Психологическая устойчивость: как быть готовым ко всему. Психологическая устойчивость

7. Кудзоева, В. И. Сущностные характеристики педагогического профессионализма. Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод, тр. / Под ред. Н. К. Сергеева, H. М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 3), С. 93-95.

8. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996.

9. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. - М.; Дело, 1994.

10. Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический аспект): Монография - Хабаровск: Изд-во ХГПУ,

11. Писаренко, В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований. - В кн.: Пути достижения трудной цели в спорте. М., 1964.

12. Платонов, К. К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е, В. Шороховой. М, 1974.

13. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во Академия наук СССР, 1959.

14. Сиротин, О. А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1972.

15. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. - 1887. - № 1. - С. 27-33.

16. Чекалина, А. А. Гендерная психология: Учебное пособие.- М.: Ось - 89, 2006.

17. Cattell, R. В., Eber, H. W., Tatsuoka, М. М. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). - Champaign, Illinois: Institute For Personality and Ability Testing, 1970.

УДК 378.01: 371

О. Б. Дарвиш

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Изучение проблемы устойчивости в психологической науке и практике приобретает особую актуальность в связи с современными социальноэкономическими условиями, ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решении.

Изучение научной литературы свидетельствует о том, что проблеме психологической устойчивости, особенно применительно к специфическим

условиям современных социально-политических и экономических изменений, происходящих в нашем обществе, представлены явно недостаточно. Возрастает потребность в теоретическом осмыслении проблемы психологической устойчивости личности как научного феномена.

Проблема устойчивости была поставлена в 1966 г. в докладе Л. И. Божович на XVIII Психологическом конгрессе. Дальнейшее развитие психологическая устойчивость получила в исследованиях, рассматривающих различные аспекты проблемы устойчивости личности: эмоциональная устойчивость (П. Б. Зильберман, В. А. Марищук, Л. В. Митина), нравственная устойчивость (В. Э. Чудновский), устойчивость форм поведения (Л. И. Божович), устойчивость в напряженных условиях, в условиях подготовки к космическим полетам (К. М. Гуревич, А. А. Леонов, В. И. Лебедев, Г. Т. Береговая). Проблеме психологической устойчивости личностных конструктов в период взрослости посвящены работы В. П. Крупник, Е. Н. Лебедевой. Данные исследования так или иначе связаны с психологической характеристикой устойчивости личности.

Психологическая устойчивость является базовой характеристикой личности. Становление личности зависит от того, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. По мнению А. Н, Леонтьева, структура «личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий». Им выделены три основных параметра мотивационной сферы, являющихся основанием психологической устойчивости личности: связь человека с миром в пространстве и времени; степень проявления мотива; динамичность и многоаспектность мотивационной сферы. Эти основания психологической устойчивости личности во взаимосвязи дают ей понимание себя как носителя самосознания и его развития.

Исходя из их кумулятивного эффекта, А. Н. Леонтьев формулирует следующее положение: «.. .многообразные деятельности пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он вступает. Эти узлы иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «Я», иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии» . Отсюда психологическая устойчивость обеспечивается не эгоцентрической позицией «Я», а включенностью персонального «Я» в систему всеобщей взаимосвязи людей в коллективе, общине, социуме .

Психологическая устойчивость может быть понята как соразмерность стабильности и изменчивости личности. Мы согласны с точкой зрения Е. П. Крупник и Е. Н. Лебедевой, изучающих личностные конструкты в период взрослости, что сложность изучения категории психологической устойчивости личности в том, что в основном она разрабатывается в рамках

парадигмальной альтернативы «стабильность (ригидность) - изменчивость (лабильность, фдексибильность)». В логике такого подхода понятие «устойчивость» подменяется понятием «стабильность»; или же понятия рассматриваются как синонимы. Такая постановка вопроса лишает категорию психологической устойчивости своего специфического содержания и создает ложную перспективу в изучении этой фундаментальной характеристики всех психических проявлений личности .

Стабильность личности рассматривается как: сохранность ее психики; некая «константа», определяющая характер поведения индивида; стабилизирующий фактор; ригидность, проявляющаяся в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости в стиле поведения. Изменчивость, как и стабильность, может определить динамику личности, способствуя ее совершенствованию, но может и вести ее к распаду, «хаосу» способа ее существования.

Психологическая устойчивость личности рассматривается ими как «... подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой. Относительно этих задач личность формирует внутреннюю модель внешней (проблемной) ситуации, которая и определяет ее поведение» .

Результаты исследования психологической устойчивости системы личностных конструктов в период взрослости дали возможность сделать выводы о том, что основным психологическим механизмом, формирующим итоговое отношение человека к жизни, его поведение в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости от этой ситуации или свободы, является ценностно-смысловая рефлексия. В различных ситуациях возникает необходимость создания концепции жизни человека, его мировоззрения и мироощущения.

Для понимания феномена психологической устойчивости важное значение имеют теоретические концепции о психических явлениях, неосознаваемых субъективно(А. Адлер, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Э. Фром). Проблема устойчивости процессов высшей нервной деятельности изучалась отечественными физиологами и психофизиологами (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов).

В исследованиях научной школы Д. П. Узнадзе (А. С. Прангишвили, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) психологическая устойчивость рассматривается во взаимосвязи с фиксированными смысловыми установками, которые несут в себе ведущее отношение личности к действительности, что предопределяет относительную устойчивость поведения личности, поскольку в данных установках содержится модель будущего действия .

В рамках теории установки делается вывод о наличии иерархиизирован-ной многоуровневой установочной структуры, обеспечивающей психологический механизм стабилизации деятельности.

Наибольшую значимость для нашего исследования представляет классификация типов установок, предложенная А. Г. Асмоловым. Выделяя три активности человека (деятельность, действие, операция), он различает смысловую, целевую и операциональную установки. Под операциональной установкой понимается готовность субъекта к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе предвосхищения», опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, и учета условий наличной ситуации. Целевая установка-готовность к достижению осознаваемого предвидимого результата, определяющая направленность данного конкретного действия. Эта установка выполняет по отношению к действию избирательно-регулирующую функцию. От целевой установки зависит то, какие именно установки других уровней будут актуализированы в субъекте данной конкретной ситуации. Ведущей установкой является смысловая установка. Эта форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности. Смысловые установки определяют общую направленность и динамику протекания деятельности. Они могут быть как осознаваемы, так и неосознаваемы. Сдвиг смысловой установки всегда обусловлен изменением тех реальных жизненных отношений личности к действительности, которые они выражают в деятельности изменением мотивов деятельности. Содержание смысловой установки может открыться в форме «значения для меня» .

Устойчивость в исследованиях В. Э. Чудновского рассматривается как нравственная категория. Нравственную устойчивость личности он определяет как способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. При такой трактовке понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» в сущности совпадают, ибо суть личностной позиции составляет ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки.

В общепсихологическом смысле функция установки состоит в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта. В обыденной жизни (в труде, межличностных отношениях) она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной. Установки обеспечивают устойчивость личности, ее диахроническое (сохраняющееся более или менее длительное время) единство (Г. Г. Дилигенский).

Устойчивость - это результат активной жизнедеятельности, самоорганизации. В понимании устойчивости личности выделяются два взаимосвязанных момента: устойчивость личности как способность человека сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим

его личностным установкам; в этом случае устойчивость личности определяется степенью своей разрушаемости - разрушаемости ее ведущих мотивов и установок; устойчивость личности как способность человека реализовать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.

Разумеется, такое разделение несколько искусственно. Не следует забывать, что сохранение личностью своих позиций существенно обусловлено активной деятельностью субъекта по их реализации. Но такое разделение помогает выявить психологическую сущность двух разных уровней сфор-мированности личности и соответствующих им двух типов деятельности человека: а) активно-преобразующей деятельности человека относительно социальных обстоятельств; б) пассивно-приспособительной деятельности человека по отношению к этим же обстоятельствам .

Психологическая устойчивость деятельности работников образования рассматривается как синтез свойств и качеств личности, позволяющий уверенно и самостоятельно в различных эмоциональных условиях выполнять свою профессиональную деятельность. (Р. И. Хмелюк, 3. Н. Курлянд,

Н. А. Шевченко). Обладать психологической устойчивостью в профессиональной педагогической деятельности - это уметь быстро ориентироваться в измененных условиях школьной жизни, находить оптимальные решения в сложных нестандартных психолого-педагогических ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладание. Профессионально - личностная устойчивость создает реальные предпосылки для самореализации современного педагога, его творческих способностей, и профессионального самоопределения среди специалистов, работающих в системе «человек-человек» (И. А. Зимняя, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников)

Выделяются показатели психологической устойчивости: уверенность в себе как учителе; отсутствие страха перед детьми; умение владеть собой (салюрегуляция, самоконтроль); отсутствие эмоциональной напряженно-стк, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности; наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпимости); удовлетворенность деятельностью; нормальная утомляемость.

Эмоциональная устойчивость рассматривается учеными как сложное, интегративное качество личности, характеризущесся сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных компонентов психической деятельности; «.. .как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в напряженной деятельности, все эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре саморегуляции; «..способность индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности (Н. А. Аминов, С. А. Изюмова).

Осуществляя комплексное исследование эмоциональной устойчивости, Л. М. Митина рассматривает проблему эмоциональной устойчивости учителя как проблему фрустрационной толерантности - способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, в основе которой лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации, с другой. Эффективности педагогического труда способствует эмоциональная гибкость учителя, являющаяся интегральной характеристикой личности . Представленная авторами структура эмоциональной гибкости состоит из двух взаимосвязанных подструктур: эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности (жесты, мимика, речь, походка, интонация и др.), которые позволяют передать не только особенности характера педагога, но и его образ мыслей, отношение к социальным ценностям, к детям, другим людям и, конечно, владеющие им переживания. Ими выделяются основные факторы развития эмоциональной гибкости педагога, представляющие собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; парциальная эмоциональная устойчивость), позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний). Психологическим условием развития эмоциональной гибкости педагога является повышение уровня самоотношения.

Психологическая устойчивость понимается как целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. В связи с этим определением в психологии используются такие понятия, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации».

По результатам исследования (В. В. Рубцов), проведенного в Южном, Центральном, Северо-западном регионах России, выделены факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования: фактическое отсутствие «права на ошибку»; неудовлетворенность профессиональным статусом; страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости; недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег; отсутствие условий для самовыражения и самореализации; недостаток положительного стимулирования труда . В качестве основных стрессоров отмечаются «отсутствие права на ошибку», недостаток «положительного стимулирования труда». Возможные риски, присущие работникам образования, могут сняты, если они будут проявлять определенную степень устойчивости в тех или иных ситуациях. Особую актуальность приобрело исследование психологической устойчивости педагогов в современных

условиях в русле личностно-ориентированной и личностно-развивающей парадигм в образовании.

Одной из центральной проблем современной психологической науки выступает выявление соотношения классической, неклассической и постнеклассической парадигм в психологии (Б. С. Братусь, В. В. Рубцов, В. С. Степин, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин, Л. В. Юревич,): классицизм исходит из представления о простых системах, неклассицизм опирается на положение о сложных саморегулирующихся системах, компонентом которых выступает человек как субъект практической деятельности и носитель общечеловеческих ценностей. Происходит «диалог» человека с миром, инициатором которого является человек, «задавая вопросы миру» (В. С. Степин).

Приоритетным для нашего исследования является разработка представлений о науке как открытой системе (В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева,

Э. Г. Галажинский). Главнейший фактор устойчивости самоорганизующейся системы - способность к самоорганизации. Устойчивость не является результатом действия отдельных элементов системы в целом. Устойчивость-свойство целостного организма, активность самоорганизации.

Говоря о смене уровня системности профессионально-психологического мышления, В. Е. Клочко выделяет признаки нового мышления, определяя понятием «трансспективный анализ». В призме трансспективного анализа психика человека выступает в необычном ракурсе, а именно как то, что обеспечивает устойчивость человека, понимаемого в качестве открытой системы. Выход за пределы привычного понимания психики как «отражения реальности» требует серьезной перестройки всего образа мира профессионала .

Психологическая устойчивость к трудностям проявляется в различных видах социального взаимодействия личности в разных областях деятельности.

Человек противостоит возможной деструкции, перестраивая способы деятельности, в инновационной деятельности. Усложнение системной организации человека есть способ его существования как открытой системы. Целостность этой системы возможна только как результат постоянно идущего ее преобразования, усложнения.

В феномене вдруг возникшего потока «инновационно-образовательных инициатив» проявляет себя не каузальная, а системная детерминация. Не только задача построения открытого общества стимулирует идею открытого образования. Люди становятся все более способными осознавать себя, свою человеческую сущность открытой системой. Образ жизни педагога-профессионала задает параметры жизненного пространства, а оно, обладая ценностно-смысловыми координатами («разметками»), в свою очередь, обеспечивает смысловое и ценностное наполнение образа жизни, одновременно обеспечивая избирательное и системное функционирование сознания, его

Формируя у работников образования непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, мы используем аутогенную тренировку, приемы психологической саморегуляции, групповые тренинги; отработку приемов стимулирования положительных мотивов поведения, самоуправления, самоконтроля экспрессивных действий, осмысливания эмоциональных переживаний в различных обстоятельствах; самоанализ поведения.

Итак, проявлять устойчивость означает определенным образом реагировать на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения.

Проведенное нами исследование показывает, что устойчивость имеет разные уровни, проявляется с учетом индивидуальных особенностей личности и ее активной самоорганизации.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка - М.: МГУ, 1978 - 152 с.

2. Баландин, М. М, Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников. Автореф.дис....канд.психол.наук. - М.,2003.- 22 с.

3. Божович, JI. И. Избранные психологические труды. - М.: МПА, 1955. -212 с.

4. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: ТГУ, 2005. - 174 с.

5. Клочко, В. Е. Смыслы и смыслообразование в инновационной образовательной практике: трансспективный анализ // Переход к Открытому образовательному пространству. - Часть 1. Феноменология образовательных технологий: Колл, монография / Под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во Том.ун-та,

2005. - С. 437-450.

6. Краснорядцева, О. М. От диагностики ставшего к диагностике становящегося //Человек как самоорганизующаяся психологическая система.: матер, per. конф. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - с. 15-20.

7. Крупник, Е. П., Лебедева, Е. Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. -2000. - Том 21. - № 6. - с. 12-23.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. -2-е. изд. -М,¡Политиздат, 1977.

9. Митина, Л. М., Асмаковец, Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: МПСЙ: Флинта, 2001. -192 с.

10. Рубцов, В. В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Вестник практической психологии образования. -2006. - № 1 (6). ~С. 11-15.

11. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исследования. /Научно-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.:Педагогика, 1981.-208 с.

Введение

С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.

В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации.

Психологическая устойчивость личности

Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:

  • - стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность;
  • - сопротивляемость (резистентность).

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.

Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться.

Одна из сторон стойкости - приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность. Экзистенциальная определенность - это переживание удовлетворения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопределённость - отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности относят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются основными, ведущими. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, потребностями в принятии другими людьми.

Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях - также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, одной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистенциальной определенности, но не поддерживают полноту психологической устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзистенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с которыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко могут быть чем-либо компенсированы.

Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем касаться вопросов надежности деятельности. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.

В психологической устойчивости важен еще один аспект - соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Сопротивляемость. Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности).

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям.

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Кто не хочет жить счастливо, насыщенно и продуктивно? Кто не хочет бодро просыпаться по утрам, cпешить на любимую работу, а после бежать к семейному очагу, где тепло и уютно? Реализация желаний и достижение целей, ощущение осмысленности собственной жизни недостижимо без нервно психической устойчивости.

Что такое нервно психическая устойчивость?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

  1. Способность противостоять стрессам – достаточный резерв психологических сил, адекватная оценка ситуации, чередование отдыха и активности.
    2. Реалистичный взгляд на мир и собственные возможности, соответствие ожиданий действительности
    3. Уверенность в своих силах, в своих талантах и способностях
    4. Адекватность поведения возникшей ситуаций – социальная активность, склонность к эмпатии, грамотный анализ ситуации.
    5. Готовность спокойно решать проблему.
    6. Оптимистичность.
    7. Целеустремленность в преодолении препятствий, понимание важности терпения и упорства в достижении успеха.
    8. Преобладание радости и удовлетворенности над иными эмоциями.
    9. Уравновешенность и стабильность, отсутствие нервного истощения, неврозов и психических срывов.Устойчивость психики – это особенность развитого, личностно зрелого человека. Да, в его жизни тоже случаются трудности и проблемы, но он не опускает руки, он знает, что ему по силу преодолеть любые препятствия. Такой человек симпатичен окружающим, его поведение в хорошем смысле предсказуемо.

Он твердо стоит на ногах, он живет насыщенно и интересно, его не одолевают неврозы. Как достигается такое состояние? Тренировкой психики, как ни странно! Многие родители считают, что ребёнка следует всячески ограждать от стресса, чтоб он не вырос нервным и замученным взрослым. Как же они ошибаются! Ребёнка не надо ограждать от проблем, его надо учить справляться с ними. А также – учить этому самого себя, в любом возрасте. Ведь учиться никогда не поздно!

Как выработать психологический иммунитет

Здоровая психика достигается путём разумной рефлексии, постановкой и достижением целей, оптимистичному взгляду на мир, и, конечно, вниманием к своему здоровью – психическому и физическому. Высокооплачиваемая работа не стоит того, чтобы терять своё здоровье, ведь все деньги будут уходить на врачей. В течении дня следует уделять время медитации или молитве – в зависимости от ваших убеждений. Полезно анализировать, какие эмоции вызывают у вас те или иные ситуации и люди, и что сделать, чтобы стать успешнее и счастливее, чтобы жить со спокойной совестью и в гармонии с окружающими людьми.

Устойчивость организма к стрессам и неблагоприятному воздействию среды формируется ещё в раннем детстве. Ребенок, который получил позитивный опыт контакта с миром, который был уверен в любви родителей к нему, который рос а спокойной и приятной атмосфере дружбы и доверия, легче справиться с проблемами, которые готовит ему взрослый мир. Но не следует отчаиваться, если ваше детство было далеко от идеала. Психическую устойчивость можно сформировать самостоятельно, если стремиться не столько к внешним атрибутам успеха, сколько к внутренним. Хорошо быть богатым и успешным специалистом, но, если при этом вы неуравновешенный, тревожный человек, то все свои приобретённые дары можно легко растерять. Позаботьтесь о собственном душевном здоровье, формируйте личностные опоры, стремитесь к внутренней устойчивости.

Здесь уместно вспомнить о таком понятии, как психологический иммунитет – способность организма бороться против стресса, противостоять агрессивному влиянию среды, избегать срывов и неврозов, психических проблем.

Для формирования психологического иммунитета вам понадобиться:

  1. Трезвый взгляд на мир – завышенные ожидания нередко приводят к разочарованиям и следующей за ними фрустрацией.
    2. Скромность и адекватность в самовосприятии.
    3. Готовность распрощаться с иллюзиями, отринуть неправильные установки, которые мешают достичь успеха.
    4. Опора не на других, а на себя, вера в собственные силы, готовность самому отвечать за свою жизнь, отсутствие претензий к окружающим за то, что они недодали что-то, не оправдали возложенных на них надежд.
    5. Терпение в достижении цели, упорство и стойкость в преодолении трудностей, четкое понимание, что редко нечто хорошее даётся просто так, без вложенных усилий.
    6. Работа над ошибками, способность признать их и исправить, если это возможно.
    7. Готовность менять своё поведение, быть гибким, обладать определенной пластичностью, позволяющей адаптироваться к изменившейся ситуации.
    8. Самоактуализация – способность развиваться.
    9. Рефлексия – понимание себя.

На пути к успешному будущему нас нередко подстерегают трудности. Если вы задались вопросом, как избежать депрессии, помните — все в ваших руках! К депрессии могут приводить также эндогенные факторы, определённая предрасположенность. Но чаще всего в пучину апатии нас повергают игнорирование своего физического и психологического состояния, неправильно выбранные цели, переоценка своих сил и возможностей, завышенные ожидания и требования к людям, неспособность достичь своего.

Когда следует насторожиться?

  1. Проблемы со сном.
  2. Угнетенное настроение.
  3. Тревога.
  4. Заторможенность.
  5. Неспособность решать элементарные проблемы.
  6. Пессимизм во взглядах.
  7. Болезненная зацикленность на чём-то, невозможность переключиться на другое.
  8. Трудности сексуального характера.
  9. Ухудшение взаимоотношений с близкими.
  10. Нарушение аппетита.

Профилактика депрессии – лучше, чем её преодоление. Как не допустить фрустрации? Помните высказывание восточных мудрецов: важен не результат, важен путь. И цели лучше выбирать не такие, которые зависят от внешних факторов, а те, которые целиком и полностью в ваших руках. Вы не можете повлиять на погоду, но дождь – жизненные невзгоды – не обязательно застанет вас врасплох. Ведь вы можете захватить с собой зонтик – оптимизм, мудрость, смелость и находчивость.

Как не скатиться в депрессию?

  1. Режим сна. Спите не меньше восьми часов в сутки, ложитесь вовремя, не позже десяти и старайтесь вставать пораньше. Если есть возможность, вздремнуть днём (при наличии усталости). Регулярное недосыпание может привести к психическим проблемам и физическим болезням.
  2. Грамотное питание, диета, учитывающая особенности Вашего организма, белки, жиры и углеводы в вашем рационе – в нужной пропорции. Все это поддержит вас в хорошей физической форме.
  3. Режим дня также важен. Ваше тело и психика привыкают к определенному ритму и любые его нарушения могут выбить вас из колеи. Старайтесь вставать с постели, питаться, отдыхать и работать в определённое время.
  4. Здоровый образ жизни. Отсутствие вредных привычек не только может продлить жизнь, но и убережет от стрессов вашу психику. Злоупотребление алкоголем, курение, тем более тяжелые наркотические вещества губительны для организма. А в слабом истощенном теле трудно сохранить здоровый дух. Как отказаться от вредных привычек? Есть хороший способ – бросить курить, к примеру, не навсегда. А всего на день! И так каждый день. Этот хитрый способ советуют психотерапевты, понимая его эффективность.
  5. Гармоничные отношения с близкими людьми – залог спокойствия. Но выстроить их не так-то просто. Мы иногда расстаемся с любимыми, мы теряем родных. Но нередко обычные мелкие ссоры между домочадцами уже могут доставить много проблем. Когда маленькие неурядицы накапливаются и достигают критической массы, человек может сорваться. Психика не выдерживает постоянного напряжения. Как этого избежать? Следует учиться искать компромисс, быть адекватным в отношениях, сохранять самоуважение и уважение к партнёру.
  6. Движение – жизнь. Правильная активность наполнит вас энергией и убережет организм от апатии, болезней. Старайтесь разнообразить свой досуг и включить туда обязательные пешие прогулки на природе. Можно заняться танцами и плаванием, или просто предпочитать поездке на машине быструю ходьбу. Вскоре тело само будет требовать тренировок, а психика получит необходимые минуты отдыха. Ведь сложно зацикливаться на проблемах, когда бежишь по парку, слушая музыку, или купаешься в озере, когда играешь с друзьями в теннис или устраиваешь велогонки.
  7. Стресс бывает негативным и позитивным, способствующим вашему развитию. Побольше позитивного стресса – новых впечатлений, увлечений и приключений. И поменьше изнуряющих тело и душу тревог.
  8. Отдых трудно переоценить. Восстанавливайте силы, не живите на износ. Отдыхать можно не только физически, но и психически.
  9. Почаще выбирайтесь на природу. Свежий воздух, красивый пейзаж и тишина успокоят ваш ум. Ведь жители больших городов сильно устают от шума и суеты мегаполиса. Горожан подстерегает нервное истощение. К счастью, прогулка в парке – доступное удовольствие даже для обитателей столицы.

Эти правила просто, но их иногда трудно выполнить. Проблемы и невзгоды так осаждают нашу психику и тело, что организм перестает справляться. У человека начинается бессонница, невроз, апатия, возрастает тревожность.

Причины психических расстройств кроются в следующих факторах:
  1. Психологических факторах. Сюда можно отнести воспитание в семье, те установки и принципы, которые были сформированы у подрастающего человека. Также сюда относится поведение индивидуума, тот выбор, который он делает в жизни, его неумение решать конфликтные ситуации, его неуравновешенность, неспособность к развитию. Но это не приговор! Все навыки и умения можно развить, достигнув психического здоровья.
  2. Биологических факторах – предрасположенность, генетические особенности оказывают своё влияние на возникновение депрессии, неврозов, различных расстройств.
  3. Социальных факторах. Одиночество, потеря работы, отсутствие материальных средств, утрата близкого человека – все это расшатывает психику и приводит к ухудшению душевого состоянию.
    4. Надо понимать, что все эти факторы и их влияние на возникновение психических проблем до конца не изучены.

На первые факторы мы способны влиять сами. Адекватность в восприятии себя и реальности – вот то подспорье, которое не даст всем нам заблудиться на жизненном пути. Внимание к своему психическому и физическому здоровью жизненно необходимо. Не отказывайтесь от своевременного посещения психолога. Уделяйте время отдыху. Правильная постановка целей с учётом своих потребностей и гармоничные отношения с окружающими – особенности разумного человека, который имеет все шансы сохранить своё психическое здоровье. А здоровье легче потерять, чем восстановить.

Профилактика психических расстройств заключается в том, чтобы гармонично развивать все сферы жизни, чтобы учитывать свои потребности и потребности других людей, чтобы не стесняться при случае обратиться за помощью к профессиональному психологу. Режим питания, сна и отдыха, стремление к гармонии, активность и ответственность помогут вам избежать многих неприятностей. Психика человека пластична, и многие проблемы можно преодолеть при желании, упорстве и терпении, и, конечно, грамотном подходе.

Каковы жизненные ориентиры и качества развитого и зрелого человека:

  1. Готовность брать на себя ответственность, а часто – и за окружающих.
  2. Внимание к близким, друзьям и их потребностям.
  3. Внимание к своему здоровью – соблюдение режима отдыха и активности, правильное питание, оптимальные физические нагрузки, стремление к спокойствию и гармонии, устойчивость к стрессам.
  4. Правильная постановка целей и способности к их достижению – готовность учиться, развиваться, добиваться своего, быть деятельным и активным в социуме.
  5. Склонность к развитию – любая остановка на этом пути губительна. Здравомыслящий человек всегда стремится к более полному раскрытию своих задатков, к более насыщенной жизни.
  6. В случае неудачи такой человек не сдаётся, он анализирует свои ошибки, выбирает правильное направление и следует ему.

Верьте, что ваше психическое здоровье – в ваших руках. Социально адекватный человек, который развивается на работе, имеет хорошие отношения с людьми, строит свою жизнь осознанно, обладает большими шансами сохранить здоровую психику. Однако не ориентируйтесь слишком на нормы и правила.

Как остроумно заметил Зигмунд Фрейд: «Здоровый человек отличается от невротика только тем, что имеет социально полезную форму невроза.»

Пожалуй, самое верное решение – искать свой индивидуальный путь. И верить в свои силы.

Понятие «психологическая устойчивость». Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, проч-ный, крепкий». В «Cловаре синонимов русского языка» дается два си-нонима этого слова: «стабильность, равновесие» .

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, со-стояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость) [Англо-русский словарь по психологии, 1998].

В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характери-стика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» - это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» - это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот термин используется как своего рода неформальный психиатрический диагноз.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях лично-сти), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных из-менений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмо-циональная» (стабильность). В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» - синоним слова «стабиль-ность».

Аспекты психологической устойчивости. Психологическая устойчи-вость является сложным и емким качеством личности. В нем объеди-нен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых яв-лений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:

стойкость, стабильность;

уравновешенность, соразмерность;

сопротивляемость (резистентность).

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудно-стям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточ-но высокий) уровень настроения. Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значе-нию события (величине положительных или отрицательных последст-вий, к которым он может привести). Сопротивляемость - это способ-ность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться.

Одна из сторон стойкости - приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определен-ность. Экзистенциальная определенность - это переживание удовле-творения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопреде-ленность - отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализа-ции, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности относят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются основными, ведущими. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, потребностями в принятии другими людьми.

Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень на-строения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощен-ности в ценностях, целях и стремлениях - также важная составляю-щая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, одной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистенциальной определенности, но не поддерживают полноту психологической устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзистенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с которыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко могут быть чем-либо компенсированы.

Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности. У Л. Н. Толстого есть такие слова:

Нам кажется, что настоящая работа - это работа над чем-нибудь внешним - производить, собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой - это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа - пустяки (Дневник. 1899, 28 июня).

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабиль-ность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем касаться вопросов надежности деятельности. Они достаточно глубоко исследо-ваны и описаны Г. С. Никифоровым . Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работ-ника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации…) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рассмат-ривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов дея-тельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При та-ком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте посто-янства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Дина-мичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.

В психологической устойчивости важен еще один аспект - соразмер-ность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастениче-ских, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и про-явления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Сопротивляемость. Сопротивляемость - это способность к сопро-тивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важ-нейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личност-ная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности).

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодейст-вие, включенность во множество социальных связей, открытость воз-действию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Го-воря другими словами, в психологическую устойчивость входит спо-собность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необ-ходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям (Петровский, 1975).

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество лич-ности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравно-вешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противосто-ять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоя-тельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испыта-ниях.

Философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям может быть предметом обстоятельного обсуждения, но вряд ли оно здесь уместно. Сошлемся на авторитет Г. Оллпорта, заявлявшего:

…Я убежден в том, что психическое здоровье заключает в себе пара-доксальную связь серьезности жизненной ориентации и юмора. Мно-гие запутанные обстоятельства жизни совершенно безнадежны, и у нас нет против них никакого оружия, кроме смеха. Рискну заявить, что человека нельзя считать психически здоровым, если он не способен посмеяться над самим собой, отмечая, где он просчитался, где его претензии были слишком раздуты или неправомерны. Он должен замечать, где он обманывался, где был слишком самоуверен, недальновиден, и, прежде всего, где был тщеславен. Лучшее лекарство от тщеславия, как говорил Бергсон, это смех, и вообще, тщеславие - смехотворная слабость [Оллпорт, 1998, с. 111].

Далее в этой главе будут рассмотрены опоры (основания) психологи-ческой устойчивости личности. К ним мы относим доминанты веры и активности личности. Говоря о доминантах, мы имеем в виду доми-нанты сознания и активности личности. Направленность сознания на ту или иную сторону жизни в значительной степени определяет его содержание, делает доминантными одни мысли, образы и переживания и устраняет или уводит в тень другие. Основными доминантами в аспекте психологической устойчивости личности является вера и один или несколько видов активности (познавательной, деятельностной, коммуникативной).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: