Три типа приема и передачи информации. Типы приема и передачи информации

Контрольная работа № ______________________________________________

По дисциплине _____________________________________________________

На тему ___________________________________________________________

Фамилия _____________ Имя ____________ Отчество _______________

Группа __________________________________ Год рождения_____________

Образование ______________________________________________________

Место работы _____________________________________________________

Занимаемая должность _____________________________________________

Домашний адрес __________________________________________________

_______________________________________________________________

Контрольная работа поступила на заочное отделение:

«____» ____________________ 2009 года № ________________

Заполняется преподавателем:

Дата рецензии: «___» ___________________ 2009 г.

Оценка _____________________________________

Фамилия преподавателя _______________________

Введение с. 3

Глава 1. Общение как средство передачи информации

Глава 2. Виды общения: вербальное и невербальное

2.1 Вербальные коммуникации

2.2. Невербальные коммуникации

Глава 2. Взаимодействие вербальных и невербальных

средств передачи информации

Заключение

Список литературы

Введение

Основной формой передачи информации для человека является общение.

Общение - одна из базовых психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности. Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь. Но не только словесное выражение мыслей способно предавать необходимую информацию. На много информативнее вербальных средств, является невербальное общение – жесты и мимика.

Таким образом, общение это сложный многогранный процесс, представленный тремя сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная и явилась предметом нашего изучения.

Целью нашей работы стало изучение проблемы соотношения вербальных и невербальных средств коммуникации в деятельности.

Реализации цели послужили следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «общение».

2.Охарактеризовать основные типы коммуникации: вербальные и невербальные.

3. Изучить вопрос соотношения вербальных и невербальных средств передачи информации.

Глава 1. Общение как средство передачи информации

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Цель общения – здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – это способы кодирования, передачи и переработки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения: организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль.

2. Психологические функции общения: функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения.

Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов:

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:

1) контактная, цель коей - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3) побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

5) функция понимания, цель коей - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

6) амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

8) функция оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:

1) прежде всего - речь;

2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;

3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);

4) система организации пространства и времени коммуникации;

5) наконец, система "контакта глазами".

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.

Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение – это также специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, которая имеет свою структуру, особенности, функции.

Глава 2. Виды общения: вербальное и невербальное

2.1. Вербальные коммуникации

Чтобы человека поняли, ему мало иметь хорошую дикцию. Он должен ясно осознавать, что собирается сказать. Кроме того, говорящий должен выбрать такие слова, чтобы мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Именно поэтому развитые вербальные способности в настоящее время, в век рыночной экономики, имеют решающее значение в успешности социально-направленной деятельности.

Под вербальными коммуникациями понимается процесс передачи и получения информации, посредством знаковой системы - человеческой речи, естественного звукового языка, системы фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Таким образом, процесс общения построен по схеме: «коммуникатор – сообщение – реципиент». Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Такая форма коммуникативного взаимодействия называется диалогом.

В общем, речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции, для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Выделяют следующие виды вербальной коммуникации: внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами). К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дак-тильная речь. Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Важным составляющим коммуникативного процесса, является умение слушать, которое, в первую очередь, оказывает влияние на верное восприятие принимаемой информации.

Естественно, что вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.

Тема 1.5 Линии и каналы связи,

Линия связи и канал связи - это не одно и то же.

Линия связи (ЛС) - это физическая среда, по которой передаются информацион­ные сигналы. В одной линии связи может быть организовано несколько каналов связи путем временного, частотного кодового и других видов разделения - тогда говорят о логических (виртуальных) каналах. Если канал полностью монополизи­рует линию связи, то он может называться физическим каналом и в этом случае совпадает с линией связи. Хотя можно, например, говорить об аналоговом или цифровом канале связи, но абсурдно говорить об аналоговой или цифровой линии связи, ибо линия - лишь физическая среда, в которой могут быть образованы ка­налы связи разного типа. Тем не менее, даже говоря о физической многоканаль­ной линии, ее часто называют каналом связи. ЛС являются обязательным звеном любой системы передачи информации.

Рисунок 1 Классификация каналов связи

Классификация каналов связи (КС) показана на рис. 1.

По физической приро­де ЛС и КС на их основе делятся на:

· механические - используются для передачи материальных носителей инфор­мации;

· акустические - передают звуковой сигнал;

· оптические - передают световой сигнал;

· электрические - передают электрический сигнал.

· Электрические и оптическиеКС могут быть:

· проводными, использующими для передачи сигналов проводниковые линии связи (электрические провода, кабели, световоды и т. д.);

· беспроводными (радиоканалы, инфракрасные каналы и т. д.), использующими для передачи сигналов электромагнитные волны, распространяющиеся по эфиру.

По форме представления передаваемой информации КС делятся на:

· аналоговые- по аналоговым каналам передается информация, представлен­ная в непрерывной форме, то есть в виде непрерывного ряда значений какой-либо физической величины;

· цифровые- по цифровым каналам передается информация, представленная в виде цифровых (дискретных, импульсных) сигналов той или иной физической природы.

· В зависимости от возможных направлений передачи информации различают:

· симплексныеКС, позволяющие передавать информацию только в одном направ­лении;

· полудуплексныеКС, обеспечивающие попеременную передачу информации в прямом и обратном направлениях;

· дуплексные КС, позволяющие вести передачу информации одновременно и в прямом, и в обратном направлениях.

Каналы связи по наличию коммутации :

· коммутируемыми;

· некоммутируемыми.

Коммутируемые каналы создаются из отдельных участков (сегментов) только на время передачи по ним информации; по окончании передачи такой канал ликви­дируется (разъединяется).


Некоммутируемые(выделенные) каналы создаются на длительное время и имеют постоянные характеристики по длине, пропускной способности, помехозащищен­ности.

По пропускной способности их можно разделить на:

· низкоскоростныеКС, скорость передачи информации в которых от 50 до 200 бит/с; это телеграфные КС, как коммутируемые (абонентский телеграф), так и некоммутируемые;

· среднескоростныеКС, например аналоговые (телефонные) КС; скорость пе­редачи в них от 300 до 9600 бит/с, а в новых стандартах V 90-V.92 Междуна­родного консультативного комитета по телеграфии и телефонии (МККТТ) и до 56 000 бит/с;

· высокоскоростные (широкополосные) КС, обеспечивающие скорость переда­чи информации выше 56 000 бит/с.

Следует особо отметить, что телефонный КС является более узкополосным, неже­ли телеграфный, но скорость передачи данных по нему выше благодаря обязатель­ному наличию модема, существенно снижающего полосу пропускания передаваемого сигнала. При простом кодировании максимально достижимая скорость передачи данных по ана­логовым каналам не превосходит 9600 бод = 9600 бит/с. Применяемые в настоя­щее время сложные протоколы кодирования передаваемых данных используют не два, а несколько значений параметра сигнала для отображения элемента данных и позволяют достичь скорости передачи данных по аналоговым телефонным ли­ниям связи 56 кбит/с = 9600 бод.

Физической средой передачи информации в низкоскоростных и среднескоростных КС обычно являются проводные линии связи - группы либо параллельных, либо скрученных («витая пара») проводов.

Для организации широкополосных КС используются различные кабели, в частно­сти:

· неэкранированные с витыми парами из медных проводов (Unshielded Twisted Pair - UTP);

· экранированные с витыми парами из медных проводов (Shielded Twisted Pair -STP);

· волоконно-оптические (Fiber Optic Cable - FOC);

· коаксиальные (Coaxial Cable - CC);

· беспроводные радиоканалы.

Витая пара - это изолированные проводники, попарно свитые между собой для уменьшения перекрестных наводок между проводниками. Такой кабель, состоя­щий обычно из небольшого количества витых пар (иногда даже двух), характери­зуется меньшим затуханием сигнала при передаче на высоких частотах и меньшей чувствительностью к электромагнитным наводкам, чем параллельная пара прово­дов.

UTP-кабели чаще других используются в системах передачи данных, в частности в вычислительных сетях. Выделяют пять категорий витых пар UTP: первая и вто­рая категории используются при низкоскоростной передаче данных; третья, четвер­тая и пятая - при скоростях передачи соответственно до 16, 25 и 155 Мбит/с (а при использовании стандарта технологии Gigabit Ethernet на витой паре, вве­денного в 1999 году, и до 1000 Мбит/с). При хороших технических характерис­тиках эти кабели сравнительно недороги, они удобны в работе, не требуют зазем­ления.

STP-кабели обладают хорошими техническими характеристиками, но имеют вы­сокую стоимость, жестки и неудобны в работе, требуют заземления экрана. Они делятся на типы: Туре 1, Туре 2, Туре 3, Туре 5, Туре 9. Из них Туре 3 определяет характеристики неэкранированного телефонного кабеля, а Туре 5 - волоконно-оптического кабеля. Наиболее популярен кабель Туре 1 стандарта IBM, состоя­щий из двух пар скрученных проводов, экранированных проводящей оплеткой, которую положено заземлять. Его характеристики примерно соответствуют харак­теристикам UTP-кабеля категории 5.

Коаксиальный кабель представляет собой медный проводник, покрытый диэлект­риком и окруженный свитой из тонких медных проводников экранирующей за­щитной оболочкой. Коаксиальные кабели для телекоммуникаций делятся на две группы:

□ толстые коаксиальные кабели;

□ тонкие коаксиальные кабели.

Толстый коаксиальный кабель имеет наружный диаметр 12,5 мм и достаточно тол­стый проводник (2,17 мм), обеспечивающий хорошие электрические и механичес­кие характеристики. Скорость передачи данных по толстому коаксиальному кабе­лю достаточно высокая (до 50 Мбит/с), но, учитывая определенное неудобство работы с ним и его значительную стоимость, рекомендовать его для использова­ния в сетях передачи данных можно далеко не всегда.

Тонкий коаксиальный ка­бель имеет наружный диаметр 5-6 мм, он дешевле и удобнее в работе, но тонкий проводник в нем (0,9 мм) обусловливает худшие электрические (передает сигнал с допустимым затуханием на меньшее расстояние) и механические характеристи­ки. Рекомендуемые скорости передачи данных по «тонкому» коаксиальному кабелю не превы­шают 10 Мбит/с.

Основу волоконно-оптического кабеля составляют «внутренние подкабели» - стек­лянные или пластиковые волокна диаметром от 5 (одномодовые ) до 100 (многомодовые ) микрон, окруженные твердым заполнителем и помещенные в защитную оболочку диаметром 125-250 мкм. В одном кабеле может содержаться от одного до нескольких сотен таких «внутренних подкабелей». Кабель, в свою очередь, окружен заполнителем и покрыт более толстой защитной оболочкой, внутри ко­торой проложен один или несколько силовых элементов, принимающих на себя обеспечение механической прочности кабеля.

Радиоканал - это беспроводный канал связи, прокладываемый через эфир. Систе­ма передачи данных (СПД) по радиоканалу включает в себя радиопередатчик и ра­диоприемник, настроенные на один и тот же радиоволновой диапазон, который определяется частотной полосой электромагнитного спектра, используемой для передачи данных. Часто такую СПД называют просто радиоканалом.

Скорости передачи данных по радиоканалу практически не ограничены.

Беспроводные каналы связи обладают плохой помехозащищенностью, но обеспе­чивают пользователю максимальную мобильность и оперативность связи. В вы­числительных сетях беспроводные каналы связи для передачи данных исполь­зуются чаще всего там, где применение традиционных кабельных технологий затруднено или просто невозможно. Но в ближайшем будущем ситуация может измениться - активно ведется разработка новой технологии беспроводной связи Bluetooth.

Bluetooth - это технология передачи данных по радиоканалам на короткие рас­стояния, позволяющая осуществлять связь беспроводных телефонов, компьюте­ров и различной периферии даже в тех случаях, когда нарушается требование пря­мой видимости.

Общеупотребительными и уже достаточно известными являются соединения элек­тронной аппаратуры между собой при помощи инфракрасного канала связи . Но эти соединения требуют прямой видимости. Например, пультом дистанционного управления телевизором невозможно воспользоваться, если между вами и теле­визором оказался хотя бы лист газетной бумаги.

Телефонные линии связи являются наиболее разветвленными и широко исполь­зуемыми. По телефонным линиям связи осуществляется передача звуковых (то­нальных) и факсимильных сообщений, они являются основой построения инфор­мационно-справочных систем, систем электронной почты и вычислительных сетей. По телефонным линиям могут быть организованы и аналоговые, и цифровые ка­налы передачи информации.

Цифровые каналы связи можно более эффективно и гибко обрабатывать и пе­редавать, чем аналоговые, стали развиваться цифровые каналы связи. Перед вводом в такой канал аналогового сигнала он оцифровывается - преоб­разуется в цифровую форму: каждые 125 мкс (частота оцифровки обычно рав­на 8 кГц) текущее значение аналогового сигнала отображается 8-разрядным двоичным кодом. Скорость передачи данных по базовому цифровому каналу, таким образом, составляет 64 кбит/с; но путем некоторых технических ухищ­рений несколько цифровых каналов можно объединять в один (мультиплекси­ровать), то есть создавать более скоростные каналы.

Вопросы для самоконтроля по разделу

1. В чем отличие информации от данных?

2. Является ли книга информацией?

3. Перечислите виды адекватности информации.

4. Перечислите основные характеристики систем передачи информации.

5. В чем суть кодирования информации?

6. перечислите основные информационные процессы.

7. Приведите примеры, демонстрирующие различные свойства информации.

8. Объясните термин «информационные технологии».

9. Что такое канал связи и линия связи? В чем их отличия?

10. Перечислите виды кабелей, используемых для передачи информации.

Раздел 2 Информационные технологии

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

В качестве сигнала можно использовать любой физический процесс изменяющийся в соответствии с переносимым сообщением. целесообразно ввести параметры передаваемого сигнала которые являются основными с точки зрения его передачи. Такими параметрами являются длительность сигнала Тс его ширина спектра Fc и динамический диапазон Dc. Длительность сигнала Тс является естественным его параметром определяющим интервал времени в пределах которого данный сигнал существует.

Лекция №1

1.Введение. Предмет и основные понятия радиоэлектроники.

2.Основные принципы передачи и приема информации.

Введение. Предмет и основные понятия радиоэлектроники.

Радиоэлектроника — собирательное название обширного комплекса обл а стей науки и техники, связанного с проблемами передачи, приема и преобр а зования информации с помощью электромагнитных колебаний радиочасто т ного диапазона. Радиоэлектроника охватывает радиотехнику, радиофизику и электронику , а также ряд новых областей, выделившихся в результате их развития и дифференциации. В основном радиоэлектроника «обязана» усп е хам развития радиотехники.

Радиотехника (от лат. radio — испускаю лучи; от греч. techne — искусство, мастерство) является основным фундаментом р а диоэлектроники, и поэтому часто под термином «радиоэлектроника» понимают радиотехнику. В техническом аспекте радиотехника связана с разр а боткой разнообразных систем, предназначенных для передачи и приема информации с помощью электромагнитных колебаний (в том числе и оптич е ских).

К числу радиотехнических систем относятся:

Системы звукового и телевизионного радиовещания;

Глобальные космические (спутниковые) системы радиосвязи, телевизионн о го вещания и радионавигации;

Системы подвижной радиосвязи с помощью наземных средств — сотовая,

профессиональная (транкинговая), пейджинговая и беспроводная связь;

Системы связи с воздушными, подвижными наземными объектами,

морскими надводными и подводными судами и другие виды радиосвязи;

Системы радиоуправления, биотелеметрии и радиотелеметрического

контроля разнообразных объектов;

Радиотехнические системы комплексов радиолокационной, противово з душной и противоракетной обороны;

Метеорологические и информационно-измерительные системы и системы различного мониторинга, в том числе космического;

Мультимедийные и прочие системы.

К радиотехнике относятся также радиоастрономия, радиография, радиовид е ние, радиоразведка и радиопротиводействие, промышленная электроника и

радиотехника, медицинская радиотехника и пр.

Радиофизика — раздел физики, в котором изучаются физические основы радиотехники. Важнейшими проблемами радиофизики являются исследов а ние возбуждения и преобразования электрических сигналов и помех, а также и з лучения и распространения электромагнитных колебаний.

Развитие радиотехники непосредственно связано с созданием элементной б а зы, в частности, с разработкой электронных приборов для систем передачи информации на расстояние с помощью электромагнитных колебаний. Дал ь нейшее развитие радиотехники непрерывно ставило задачи по созданию и внедрению новых электронных элементов и узлов, что привело к появлению самостоятельной отрасли науки — электроники.

Электроника — наука о взаимодействии заряженных частиц (электронов, ионов) с электромагнитными полями и методах создания электронных пр и боров и устройств, используемых в основном для передачи, хранения и обр а ботки информации, возникла в начале XX в. Первоначально развивалась вакуумная электроника; на ее основе были созданы электровакуумные приб о ры. электроника четко разделилась на энергетическую или силовую электр о нику (мощные выпрямители, инверторы и т. д.) и микроэлектронику. Ми к роэлектроника — раздел электроники, связанный с созданием интегральных схем — неделимых изделий, выполняющих определенные функции по пр е образованию и обработке сигналов и имеющих высокую плотность уп а ковки

электрически соединенных элементов.

Основные принципы передачи и приема информации.

В радиоэлектронике и технике связи перенос информации в пространстве осуществляется с помощью электромагнитных колебаний (волн). По опред е лению К. Шеннона: «Информация — послание, которое уменьшает неопр е деленность» Информация — нематериальное свойство материи и подчиняе т ся определенным законам. Важнейший из них закон сохранения информ а ции: «Информация сохраняет свое значение в неизменном виде, пока остается в неизменном виде носитель информации — память». Совоку п ность знаков (символов), отображающая (несущая) информацию, называется сообщением . Сообщение может быть представлено в виде текста телегра м мы, сведений, передаваемых по телефону, радио, телевидению и другим в и дам радиосвязи, совокупности электронных данных, хранящихся на магни т ных носителях — дисках, флэш-памяти (от англ. Flash — «вспышка»; пер е программируемая постоянная энергонезависимая память, допускающая мн о гократную перезапись), используемых в компьютерах. Последний вид и н формации получил название электронной . Передают сообщение с помощью материального носителя. Например, при передаче сообщения по почте нос и телем служит бумага. В радиотехнике и радиосвязи носителями являются различные сигналы. Причем для передачи информации используются спец и фические сигналы — физические процессы, значения параметров которых отражают передаваемые сообщения. В кач е стве сигнала можно использовать любой физический процесс, изменяющийся в соответствии с переносимым сообщением. Сигнал — физический процесс (или явление), несущий инфо р мацию о состоянии какого-либо объекта наблюдения. По своей физической природе радиотехнические сигналы бывают электрическими, электромагни т ными, оптическими, акустическими, магнитостатическими и др. В радиоте х нике, радиоэлектронике и системах связи в основном используют электрич е ские (в последние годы и оптические) сигналы. Физической величиной, х а рактеризующей электрический сигнал, является напряжение, несколько реже ток (иногда мощность).

Электрический сигнал u(t) представляет зависимость напряжения от врем е ни. Сигналы, отражающие информацию, могут воздействовать на преобраз о ватели и усилители сигналов. Преобразователи сигналов делятся на два кла с са. На преобразователи одного класса воздействует физический процесс о д ной природы (например, звуковой сигнал), а на выходе получается сигнал другой природы (в частности, электрический сигнал на выходе микрофона, телевизионной камеры и пр.). В преобразователях (и усилителях) другого класса осуществляется, как правило, преобразование (и усиление) электрич е ских сигналов без изменений их физической природы. Передаваемые (далее часто, полезные ) сигналы формируют путем изменения тех или иных параметров физического носителя в с о ответствии с передаваемым сообщением. Этот процесс изменения параме т ров носителя сообщений в радиотехнике и связи называют модуляцией. целесообразно ввести параметры передаваем о го сигнала, которые являются основными с точки зрения его передачи. Такими п а раметрами являются длительность сигнала Тс , его ширина спектра Fc и д и намический диапазон Dc . Длительность сигнала Тс является естественным его параметром, определяющим интервал времени, в пределах которого да н ный сигнал существует. Ширина спектра передаваемого сигнала Fc дает представление о скорости изменения этого сигнала внутри интервала его с у ществования. Спектр передаваемого сигнала в принципе может быть неогр а ниченным. Однако для любого сигнала можно указать диапазон частот, в пределах которого сосредоточена его основная (до 90 %) энергия. Этим ди а пазоном и определяется ширина спе к тра полезного сигнала.

Источник сообщений (источник информации; information source) может быть аналоговым или дискретным. Выход аналогового источника может иметь любое значение из непрерывного диапазона амплитуд, тогда как выход источника дискретной информации — значения из конечного множества амплитуд.

В обоих случаях для передачи сообщения используется несущее колебание. Несущая необходима для решения двух задач:

а) уменьшения размера антенн (h=λ/4; λ=3*10 8 / f );

б) размещения большого количества станций в эфире.

Процесс, в результате которого один или несколько параметров несущего колебания изменяется по закону передаваемого сообщения, называется модуляцией. Модулированное высокочастотное колебание относят к вторичным сигналам и называют радиосигналом.

Рис. Временные диаграммы к процессу амплитудной модуляции:

а — модулирующий сигнал; б — несущее колебание; в — АМ-сигнал

Для несущей зависимость напряжения от времени определяется выражением

где U H — амплитуда (максимальная высота синусоиды; заметим, что амплитудой сигнала называют модуль наибольшего его отклонения от нуля, следовательно, амплитуда всегда положительна) в отсутствие модуляции (амплитуда несущего колебания); <ω 0 — угловая (круговая) частота; φ 0 — начальная фаза; Ψ= ω 0 t + φ 0 — полная (текущая или мгновенная) фаза.

Круговая частота ω 0 , период колебаний Т 0 и циклическая частота f 0 = 1/T 0

связаны между собой соотношением

При амплитудной модуляции огибающая амплитудно-модулированного сигнала (АМ-сигнала) U H (t) совпадает по форме с модулирующим сигналом, поэтому выражение примет вид:

Здесь k А — безразмерный коэффициент пропорциональности, такой, что всегда U H (t) ≥ 0.

Аналоговые системы радиосвязи. Упрощенная структурная схема канала аналоговой (с непрерывными сигналами) системы радиосвязи (радиоканала) с так называемой амплитудной модуляцией (AM; от англ. — amplitude modulation, AM) несущего колебания представлена на рис.

Рис. Упрощенная структурная схема канала аналоговой системы радиосвязи

В общем случае исходное сообщение s = s(t) не является электрическим, может иметь любую физическую природу (подвижное изображение, звуковое колебание и т. п.), и поэтому его необходимо преобразовать в электрический (первичный) сигнал y(t) с помощью электрофизического преобразователя сигнала (ЭФПС), проще преобразователя сигнала, который часто совмещают с кодирующим устройством — кодером. Источником сообщения при телефонной передаче является говорящий; при телевизионной — передаваемое изображение и т. д. При передаче речи и музыки преобразователем сигнала и кодером служит микрофон; при передаче изображения — передающие телевизионные трубки, или специальные матрицы. В телеграфии при преобразовании сигнала последовательность элементов письменного сообщения (букв) с помощью телеграфного аппарата заменяется последовательностью кодовых символов (0, 1 или точка, тире), которая одновременно преобразуется в последовательность электрических импульсов постоянного тока разной длительности, полярности и т. д.

Цифровые (дискретные) системы радиосвязи (digital communication system — DCS). Это системы, в которых и передаваемый и принимаемый сигналы являются последовательностями дискретных символов. Типичным примером такой системы является телеграфия, в которой и сообщение, и сигнал являются последовательностями точек, тире и промежутков между ними. В цифровых (дискретных, импульсных) системах передачи информации энергия полезного сигнала излучается не непрерывно (как при синусоидальном переносчике — гармонической несущей), а в виде коротких импульсов. Это позволяет при той же общей энергии излучения, что и при непрерывном переносчике, увеличить пиковую (максимальную) мощность в соответствующем импульсе и тем самым повысить помехоустойчивость приема. В цифровых системах связи задачей приемника является не точное воспроизведение переданного сигнала, а определение на основе искаженного шумами сигнала, какой именно сигнал из конечного набора был послан передатчиком. В качестве переносчика первичного сигнала e(t) в цифровых системах радиосвязи используют периодическую последовательность видео- и радиоимпульсов.

Упрощенная структурная схема радиоканала цифровой системы связи

Рис. Траектории распространения волн при разных углах падения

Рис. Скачковое метровые электромагнитные колебания, распространение волн пространственными лучами

Рис. Распространение метровых волн


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60589. Диагностика зависания и неисправностей компьютера 2.75 MB
Если контакты погнуты аккуратно разогните их; проверьте правильно ли установлена видеоплата и снова включите дисплей а затем ПК; если дисплей работает нормально в течение процедуры самотестирования POST а при загрузке операционной системы Windows...
60590. Дидактические игры и упражнения на уроке математике для обучающихся с нарушениями интеллекта 78.5 KB
Включенные в урок дидактические игры удовлетворяют требованиям обучения и воспитания сближают новую познавательную деятельность обучающегося с уже привычной для него игровой облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
60591. ВИКОРИСТАННЯ СОЦІАЛЬНИХ МЕРЕЖ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНОМУ ПРОЦЕСІ В ЗАГАЛЬНО-ОСВІТНІХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАЙЛАДАХ 1.68 MB
Соціальні мережі дають можливість безпосередньо підводити вихованців до тих чи інших дій. Корисного аналізу того чи іншого питання у неформальні обстановці. Соціальні мережі в певній мірі дають можливість оцінити особисте життя вихованців. Часто розміщені фото, окремі альбоми дозволяють встановити напрямки розвитку уподобань і схильностей учнів.
60592. Особенности развития речи у детей раннего возраста 316 KB
Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий.
60593. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории 1.8 MB
О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Включаясь в процесс игры дети научаются жить в нашем символическом...
60594. Побудова діаграм і графіків в електронних таблицях MS Excel 1.39 MB
Пізнавальна мета уроку: закріпити навички роботи з ЕТ Excel; поглибити знання учнів по темі Діаграми; навчити учнів будувати різноманітні типи діаграм графіків у електронній таблиці...
60597. Освітньо-кваліфікаційна характеристика випускника професійно-технічного навчального закладу 284 KB
Повинен уміти: виконувати операції з базами даних на компютерному устаткуванні введення опрацювання накопичення систематизація та виведення інформації відповідно до затверджених процедур та інструкцій з використанням периферійного обладнання систем передавання приймання даних; готувати до роботи устаткування: магнітні диски стрічки картки папір; працювати в текстовому редакторі з введенням тексту та його редагуванням; оперувати з файлами записувати текст на дискету або переносити на папір за допомогою друкувальних пристроїв;...

Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление об элементах и этапах коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента (рис. 1.4):

  • отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее и передающее информацию;
  • сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;
  • канал – средство передачи информации;
  • получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Рис. 1.4.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Основная задача отправителя – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это сложно, так как на каждом этапе смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен .

В процессе движения информации происходит ее продвижение но следующим этапам :

  • зарождение идеи;
  • кодирование и выбор канала;
  • передача;
  • декодирование;
  • обратная связь.

Рассмотрим этапы коммуникационного процесса более подробно для того, чтобы показать, какие проблемы могут возникать в его разных точках (рис. 1.5).

1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. При этом отправитель решает, какую именно идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в провотировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса.

Очень важно правильно и тщательно сформулировать свою идею, с тем, чтобы она стала интересной и привлекательной для получателя. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова и не приобрела другой формы, в которой она послужит обмену информацией. Отправитель решил только, что именно он хочет передать.

2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен закодировать ее с помощью символов. Например, он может использовать в качестве символов слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся: передача речи, письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети и электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет неэффективен.

Следует помнить, что выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или более средства коммуникации в определенном сочетании. В связи с этим процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы для передачи информации. Тем не менее считается, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем обмен только письменной. Например, если на собрании начальников отделов, у начальника финансового отдела есть предложения по упрощению взаиморасчетов, эффективнее будет их представить письменно в виде раздаточного материала, на экране или флип-чарте в виде графиков, схем, или видеороликов, сопровождая их демонстрацию устными комментариями. При этом больше вероятность, что информация будет воспринята, во-первых, положительно, во-вторых, полностью (или в максимальном объеме), в-третьих, будут оперативно учтены пожелания и предложения заинтересованных коллег.

  • 3. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Здесь речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
  • 4. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом завершается.
  • 5. Обратная связь. Обмен информацией можно считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи через обратную евязь. Например, произвел действия, которых ждал от него отправитель.

Несмотря на внешнюю простоту коммуникационного процесса, он редко протекает без помех. Существует множество потенциальных препятствий, которые мешают эффективным коммуникациям. Факторы, нарушающие чистоту передачи сообщений, принято называть "шумом" в процессе коммуникаций.

"Шум" – это любой фактор, способный нарушить четкость передачи послания в любой момент процесса коммуникации.

Источники шума варьируются от сложности или неточности языка послания до различий в восприятии людей его получающих, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования. Например, говорят о шуме, когда сообщения плохо закодированы (написаны неясно) или плохо декодированы (не поняты), или когда каналы коммуникации не эффективны (внимание получателя отвлечено от сообщения). Помехой может служить также различие в организационном статусе между руководителем и подчиненным, что также затрудняет точную передачу информации.

Таким образом, шум но своей сути является барьером в процессе коммуникации.

Определенный шум в процессе коммуникации есть всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Если уровень шума достаточно высок, то может происходить заметная потеря смысла послания или даже полная блокировка информационного обмена.

Рис. 1.5.

Таким образом, коммуникационный процесс – это последовательность действий при общении людей. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Коммуникационный процесс имеет определенные элементы и происходит поэтапно. На каждом из этапов может возникать "шум" (помехи в коммуникациях), который способен существенно понижать их эффективность.

Как было отмечено выше, главная цель коммуникации – обмен различного рода информацией. Каждое предприятие пронизано сетью информационных каналов, которые предназначены для ее сбора, анализа и систематизации. При этом руководитель во многих случаях может выбирать и использовать наиболее удобные для него каналы общения с другими руководителями и подчиненными. Например, обсуждать проблему можно в личной беседе или по телефону; допускается передать работникам информацию, написав записку или письмо, или повесить сообщение на доску объявлений. Конкретный канал во многом определяется природой сообщения (рис. 1.6).

Коммуникативные каналы классифицируют по их пропускной способности.

Пропускная способность канала – это объем информации, который может быть передан через него за один коммуникативный эпизод.

В целом коммуникация становится более эффективной при использовании всего множества каналов как письменных, так и устных.

На емкость коммуникативных каналов влияют три фактора :

  • способность обрабатывать несколько сигналов одновременно;
  • возможность обеспечения быстрой, двусторонней обратной связи;
  • способность обеспечивать личный подход к коммуникациям.

С точки зрения этих возможностей самым лучшим средством является личное общение. Только оно гарантирует прямое воздействие, передачу множественных информационных сигналов, немедленную обратную связь и личный подход.

Общение по телефону или с помощью других электронных средств ускоряет процесс коммуникации, однако в нем отсутствует "эффект присутствия".

Персональные письменные сообщения – записки, письма, замечания – тоже могут иметь личностную направленность, но они доносят только написанные на бумаге слова и не могут обеспечить быструю обратную связь.

Безличные коммуникативные каналы – бюллетени, стандартные компьютерные отчеты – являются самыми "мелкими", их пропускная способность ограничена в наибольшей степени.

По сути, эффективность способа коммуникации зависит от того, насколько он подходит для той информации, которую нужно передать. В частности, исследования показали, что в тех случаях, когда информация носит неоднозначный характер (т.е. нуждается в разъяснениях), устные средства связи более эффективны, чем письменные. Однако письменная форма передачи сообщений более действенна, когда информация очевидна, проста и прямолинейна. Например, доведение до работников рабочих заданий, информирование их о принятых решениях или закрепление в письменной форме достигнутых ранее договоренностей.

В любом случае важен не только вопрос, какую форму коммуникации выбрать, но и как ее правильно использовать. В табл. 1.1 приведены некоторые полезные советы по использованию традиционных средств коммуникаций .

Средство коммуникации

Наилучшее применение

Правила использования

Электронная почта

Отправка ключевой информации, подтверждение регистрации

  • Придерживайтесь краткости изложения
  • Слова сохраняются навсегда, поэтому избегайте саркастических или оскорбительных замечаний

Отправка готового документа, требующего подписи, проекта для одобрения или сообщения человеку, не имеющему доступа к электронной почте

  • Предварительно позвоните и предупредите об отправке факса
  • Позвоните после отправления факса, чтобы удостовериться

в его получении

Избегайте посылать личную или конфиденциальную информацию, которую могут увидеть другие

Отправка объемного и сложного материала или благодарственных писем

  • Убедитесь в отсутствии ошибок
  • В начале документа выделите ключевые моменты
  • Избегайте длинных абзацев, выделяйте их графически
  • Будьте сосредоточены, избегайте большого количества заданий

Передача информации, несущей эмоциональную нагрузку (если личная встреча невозможна)

  • Заранее договаривайтесь о времени важных звонков
  • Выслушивайте собеседника, не перебивая
  • Проводите беседу кратко, четко выделяя важные моменты
  • Убедитесь, что обсуждение личных вопросов не может быть подслушано

Передача более деликатной и щепетильной информации

Запланируйте встречу и придите подготовленным к обсуждению вопросов

  • См.: Дафт Р. Л. Уроки лидерства.
  • См.: Дафт Р. Л. Уроки лидерства.
  • Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М., 2004. С. 441.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: