Что включает икт. Информационно-коммуникативные технологии. Роль ИКТ в современном обществе

Информационно-коммуникационные технологии

в системе образования

Дятлова В.С.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [ I,II]

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

    повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

    применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

    интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

    адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

    обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;

    разработка информационных технологий дистанционного обучения;

    совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [ 3 ]

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

    информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

    электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    II.

    III . http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. В школе также есть мобильный класс, оснащенный 20 ноутбуками, который возможно использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время, так и в организации внеклассной, воспитательной работе.
Информационные технологи используются на разных этапах урока.

Пример организации проверки выполнения домашнего задания.

С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. мультимедиа технологии:

  • презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
  • презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
  • презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

2. раздаточный материал:

Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ.

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

1. мультимедиа технологии:

  • презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
  • видеофрагменты фильмов;
  • презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
  • слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
  • изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
  • коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
  • видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)

2. компьютерные технологии:

  • диаграммы (Excel);
  • схемы (Excel);
  • таблицы (Word) .

Пример организации закрепления и систематизации знаний.

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

  1. мультимедиа технологии:
  2. презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
  3. мобильный класс:
    • работа в группе - задание - составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
    • выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
  4. Интернет-ресуры:
    • для работы в группах.

Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии
1. мультимедиа технологии:

  • презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
  • презентация-итог (PowerPoint, Word) - на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.

2. компьютерные технологии:

Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.

Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

  • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
  • оформление портфолио проекта (Word);
  • создание продукта проекта - буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.

Пример использования сети Интернет на уроках:
Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

  1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
  2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

  • написание рефератов,
  • сбор материала по теме,
  • иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Список литературы

1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с.
2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
3. Журнал «Школьные технологии» - 2003 - 2005 г.
4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
6. Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации"
7. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000
9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
11. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/
12. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.
13.Ictsport.wehse.ru/.../VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNOLOGIY_1228126672.doc
14. pedsovet.org/.../Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В.
15. festival.1september.ru/.../513744/

Кудрявицкая Наиля Шавкатовна
преподаватель-организатор ОБЖ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5», г. Оренбург

  • Выявление возможности эффективного применения ИКТ в педагогической деятельности.
  • Создание реальных информационных условий для развития творческой активности учащихся и педагогов.

План проведения педсовета:

  1. Актуальность и значимость использования ИКТ – технологий в работе педагогов.
  2. Виды образовательных технологий.
  3. Средства ИКТ.
  4. Практическое применение ИКТ – технологий в работе.
  5. Выводы.
  6. Проект решения педсовета на основе изучения литературы, результатов собеседований, выступлений.

Ответственные: творческая группа, готовящая педсовет.

Ожидаемый результат: Позитивная деятельность педагогического коллектива по возможности использования современных технологий в работе.

Типовые условия: методический кабинет

Подготовка к педагогическому совету

Ход педагогического совета

Этап Содержание Ответственные
1 Объявление темы, повестки педагогического совета. Директор
2 Выборы секретаря педагогического совета. Педколлектив
3 1. Актуальность и значимость использования ИКТ – технологий в работе педагогов..

2. Виды образовательных технологий.

3. Средства ИКТ.

4. Практическое применение ИКТ – технологий в работе.

5. Выводы.

6.Проект решения педсовета на основе изучения литературы, результатов собеседований, выступлений.

Заместитель директора.

Педагоги

4 Подведение итогов работы педсовета. Педколлектив

Педагогический совет
«Применение ИКТ – технологии в работе»

1. Введение

«…С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию «педагогические технологии».

Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);

– это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);

– комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Образовательная технология – система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В.Гузеев).

Образовательная технология включает обучение, развитие и воспитание обучающихся.

Из определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Средства ИКТ:

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Практическое применение ИКТ на занятиях.

Основная цель – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

Основными задачами занятий эколого-биологической направленности является знакомство обучающихся с широтой и многообразием поля деятельности. Изучение разных материалов и средств изображающих природу.

Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик, которые смогли бы помочь создать такую систему работы, которая бы учитывала особенности занятий, сообразуясь с особенностями детей и реалиями современного общества.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Современный ученик не сидит на занятиях, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование компьютера на занятиях становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности и творчество.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций или же они низкого качества. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

продуманный алгоритм видеоряда изображений.

оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают обучающихся, не дают сосредоточиться на главном.

Формы применения компьютера на занятиях:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации (диски);
  • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
  • использование компьютера для выполнения технологических карт;
  • создание портфолио.

Виды: презентации, слайд – фильмы и тестовые задания, компьютерные тесты;

– кроссворды, ребусы, технологические карты, инструкционные карты

При их использовании на занятиях повышается эффективность обучения и качество знаний.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

К сожалению, при использовании ИКТ на своих занятиях, сталкиваюсь с рядом проблем:

– малое количество компьютеров.

– различный уровень подготовленности и развития обучающихся;

Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным. Позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Но считаю, что заменить учебник не может. Это только дополнение к учебнику.

Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.

Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

7. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.

8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9. Обучающиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

10. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.

Диапазон использования этой технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию обучающихся.

Эффективность применения ИКТ на занятиях не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Проект решения.

Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Первый этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»

  • Создание у учителей-предметников представления о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
  • Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.
  • Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.

Второй этап «Внедрение ИКТ в образование»

  • Публикация учебно-методической информации в различных формах.
  • Разработка методики использования ИКТ в образовательном процессе.
  • Проведение педагогического семинара-конференции
  • Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».
  • Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.
  • Техническое оснащение учреждения.
  • Создание и обновление web-сайта.

Третийй этап «Итоговый».

  • Подведение итогов работы по теме «Внедрение ИКТ в образование».
  • Проведение итогового мониторинга работы педагогического коллектива по внедрению ИКТ в процесс обучения.
  • Систематизация материала по методике использования ИКТ на занятиях и в воспитательной работе.
  • Обобщение и распространение успешного опыта педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Афанасьева О.В.
Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  • Антонова Т.С., Харитонов А.Л.
  • О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  • Апатова Н.В.
  • Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  • Брыксина О.Ф.
  • Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  • Гребенев И.В.
  • Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
  • Галишникова Е.М.
  • Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – с. 8-10
  • Губайдуллин И.А.
  • “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”. – www.it-n.ru
  • Захарова И.Г.
  • Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.

    Библиографическое описание:

    Нестерова И.А. Информационно-коммуникативные технологии [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    Информационно-коммуникативные технологии или сокращенно ИКТ стали необходимым элементом прогрессивной педагогической деятельности. Современный ФГОС требует от учителя не только высокого уровня преподавания своего предмета, но и грамотного использования информационно-коммуникативные технологий.

    Понятие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогике.

    Во ФГОС закреплены рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании в условиях школы. Переход на ФГОС нового поколения требует обновления профессионально-педагогической подготовки учителей и повышения их уровня работы с инновационными технологиями.

    Активизация мер по внедрению информационно-коммуникативных технологий появились вместе с принятием "Стратегии развития информационного общества" . Данный документ расширяет горизонты доступности информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. После этого была принята Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, согласно которой все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свои сайты, в том числе и образовательные учреждения.

    Однако далеко не все школы и ДОУ подошли ответственно к внедрению сайтов. Очень много учреждений предпочли создать неудобный и бесполезный ресурс, так сказать, для галочки.

    Отдельно следует выделить трактовку термина "информационно-коммуникативные технологии". В настоящее время общепризнанным определением считается следующее:

    Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе.

    Бесспорно информационные технологии давно используются в российском и зарубежном образовании. Однако, следует отметить, что в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии, которые служат хорошим подспорьем учителю в его нелегком труде.

    Информационно-коммуникативные технологии- это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:

    1. ИКТ нужны для формирования информационного общества;
    2. Использование ИКТ влияет качественные изменения в структуре образовательных систем и в содержании образования.

    Структура ИКТ

    Для ряда отечественных педагогов структура информационно-коммуникативных технологий в образовании остается неясной. В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей.

    ИКТ-компетентность – использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.

    Учителя должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий. Структура ИКТ отражена на рисунке 2.

    Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее:

    1. Интернет является одним из ключевых элементов;
    2. Использование интерактивных источников информации очень важно в рамках ИКТ;
    3. Организация занятий с использованием таких элементов ИКТ, как телеконференции расширит не только кругозор и улучшит УУД учащихся, но и позволит повысить ИКТ-компетентность учителя.

    Рисунок 1. Структура информационно-коммуникативных технологий

    В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести:

    1. возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
    2. хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
    3. возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет, работы с этой информацией;
    4. возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
    5. возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю .

    Функции ИКТ

    Информационно-коммуникативных технологии обладают рядом функции, которые и определяют роль ИКТ в развитии современного образования. Самыми важными функциями ИКТ являются дидактические. Дидактические функции ИКТ представлены на рисунке 2.

    Рисунок 2. Дидактические функции ИКТ

    Как мы видим ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. При этом нельзя забывать и о том, что одной из функций ИКТ является стимул к саморазвитию педагога и возможность совершенствовать уровень УУД учащихся.

    Отдельно следует выделить тот факт, что ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действиях, как:

    1. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
    2. фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного;
    3. структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
    4. создание гипермедиа сообщений;
    5. подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
    6. построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

    Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)

    Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Средства ИКТ

    Средство ИКТ

    Описание средства ИКТ

    Компьютер, ноутбук

    Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию.

    Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

    Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки.

    Проектор

    Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, аудитории.

    Интерактивная доска

    Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

    Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет)

    Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

    Носитель информации (флешка, SSD)

    Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.

    Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении .

    Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.

    План конспект урока с использованием ИКТ

    План-конспект современного урока немыслим без использования информационно-коммуникативных технологий или, другими словами ИКТ. В настоящее время педагоги используют не только план-конспекты, но все чаще технологические карты урока.

    В план-конспекте урока указывается перечень только тех информационно-коммуникативных технологий, которые применял педагог. Ниже приведен пример план-конспекта урока математики в первом классе, при проведении которого использовались информационно-коммуникативные технологии.

    Тема: Ломаная линия и её звено (1 класс)

    Тип урока : урок общеметодологической направленности.

    Цель урока : Дать представление о понятиях: ломаная линия, звено ломаной, вершины, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная.

    Задачи:

    1. познакомить учащихся с ломаной линией, её частями и видами.
    2. научить выделять ломаную линию среди других фигур.
    3. сформировать навыки правильного построения линий.
    4. развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
    5. развивать временные и пространственные представления.
    6. способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.

    Планируемые результаты:

    1. знать и понимать что такое ломаная линия;
    2. успешно определять звено ломаной, вершины;
    3. знать что такое замкнутая и незамкнутая ломаная.
    4. сравнивать свои выводы с текстом учебника;
    5. проверять правильность выполнения задания;
    6. работать в паре.

    Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова "Математика" 1 класс Часть 1, наборные полотна, счётные палочки, линейка, карандаш.

    Структура урока:

    1. Организационный.
    2. Актуализация знаний.
    3. Работа по теме урока.
    4. Физкультминутка.
    5. Самостоятельная работа.
    6. Закрепление изученного материала.
    7. Рефлексия.
    8. Домашнее задание.

    Ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный этап

    До урока класс разделён на 3 группы. Так как в классе 29 человек, то сформированы 2 по 9 и одна группа численностью 10 человек.

    Учитель: Здравствуйте ребята. Рада Вас видеть на уроке математике по теме

    "Ломаная линия. Звено ломаной". Почему вы не заняли свои места?

    Каждая группа заранее выбрала себе капитана. Команды получили названия: красные, жёлтые и белые.

    Со звонком группы выстраиваются у двери за капитаном, по цепочке.

    От порога класса по направлению к рабочему столу каждой группы по полу проложены 3 атласные ленты: красная, жёлтая, белая. Ленты не сгибаются, лежат прямо, но их длин не хватает, чтобы дойти до своего стола.

    Группам предлагается пройти и занять своё рабочее место наступая только на ленты "своего" цвета. Идут гуськом. Потом резко останавливаются.

    Учащиеся здороваются, но продолжают стоять.

    Актуализация знаний

    Почему вы не заняли свои места?

    Учитель: Почему не хватило ленты?

    Учитель: А можно я также ровно протяну каждую ленту вперёд и вы пойдёте по ней дальше до своего стола?

    Учитель: Что же делать? Как же нам начать урок?

    Учитель: Давайте так и сделаем.

    Учитель дает капитанам каждой команды по новой ленте.

    Учитель: Ну, вот мы и расселись. Давайте посмотрим на слайд 2. Я ваши ленты заменила линиями такого же цвета.

    Учитель: Посмотрите, вот так вы шли сначала. Что можете сказать про эти линии?

    Учитель: Как их можно продолжить? Откройте тетради. Начертите свою линию так, как вы её видите на экране, произвольной длины.

    Продолжите её. Учитель бегло осматривает работы.

    Учитель: Посмотрите на слайд 3.

    Учитель: Как называется

    Учитель: Но если мы так пойдём, то до места не дойдём, мешают парты. Я увидела в тетрадях нескольких учащихся вот такие примерно линии: Слайд 4.

    Учитель: Скажите, можно ли выбрать такой путь движением?

    Учитель: -Будет ли это прямолинейное движение?

    Учитель: А можно ли тогда такую линию назвать прямой?

    Учитель: Давайте подумаем, чем мы будем заниматься на уроке?

    Учитель: Вы почти угадали. Только эта линия называется по другому.

    У вас на столе лежат длинные сухие макароны. (На каждого члена группы). Возьмите их в руки и изогните так, как показано на слайде.

    Испуг, возглас, огорчение.

    Что случилось?

    Они сломались.

    Вот и мы также сломаем свою прямую линию и назовём её "ломаной".

    Итак, тема нашего урока: "Ломаная линия и её особенности".

    Учащиеся: Закончилась лента, её не хватило.

    Учащиеся: Она короткая.

    Учащиеся: Нет. Придётся лезть по партам или под ними, перепрыгивать через парты.

    Учащиеся советуются по группам. Посовещавшись, капитаны каждой группы дают ответы.

    Правильный ответ звучит так: Ленту можно продолжить, но её нужно согнуть, измять.

    Учащиеся изгибают их и прокладывают свои маршруты для групп.

    Учащиеся: Они прямые. Концы не ограничены, их можно продолжить.

    Учащиеся: Выполняют. Учитель бегло осматривает работы.

    Учащиеся: Прямолинейным.

    Учащиеся: Да.

    Учащиеся: Нет.

    Учащиеся: Нет.

    Учащиеся совещаются. После этого капитан каждой команды встает и озвучивает предполагаемое название темы урока.

    Правильный ответ: Мы будем заниматься изучением непрямой, кривой линии.

    Учащиеся в большинстве своем ломают макароны.

    Работа по теме урока.

    Учитель: Давайте поучимся отличать прямую линию от ломаной. Смотрим на слайд 5.

    Учитель: Подумайте в группах и выпишите в тетрадях:

    1 группа: номера прямых линий;

    2 группа: номера ломаных линий;

    3 группа: номера не линий.

    Учитель: На слайде остаются линии №2,№5,№4. Как вы думаете, что общего у оставленных линий?

    Учитель: Можно ли сказать, что ломаные №2, №5 не ограничены в пространстве?

    Учитель: На всём ли своём протяжении ломаные неограниченны точками?

    Учитель: Посмотрите на слайд 6.

    Учитель: К какому выводу пришли?

    Учащиеся выполняют задание.

    Скорее всего у всех учащихся данный вопрос вызовет затруднение.

    Учащиеся: Да, т.к. на их концах нет точек.

    Учащиеся советуются в группах.

    Нет. В середине ограничены.

    Учащиеся: Ломаные линии состоят из отрезков.

    Физкультминутка

    А теперь небольшая разминка:

    А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

    В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, ки, хлопки).)

    Видишь, бабочка летает

    Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

    На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

    Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

    За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

    Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

    Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

    Самостоятельная работа

    Учитель: Как идёт девочка?

    Учитель: Прочитайте текст под рисунком.

    Учитель: Что вы узнали?

    Учитель: Посмотрите на экран на слайд 8. Подумайте, чем первая группа ломаных линий отличается от второй группы?

    Учитель: Ломаные первой группы называются незамкнутыми, ломаные второй группы – замкнутые. Откройте наборные полотна. Посмотрите на группу незамкнутых ломаных. Положите такие числа. Сколько звеньев у каждой ломаной линии.

    Учитель: Назовите самое меньшее количество звеньев?

    Учитель: Самое большое количество звеньев?

    Учитель: Как вы расставили числа?

    Учитель: Расставьте числа в порядке уменьшения.

    Учитель: Как называется такой порядок?

    Учитель: Посмотрите на группу замкнутых ломаных.На слайде – группа №2. Какие фигуры вы узнали?

    Учащиеся: Девочка идёт по ломаной линии.

    Учащиеся: Отрезки ломаной не лежат на одной прямой и называются звеньями. Концы каждого звена – вершины ломаной.

    Учащиеся: Одни линии могут продолжаться, ими можно дорисовать звенья, а другие – нет.

    Учащиеся: На наборных полотнах:

    Учащиеся: Три.

    Учащиеся: Шесть.

    Учащиеся: По увеличению, в порядке возрастания.

    Учащиеся: С самого большого числа – 6, до самого маленького – 3

    Учащиеся: Убывание.

    Учащиеся: Треугольники (3 угла, 3 стороны), четырёхугольники (4 угла, 4 стороны), пятиугольники (5 углов, 5 сторон.

    Закрепление изученного материала

    Учитель: Вспомните, как правильно нужно чертить?

    (с. 38 учебника, внизу)

    Учитель: Прочитайте задание внизу страницы. Выполните его в тетради.

    Учитель: Капитаны, проверьте задание в группах. Кто ошибся? Почему?

    Учащиеся: Карандаш ведём, наклоняя в разные стороны, не отрывая руки, до вершины. Линейку держим, твёрдо прижимая к листу бумаги, левой рукой. (Выполнение задания)

    Учащиеся проводят анализ ошибок в каждой команде.

    Рефлексия

    Учитель задает обобщающие урок вопросы: Что нового мы сегодня узнали на уроке?

    Что вам помогло так много узнать о ломаных линиях?

    Где пригодятся ваши знания?

    Как вы работали на уроке?

    Учащиеся отвечают и дают оценку качеству своей работы.

    Домашнее задание

    Учитель: Спасибо за урок. А теперь запишите домашнее задание. Оно не простое. Вам нужно начертить замкнутую и незамкнутую ломаные линии по своему усмотрению и определить количество звеньев.

    Учащиеся записывают задание в тетради.

    Литература

    1. Беспёрстова Ирина Витальевна Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/592048/
    2. Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта В 3 ч. Часть 1 / Под редакцией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
    3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // [Электронный ресурс] Режим доступа:

    Анастасия Сергеевна Чулкова

    г. Стаханов ГБОУ ЛНР «Стахановская

    специализированная школа I - III ступеней

    9 им. А.Стаханова

    Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании

    Аннотация: Данная работа является описанием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используемых в образовании. Изложены задачи, решаемые с помощью внедрения ИКТ в образовательный процесс. На основании популяризации данного вида технологий в обучении приведены достоинства и недостатки в получении необходимых знаний.

    Ключевые слова: Информация, информационно-коммуникационные технологии, компьютеризация, всемирная паутина, электронные ресурсы.

    С каждым годом современное общество развивается и прогрессирует практически во всех отраслях нашей жизнедеятельности. Тем самым, провоцируя появление огромного количества информации, которую невозможно хранить только лишь в своей голове или же записывая «от руки» на бумаге. Информация – это некий багаж знаний, который люди передают из поколения в поколение, друг другу, обновляя, перерабатывая и дополняя. Невозможно представить современного человека, который не стремился бы к пополнению своих знаний и совершенствованию уже имеющихся. Сейчас существует масса источников для получения информации и, в первую очередь, главным источником, а так же доступным и, пожалуй, незаменимым, на сегодняшний день является интернет. Всемирная паутина охватывает глобальное пространство, а компьютерные технологии, которые имеют сильнейшее влияние в наше время, позволяют предоставить информационное обеспечение абсолютно всем желающим.

    С чего же начинаются знания? Конечно же, с образования. Как гласит пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Быть образованным – это жить полноценной жизнью, это быть самоуверенным человеком, разносторонним, а так же быть полезным обществу. Благодаря развитию компьютеризации, появлению новой техники, информация и знания стали доступны всем. Доступность – вот главный показатель, по которому мы просто обязаны быть образованными, пополнять свою «копилку» знаний и шагать в ногу со временем.

    Внедрение новейших технологий, информатизация и компьютеризация на данный момент являются неотъемлемой частью образования и образовательного процесса в целом. Таким образом, «образование» и «информационно-коммуникационные технологии» становятся на одну ступень в получении знаний.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это методы и приемы сбора, передачи и хранения информации, а так же взаимодействия между педагогом и обучаемым, как в прямом, так и в обратном порядке в системе современного образовательного процесса.

    Каждый педагог должен владеть, как минимум, простейшими навыками в сфере ИКТ и уметь применять их на практике, а в перспективе стремиться овладевать всевозможными знаниями в использовании информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

    Важным устройством в применении ИКТ является компьютер, на котором должно быть установлено все необходимое программное обеспечение, и сопутствующее оборудование: проектор, мультимедийная доска, колонки и др.

    Такое оснащение позволяет наглядно предоставлять информацию, и доступнее донести в массы с помощью: презентаций, слайд-шоу, таблиц, видео- и аудиозаписей необходимый материал, который при зрительном восприятии усвоится гораздо быстрее и в большем объеме. Использование мультимедийной доски сделает урок более интересным и красочным, а как мы знаем мозг ребенка лучше воспринимает информацию, если она представляется в развлекательной форме, поэтому и предложенный материал воспримется с легкостью и лучше отложится в памяти.

    Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы информационно-коммуникационные технологии дополняли, а не заменяли общение и получение новых знаний в цепочке «учитель-ученик-учитель».

    С развитием компьютеризации образование вышло на новый уровень. Это связано с получением информации из различных источников, из любой точки мира. Легкий доступ к электронным ресурсам (библиотекам, хранилищам, архивам, базам данных и др.), позволяет черпать знания, всего лишь при наличии подключения к сети Интернет. Всемирная паутина так же позволяет использовать и другие широко распространенные ИКТ-технологии, такие как: онлайн-уроки, тесты, олимпиады, курсы, конференции, консультации и многое другое.

    Информационно-коммуникационные технологии являются незаменимым помощником для дистанционного обучения (взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, сохраняя все необходимые компоненты учебного процесса). В онлайн режиме или с использованием электронной почты происходит обмен информацией, беспрерывного процесса обучения.

    Мощным источником получения знаний являются электронные образовательные издания. Они распространены в глобальной сети, а так же хранятся и передаются на съемных носителях. Индивидуальный подход к такому материалу дает глубокое понимание и восприятие самостоятельно изученного материала и проверке своих знаний.

    Таким образом, из всего вышесказанного, информационно-коммуникационные технологии в образовании можно классифицировать по области методического назначения на:

      Обучающие (получение знаний, навыков, обеспечение достаточного уровня усвоения материала).

      Тренажеры (проверка своих знаний, отработка навыков, практика).

      Информационно-поисковые и справочные (поиск необходимой информации).

      Демонстрационные (визуальное восприятие необходимой информации).

      Имитационные (замена моделью реального объекта, достаточно точно описывающую реальную систему).

      Лабораторные (возможность проводить эксперименты и опыты).

      Моделирующие (составление модели объекта).

      Расчетные (автоматизация расчетов, формул и др.).

      Учебно-игровые (учебный процесс представляется в виде игры).

    Задачи, которые педагог может решить с помощью ИКТ:

    - усовершенствовать организацию урока и повысить свою индивидуальность в обучении;

    Повысить интерес и продуктивность к самостоятельной подготовке учеников;

    Повысить мотивацию к обучению;

    На практике отработать все преимущества использования ИКТ;

    Повысить мотивацию к обучению и получению новых знаний;

    Активизировать учебный процесс;

    Привлекать учащегося к исследовательской деятельности;

    Обеспечить гибкость обучения.

    В заключение хотелось бы сказать, что помимо огромного количества преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, есть и некоторые недостатки, а самым главным из них является возможность использования чужих материалов, выдавая за свои, так сказать – плагиат. Заимствование готовых рефератов, решенных задач, докладов и много другого, снижает эффективность обучения. Поэтому использовать ИКТ нужно обдуманно и с пользой.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс], –

      Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

      Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании/ А.И.Яковлев// Информационное общество. – 2001. – Вып.2. – С. 32-37.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: