Что значит мем в интернете. Мемы.что это такое. ликбез

Ответ редакции

Мемом участники соцсетей называют всё, что спонтанно приобретает популярность в интернет-среде, начиная от смешной фразы известного политика, заканчивая любой информацией, которая не оставила пользователей равнодушными к ней.

Распространяются мемы в интернете всеми возможными способами — по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и т. д.

Чаще всего мемы не несут смысловой нагрузки, но при этом легко могут заменить длинные выражения. Привлекательность мема — в его популярности. Несвежий мем быстро превращается в «боян», а человека, использующего неактуальные мемы в Сети, называют «боянистом».

Как появился мем?

Термин «мем» впервые употребил оксфордский профессор Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году. В ней он называет «мемом» единицу культурной информации, способную «размножаться». Слово «мем» в книге аналогично гену, который является единицей культурной передачи.

Самые популярные мемы 2013 года?

Среди пользователей «Яндекса» самыми популярными мемами 2013 года стали «Говорящий хомяк», «Мексиканский епандос» и «Harlem shake».

Что означают популярные мемы?

Мем, который состоит из картинки лемура и подписи «узбагойся» («успокойся»). Один из первых мемов с лемуром и подписью «узбагойся» был размещён на портале Pikabu. С его помощью автор успокаивал свою девушку. Картинка многим понравилась, и мем быстро распространился по блогам, соцсетям и имиджбордам.

Говорящий хомяк — ролик, в котором игрушка-повторяшка дразнит сотрудника дорожно-патрульной службы. На самом деле ролик — вирусная реклама. Был размещён 1 марта агентством вирусного маркетинга Smetana, на шестой день количество просмотров перевалило за 4 миллиона.

Мимими — междометие, которое выражает умиление. Так пищит лемур в мультфильме «Мадагаскар».

Если вы являетесь активным пользователем Интернета, то наверняка не раз и не два сталкивались на просторах сети с модным словечком «мем». Однако у кого ни спроси, никто не может объяснить толком, кому принадлежит этот термин и что он вообще означает. Итак, что такое мемы? Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

История мемов

Именно он оповестил человечество о существовании так называемых «вирусов мема». В качестве ответа на вопрос «Что такое мемы?» ученый объяснил, что на ранней стадии мог выжить только в том случае, если обладал силой и выносливостью. Постепенно эти качества совершенствовались и закреплялись в генах, однако по мере того, как цивилизация прогрессировала, физические данные отходили на задний план. Теперь первое место занимал интеллект человека. Соответственно, по мысли Докинза, должно было существовать нечто, что отвечало бы за развитие умственных способностей. Именно это «что-то» ученый и окрестил мемом.

Что такое мемы?

Если вам зададут этот вопрос, начните свой рассказ с того, что за основу термина взято древнегреческое слово «мимесис», что переводится как «подражание». По сути, мем представляет собой своеобразный психический вирус, что подтверждается способами его распространения. Мем «идет в народ» через фильмы, анекдоты, рекламные слоганы, песни, комиксы etc.

Для того чтобы понять, что такое мемы, необходимо уяснить главную их функцию - она заключается именно в распространении. Не стоит также забывать, что в процессе передачи мемы могут трансформироваться. Можно сказать, что они участвуют в своеобразном естественном отборе: самые жизнеспособные мемы мгновенно становятся популярными и существуют в очень долго, а слабые - довольно быстро забываются.

Распространение

Как же происходит упомянутый выше Все мэмы являются чистой информацией, которая теоретически может заинтересовать человека или целую социальную группу. Чем большее число участников будет входить в эту группу, тем сильнее и активнее будет мем. В качестве примера можно привести религию: некая идея захватывает воображение группы людей. Отныне их главной задачей становится трансляция этой идеи в широкие массы, причем, чем больше они ее обсуждают, тем могущественней становится мем. Задумайтесь: в точности соответствует распространению представления о Боге. Никому в точности не известно, как оно возникло, однако нет никаких сомнений в том, что для определенных социальных групп идея Бога представляется весьма привлекательной.

Она дает ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы и позволяет оправдать собственное существование. Кроме того, большинство ныне существующих религий базируются на мысли о том, что после смерти человека ждет награда в виде вечного блаженства. Неудивительно поэтому, что этот мем столь широко распространен и способен влиять на сознание масс.

» в 1982 году. Термин «мем» Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα - «подобие» .

По существу, мемы - это информация, но их функционирование имеет заметные поведенческие проявления.

Считается, что Докинз впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам, хотя биологи Эдвард Осборн Уилсон и Чарльз Ламсден (англ.) русск. в эти же годы предложили концепцию культургена , которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.

Вертикальная передача мемов - это когда человек получает те или иные мемы «в наследство» от предыдущих поколений - от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты . Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.

Примеры мемов, приводимые самим Докинзом - это: мелодии , устойчивые языковые выражения , мода , технология постройки арочных сводов .

Идея мемов рассматривается в известной книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Мемы в книге рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам СМИ и Интернету , вызывая социально значимые последствия (например: влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию, и прочее).

Комплексный мем (мемплекс)

Мемы часто образуют группы - комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex ) - это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».

Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины . Так, можно говорить о том, что христианство является следствием развития христианского мемплекса , в основе своей включающего в себя мемы загробной жизни, греха, молитвы и чудесных исцелений, а на более поверхностном уровне включающего в себя мемы различных религиозных ритуалов, праздников, канонов и догматов. В процессе развития христианского мемплекса он вобрал в себя многие отдельные мемы из языческих религий и утратил многие изначально существовавшие в нём мемы иудаизма. Затем в процессе разделения конфессий (католицизм , православие , протестантизм) верующие ещё изменили, добавили и удалили различные поверхностные мемы, что привело к формированию новых независимых комплексных мемов в пределах основного мемплекса христианства.

Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов вызвал интернет-мем «Превед ».

Медиавирусы

Помимо прочего, мемы (в данном контексте также иногда встречается термин «медиамемы») могут распространяться через средства массовой информации . Этот аспект явления изучал американский исследователь СМИ Дуглас Рашкофф, применивший термин «медиавирус » и издавший в 1994 году книгу «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание».

В качестве российского примера медиавируса можно привести получивший популярность проект «Ленин - гриб » Сергея Курёхина , оформленный как интервью в рамках публицистической телепередачи Сергея Шолохова «Пятое колесо » и показанный в эфире Ленинградского телевидения в 1990 году.

Концепция мема в массовой культуре

В конце концов мемы стали частью массовой культуры . Понятия «мем» и «меметика» в том или ином виде встречаются во многих художественных произведениях.

«Вирусы разума» - ключевой элемент сюжета различных научно-фантастических произведений. Так, в рассказе «Digital to Analogue» Аластера Рейнольдса описывается «меметическая эпидемия», распространяющаяся посредством музыкальных произведений. В романе «Absloution Gap» этого же автора рассказывается о религиозном движении, члены которого используют биологические вирусы в качестве разносчиков мемов.

В научно-фантастическом романе-детективе «В стране слепых» Майкл Флинн называет мемом любую расхожую фразу или идею, могущую стать исторически значимой:

Понимаете, идеи - это ключи ко всему. Идеи - мы их называем «мемы» - управляют сознательным поведением людей точно так же, как гены управляют их инстинктами.
«Мемы». Что-то щёлкнуло в её памяти. Она вспомнила названия статей в «Указателе».
- Раньше вы их называли «идеонами», верно?
Он удивленно моргнул и посмотрел на неё с уважением.
- Да. Это элементарные идеи. По аналогии с элементарными частицами. Протоны, электроны… и идеоны.

- «В стране слепых». Глава 9

Там же М. Флинн вкладывает в уста своего героя мысль о роли мемов в манипулировании массовым сознанием :

Они выращивают нацию рабов, - произнес он тихим напряжённым голосом. - Технорабов. Они поддерживают каждый мем, который лишает человека способности к самостоятельному анализу или, наоборот, поощряет послушание, безволие, единообразие мыслей.

- «В стране слепых». Глава 10

Критика

Несмотря на широкое распространение понятия «мем», концепция мема на данный момент является непризнанной в широких научных кругах. Меметика имеет как противников, так и сторонников, и её статус как науки носит спорный характер. В частности, в «The Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience » одновременно со статьёй психолога Джеймса Поличака (англ.) русск. «Memes as Pseudoscience» есть статья парапсихолога и скептика Сьюзан Блэкмор (англ.) русск. «Memes as Good Science» . Меметика часто подвергается критике со стороны научного сообщества и публицистов, многими из которых считается псевдонаукой .

Чаще всего критики обращают внимание на отсутствие четкого определения мема, стремление к всеохватности и чрезмерно буквальную аналогию с генетикой.

В статье культуролога В. Е. Савицкой отмечено :

"Вся «научность» меметики, была и остается на уровне яркой остроумной аналогии с «генами-репликаторами». Меметика навсегда застряла на уровне блестящего, публицистически броского сравнения ген-мем-вирус, эксплуатируя при этом все таящиеся в обществе подспудные страхи и опасения по поводу возможности манипуляции сознанием научными методами

Интернет-мемы как феномен массовой культуры

Профессиональный журнал «Journal of Memetics - Evolutionary Models of Information Transmission» («Журнал меметики - эволюционные модели передачи информации») просуществовал с 1997 по 2005 год. В последнем выпуске была опубликована статья Брюса Эдмондса The revealed poverty of the gene-meme analogy - why memetics per se has failed to produce substantive results , в которой он объяснил неудачу меметики и потерю интереса исследователей к работе в этой области отсутствием как интерпретационной, так и предсказательной концепции аналогии ген-мем . Журнал в скором времени прекратил выпускаться.

См. также

Напишите отзыв о статье "Мем"

Примечания

Литература

  • Докинс Ричард. . - М .: Мир, 1993. - С. 318. - ISBN 5-03-002531-6 (рус.).
  • Броди Ричард. Психические вирусы. - М .: ИВЦ Маркетинг, 2002. - С. 192.
  • Бретт Томас (Brett Thomas). Meme Manual: A Cybernaut"s User"s Guide to Mind Viruse ("Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания"). - 1995.

Ссылки

  • Dr. Christoph Henke, , HFR 2007, S. 13 et seqq. (нем.)
  • , В. М. Бехтерев, Природа. 1990. № 7.
  • Тирон Елена, Advertology.Ru, 13.07.2009
  • «МЕДИАВИРУС.РФ»
  • Т. Е. Савицкая

Отрывок, характеризующий Мем

Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.
– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.
– Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели.
Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле.
Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее.
Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это часто бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот, вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы.
Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону.
– Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу.
Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей.
Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом.
– Улюлюлю, улюлю!… – кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния.
– Ж… – крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа.
– Про…ли волка то!… охотники! – И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами и ни один охотник не перехватил его.

Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо.

Попробую в доступной форме и простым языком рассказать неискушённой в данном вопросе публике, что такое МЕМ.
Путешествуя по интернету, каждый пользователь не раз замечал непонятные ему слова или выражения типа
«+1» или «Автор выпей йаду» , "Превед Медвед", а также различные повторяющиеся картинки и видеоролики. Бывалые пользователи уже давно привыкли к этому и понимают суть этих выражений, которые называются интернет-мемами. Лично я впервые, кроме приведённых выше фраз, столкнулась с понятием мема на примере "шапочки из фольги" (хотя я до сих пор уверена, что резиновые шапочки намного эффективнее) :-)

Термин «мем » (англ) происходит от греческого слова μίμημα, «подобие» .
По существу, мем — это чистая информация или метафора , конкретный образ абстрактного понятия. Он распространяется от одного человека к другому вербально и невербально, через интернет или как-нибудь ещё. Примерами мемов могут служить: музыкальные мелодии, фильмы, слоганы, различные выражения, картинки и так далее.

Понятие "мем" ввёл англичанин Ричард Докинз в 1976 году, но это вовсе не значит, что до него мемов не было. Они существуют с тех самых пор, как сформировалось человеческое общество. Собственно, культура и есть ни что иное, как мемплексы — комплексы взаимосвязанных мемов, некоторые из которых дошли до нас из глубины веков.
Можно вспомнить и всем известные "садистские стишки" или анекдоты про Вовочку - они тоже распространялись как мемы, хотя об этом просто никто раньше не думал. :-)
Мемы сравниваются часто с идеяими-вирусами, так как они "инфицируют" своих носителей, а те, в свою очередь, продолжают далее эту инфекцию распространять.

В 1994 году было даже введено понятие медиавирус. По сути это тот же «мем», только переносится исключительно через СМИ и обладает высокой степенью влияния на умы. В современном понимании медиавирус и интернет-мем — практически одно и то же. На западе часто встречается более простое название этого явления —интернет феномен (internetphenomenon).
Dancing Baby — один из самых первых интернет-мемов (1996 год).

Рассмотрим процесс зарождения и распространения интернет-мемов.

Допустим, пользователь какого-нибудь оживлённого подросткового сайта постит картинку со смешной подписью. Кто-то замечает её и постит на другом имиджборде, при желании заменив подпись на другую (или сменив фон, но оставив надпись). В процесс постепенно включаются другие люди, и каждый из них будет вносить какое-нибудь новшество в первоначальный вариант изображения. Зачем? — да просто так, для развлечения, прикола. Картинка распространяется, заполняя собой интернет пространство, и уже можно с уверенностью утверждать, что это образовался мем. Хороший, успешный мем всегда рождается спонтанно.
Мемы обычно видоизменяютсяся при своём распространении по интернету, при этом они могут даже скрещиваться друг с другом.
Спустя некоторое время, "вирус-мем" достигает пика своей популярности. В зависимости от конкретного случая, это занимает от нескольких дней до нескольких лет. Распространившись по всем возможным сетям, он может даже просочиться в реальную жизнь. После чего процесс его размножения замедляется или прекращается совсем. Наступает период пресыщения — мем уже всем надоел, начинает раздражать, и постепенно вытесняется другими, более свежими мемами, а его стараются больше не использовать. Так он попадает в категорию "старый мем" или по-простому "БОЯН".
Вот другой пример :
МАКРОСЫ
Эта логотип сайта porko.ru
(Порко-мужская шовинистическая свинья)

При варианте логотипа с надписью "А то" -- это уже макрос , или картинка с текстом, которую используют в онлайн-дискуссиях для более наглядного и остроумного выражения своего мнения.

А то! — Употребляется при "высокоинтеллектуальных беседах". Так же может применяться для жизнерадостного подтверждения спорного факта, который был использован в провокационном утверждении. Выглядит как радостный и самодовольный кабанчик, который всем своим видом одобряет предыдущий пост.
А вообще, фраза «А то!» всегда была ответом довольного собой студента на вопрос:«Ну что, она тебе дала?». :-)

Примером макроса может служить и такая распространённая картинка - демотиватор, как " фейспалм".

Нужно отметить, что все демотиваторы в интернете также являются интернет-мемами.
http://youtu.be/6DE4WaDG2Vc - подборка макросов.

Иногда в интернете появляются и ФОРСЕД(навязанные) мемы. Они создаются целенаправленно и форсированно продвигаются авторами. Но форсед-мемы, как правило, недолговечны, так как хороший мем -- всегда возникает спонтанно и проходит в сети естественный отбор.
Очень много форсед-мемов появляется в предвыборные компании, они носят явный провокационный политический характер, и исчезают сразу после выборов.
http://makeyourmeme.ru/default/instance_3/101197/original.jpg
http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT-DrHFxeepMiQkRmCXU12iEkn8q_NULINj4Yvj1kZlHequPuK5dQ

Однако и среди форсетных мемов иногда бывают удачные исключения.
Например, часто встречаемый форсед-мем" Мимими ".
Мимими — междометие, которое выражает умиление. Так пищит лемурчик в мультфильме «Мадагаскар».

В данном видеоклипе группы GAG Quarte собрано большинство распространённых интернет-мемов . Обратите внимание, что не только видеоряд, но и звукоряд составлен из музыкальных МЕМов (хочу похвалить авторов - у них есть чувство стиля, молодцы).
Представлены почти все наиболее популярные в сети мелодии: Nyan Cat, знаменитая "финскую полька", соло "Клавишного Кота", вокализ "мистера Трололо" - Эдуарда Хиля, всем известное «Numa Numa», "Пятница" Ребекки Блэк, Рикролл и другие, которые сопровождают демонстрацию в клипе более 40 известных мемов.

Интересна история появления музыкального мема "Трололо" -- песни Эдуарда Хиля "Как я рад,что возвращаюсь домой"http://youtu.be/XcDXvAsYu8A
http://youtu.be/5ruNijRWf-U - чешская шуточная песня "Ёжин з Бажин" 1978 год.
http://youtu.be/qOt6aSoTBGs финская полька

С видео-мемами всё просто: посмотрел и посмеялся, снова посмотрел, ещё раз посмеялся.
Видео-мемы живут долго, так как они постоянно получают новую путёвку в жизнь: их видоизменяют путём накладывания на различные популярные отрывки из фильмов и, со временем, они могут становятся даже ещё смешнее. :-)
Вот удачные примеры продления жизни видео мема "ЯЗЬ" :-)

"ЯЗЬ" - пародия " в Большой разнице" http://youtu.be/Ode7tKalLLo

Ну и наконец, тоже особо популярный, но уже старый мем "Кандибобер".

Какие интернет-шутки нам попадаются чаще всего

С развитием Всемирной паутины пользователи находят все больше новых методов общения. Одним из самых оригинальных способов обмена информацией сейчас стали мемы - вирусные ироничные и остроумные рисунки, фото и демотиваторы.

1. Тролл- и рейджфейсы

Эти смешные, казалось бы, нарисованные ребенком рожицы покоряют интернет, начиная с 2008 года. Миллионы пользователей сегодня использую их при создании демотиваторов или в качестве комментариев к постам, чтобы выразить самые разные эмоции – от счастья и умиления, до огорчения и неловкости. Изначально эти картинки создавались для простых шуточных комиксов на различных форумах. Но благодаря своей простоте, ярко передающей чувства, вскоре они стали узнаваемыми для любого пользователя. Например, что такое "троллфейс", объяснять просто излишне - эту рожицу знает каждый.

2. Мемы из кино

Траволта в замешательстве. Спустя 20 лет после выхода культового фильма Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" интернет-пользователи дали новую жизнь персонажу Винсенту Веге, которого в ленте сыграл Джон Траволта. Всего несколько секунд сомнений и замешательства в исполнении Траволты сегодня весьма органично вписываются как в кадры других популярных фильмов, так и в актуальные новостные видео или просто знаковые жизненные ситуации.

Великий Гэтсби. Очень уж понравился интернет-пользователям кадр с актером Леонардо Ди Каприо из фильма "Великий Гэтсби". С разными подписями эта картинка используется для иллюстрации либо цинизма, либо сарказма, либо юмора на грани фола.


Кадр с персонажем Боромиром вместе с первой частью его крылатой цитаты из фильма "Властелин колец" сегодня является одним из самых узнаваемых мемов. Однако, мало кто помнит, что в самом фильме он сказал: "One does not simply walk into Mordor". То есть, "Нельзя просто так взять и зайти в Мордор".

Интернет-пользователи уже привыкли заканчивать фразу Боромира по-своему, в зависимости от того, какой процесс или событие они хотят высмеять.


Мем про Карла. Далеко не все в курсе, откуда интернет-тролли взяли картинки с мальчиком в большой шляпе и его плачущим отцом. Этот мем возник из постапокалиптического американского сериала "Ходячие мертвецы". На самом деле, по оригинальному сюжету в этих картинках нет ничего смешного. Ведь на них изображен момент, когда главный герой сериала Рик осознает, что его жена умерла при родах, после чего он начинает плакать и кричать, а его сын Карл, пребывая в шоке, просто стоит и молчит.

Впервые над эпизодом начали смеяться, когда в 2013 году он появился на YouTube в перемонтированной версии и под названием "Рик узнает, что его сын Карл – гей".

Но по-настоящему Карл стал мемом с подачи американского издания Buzzfeed, которое разместило материал "19 лучших отцовских шуток от Рика". Тогда и было положено начало всем демативаторам с мальчиком в шляпе.


Facepalm или рукалицо. Если вы набрели в Интернете на ужасно глупый или бездарный материал, эта картинка без лишних слов поможет передать автору публикации все ваши чувства. Опущенная голова с прикрывающей лицо рукой весьма доходчиво объясняет любому – "ты очень очень зря это сделал". Данный жест стал особо популярным в исполнении капитана из американского сериала "Звездный путь" (Star Trek ).


3. Мемы с реальными людьми

Девочка-катастрофа . В 2007 году фотограф Дейв Рот во время прогулки со своей дочерью Зои увидел учебные занятия пожарных и на фоне специально подожженного дома запечатлел свою дочь.



Саша Фокин . Отличился на просторах Интернета и украинский мальчик Саша. Подросток появился в телешоу на одном из отечественных каналов, в рамках которого с компьютера 11-летнего Саши удалили все любимые игры. Именно реакция героя на трагическую потерю и легла в основу мема. Сейчас его используют тогда, когда кто-то теряет что-то очень важное для виртуальной жизни.


ТСН.ua

Яо Мин. Образ китайского баскетболиста Яо Мина стал известным мемом благодаря интересному выражению лица, которое удалось зафиксировать камерам. Yao Ming Face используется в Сети как реакция на неразумные слова или для демонстрации своего презрения.


Печальный Киану. Актер Киану Ривз стал жертвой фотожаберов после удачного снимка папарацци. Фотографы поймали актера в парке, когда тот сидел на скамейке с пирожком в руке. Актер выглядел довольно грустным, однако именно этот его вид в сотнях фотожаб сделал его фото одним из самых известных мемов в Сети.


ТСН.ua

Веселый Лео. Фотография с актером Леонардо Ди Каприо, который широко шагает по улице и неестественно сильно размахивает руками, появилась во время съемок картины "Начало". Фотография мгновенно разлетелась по Сети и стала жертвой тысяч фотожаб. Довольный актер побывал на Луне, спасся с "Титаника" и оказался во всех ситуациях, где его счастливая улыбка была абсолютно неуместной.


ТСН.ua

Путин на коне. Не обошла судьба жертвы фотожаб и президента России Владимира Путина. Его голый торс, которым он "светил" верхом на лошади, стал поводом для появления сотен смешных мемов.


ТСН.ua

Девочка с мыльными пузырями. Маленькая девочка в желтом плащике, которая смешно бежит куда-то с мыльными пузырями, стала героиней интернет-пространства уже в 2009 году. С тех пор от кого только она не убегала - от медведей, взрывов и динозавров.


ТСН.ua

Какой пацан? История этого смешного мема, который используют для выражения полного непонимания, не менее эпичная, чем само выражение лица героя. Известным мемом стал скрин с обучающего видео для детей по правильному использованию туалета.


Успешный ребенок. Фото маленького Сэмми, который держит в кулачке песок, собираясь им полакомиться, пользователи превратили в мем - символ успешности. Жест малыша восприняли как проявление властного характера и стали использовать в значении удачного разрешения определенных дел. Следует заметить, что всемирная популярность Сэмми благодаря мему помогла ему собрать деньги на операцию для отца.


4. Мемы с животными

Следует заметить, что пользователи выражают в интернете свое мнение не только с помощью киношных кадров и забавных рисованных лиц. Часто звездами Сети, а в дальнейшем и известными мемами, становятся животные. Благодаря особому выражению морды или удачному фото, братьям меньшим удается изобразить целую палитру эмоций - от сарказма до удивления.

"Сердитый котик". В частности, среди самых известных животных среди пользователей можно назвать "Сердитого котика" (Grumpy Cat). Изображение недовольной кошки, которая обязана своей популярностью неправильному прикусу, чаще всего используют для выражения недовольства или полного равнодушия к чему. Следует заметить, что кошка стала "мемом года" в 2013.

"Джонни Кетсвилл". Веселый кадр, который позже стал известным мемом, было сделано хозяином кошки совершенно случайно во время игры с животным. Впрочем, после попадания в Сеть пушистый стал "блогером", якобы фотографируясь на фоне интересных событий.


"Упоротый лис". Отдельным пунктом стоит вспомнить лиса - не очень удачную работу таксидермиста Адель Морзе, - который стал очень популярным в странах СНГ, напоминая своим видом грустного наркомана.


ТСН.ua



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: