муниципальной - 10%, в частной - 15%, а в иностранной или же смешанной собственности - менее 3% баз данных.

    Распределение информационных ресурсов по регионам России оказалось неравномерным. Так, например, около 20% баз данных находятся в Центральном регионе (из них около 10% - в Москве). Затем следует Западно-Сибирский регион (15%), Северо-Западный регион (12%), а потом остальные регионы страны (по 4-6% в каждом).

    Что же касается ведомственной принадлежности, то здесь лидером оказался Миноборонпром (более 6%), а аутсайдером - Министерство образования (менее 1,5%).

    При анализе приведенных выше статистических данных следует иметь в виду, что именно в последние годы в России реализуется ряд федеральных, межведомственных и региональных программ, направленных на развитие информационных ресурсов в сфере науки, образования и культуры. Поэтому современная ситуация в этой области может существенно отличаться от ситуации 1996 года.

    Электронизация информационных ресурсов

    общества как актуальная проблема

    Стратегическим направлением процесса глобальной информатизации общества, результатом которого должно стать существенное повышение доступности информационных ресурсов общества для их широкого социального использования, является перевод всех социально значимых информационных ресурсов на электронные носители. Именно это должно позволить обеспечить возможность доступа многочисленных удаленных пользователей к необходимым им ресурсам в сетевом режиме, осуществлять компьютерный анализ и обработку разнообразной информации при помощи новых информационных технологий, а также осуществить вхождение России в современное международное информационное пространство.

    Для решения этой проблемы в стране необходимо обеспечить опережающее развитие базовых информационных технологий «электронизации.» информационных ресурсов общества, которые должны сыграть исключительно важную роль для его дальнейшего социально-экономического и духовного развития.

    Только перевод большей части накопленной человечеством информации на воспринимаемые компьютерами и другими устройствами технической информатики носители позволит создать реальные возможности для обеспечения доступа к этой информации всех членов общества. А ведь именно это является сегодня необходимым условием дальнейшего научно-технического и культурного развития общества, его подлинной демократизации.

    Отрадно отметить, что понимание важности и социальной значимости этой проблемы, на которую в свое время указывал еще академик А.П. Ершов, начинает, наконец, проявляться и на уровне правительственных органов России. Так, например, в 1995 году по заданию Правительства России была разработана «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» . Эта концепция предполагает разработку и реализацию целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей информатизации российского общества на основе скоординированного развития его национальных информационных ресурсов.

    Еще один пример представляет собой «Межведомственная программа создания, развития и эффективного использования информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов фундаментальной науки и образования». В соответствии с уже разработанной концепцией эта программа должна интегрировать усилия организаций и ведомств России на решении ключевых проблем информационной поддержки фундаментальной науки и образования.

    Предполагается, что в результате ее реализации в России будут достигнуты качественные изменения в области формирования в электронной форме информационных ресурсов, необходимых для фундаментальной науки и образования. Это планируется осуществить, в первую очередь, за счет развития региональных информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, а также за счет определенного «выравнивания» существующего распределения информационных ресурсов по территории страны путем тиражирования и распределения в электронной форме из центральных регионов страны тех видов информационных ресурсов, которые необходимы для использования в региональных научных и образовательных центрах.

    Появление этих двух федеральных программ означает коренной поворот в государственной политике России в сфере информатизации. Суть его заключается в переходе от приоритетного развития инструментальных средств информатизации к ее содержательной части, т. е. к развитию и интеграции национальных информационных ресурсов. Это очень важный момент, который, безусловно, не только найдет свое отражение в стратегии технологического развития нашего государства, но и окажет существенное влияние на дальнейшее информационное развитие стран СНГ и ближнего зарубежья.

    В последние годы в России появилась социальная потребность в создании базовых промышленных информационных технологий, предназначенных для «электронизации» информационных ресурсов, т. с. переноса их на машиночитаемые электронные носители. Одна из таких технологий разработана в Институте проблем информатики РАН и успешно прошла опытную эксплуатацию во Всероссийском научно-техническом информационном центре Министерства науки и технологий Российской Федерации.

    Эта технология разработана по заданию Фонда технологического развития Миннауки. Она обеспечивает возможность многотерминального автоматизированного факсимильного ввода в ЭВМ авторефератов диссертаций по различным областям знаний. Практически, это одна из первых отечественных промышленных информационных технологий в данной области применения. Ее достоинство заключается в том, что, не требуя для своей реализации высокой квалификации операторов, она, тем не менее, обеспечивает необходимую производительность технологического процесса, а главное - хорошее качество факсимильных изображений в памяти ЭВМ.

    Первое из этих качеств достигается за счет программного управления процессом сканирования текстов авторефератов и оптимизации многотерминального режима работы системы, а второе - за счет использования специальных алгоритмов повышения качества факсимильного изображения текстовых документов.

    Промышленное внедрение этой технологии позволит перевести на оптические диски типа CD-ROM авторефераты диссертаций, хранящиеся в различных информационных фондах России и, следовательно, сделает эту достаточно важную часть научных информационных ресурсов России доступной не только для широкого использования в различных регионах страны и за рубежом, но и для последующего компьютерного анализа.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: