Чем отличается патефон от граммофона

Чем отличается граммофон от патефона?

"Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном" (Википедия).

Информация из Википедии не совсем точна (а в чем-то даже неверна). Вот несколько уточняющих моментов:

Слово "патефон" происходит от названия фирмы-производителя: "Патэ", которая первой начала поставки таких устройств в Россию. Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. В Америке, в принципе, не было граммофонов, а были "Графофоны", "Фонографы", "Говорящие машины" и т. п., по причине "патентных войн" с Э. Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон , "изобретенный" и запатентованный братьями Патэ (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т. е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Выходит, те патефоны, на которых наши дедушки и бабушки слушали любимую музыку, на самом деле были не патефонами, а нелицензионными (пиратскими?) граммофонами советского производства в портативном исполнении. А лично от себя еще добавлю - как жаль, что времена граммофонов безвозвратно ушли в прошлое. Посмотрите ниже на фотографии этих аппаратов - ну разве они не прекрасны? Представляете, дома вместо мрачного черного прямоугольника телевизора - это чудное творение с большим сияющим цветком раструба...

Еще интересные факты:

1. Материал для первых грампластинок (шеллачная смола) не был создан специально, а позаимствован у фирмы, производившей пуговицы. Да-да, в XVIII веке из шеллачной композиции изготавливались пуговицы. Так что технологически грампластинка - это не что иное, как "большая пуговица". Спасибо индустрии моды за приобщение нас к великому и прекрасному.

2. В начале XX века существовало много фирм по производству грампластинок со сходными названиями, например: американская "Зонофонъ" ("International Zonophone Company") и ее российский клон - "Золофонъ" ("International Zolophone Record"). Наши "бизнесмены от музыки" делали просто: брали исходную "фирменную" пластинку, копировали содержимое и выпускали под своим лейблом. А прибыль, естественно, шла уже не в Америку. Так что пиратство характерно и для дореволюционной России. Это у нас "в крови".

3. Качество звучания стереофонической пластинки (отношение сигнал/шум в каждом канале) хуже по сравнению с монофонической пластинкой (на 3 дБ - в 1,414 раза по амплитуде или ровно в 2 раза по мощности). Проще говоря, если у вас есть две пластинки с одинаковой записью: монофоническая и стереофоническая, то шумы записи на монофонической будут меньше!

Патефон

Патефо́н - переносная версия граммофона , механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок . В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Был широко распространён в первой половине XX века . С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном .

В России (позже СССР) получило распространение название устройства - «патефон», происходящее от названия фирмы-производителя: Пате , которая первой начала поставки таких приборов в Россию.

Патефон - механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону). Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом в СССР. «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. Так например, в США для обозначения механического проигрывания грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, «Говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Э. Берлинером, изобретателем граммофона. Настоящий патефон, сконструированный и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом формирования звуковой канавки - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Изобретение «портативного граммофона» принадлежит компании «DECCA» 1913 год. Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооруженных сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались экстенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. Кстати, на фото данной статьи, изображен английский портативный граммофон His Masters Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Основные причины поломки патефонов:

  • Износ иглы (поломкой не считается)
  • Разрыв пружины (обычно происходил при чрезмерном неаккуратном заводе)
  • Ослабление пружины (при хранении патефона в заведённом состоянии в течение нескольких лет).
  • Срыв стопора (характерно для патефонов с прямой ручкой (перпендикулярной корпусу) - при очень быстром заводе или заводе до упора
  • Закисание подшипника тонарма (характерно для патефонов производства СССР ввиду применения силумина в подшипнике)
  • Дребезг мембраны

В 30-50 годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и равняется 75-80 дБ.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Патефон" в других словарях:

    патефон - а, м. Pathé Frères. От названия фр. граммофонной фирмы Пате и гр. phone звук. Вид граммофона в форме ящика или шкафика, со скрытым рупором. Первоначально граммофон с постоянной, несменяющейся иглой из сапфира, выпускавшейся фирмой Пате. Уш. 1939 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Патефон - выпуска 1955 г. ПАТЕФОН (от названия французской фирмы “Pathe” и...фон), портативный граммофон с звукопроводом внутри ящика. Создан в начале 20 в. во Франции. С середины 20 в. вытеснен электрофонами. Рупорный граммофон модели 1902 года … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Граммофон Словарь русских синонимов. патефон сущ., кол во синонимов: 3 граммофон (4) … Словарь синонимов

    - (от названия французской фирмы Pathe и...фон), портативный граммофон с звукопроводом внутри ящика. Создан в начале 20 в. во Франции. С середины 20 в. вытеснен электрофонами … Современная энциклопедия

    - (от названия французской фирмы Пате выпускавшей патефоны, и греч. phone звук), портативный граммофон. Был распространен до сер. 20 в … Большой Энциклопедический словарь

    - [тэ], патефона, муж. (от названия франц. грамофонной фирмы Пате и греч. phone звук). Вид граммофона в форме ящика или шкафика, со скрытым рупором. || Портативный небольшой граммофон. (первонач. граммофон с постоянной, несменяющейся иглой из… … Толковый словарь Ушакова

    ПАТЕФОН, а, муж. Портативный граммофон с рупором, вмещённым внутрь коробки. Завести п. | прил. патефонный, ая, ое. Патефонная пластинка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПАТЕФОН - общепринятое, но неправильное название портативного граммофона без внешнего рупора. Происходит от названия французской фирмы Пате, выпускавшей такие граммофоны (см.) … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    патефон - Пате + фон фамилия основателя французской фирмы Шарля Пате + фон (греч. «голос») в названии проигрывателя пластинок греч., техн … Словарь сокращений и аббревиатур

Сегодня мы слушаем любимые песни на дисках или просто скачиваем их с интернета. А ведь несколько десятков лет назад таких возможностей не было, так как в нашей стране технический прогресс не приветствовался. В то время были актуальны такие устройства для прослушивания музыкальных произведений, как граммофон и патефон. Они до сих пор есть у некоторых людей дома, также их можно увидеть в частных коллекциях. Чем они отличаются? Большая часть людей не имеет понятия, в чем их отличие и если вам интересна эта информация, читайте нашу статью.

Чем отличается патефон от граммофона?

Обожаете ретро и вас интересует все, что связано с тем временем? В таком случае вы наверняка знаете, что музыку в тот период прослушивали на специальных устройствах, используя пластинки. Увы, но лишь единицы знают, в чем отличие этих устройств. И неудивительно, так как сейчас они уже не актуальны.

Для начала давайте разберемся, что представляет собой каждый из представленных приборов.

Общим является то, что оба прибора воспроизводили звуки с граммофонных пластинок, также они были оснащены раструбами из металла.

Патефон представляет собой разновидность граммофона, он отличается компактными размерами. Обусловлено такое название тем, что устройство поставлялось на территорию СССР компанией «Пате». Затем в СССР начались производиться граммофоны собственного производства, но привычное название не изменилось и все называли его так же, как и раньше.

Патефон: фото

Граммофон также воспроизводит звук, передавая сигналы с пластинки. Устройство отличается не только названием, но еще и размерами, а также качеством и громкостью звука.

Граммофон и патефон - есть ли разница? Ниже вы найдете фото обоих устройств и сможете увидеть разницу своими глазами. Первый представлен в виде компактного ящика, оснащенного металлическим раструбом. Именно благодаря ему песни воспроизводились так громко. Пластинка удерживалась держателем и раскручивалась приводом, затем по ее дорожкам шла игла.

Даже самый искушенный покупатель мог выбрать модель с интересным дизайном, так как ассортимент граммофонов в то время приятно поражал и удивлял. Производитель изготавливал разные модели - как самые простые, так и фигурные, даже для детских комнат. Но был у устройства огромный недостаток - он имел большие размеры, поэтому его нельзя было брать в поездки.

Именно по этой причине был разработан патефон - он имел компактные размеры и его можно было поместить в автомобиль. Конструкцию устройства придумали братья Пате. Теперь крупный раструб был спрятан под крышкой, патефон имел форму ящика. Увы, но купить эту модель было проблематично, да и цена на нее была в то время высокая. Именно поэтому патефон был только у людей со знакомствами и деньгами. Внешне он напоминал чемоданчик, который в раскрытом виде представлял собой компактное устройство с рупором.

А как на счет качества звука и громкости? Конечно же, размеры отразились на звучании и увы, патефон был немного слабее, чем его крупный собрат. Но все же любителей музыки это не останавливало, и они все равно выбирали компактное устройство.

Фото граммофона

Для чего использовались граммофоны и патефоны?

Если за рубежом эти устройства в основном использовали для прослушивания музыки, в СССР они были многофункциональными. Их можно было увидеть на агитационных мероприятиях, их возили по поселкам с цель. Пропаганды политики Ленина и т.д. Очень жаль, но с пластинками было в то время трудно и большинство людей могли прослушивать только классику в виде музыкальный арий и пьес.

Цены как на граммофоны, так и на патефоны были высокими, поэтому позволить себе такую покупку могли далеко не все. Но все же те, у кого была финансовая возможность, предпочитали обзавестись устройством. Они стали менее популярны в 50-ых годах двадцатого века, так как им на смену пришли электропроигрыватели.

Мужской интернет-журнал сайт

Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус.

Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.


Патефон портативный, "Артель Граммофон", вариант, г. Ленинград, СССР, 1930-40 гг.

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.



Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.




Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами.


Граммофон "Gramophone & Typewriter ltd", Россия, ХIХ век


В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, "Говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э.Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон, "изобретенный" и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером.




При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.




Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.




Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.




Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.




Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.


Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.


Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа - записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок - "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.






Торт Ж. Зубовой.

Изобретение «портативного граммофона» в 1913 году принадлежит компании. Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооружённых сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались интенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. На верхнем фото данной статьи изображён английский портативный граммофон His Master’s Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя - «Патэ » - которая первой начала поставки таких устройств в Россию. «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определёнными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывателя грампластинок употреблялись такие термины как графофон , фонограф , «говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Эмилем Берлинером , изобретателем граммофона.

Конструкция [ | ]

У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба , скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты, затем следовало сменить иглу), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ , однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Патефон, сконструированный и запатентованный именно братьями Патэ (и названный позже так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом формирования звуковой канавки - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. К тому же в первых моделях фонографов от фирмы Патэ воспроизведение шло не от края пластинки к центру, а наоборот, от центра - к краю. От новшества отказались из-за большого количества уже произведенных и ставших стандартными пластинок "от края".

Основные причины поломки патефонов:

Патефоны в России и СССР [ | ]

Дореволюционная Россия [ | ]

В царской России было множество мелких производств патефонов и граммофонов частных предпринимателей, которые в советское время были



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: