Написание приложений для android с чего начать. На чём пишут приложения под Android

Операционная система Android с каждым годом становится не только годной ОС для обычных пользователей, но и мощной платформой для разработчиков. Что ж поделать: Google всегда идёт навстречу девелоперам, предоставляя широкие возможности и мощный инструментарий, приправленный информативной документацией.
К тому же не стоит выпускать из внимания тот факт, что «зелёный робот» является лидером по популярности среди мобильных операционных систем. Это говорит о том, что, программируя под Android, вы будете иметь широкую аудиторию, которая впоследствии может принести прибыль. В общем, Android - своеобразный «оазис» для разработчиков. Поэтому мы подготовили для вас специальную подборку языков программирования, а также сред разработки для этой ОС.
Внимание, небольшое наставление новичкам
: программирование на Android может поначалу показаться сложным или слишком монотонным. Совет: предварительно рассмотрите ссылки на полезные документации прежде чем браться за дело, и тогда программирование на Android не станет для вас проблемой.

Java - основное средство для Android-разработчика

Среды разработки : Android Studio (IntelliJ IDEA) , Eclipse + плагин ADT
Подойдёт для широкого спектра задач
Java - основной язык для программистов под Android, обязательный маст-хев для новичков. Основной исходный код Android написан именно на этом языке, так что легко понять, почему большинство выбирают именно этот язык. Приложения, написанные на Java, запускаются в Android с помощью виртуальной машины ART (или Dalvik в Jelly Bean и более ранних версиях Android) - аналога виртуальной машины Java, из-за которой у Google присутствуют серьёзные судебные тяжбы с Oracle.

Google на данный момент официально поддерживает достаточно мощную среду разработки Android Studio, которая собрана на основе Intellij IDEA от JetBrains. Также не стоит забывать про очень подробную документацию от Google, в которой разбирается всё: от match_parent и wrap_content до конструкторов, констант и основных методов класса JavaHttpConnection - обязательно стоит почитать.

Кроме того, не стоит забывать о Eclipse - очень популярной среде для Java-программистов. С официальным плагином ADT от Google этот тулкит станет мощным и легковесным оружием в ваших руках. Но ребята из Маунтин-Вью ещё с лета прошлого года перестали поддерживать Eclipse, уступив место свежей Android Studio. Рекомендуется использовать на слабых ПК.

Необходимая документация:

С++ - мощный инструмент в руках мастера

Основные среды разработки : Android Studio (версия 1.3 и выше), Visual Studio 2015 , QtCreator
Подойдёт для игровых движков и ресурсоёмких приложений.
С++ - немолодой, но очень мощный язык программирования, отметивший в прошлом году своё тридцатилетие. Был изобретён в 1985 году благодаря стараниям товарища Бьёрна Страуструпа и до сих пор занимает верхние позиции самых популярных языков программирования. «Плюсы» предоставляют вам полную свободу действия, ограничивая вас лишь рамками разумного.


За всё существование Android было создано немало фреймворков и средств разработки для C++. Особенно хочется выделить широко известный Qt и IDE QtCreator, позволяющие разрабатывать кроссплатформенные приложения для Windows, Windows Phone, Windows RT, iOS, SailfishOS и Android (когда-то в этот список входил ещё и Symbian). Кроме того, вы получаете удобную библиотеку контейнеров, алгоритмов и шаблонов Tulip, впитавшую в себя всё лучшее из Java и Android. Ну и, наконец, вы получаете множество различных QT-модулей для высоко- и низкоуровневой работы с системой. Ваш покорный слуга кодит именно в связке C++ и Qt.

В прошлом году на конференции Windows: The Next Champter было уделено широкое внимание достаточно популярной среде разработки Visual Studio 2015. Одним из главных нововведений стала поддержка разработки приложений как под Windows Phone, так и под Android - Microsoft пыталась хоть как-то увеличить количество приложений для своей ОС.

Нельзя также не упомянуть о том, что официальный Android Studio стал поддерживать NDK. С помощью NDK вы сможете использовать при работе с Android графику OpenGL. Если вам нужна быстрота и эффективность - выбирайте NDK! Этот способ разработки отлично подойдёт для игровых движков, требующих большой производительности.

Android разработка на C или C++ может показаться более простой чем на Java, но, несмотря на то, что язык предлагает вам полную свободу производимых действий и не ограничивает вас в ваших шагах, он имеет некоторые специфические особенности, на изучение которых уйдёт немало времени - недаром C++ сравнивают с нунчаками (превосходным оружием, которое, к сожалению требует огромного мастерства). Тем не менее разработка приложений под Android на C и C++ может оказаться занятным делом.

Необходимая документация:

Другие языки

Теперь самое время рассказать о других менее популярных, но тоже интересных языках и фреймворках для них. Однако по многим причинам вы не сможете добиться такого успеха как с Java и C++.

Corona (LUA Script)


Подойдёт для создания игр и простых приложений
Если вам по каким-то причинам не хочется изучать Java или разбираться в построении интерфейса через XML, то вы можете выбрать для себя данное IDE. Corona - это достаточно легковесная среда разработки, код в которой необходимо писать на достаточно лёгком LUA (любители Pascal оценят по достоинству).

Данный тулкит поможет вам при написании простых 2D-игр, для коих здесь присутствуют библиотеки для 2D=объектов, звуков, сети и игрового движка. Созданные игры работают с OpenGL, что означает высокую эффективность. Отлично подходит для новичков, возможно, именно на нём вы сможете создать своё первое мобильное приложение на Android!


Необходимая документация:

Adobe PhoneGap (HTML5, JavaScript, CSS)


Подойдёт для создания нересурсоёмких приложений
Если вы уже знакомы с HTML, CSS и JavaScript, в качестве альтернативы вы можете попробовать PhoneGap. Это IDE позволит собирать полноценные приложения, разработанные на вышеупомянутых языках программирования и разметки.

На самом деле готовые приложения из PhoneGap представляют из себя простейшие WebView, оживлённые при помощи JavaScript. При помощи разнообразных API вы сможете использовать различный функционал устройства прямо как на нативных приложениях. Что интересно - приложения компилируются на сервере и затем уже доступны для использования на iOS, Android, Windows Phone, Web OS и BlackBerry OS. С такой широкой кроссплатформенностью разработка приложений может значительно ускориться.


Необходимая документация:

Fuse (JavaScript и UX)


Подойдёт для создания как простых, так и сложных приложений
Когда люди говорят о средствах разработки под Android, они часто вспоминают Fuse. Этот инструмент - один из удобнейших в своём роде, и он может представить перед разработчиком широкий спектр возможностей и преимуществ.

Основная логика Fuse-приложений строится на JavaScript - простом и понятном языке с низким порогом вхождения. Интерфейсный же фундамент представляет UX-разметка - интуитивно понятная каждому. Ну а «плюшки» среды позволят вам применять изменения прямо во время работы приложения на вашем устройстве или эмуляторе - прямо как в Android Studio 2.0 и выше. С помощью Fuse разработка приложений для Android может оказаться несложной и приятной.

Необходимая документация:

Слова «под занавес»

Конечно мы вам показали далеко не все существующие на данный момент инструменты разработки. Этой статьёй мы вам хотели объяснить, что стать Android-разработчиком не так уж и сложно, хотя это зачастую требует стараний и упорства. Мир разработки под мобильные платформы открыт для вас, но помните: первый шаг всегда за вами.

Возраст ОС Android приближается к десятилетнему юбилею. Хотя с момента первого релиза этой операционной системы прошло уже столько времени, это вовсе не означает, что поезд ушёл, а учиться разработке Android-приложений уже поздно. На самом деле, именно сейчас самое время научиться: ещё никогда не существовало так много эффективных способов создания потрясающих приложений для Android.

А ещё все новые Хромбуки отныне и навсегда обзавелись поддержкой Android-приложений: их можно скачивать, устанавливать и запускать, как в родной среде. Рынок Android-программ лишь растёт. Не следует думать, что время ушло – ещё совсем не поздно начать. Всё, что нужно для старта: приготовиться, сделать глубокий вдох, подобрать подходящий язык программирования – и начать свое путешествие.

Но какой язык программирования будет лучшим именно для вас? Выбор подходящего инструмента разработки – первая задача, с которой никто не справится лучше вас. Многое зависит от опыта в программировании (либо от отсутствия опыта в конкретных средах разработки), от личного комфорта при использовании того или иного языка. К счастью, выбор приличный. В данной статье рассмотрена подборка лучших языков программирования для Android.

Когда дело касается приложений для Android, язык Java никак не может стать неверным выбором. Помимо того, что это официальный язык программирования данной ОС, он ещё и второй по распространённости на ресурсе GitHub, и столь популярен он уже более 20 лет. Это значит, что инструкций и учебников по Java существует великое множество, да и беспокоиться об устаревании этого языка в ближайшем будущем совершенно не следует.

Так как язык Java широко распространился по десяткам отраслей программирования, мы рекомендуем начать его изучение с книг, посвящённых Java в контексте экосистемы Android. Разумеется, Java один и тот же во всех средах, но отдельные парадигмы и выражения помогут пытливому уму быстрее вникнуть в суть разработки Android-приложений. Именно такую задачу и ставят перед собой большинство книг на эту тему.

Стоит отметить, что из-за почтенного возраста Java ему не хватает некоторых характерных особенностей, присущих более молодым языкам. Новичкам это не столь важно, однако для более опытных программистов, переходящих на этот язык, скажем, со Swift, Java может поначалу вызывать приступы клаустрофобии.

Язык программирования Kotlin был создан специально для работы на виртуальных машинах Java. Это означает, что приложения Kotlin компилируются в код Java, что позволяет им запускаться на любых машинах с поддержкой Java-среды. А так как поддержкой Java обладает большинство машин, то использование Kotlin – сравнительно простой способ разработки кросс-платформенного ПО.

Использование Kotlin – это применение в программном продукте всех лучших сторон Java, без его недостатков. Синтаксис и другие особенности программирования на Kotlin современны, понятны, быстры. Это действительно удобная среда для разработки. Там, где Java кажется громоздким, неуклюжим и староватым языком, Kotlin выглядит комфортно, свежо и даже красиво. В какой-то степени можно считать, что Kotlin был специально создан для разработки приложений Android.

Обратная сторона медали? Kotlin – очень молодой язык. Его первые версии были выпущены в 2011 году, а официальный релиз состоялся лишь в 2016. Есть и хорошие новости: Kotlin – бесплатный и с открытым исходным кодом. Стоит ожидать, что он будет развиваться семимильными шагами. Но в любом случае должно пройти несколько лет, прежде чем этот язык зарекомендует себя по-настоящему надёжным выбором.

C# — невероятный язык программирования! Он взял от Java всё самое лучшее, оставив за бортом худшие особенности этого языка. И развивался он в том же правильном русле. Похоже, что в Microsoft некогда разглядели потенциал Java и решили разработать собственную, лучшую версию.

Долгое время серьёзным недостатком использования C# было то, что он работал лишь в системах Windows: этот язык основывается на.NET Framework. Но в 2014 году это обстоятельство изменилось: Microsoft открыла исходные коды.NET Framework. Более того, в 2016 году корпорация приобрела компанию Xamarin – разработчика Mono (проект, позволяющий программам C# работать на различных платформах).

Итогом этих славных дел стало то, что сегодня можно использовать среды Xamarin.Android и Xamarin.iOS для создания мобильных приложений в Visual Studio или Xamarin Studio. Отличный способ для начала разработки, ведь в дальнейшем можно будет использовать средства этого языка в других областях – скажем, создание сложных игр при помощи Unity и C#. Наглядные примеры приложений, созданных в Xamarin? MarketWatch – ни больше, ни меньше.

Наконец, отметим, что ещё недавно за работу в Xamarin требовалась плата. Но Microsoft сделала эту среду бесплатной!

Хотя Android не обладает нативной поддержкой Python, существуют инструменты, позволяющие писать приложения на Python, а затем конвертировать их в «родные» для Android приложения APK. Великолепный пример жизнеспособности Python в качестве действительно эффективного языка. Почитатели языка Python, желающие попробовать себя в разработке Android-приложений, обязательно оценят эту возможность – не вникая при этом в дебри Java.

Среди наиболее популярных решений для конвертации кода Python в APK – проект Kivy. И дело даже не в его природе open source, и не только в поддержке Windows, Mac, Linux и iOS вдобавок к Android. Kivy спроектирован таким образом, чтобы действительно ускоряет разработку приложений. Во всяком случае, можно использовать его в качестве инструмента для прототипирования. Сколько всего можно сделать при помощи лишь нескольких строк кода!

Впрочем, в отсутствии у Python нативной поддержки, не получится воспользоваться и преимуществами родной для Android среды. Приложения, написанные с Kivy, как правило, компилируются в более объёмные APK, медленный старт и, в целом, производительность ниже среднего. Однако каждый вновь выпущенный релиз по-настоящему лучше предыдущего, а мобильные устройства сегодняшнего дня настолько мощны, что неоптимальная производительность приложений значит не столь уж много. Пусть этот фактор не будет препятствием.

Пара примеров приложений на Android, написанных в Kivy: Kognitivo и Barly.

  1. HTML5 + CSS + JavaScript

Эта тройка языков, когда-то созданных для разработки фронт-энд приложений в веб-среде, с тех пор переросла в нечто большее. Теперь инструментов HTML5, CSS и JavaScript вполне достаточно для создания самых разных приложений и для мобильных устройств, и для классических ПК. По сути, программист создаёт веб-приложение, способное использовать всю мощь и магию оффлайн-платформ.

Для создания Android-приложений этим способом можно использовать возможности Adobe Cordova – это фреймворк с открытым исходным кодом, который также поддерживает операционные системы iOS, Windows 10 Mobile, Blackberry, Firefox, и многие другие. Однако, какой бы полезной ни была Cordova, для создания в ней сколь-нибудь приличного приложения требуется серьёзная работа. Поэтому многие программисты отдают предпочтение проекту Ionic Framework (который использует «Кордову» для развертывания на различных платформах).

Примеры приложений для Android, написанные на HTML5, JavaScript и CSS: Untappd и TripCase.

Есть и другая возможность: использование библиотеки React Native. Её можно развернуть на Android, iOS и платформе «Универсальных приложений Windows». Эту библиотеку используют специалисты Facebook, Instagram и других крупных компаний, поэтому можно положиться на её надёжность. Обучение не самое простое, но когда оно подойдёт к финалу, в ваших руках будет вся мощь, гибкость и удобство, которые только можно пожелать.

Lua – старый скриптовый язык, который изначально создавался в качестве дополнения для программ, написанных на более сложных языках: C, VB.NET и т.д. В этом языке есть некоторые особенности, которые выделяют Lua из ряда подобных ему – к примеру, начало массивов с 1 вместо 0, или отсутствие нативных классов.

Таким образом, для определённых задач Lua можно использовать в качестве основного языка программирования. Лучший тому пример – SDK Corona. При помощи Corona можно создавать мощные, богатые по функциональности приложения с возможностью развёртывания на Windows, Mac, Android, iOS, и даже Apple TV + Android TV. В Corona также встроены возможности для монетизации, плюс – это приличный по объёмам рынок, где можно отыскать полезные в работе плагины.

Чаще всего Corona используют для создания игр (среди примеров – Fun Run 2 и HoPiko), однако есть и образцы утилит, а также бизнес-приложений (My Days и Quebec Tourism).

  1. C/C++

Для создания приложений Android, Google официально предоставляет две среды разработки:

  • SDK (использует Java);
  • и NDK (использует нативные языки, наподобие C и C++).

Отметим, что для создания приложения целиком, использовать C, C++ и «голый» Java не получится. Вместо этого NDK позволяет создавать библиотеки, к функциям которых могут обращаться части Java-кода из приложения.

Как правило, нет необходимости использовать NDK. Эту среду не стоит использовать в качестве основной хотя бы потому, что придётся больше заниматься кодингом на C/C++, а не на Java. Существование NDK оправдано в тех задачах, когда требуется выжать как можно больше производительности при выполнении сложных вычислительных задач. Также NDK позволяет внедрять в приложение библиотеки C и C++.

Но в других случаях стоит придерживаться Java везде, где возможно. Разработка Android-приложений на C/C++ в разы сложнее, чем на Java. И чаще всего выигрыш в производительности слишком незначителен.

Какими приложениями вы хотели бы заняться?

Мессенджеры, игры, калькуляторы, блокноты, проигрыватели. Возможности безграничны! Во многом они безграничны благодаря перечисленным выше языкам программирования и фреймворкам. Не нужно изучать их всех подряд – лишь те, которые пригодятся именно в решении вашей задачи. Если в будущем потребуется расширить собственные знания, то можно заняться самообразованием, когда настанет время.

Напоследок рекомендуем почитать блоги, посвящённые разработке мобильных приложений. Они позволят определиться с ингредиентами, нужными для приготовления успешного мобильного приложения и помогут преодолеть множество затруднений, которые неизбежно возникают на пути всех программистов.

Операционная система Android от Google идеально подходит для разработчиков, которые хотят создавать приложения для мобильных телефонов без того, чтобы каждый раз проходить сложные процессы одобрения, присутствующие в Apple.

Это руководство направлено на то, чтобы рассказать вам о необходимом ПО и инструментах, которые помогут вам без труда заняться разработкой собственного приложения.

Не столько важно то, насколько хорошо вы подкованы в программировании, так как если вы сумеете овладеть набором разработки ПО для Android (SDK), то ваши приложения будут получаться просто превосходными. Итак, ознакомьтесь с представленными ниже материалами, чтобы влиться в процесс.

Java Development Kit

Первое, что вам понадобится, чтобы начать разработку java-приложений (основа Android-приложений), это Java Development Kit (JDK) от Oracle, который можно скачать по следующей ссылке.

Вероятно, вы в какой-то форме уже скачивали и устанавливали Java Runtime Environment (JRE), необходимую для запуская апплетов на вашем компьютере. Вам нужно удалить версию JRE, которая на данный момент установлена на вашем компьютере в случае, если она конфликтует с версией JDK, которую вы скачиваете. К счастью, вышеприведенная версия включает в себя последнюю и лучшую версию JRE, которая точно будет совместима с JDK, что исключает необходимость переустанавливать её.

Скачайте и запустите установщик, убедитесь, что ‘Development Tools’, ‘Source Code’ и ‘Public JRE’ включены в установку в окне ручной установки (можно увидеть ниже). Нажмите ‘Next’, прочтите условия лицензионного соглашения, если у вас есть достаточно свободного времени, и приступайте к установке.

Хотя большинство приложений интегрированной среды разработки (IDE) – в следующем этапе мы поговорим об этом подробнее – предоставляются с собственным компилятором, я рекомендую вам встроить только что установленный Java-компилятор в командную строку, чтобы вы могли пользоваться им по востребованию.

Если вы используете Windows, пройдите в настройки системы из панели управления и выберите расширенные настройки системы. Здесь выберите ‘Environment Variables’ и найдите переменную ‘Path’. Добавьте пусть до файла в виде каталога ‘bin’ до вашей установки Java, как показано на примере ниже.

Чтобы проверить, все ли прошло успешно, используйте команды ‘java -version’ и ‘javac -version’. У вас должно отобразиться нечто следующее:



Установка IDE

Интегрированные среды разработки часто используются сезонными разработчиками и новичками, которые хотят разрабатывать приложения. Для тех, кто не в курсе, IDE – это приложение, которое помогает программистам в написании кода, предоставляя сжатый набор инструментов вроде отладчиков, компиляторов и многого другого.

Хотя в интернете существует множество IDE, здесь мы будем использовать бесплатное ПО Eclipse, так как Google предоставляет плагин для интеграции его с Android SDK. Скачать необходимую версию Eclipse можно .

Здесь все может отличаться от случая к случаю, но когда я скачивал ресурс, ПО было предоставлено в виде zip-архиве, который содержал файл ‘eclipse.exe’, работу с которым можно было начать без каких-либо установок. Если ваша версия требует установки, то самостоятельно произведите ее, так как здесь нет каких-то особенных требований и настроек. При первом запуске, ПО запросит у вас указать ‘Workbench’, где расположены ваши коды и сопутствующие файлы. Укажите удобное вам расположение.

Как только завершите, перед вами будет отображено следующее:

Если вам хочется немного ознакомиться с Eclipse перед работой, то откройте окошко Help, и просмотрите руководство Workbench User Guide. Здесь также можно видеть руководство Development User Guide, которое поможет вам освоить базовый навык работы с Java, если вы до сих пор не знакомы с этим языком.

Скачиваем Android SDK

Пройдите по этой ссылке и нажмите ‘Get the SDK’. На следующей странице вам будет предложена ссылка для установки Android SDK на ваш компьютер.

Как только завершится скачивание исполнительного файла, запустите установку. Когда дойдете до окошка, приведенного ниже, укажите путь до директории, куда вы хотите произвести установку, или запомните тот, что уже указан.

Когда установка будет завершена, откройте Android SDK Manager, и тогда перед вами окажется следующее окошко:

Нажмите на кнопку для установки всех необходимых пакетов и ресурсов, которые не были включены в исходную установку.

Устанавливаем плагин Android Development Tools

Как уже было отмечено выше, Google предлагает специальный плагин Android SDK для Eclipse, который можно добавить прямо из IDE.

В Eclipse пройдите в ‘Help’ и выберите ‘Install New Software’. Нажмите кнопку ‘Add’, и тогда вы будете перемещены к окошку, которое позволит вам добавить онлайн-репозиторий ПО, содержащий плагин ADT. Задайте описательное название, и введите следующий URL в блок ‘Location’:

  • http://dl-ssl.google.com/android/eclipse

Нажмите ‘OK’. Выберите только что добавленный репозиторий и установите галочку ‘Developer Tools’.

Нажмите ‘Next’ , и пройдите по этапам установки файлов плагина. После завершения, в вашей панели управления Eclipse должны появиться следующие 2 иконки:

Теперь пройдите в ‘Window’ и ‘Preferences’, выберите раздел ‘Android’ и убедитесь, что SDK Location совпадает с SDK directory, которую вы указали ранее. В результате у вас должно получиться следующее:

Теперь вы являетесь владельцем плагина Android Development Tools.

Настраиваем эмулятор Android

Хотя это и помогает, на самом деле вам не обязательно иметь под рукой все модели Android-устройств, чтобы создавать под них приложения, так как Google снабжает нас отличным эмулятором собственной мобильной ОС вместе с SDK. Перед тем, как начать разработку, нам желательно настроить Android Virtual Device (AVD), чтобы платформа для тестирования была готова заранее.

Теперь нам нужно создать новое виртуальное устройство. Данный пример подразумевает создание общего устройства, но существуют также ресурсы для конкретных настроек под Android-устройства. Выберите ‘New’, и перед вами окажется пустое окошко, приведенное ниже:

  • Name: если вы хотите тестировать приложение на нескольких настройках устройств, то вам нужно будет ввести нечто описательное. С другой стороны, также можно использовать и более обобщенное название.
  • Target: это версия Android, на которую будет направлен эмулятор. В большинстве случаев, вашей опцией будет последняя версия Android, которая вместе с устанавливаемым SDK. Тем не менее, если вы хотите провести тестирование на более ранних версиях (что было бы довольно мудро, учитывая столь огромное множество различных версий и моделей), тогда воспользуйтесь SDK manager, чтобы установить дополнительные версии.
  • SD card: указатель дополнительного дискового пространства, которое будет использоваться в устройстве. По умолчанию, виртуальное устройство имеет 194 мегабайта «внутренней» памяти и SD-карту, поэтому вам нужно будет вручную указать необходимое значение объема дискового пространства.
  • Skin: вы можете использовать эту опцию для установки внешнего вида и конфигураций конкретного устройства (HTC One X, к примеру). Но в нашем случае мы используем стандартное значение.
  • Hardware: так как среди физических устройств на базе Android существуют существенные различия с точки зрения аппаратного оснащения, вы можете использовать эту опцию, чтобы добавлять любое оснащение, которое будет использоваться вашим приложением.

По завершеии окошко AVD Manager должно включать в себя ваше только что созданное устройство. Вы можете нажать ‘Start’, чтобы запустить это устройство, только учитывайте, что первый запуск может потребовать времени.



Ваш первый Android-проект

Теперь, когда вы уже оснастили свой компьютер всеми необходимыми приложениями и плагинами, можно приступать к разработке кода. Но для начала нам нужно подготовить проектные файлы.

Чтобы начать, пройдите в ‘File’, ‘New’, ‘Project’ и раскройте вкладку Android. Выберите там ‘Android Application Project’, и перед вами откроется следующее окошко:

Вы можете воспользоваться выпадающими меню возле каждого поля, чтобы выбрать соответствующее значение. Главное, что следует учитывать, это ‘Application Name’, которое отвечает за название нашего приложение при установке, а также ‘Minimum Required SDK’, при помощи которого вы указываете самую раннюю версию Android, поддерживающую ваше приложение.

Нажмите ‘Next’, чтобы продолжить, и установите иконку исполняемого файла, которая будет лицом вашего приложения. В следующем меню вас попросят создать ‘Activity’ для вашего приложения.

Это действие или представление, с которым пользователь будет взаимодействовать, поэтому логичнее всего будет разделить ваше приложение на активность с точки зрения того, какие окна пользователь будет видеть, и того, какой функционал будет доступен на каждом из них. Итак, если вы, к примеру, создаете простую программу «Hello World», то вам понадобится лишь одно активное окно, которое представляет текст, а все настройки интерфейса извлекаются из ресурсных файлов, которые создает SDK.

Когда вы определились с этими окнами, нажмите ‘Finish’. Eclipse соберет все необходимые для приложения файлы вместе, в которые вы будете вписывать код и/или изменять настройки для указания параметров вашей программы.

И на этом все! Все готово к тому, чтобы собрать готовое приложение. В Google можно найти полноценные руководства о том, как заниматься разработкой Android-приложений (для тех, у кого есть опыт в программировании). Всем, кто собирается заниматься Java-программированием, также следует сначала ознакомиться с руководствами вроде того, что нам предоставила компания Oracle.

В статье описаны основные трудности создания приложений под Android.
Рассматриваются базовые понятия программирования Android.
Для примера описано создание игры Sudoku из книги Hello, Android – Ed Burnette .
Осторожно много скриншотов.

1. Трудности разработки

Android это уникальная операционная система. Разработчик приложений должен знать ее особенности и нюансы для получения хорошего результата. Существуют некоторые трудности, которые нужно учитывать при разработке (). Перечислим их кратко:
1) Приложение требует для установки в два раза (или даже в четыре) больше места чем оригинальный размер приложения.
2) Скорость работы с файлами на встроенной флэшке падает в десятки раз при уменьшении свободного места.
3) Каждый процесс может использовать до 16 Мб (иногда 24 Мб) оперативной памяти.

2. Принципы разработки производительных приложений под Android

Для работы нужен Android SDK и Eclipse. О том как все установить и начать написано .

Для загрузки проекта в Eclipse ножно выполнить такую последовательность действий:
1) Разархивировать проект в отдельную папку в рабочем пространстве Eclipse.
2) Выбрать пункт меню File->New->Android Project.
3) В диалоге New Android Project выбрать опцию Create project from existing source.
4) В поле Location указать путь к папке с проектом. Нажать Next.

Меню программы

Игровое меню описано в файле res/layout/main.xml. Описание интерфейса можно редактировать в виде XML или в виде визуализированного интерфейса. Для переключения служат вкладки внизу области отображения содержимого.

Обычно элементы управления содержатся внутри контейнера, в нашем случае это LinearLayout. Он располагает все элементы в виде одной колонки.

Ресурсы

Обратите внимание, что все текстовые надписи (android:text) берут данные из ресурсов. Например, запись android:text="@string/main_title" указывает, что текст нужно искать в файле res/values/string.xml в узле с именем main_title (Android Sudoku). Цвет фона также содержится в ресурсах (android:background="@color/background") но в файле color.xml (#3500ffff). При открытии файлов ресурсов в редакторе может возникнуть ошибка. Но всегда можно перейти к отображению XML.

Элементы управления к которым нужно получить доступ из кода должны иметь id. У кнопок есть id (android:id="@+id/continue_button") для того что бы было можно присоединить к кнопке обработчик нажатия. Знак плюс указывает, что для кнопки нужно создать идентификатор в файле /gen/org.example.sudoku/R.java (public static final int continue_button=0x7f0b000b;). Этот файл генерируется автоматически и не рекомендуется его изменять. Файл содержит класс R через него можно обратиться к любому элементу интерфейса и другим ресурсам.

Создание окон

Рассмотрим создание окна с информацией о программе. Разметка этого окна находится в файле /res/layout/about.xml. Activity класс описан в файле /src/org.example.sudoku/About.java. Activity связана с разметкой в файле AndroidManifest.xml. Этот файл можно просматривать или через редактор или в виде XML. На разных вкладках редактора можно выбрать различные разделы файла. В разделе Application находятся параметры Activity. Обратите внимание, что параметр Theme имеет значение :style/Theme.Dialog. Благодаря этому стиль окна больше похож на модальный диалог.

Вызов окна с информацией о программе осуществляется из класса Sudoku по нажатию кнопки About. Класс Sudoku написан так, что сам обрабатывает событие Click (public class Sudoku extends Activity implements OnClickListener). В методе public void onClick(View v) определяется какая кнопка вызвала событие и выполняется соответствующий код. Для показа окна About вызывается соответствующий Intent.
case R.id.about_button:
Intent i = new Intent(this, About.class);
startActivity(i);
break;

Обработчики событий также могут устанавливаться на конкретные элементы управления. Например в классе Keypad при создании класса в методе setListeners() устанавливаются обработчики для отдельных кнопок.

Простой диалог

Пользователю нужно дать возможность выбрать уровень сложности. Это маленький диалог, в котором нужно выбрать один из нескольких вариантов. Очень радует, что для этого не нужно создавать отдельный Intent, а достаточно воспользоваться классом AlertDialog.
Разберем процес старта новой игры. Пользователь нажимает на кнопку New Game. Обработчик нажатия это метод класса Sudoku – onClick. Далее вызывается метод openNewGameDialog, который показывает диалог выбора сложности и стартует игру с выбранным уровнем сложности. Это диалог строится с помощью класса AlertDialog.

Private void openNewGameDialog() { new AlertDialog.Builder(this) .setTitle(R.string.new_game_title) .setItems(R.array.difficulty, new DialogInterface.OnClickListener() { public void onClick(DialogInterface dialoginterface, int i) { startGame(i); } }) .show(); }

Обратите внимание, что содержимое диалога (набор кнопок) строится из массива строк R.array.difficulty. Тут же назначается обработчик нажатия на кнопки диалога, который по номеру нажатой кнопки запускает новую игру с заданным уровнем сложности, вызывая метод startGame.

Графика

За игровую логику отвечает класс Game. Тут загружаются задания, проверяются условия выигрыша. Класс Game есть Activity но интерфейс описан не в XML, а создается кодом. В методе onCreate создается View:

PuzzleView = new PuzzleView(this);
setContentView(puzzleView);
puzzleView.requestFocus();

PazzleView это класс производный от View, в нем рисуется игровое поле и происходит обработка событий касания экрана (метод onTouchEvent) и нажатия клавиш (метод onKeyDown).

Разберем процесс рисования в Android. Для рисования нужно перегрузить метод onDraw. Метод получает объект Canvas через который осуществляется рисование. Для задания цветов создаются обьекты класса Paint. Цвет задается в формате ARGB. Цвет лучше хранить в виде ресурсов (файл colors.xml). Paint это не только класс для хранения информации о цвете. Например при рисовании текста он содержит информацию о способе закрашивания, шрифте и выравнивании текста.

Canvas содержит набор методов для рисования графики (drawRect, drawLine, drawPath, drawText и другие).

Для оптимизации графики, лучше воздержаться от создания объектов и лишних вычислений внутри метода onDraw (рассматриваемый пример реализации графики не оптимален).

Музыка

Для воспроизведения музыки используется класс MediaPlayer. Музыка для игры добавлена в ресурсы. Нужно просто скопировать нужные файлы в папку /res/raw (форматы WAV, AAC, MP3, WMA, AMR, OGG, MIDI).
Для начала нужно создать экземпляр класса MediaPlayer:
mp = MediaPlayer.create(context, resource);
тут context это обычно класс, который инициирует запуск музыки, resource – идентификатор ресурса с музыкой. Для управления воспроизведением используют методы start, stop и release.

В игре музыка воспроизводится в главном меню (запуск из класса Sudoku) и в игровом процессе (запуск из класса Game). Для управления воспроизведением создан класс Music. Класс содержит статический экземпляр MediaPlayer, что позволяет не создавать отдельный проект для каждого запуска звукового ресурса.

В классах Sudoku и Game переопределены методы onResume и onPause, в которых запускается музыка при старте Activity и останавливается при деактивации.

Выводы

Пример, который рассматривается в статье не слишком сложный, что позволяет в нем разобраться без особых усилий. При этом он затрагивает различные аспекты разработки под Android.

P.S. Большое спасибо пользователю

XXI век. Эпоха цифровых технологий и интернета. Реальность все увереннее становится виртуальной. Сегодня чуть ли не каждый первый житель любой развитой страны не расстается со смартфоном. И если часть отдает предпочтение модным Iphone и операционной системе IOS, то большинство пользуется устройствами на Android. Ведь они дешевле и выбор приложений гораздо богаче. И чтобы создавать такие приложения, нужны специально обученные люди, называемые программистами. Что нужно знать и уметь для того, чтобы погрузиться в Android-программирование?

Инструменты для разработки

Разработка требует специальных знаний, а также необходимо наличие инструментов.

Первое, что нужно, - это рабочий ноутбук или настольный компьютер. Только он должен быть не очень древним. Выбор в пользу ноутбука оправдан тем, что заниматься обучением и практикой можно в любом удобном месте.

Для того чтобы тестировать творения, нужен смартфон с операционной системой Android. Версия системы должна быть как минимум предпоследней. Это важно, потому что скорость развития новых гаджетов и программного обеспечения просто сумасшедшая, каждый день выходят различные обновления, разрабатываемое приложение должно одинаково хорошо работать как на старых, так и на новых устройствах. Программирование Android-приложений требует постоянной слежки за последними новостями из области технологий.

Установка необходимого ПО

Перед началом разработки на компьютер следует установить драйверы для смартфона. Это если на компьютере установлена Windows. Остальные системы обходятся без специальных драйверов. Искать их лучше на официальном сайте производителя устройства. Если в процессе программирования будут возникать вопросы (а они будут возникать постоянно), то нужен доступ к интернету. Разработка под Android происходит в программе "Андроид Студио". Скачивается она с официального сайта. Разработана программа компанией Google.

Какие выбрать источники?

При обучении категорически не нужно читать абсолютно все источники информации, проходить все курсы и уроки из Всемирной паутины и просматривать все видео. Нужно уметь находить правильную и актуальную информацию. Android-программирование таково: то, что было новым год назад, сегодня устарело. Если обучение проходит под руководством человека, то этот учитель должен быть мастером своего дела. Плохой программист ничему не научит, после потраченного времени придется переучиваться вновь.

Какую книгу выбрать? Хорошо себя зарекомендовала книга из серии Head First «Программирование для Android». В ней в доступной для новичка форме описан весь процесс. Авторы выбрали не скучную и монотонную, а юмористическую манеру изложения материала с массой интересных заданий.

Язык программирования

Основным языком, на котором разрабатываются приложения, является Java. Поэтому нужно знать его хотя бы на начальном уровне для того, чтобы Android-программирование давалось легко. Без знаний Java ничего не выйдет. Это один из самых востребованных по всему миру языков программирования. Он в освоении намного проще, чем языки C и C++. Java строго типизирован, и это привьет хорошие манеры написания кода. Для изучения этого языка тоже есть книга от Head First. Программирование для Android осилит любой желающий. Главное, чтобы была мотивация.

Мотивация и способы изучения

Для начала можно начинать с 15 минут в день. Если будет затягивать, то постепенно добавлять по 5 минут. На первых порах нет нужды в многочасовом сидении за компьютером. Такое под силу только профессионалам. Да и желание может пропасть.

Программированием интереснее заниматься не в одиночку. Можно найти желающих среди знакомых. Если таковых нет, то всегда есть интернет. Социальные сети и форумы помогут найти единомышленников. А такая группа фанатов программирования в дальнейшем может превратиться в крупную международную корпорацию.

На первых порах можно просматривать чужой код и стараться его понять, внести какие-то свои правки. Исходники всегда можно найти в свободном доступе. Затем можно придумать приложение для друга или кого-то из родных и попытаться его реализовать. Даже полноценно работающий простой калькулятор, написанный своими руками, будет радовать новичка. Дальше можно усложнять задания. Самое главное - практиковаться ежедневно. Теория - это хорошо, но без практики программистами не становятся.

Есть один хороший прием при изучении: при прохождении новой темы надо попытаться объяснить ее другому человеку. Если он поймет, значит, цель достигнута и тема усвоена.

Может наступить момент, когда захочется бросить Android-программирование. Сложности бывают всегда, но не нужно унывать. Не надо гнаться за профессионалами, главное, чтобы занятия были регулярными, и со временем уровень обязательно улучшится, а сложности покажутся смешными. В конце концов, программирование - это очень интересно и, как дополнение, прибыльно и перспективно. Ведь сейчас даже для функционирования чайника нужно писать программу.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: