Сохранение в лайтруме высоком качестве. Как экспортировать фотографии в Lightroom

Сохранить файл — что, казалось бы, может быть проще. Тем не менее, некоторые программы насколько замудрены, что даже такое простое действие ставит новичка в тупик. Одной из таких программ является и Adobe Lightroom, ведь кнопки «Сохранить» тут нет вовсе! Вместо этого есть непонятный для несведущего человека «Экспорт». Что это и с чем его едят — узнаете ниже.

Итак, давайте пойдем поэтапно:

1. Для начала нажмите «Файл», затем «Экспорт…»

2. Появившееся окно довольно сложное, так что опять же пойдем по порядку. В первую очередь в пункте «Экспорт» вам следует указать «Жесткий диск». Затем в разделе «Место экспорта» выберите папку, в которую будет сохраняться результат экспорта. Вы можете поместить результат в папку с оригиналом или указать новую папку сразу или после. Также настраивается действие в случае, если файл с таким именем уже существует.

3. Далее необходимо указать шаблон, по которому программа будет называть итоговый файл. Можно не только задать имя, но и настроить впечатывание порядкового номера. Сделано это по той простой причине, что в Лайтруме, как правило, работают сразу с несколькими изображениями. Соответственно, на экспорт также идет сразу несколько фото.

4. Настройка формата файла. Вы выбираете сам формат (JPEG, PSD, TIFF, DNG или как в оригинале), цветовое пространство, качество. Также можно ограничить размер файла — значение задается в килобайтах.

5. При необходимости измените размер изображения. Можно задать как точный размер, так и просто ограничить количество пикселей по длинной или короткой стороне. Данная функция понадобится, если вы, например, загружаете результат на веб-сайт, где разрешение в 16Мп будет только тормозить страницу — вполне можно ограничиться обычным HD.

6. Данный раздел будет интересовать, опять же, при загрузке на сайты. Вы можете удалить те или иные метаданные, чтобы третьи лица не узнали вашу личную информацию. Например, параметры съемки оставить можно, а вот геоданными вы вряд ли захотите распространяться.

7. Боитесь, что ваши фото украдут? Просто добавьте водяной знак. При экспорте есть и такая функция

8. Последний пункт настроек — постобработка. По завершении экспорта программа может открыть Проводник, открыть в Adobe Photoshop или открыть в любом другом приложении.
9. Если вас все устраивает, нажмите «Экспорт»

Заключение

Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.

За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.

Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это .

0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.

Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.

Это нулевой, дополнительный пункт, с которого всегда начинается работа с Лайтрум. Чтобы начать обработку фотографий — их нужно сначала импортировать в программу. Я использую быструю и примитивную загрузку: просто перетаскиваю мышью все файлы в окошко Лайтрума и жму кнопку ‘Import’. Импорт я всегда провожу с каталога, размещенного на жестком диске. Если импорт проводить с флешки, то процесс импорта затянется, так как программа, скорее всего, сначала скопирует все исходные файлы в свой специальный каталог.

С импортом есть свои особенности. Когда фотографии импортируются в Лайтрум, можно порой заметить, как картинка предварительного просмотра (превьюшка) меняет свой цвет, насыщенность, экспозицию. Связано это с тем, что каждый RAW файл несет в себе не только исходную информацию о снимке, но и множество других дополнительных данных. Одни из таких данных — это превьюшки фотографий для быстрого просмотра. Если говорить грубо, то в RAW файл встроена миниатюра в формате , которая служит для быстрого просмотра снятой фотографии на дисплее камеры. Эта JPEG-миниатюра построена на основе настроек, заданных фотоаппаратом. Во время импорта фотографий в Лайтрум, программа показывает JPEG-миниатюры, выковырянные из RAW-файла. После попытки просмотреть фотографию ближе, Лайтрум строит (рендерит) новое изображение непосредственно с исходных сырых данных, пользуясь своими собственными предустановками. Предустановки Лайтрума и JPEG-миниатюры не совпадают, из-за чего первоначальная картинка меняется на глазах.

К сожалению, добиться от Лайтрума точного повторения всех настроек фотоаппарата очень и очень сложно. На самом деле повторить все настройки фотоаппарата — невозможно. Только родное ПО может отображать RAW-изображение на компьютере в полном соответствии тому, которое можно увидеть на дисплее фотоаппарата. Но чтобы максимально снизить различия между тем, как снимок выглядит на дисплее фотоаппарата и в окне программы — я рекомендую отключить в фотоаппарате все дополнительные функции , которые улучшают изображение. Для системы Nikon в первую очередь это касается функции Active .

Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума . Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате , либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.

После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.

Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.

1. Задаю профиль камеры.

Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.

Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль

Чтобы изображение, формируемое в Лайтрум, было максимально похожим на то, которое отображается на дисплее фотоаппарата, Лайтруму нужно указать правильный профиль фотоаппарата. Если говорить коротко, то профиль фотоаппарата (Camera Profile) — это режим управления снимками, который задается на фотоаппарате (нейтральный, насыщенный, монохромный и т.д.).

Это ключевой момент. Правильный профиль фотоаппарата позволяет в разы улучшить визуальное восприятие снимка. Найти хороший профиль под конкретный фотоаппарат — очень и очень сложно.

Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.

Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.

Уже существующий профиль можно доработать, а именно настроить цветовое смещение в тенях, смещение и насыщенность каждого из трех основных каналов. После чего, можно создать пользовательский пресет, записав в него только изменения, касающиеся Camera Calibration (при создании пресета следует выбрать только галочку ‘Калибровка’).

2. Задаю профиль объектива.

Суть действия: избавиться от недостатков объектива.

Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections

Здесь все просто. Выбрав профиль объектива можно полностью избавиться от некоторых недостатков объектива. В общем случае данная настройка позволяет полностью вылечить и . Также, здесь же лечатся объектива. Лайтрум имеет обширную базу по объективам, с помощью которой можно «вылечить» любой из них.

Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.

После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.

В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.

3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.

Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.

Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:

  • Повышедие ДД — восстановление светов и теней (Highlight recovery, Fill light, Dark)
  • Донастройка красочности (Vibrance)
  • Повышение насыщенности (Saturation)
  • Повышение четкости (Clarity)
  • Повышение резкости (Sharpening)
  • Устранение шума (Noise reduction)

Здесь главное не переборщить . Я стараюсь сделать фотографию «нейтрально-позитивной» чтобы все дальнейшие манипуляции уже отталкивались от исходного «нормального» изображения.

Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.

В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.

4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.

Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.

После всех предыдущих манипуляций я синхронизирую все фотографии с измененными настройками. Делается это очень просто. В разделе ‘Develop’ выбираются все фотографии в ленте (CTRL+A) и нажимается кнопка ‘Sync’. В меню синхронизации я нажимаю кнопку ‘Check All’ (Выбрать Все), после чего снимаю галочки ‘White Balance’ (), ‘Crop’ (Кадрирование), ‘Spot Removal’ (Точечная коррекция). Снятые параметры не должны быть синхронизированны, так как каждая фотография имеет свой индивидуальный , кадрирование и точечную коррекцию/восстановление.

Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.

После этой манипуляции в ленте Лайтрума все фотографии уже более-менее приведены к нормальному виду. Предыдущих четыре пункта позволяет «вывести изображения в ноль» — избавить его от недостатков объектива, фотоаппарата и до предела выжать возможности RAW-файла. После проведения этих четырех манипуляций уже можно начинать настоящую тонкую обработку и готовить изображение к финальной стадии, которую увидит клиент.

5. Кадрирую все фотографии.

Суть действия: исправить недостатки кадрирования — выровнять горизонт, обрезать фото с правильным расположением деталей в кадре, вырезать ключевые части фотографии.

К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий . Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.

Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.

После кадрирования и удаление неудачных кадров у меня в ленте получается «вылизанный» набор фотографий, с которыми можно проводить дальнейшие манипуляции.

Важно: я называю все указанные действие ‘Выйти В Ноль’ , так как эти простые манипуляции позволяют взглянуть на изображение, лишенное базовых недостатков, сырое, нейтральное, как чистый лист, глядя на который уже можно проводить дальнейшую тонкую обработку.

Я считаю, что указанные манипуляции позволяют на 30% улучшить качество исходного изображения. Остальные 60% — это доработка изображения посредством Adobe Photoshop (Фотошопом, а не Лайтрумом).

В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).

Для меня самое сложное в обработке — это после приведения всех фотографий из серии/съемки в удобоваримый вид — выбрать лучшие для тонкой их доработки.

6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)

Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.

В данном случае экспорт — это процесс экспортирования фотографий из RAW-формта в формат, который подойдет для дальнейшей обработки, либо просмотра. Если я планирую больше ничего не делать, то я экспортирую в попсовый формат . Если я в дальнейшем планирую дорабатывать фотографии в Adobe Photoshop, то я использую формат ‘TIFF’ или ‘DNG’. В последнее время на меня напала лень, я не использую TIFF и все фотографии экспортирую сразу в .

В итоге мой техпроцесс обработки фотографий делится на два этапа: обработка в Лайтрум и обработка в Фотошоп. Лайтрум — для базовых настроек, восстановление «запоротых» снимков, пакетной обработки ленты фотографий. Фотошоп — для финального «допиливания» фотографий, ретуши, манипуляций со слоями, масками и прочим.

Философия

Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.

Итог. Мой базовый процесс обработки построен следующим образом: импорт -> задание профиля фотоаппарата -> задание профиля объектива -> расширение возможностей камеры/объектива -> синхронизация выбранных настроек -> кадрирование -> экспорт . Повторюсь — это базовый процесс, основа с которой начинается моя обработка.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Вот мы и добрались до завершающего этапа обработки - экспорта изображений. Как вы помните, в соответствии с концепцией неразрушающего редактирования Lightroom оставляет оригиналы изображений неизменными, а все выполненные коррекции сохраняет в своей базе данных. Чтобы получить файлы изображений со всеми изменениями, которые можно отнести на печать в лабораторию, отдать заказчику или просто положить в архив, снимки нужно экспортировать.

Экспорт файлов на диск

При экспорте изображений на диск вы получаете копии обработанных файлов в требуемом формате и разрешении. Например, если вы планируете отдавать заказчикам две копии файлов (для печати и для веб), то экспортировать снимки придется дважды - с разными настройками: разрешением, подписями и т.д. Для экспорта необходимо перейти в модуль Library (Библиотека).

Выделите требуемые файлы для экспорта в ленте или в таблице. Если для отбора снимков вы пользовались флагами, установите фильтр «Отобранные и без флага». Если в ленте оказалось слишком много файлов, можно ужесточить отбор с помощь рейтингов, например, выделив снимки с 3 и более звездами. Когда в ленте будут только нужные файлы, выделите их комбинацией клавиш Ctrl+A.

Нажмите кнопку Export… в нижней части левой группы панелей (можно также воспользоваться командой меню File > Export или комбинацией клавиш Ctrl+Shift+E). Откроется диалог экспорта, в котором вам нужно один раз выставить требуемые настройки (для каждого вида экспорта), а затем сохранить их как пресет и больше к ним не возвращаться.

Диалог экспорта

Первая секция Export Location определяет, куда будут сохранены изображения. В списке Export To выберем, где будут размещены снимки. Логичный вариант - сохранять их в папку с оригиналами снимков (Same folder as original photos). Также установим флажок Put in Subfolder (Поместить в подпапку), чтобы создать в папке с оригиналами еще одну папку, куда и будут помещены снимки. Имя папки задается в строке рядом, например папку для печати логично назвать «Печать» или «Print».

В списке Existing Files (Существующие файлы) нужно указать, как поступать, если в папке назначения уже будет файл с таким же именем. В данном случае нам подойдет вариант Overwrite WITHOUT WARNING (Перезаписать без предупреждения), на случай, если мы захотим повторить экспорт: но будьте осторожны, чтобы не перезаписать нужные файлы.

Вторая секция File Naming управляет именованием экспортируемых файлов. Имеет смысл переименовать снимки, чтобы у заказчика не возникало вопросов, куда делись пять кадров между DSC1210.jpg и DSC1216.jpg и что же там было снято. Один из простых и удобных вариантов именования - Custom Name – Sequence. В этом случае у файлов будет общая часть имени, которая вводится в поле Custom Text, и уникальный порядковый номер. Можно задать нейтральную часть имени вроде «Image», «Изображение» или «Свадьба», а можно - индивидуальную, вроде «Дмитрий и Татьяна». Но в этом случае вам придется не забывать вводить новые имена при каждом новом экспорте.

В секции File Settings задаются параметры экспортируемых файлов. Выбираем формат JPEG. Цветовой профиль - sRGB, поскольку он гарантированно поддерживается всеми устройствами, включая печатные машины, и является стандартом де-факто для публикации изображений в Интернете. Значение качества файла (регулятор Quality) установите на значение не меньше 80 для печати и не меньше 70 для просмотра на экране - это гарантирует отсутствие каких-либо видимых артефактов от сжатия.

Настройки секции Image Sizing (Изменение размеров изображения) позволяет масштабировать экспортируемые снимки. Будет логично, если все снимки после экспорта будут иметь одинаковые размеры - несмотря на кадрирование и, возможно, разный размер исходников. Чтобы задать размеры снимков, установите флажок Resize to Fit (Изменить размер) и выберите из списка вариант задания размера. Оптимальным будет вариант Long Edge, когда вы задаете размер только длинной стороны изображения, а размер короткой стороны определяется автоматически, или Dimensions, когда вы задаете длину и ширину изображения, а оно масштабируется так, чтобы не выходить за эти пределы (пропорции, естественно, сохраняются). Если вы задаете размеры изображения не в пикселях, а в сантиметрах (cm) или в дюймах (in), следует также заполнить поле Resolution (Разрешение).

Для печати снимков в большинстве случаев будет достаточно снимков 3000…3600 пикселей по длинной стороне - этого хватит, чтобы напечатать снимок 20х30 с разрешением 300 dpi. Для просмотра и загрузки в Интернет разрешение должно быть меньше - около 800 пикселей по длинной стороне.

Флажок Don’t Enlarge (Не увеличивать) лучше не устанавливать, чтобы сильно кадрированные снимки также были приведены к общему размеру.

В секции Output Sharpening задаются параметры повышения резкости при экспорте. Как вы знаете, снимки для печати должны быть более резкими, чем для экрана. Выберите из списка, как будут использоваться экспортируемые снимки: Screen (Просмотр на экране), Matte Paper (Печать на матовой бумаге) или Glossy Paper (Печать на глянцевой бумаге). Из списка Amount (Эффект) можно выбрать уровень повышения резкости. Требуемые настройки лучше определить экспериментально, отпечатав один раз образцы, но практика показывает, что Lightroom повышает резкость довольно деликатно, и если вы не повышали резкость при обработке, имеет смысл выбирать максимальное (High) повышение резкости.

В секции Metadata (Метаданные) можно определить, какие метаданные будут внедряться в экспортируемое изображение. Имеет смысл установить флажок Minimize Embedded Metadata - при этом в изображение будет внедрена только информация об авторских правах на снимок.

Наконец, в секции Watermarking можно нанести на снимки произвольные надписи. Как правило, они содержат имя фотографа, его контактную информацию и, возможно, какие-то другие сведения.
Стоит ли наносить водяные знаки на снимки, решать вам, однако на снимках для печати они едва ли будут уместны, а вот на изображениях для Интернета их присутствие может быть оправданным. В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с заказчиком.

Для управления водяными знаками в параметрах экспорта имеется секция Watermarking (Водяные знаки). Установите флажок Watermark (Водяной знак) и выберите его тип из списка. Вариант Simple Copyright Watermark (Простой знак с авторскими правами) означает, что в левом нижнем углу снимка будет надпись с информацией из поля Copyright метаданных изображения. Если это поле не заполнено, то и водяной знак не появится.

Более интересный вариант - создать свой произвольный водяной знак, выбрав Edit Watermarks (Редактировать водяные знаки). В диалоге Watermark Editor (Редактор водяных знаков) можно весьма тонко настроить создаваемую надпись.

Редактор водяных знаков

В верхней части указывается стиль водяного знака: текстовый или графический. Если выбрать текстовый водяной знак (как в нашем примере), нужно будет ввести текст в поле под миниатюрой изображения. Если выбрать графический, нужно будет указать файл с изображением: можно использовать файлы формата JPEG и PNG (в PNG-изображениях можно использовать прозрачность, чтобы водяной знак хорошо смотрелся на любых снимках).

Далее нужно настроить параметры водяного знака: мы не будем подробно останавливаться на них, т.к. они очевидны. Важно, что размер водяного знака задается в процентах от размера изображения, т.е. он увеличивается или уменьшается в зависимости от размера экспортируемого изображения. Водяной знак также можно сохранить как пресет, чтобы быстро использовать его в дальнейшем.
Теперь, когда все настройки экспорта выполнены, нужно сохранить их как пресет, нажав кнопку Add в левой части диалогового окна. Сохраненный пресет появится в группе пользовательских пресетов. Таким образом, вам потребуется создать несколько предустановок для разных задач экспорта - для печати, загрузки Интернет, использования в слайд-шоу и т.д.

После того, как вы нажмете кнопку Export, начнется длительный процесс экспорта снимков. Запаситесь терпением - для экспорта тысячи снимков на компьютере средней мощности потребуется не меньше полутора часов.

Печать изображений

Про печать изображений можно было бы вообще не упоминать, если бы не одно обстоятельство: в Lightroom можно подготавливать макеты страниц и затем сохранять их в файл для последующей печати в лаборатории. Это позволяет быстро создавать индексные отпечатки и подготавливать снимки к печати нужным форматом. Все эти действия выполняются в модуле Print.
Примечание. Чтобы сохранить настройки печати на будущее, нужно поместить изображения в выходную коллекцию. В модуле печати, на панели Collections в левой группе панелей нажмите кнопку (+) справа от заголовка панели, а из открывшегося меню выберите Create Print (Создать коллекцию для печати). Затем введите имя коллекции и нажмите Create. Поместить в нее снимки можно в модуле библиотеки, просто перетаскивая их на строчку с именем коллекции. К каждому новому снимку в коллекции сразу применяются установленные параметры печати.

Для быстрого оформления макета печати можно использовать один из шаблонов с панели Template Browser - вы можете изучить их самостоятельно.

Макет печати оформляется одним из трех стилей: Simple Image/Contact Sheet - для печати одного снимка на листе или индексных отпечатков - этот стиль мы и будем использовать. Стиль Picture Package нужен для печати набора одинаковых изображений произвольного формата на листе (он больше подойдет для печати фото на документы, а не для свадебных снимков). Custom Package - для печати различных изображений произвольного формата (теоретически с помощью данного стиля можно создать макет фотокниги, но лучше в таком случае использовать специализированные инструменты).
Настройки печати в общем-то элементарны, поэтому мы просто рассмотрим два случая: печать индексного листа и печать снимков заданного формата.

Первым делом нам нужно задать формат печати: это делается на панели Print Job. Обратите внимание, что в списке Print to у вас должна быть выбрана строка JPEG File, иначе вы не сможете создать макет без полей.

Далее задаем разрешение печати, потом устанавливаем флажок Custom File Dimensions и задаем размер изображения - в зависимости от желаемого формата печати, например, 15х21 см. Если вы видите другие единицы измерения, измените их на панели Layout.

Настройка параметров печати

Выбор единиц измерения

Теперь перейдем к настройкам изображений. На панели Image Settings нужно установить флажки Zoom to Fill - в этом случае изображение займет всю область печати, в противном случае на странице могут остаться белые поля; и Rotate to Fit, - чтобы изображения и книжной, и альбомной ориентации размещались на листе оптимально. Можно также оформить снимки рамочкой (флажок Stroke Border) - это может быть актуально, например, для индексных отпечатков.

Настройки изображения

На вкладке Layout можно настроить вид макета. В секции Margins задаются поля, для JPEG-файла их можно сделать нулевыми.

Если в секции Page Grid задать количество строк и столбцов, равное единице, то получим один снимок на страницу. Если несколько - получим индексный отпечаток. Далее настраиваются расстояния между ячеек и их размеры.

А теперь, собственно, осталось сделать самое главное, ради чего все и затевалось. Скорее всего, формат изображений в Lightroom не совпадает с форматом отпечатка, поэтому нужно просмотреть все снимки по очереди и перетащить их в макете так, чтобы обрезка минимально влияла на сюжетно-важные части.

Перемещая изображения в макете, вы можете выбрать оптимальный вариант размещения снимка на листе.

Теперь все готово к «печати». Нажимаем кнопку Print to File внизу правой панели, вводим имя папки, в которую будут помещены «листы», нажимаем Сохранить и ждем окончания процесса.

Настройки Lightroom

Настройки Lightroom не имеют прямого отношения к обработке изображений, однако они позволят сделать вашу работу более комфортной и повысить производительность системы.
Основные настройки сосредоточены в меню Edit — Preferences.

На вкладке Presets рекомендую сбросить флажки Apply auto tone adjustments и Apply auto mix when first converting to black and white, установленные по умолчанию: тогда Lightroom не будет применять к снимкам автоматическую тоновую коррекцию и автоматически настраивать параметры перевода в черно-белый.

Настройки Lightroom - вкладка Presets

На вкладке External Editing задаются параметры передачи файлов во внешние редакторы. Если вы не планируете выполнять серьезной коррекции цвета во внешнем редакторе, можно уменьшить глубину цвета с 16 бит до 8, значительно повысив тем самым скорость работы.

Вкладка File Handling содержит важную для нас настройку кэша модуля Camera Raw. Вы можете выбрать его размещение (если поместить его на отдельный диск, это увеличит производительность) и задать его максимальный размер. В кэше хранятся метаданные и миниатюры обрабатываемых снимков, и если размер кэша будет недостаточен, то Lightroom придется подолгу заново генерировать изображения для просмотра.

Примерно определить подходящий размер кэша можно так: подсчитайте, какой объем снимков вы приносите с одной свадьбы и увеличьте это число в полтора раза. И не забывайте следить, чтобы на диске, где находится кэш, было достаточно свободного места.

Настройки Lightroom - вкладка File Handling

Настройки каталога собраны в другом диалоге - Edit > Catalog Settings. На вкладке General, кроме статистики каталога, есть уже знакомые вам настройки резервного копирования. Я настоятельно не рекомендую отключать резервное копирование еще и потому, что в ходе его выполнения проводится оптимизация каталога Lightroom, что положительно влияет на скорость работы.
На вкладке File Handling задается размер стандартного изображения (полноэкранного). Имеет смысл задать размер равным или большим, чем размер вашего монитора.

Наконец, на вкладке Metadata есть важная настройка Automatically write changes into XMP. Если установить этот флажок, то Lightroom будет сохранять информацию об обработке снимков не в свою базу данных, а в файл-компаньон с расширением XMP, который будет храниться рядом с оригиналом. С одной стороны, это облегчит перенос данных с одного компьютера на другой: достаточно только скопировать каталог с оригиналами; с другой стороны, это ощутимо замедлит работу. Лучше данную настройку отключить, а сохранять метаданные в файл вручную (команда Metadata > Save settings to file).

Повышение производительности Lightroom

Понятно, что наиболее простой и эффективный способ повысить производительность Lightroom - приобрести компьютер с мощным процессором, большим объемом оперативной памяти и высокоскоростным диском. Но Lightroom можно «разогнать» и на имеющемся железе.

По возможности надо разнести операционную систему, каталог Lightroom и папку с оригиналами на разные физические диски. Наиболее высокопроизводительный диск (например, SSD-накопитель) нужно отвести под каталог.

Регулярно выполняйте дефрагментацию диска и оптимизацию каталога.

Если у вас 4 Гб или больше оперативной памяти, используйте 64-разрядную операционную систему и такую же версию Lightroom.
Не пытайтесь хранить все снимки в одном огромном каталоге, создавайте новые по мере необходимости.

Заключение

Наш курс завершен, и я искренне надеюсь, что он оказался вам полезен. Я старался не перегружать его стандартными рецептами, а сделать упор на системный подход к обработке изображений. Теперь, когда основа рабочего процесса выстроена, вы можете изменять его по своему усмотрению, адаптируя под собственные нужды и задачи. Накапливая практический опыт, вы постепенно сможете увеличить скорость обработки не в ущерб качеству. Успехов!

Получился красивый кадр? Обойдите конкурентов! Подайте работу на соискание премии «Лучший фотограф». Теперь у вас появилось больше возможностей. Категория «Свадебная фотография» поделена на несколько подкатегорий: «Love Story», «Детали», «Портрет», «Церемония», «Эмоции». И в каждой из них будет определен победитель.

Принять участие сейчас

В этой статье я постараюсь ответить на все вопросы и подробно описать основные функции экспорта.

Сразу оговорюсь, это не подробнейшая инструкция с описанием каждой кнопки и функции, а урок, в котором я расскажу, как экспортировать подавляющее большинство снимков –для печати и для загрузки в Интернет.

Итак, фотографии обработаны, осталось их экспортировать.

Для экспорта нескольких кадров, нужно их выделить. Сделать это можно несколькими способами.

— Чтобы выделить все обработанные кадры нажимаем сочетание клавиш Ctrl+A

— Чтобы выделить только те кадры, которые нужны для экспорта нажимаем на них левой клавишей мыши, одновременно зажав клавишу Ctrl

— Чтобы выделить группу кадров, которые стоят подряд, отмечаем первый кадр в группе, а затем, зажав клавишу Shift , отмечаем последний.

Идем в меню File-Export или жмем сочетание клавиш Ctrl+Shift+E

Появляется вот такое окно экспорта:

Теперь давайте разберемся, что обозначают все эти ползунки и кнопки.

1) Export to

Первое, что предлагает окно экспорта – выбрать, куда будем экспортировать фотографии. Email, Hard Drive, CD/DVD .

ЭкспортEmail и CD/DVD (то есть, сразу отправлять картнки по почте или записывать на диск) в этой статье я рассматривать не буду – по почте отправлять картинки привычнее стандартным способом, да и записывать файлы на диск тоже. Поэтому останавливаемся на выборе Export To: Hard Drive . То есть, экспорт фотографий на жесткий диск.

2) Preset

В Lightroom сразу есть готовые пресеты для экспорта (Lightroom Presets ) и пользовательские (User presets )

Если пройтись по готовым пресетам Burn Full-Sized JPEGs, Export to DNG, For Email, For Email (Hard Drive) , то мы увидим, как меняются значения Export To и значения в правой части панели (что они значат, написано ниже).

Все готовые пресеты (Lightroom Presets ) недостаточно удобны, поэтому все будем настраивать вручную и создавать свои (User Presets )

3) Export Location

Для начала выбираем, куда будет экспортироваться наша картинка.

Specific folder – выбираем папку, куда хотим экспортировать фотографии

Choose folder later (useful for presets) , что значит “Выбрать папку позже (полезно для пресетов)” – каждый раз, когда будете нажимать кнопку Export , нужно будет выбрать папку для экспорта. Полезно, если всегда сохраняете фотографии в новом месте.

Home folder – Фотографии экспортируются в папку Пользователь/”Имя пользователя”

Documents folder — Фотографии экспортируются в папку Пользователь/”Имя пользователя”/Документы

Pictures folder — Фотографии экспортируются в папку Пользователь/”Имя пользователя”/Изображения

Desktop — Фотографии экспортируются на Рабочий стол

Same folder as original photo — Фотографии экспортируются в ту же папку, где лежат исходники.

В пункте (Export Location ) есть возможность не просто выбрать папку, но и указать поддиректорию, куда будут экспортироваться фотографии. Для этого нужно поставить галочку Put in Subfolder и прописать имя папки.

Если поставить галочку Add to This Catalog , то после экспорта джепег добавится в тот же каталог Lightroom, где находятся исходники. То есть, в лайтруме рядом с равом вы увидите и созданный джепег.

Я предпочитаю хранить джепеги там же, где лежат исходники, но в отдельной поддиректории (чтобы не путаться). Поэтому всегда выбираю пункт Same folder as original photo, ставлю галочку Put in Subfolder и прописываю имя поддиректории (она создается автоматически).

4) File Naming

Если не хотите менять имя файла при экспорте, то в этом пункте галочка стоять не должна.

Если хотите поменять, то ставим галочку Rename To и в выпадающем меню выбираем, как именно должно выглядеть имя файла.

Я файлы не переименовываю, чтобы не путаться, когда есть необходимость найти и сравнить обработанную фотографию с исходником. Файлы у меня называются одинаково – как вышли из камеры.

5) Video

Пропускааем этот пункт. Видео в этой статье не рассматриваем 🙂

6) File Settings

Сначала нужно выбрать формат, в котором будем экспортировать. В большинстве случаев – это JPG . В печать минилабы принимают только этот формат.

Другие форматы рассматривать не буду – большинству они не нужны.

Итак, начнем с JPG .

Выбираем File Format JPG . Color Space – только sRGB (если вы не знаете, зачем нужны другие цветовые пространства, то всегда и везде ставьте sRGB ).

Quality (качество) – оставьте 100% для максимального качества. Можно оставить в районе 80%, качество немного снизится, но не критично. Зато файл по размеру будем меньше.

Если вы хотите, чтобы файл был не больше определенного размера, поставьте галочку Limit File Size To и укажите нужный размер фотографии в килобайтах. В этом случае вы не сможете вручную устанавливать качество в процентах.

Помните, если, например, 20-ти мегапиксельную фотографию ужать до 200 килобайт – качество будет жутчайшее!

Теперь TIFF

Цветовое пространство, естественно, sRGB .

Compression можно поставить ZIP , чтобы сэкономить место на винчестере. На качестве это не отобразится.

Bit Depth 16 bits/component , если хотим сохранить максимальное качество.

7) Image Sizing

Размер изображения. В этом пункте можно задавать размер изображения и разрешение. Очень нужный пункт.

Если вы хотите оставить максимальный размер (для печати, например), то все галочки в этом пункте снимаем и пишем в поле Resolution значение 300 pixels per inch (точек на дюйм).

Если же вы готовить файлы для публикации в Интернет, то их нужно сжать. Вот тут нам этот пункт и пригодится.

Ставим галочку Resize to Fit и в выпадающем меню выбираем нужный пункт.

Width&Height – меняет размер изображения, сохраняя пропорции.

Dimensions – так же меняет размер изображения, сохраняя пропорции. Но указанное большее значение применяет к длинной стороне, а указанное меньшее значение применяет к короткой стороне кадра.

Ниже можно указать желаемую высоту и ширину кадры и выбрать в чем измерять – пиксели, сантиметры или дюймы.

Long Edge – меняет изображение, сохраняя пропорции. В поле ниже указываем желаемое значение по длинной стороне. Например, если мы хотим, чтобы вертикальный кадр был высоте 1200 пикселей, то указываем значение 1200 px . Ширина выставляется пропорционально.

Short Edge — меняет изображение, сохраняя пропорции. В поле ниже указываем желаемое значение по короткой стороне. Например, если мы хотим, чтобы вертикальный кадр был ширине 800 пикселей, то указываем значение 800 px . Высота выставляется пропорционально.

Megapixels – ставим желаемое значение в мегапикселях.

Если поставить галочку Don’t Enlarge , то при экспорте снимок будет не больше, чем оригинал. То есть, мы не сможем фотографию искусственно увеличить.

Resolution

Экспортируя полный размер или для печати ставим 300 pixels per inch , для Интернет – 72 pixels per inch .

8) Output Sharpening

Резкость. При экспорте фотографий для интернет можно поставить значения Screen Standart . Это немного вернет резкость, так как при уменьшении картинки она уходит.

При экспорте максимального размера или для печати – можно в этом пункте галочку отключить, а резкость добавлять в при обработке или потом в Photoshop.

9) Metadata

Данные о кадре, которые прописываются в файле.

Copyright Only – Оставляет информацию IPTC Copyright. Все остальное стирается.

Copyright & Contact Only — Оставляет информацию IPTC Copyright и сведения о создателе файла.

All Ecxept Camera & Camera Raw Info – Оставляет всю информацию о файле, кроме EXIF

ALL – Оставляет всю информацию о файле

Галочка Remove Location Info стирает все данные GPS. Если в вашей камере есть датчик и в файл прописываются координаты с места съемки, то их можно удалить при экспорте.

Галочка Write Keywords as Lightroom Hierarchy сохраняет написание ключевых слов, прописанных во вкладке Library. Например, использует знак “|” (Дом|Кухня|Рукомойник) для соблюдения иерархической структуры ключевых слов.

Если вам это важно, то галочку следует оставить.

10) Watermarking

Водяной знак. При экспорте фотографий, например, для выгрузки их в портфолио на сайт или в социальные сети фотографы часто подписывают свои фотографии.

Для этого в Lightroom есть очень удобный инструмент Watermarking

Все настройки описывать бессмысленно – они простые и настроить водяной знак не составляет труда.

Функционал этого инструмента достаточный, чтобы свое имя ставить в любом месте фотографии, настроить прозрачность текст или изображения, которые вы накладываете сверху – сверху есть выбор – писать текст или добавить изображение Watermark Style: Text Graphic

Пресет для вашего водяного знака сохраняется и в следующий раз можно не содавать его заново.

Если выбрать Simple Copyright Watermark , то на фотографию наложится в нижний левый угол слово из метаданных, которое введено в поле Copyright (это делается во вкладке Library).

11) Post-Processing

В выпадающем меню After Export я советую выбрать Do nothing , иначе после экспорта каждого файла программа будем с ним совершать какие-то действия.

Что именно может произойти:

Show in Explorer – каждая фотография будет открываться в эксплорере. Как правило – это забирает лишние ресурсы у компьютера и дико радражает.

Open in Photoshop CS5 – каждый файл будет открыт в фотошопе, если он установлен на компьютере.

Open in Other Application – предлагает выбрать приложение, в котором будет открыт файл после экспорта.

В этом случает нужно нажать Choose и выбрать приложение.

Для этого в нижнем левом углу жмем кнопку Add , пишем имя для пресете, например, WEB и выбираем папку User Presets (или создаете новую).

Все готово, осталось нажать Export .

Время экспорта зависит от количества файлов и от мощности компьютера. Если вы экспортируете несколько сотен файлов, то это может занять несколько часов.

Поликарпов Денис

Фотографий, создания слайд-шоу и альбомов. Помимо этого, редактор позволяет ретушировать и корректировать изображения различными способами. О том, как отредактировать и как сохранить фото в «Лайтруме» мы и поговорим в этой статье. Рассматривать работу редактора будем на примере пятой версии.

Сохранение фото в «Лайтруме»

Обычной кнопки «Сохранить» в программе «Лайтрум» нет. Чаще всего в этом редакторе корректируют фотографии в формате RAW. Сохранить измененное изображение можно только путем экспорта. Выбирают нужные фото в модуле Library, о котором будет рассказано ниже. Сразу несколько изображений можно выделить, воспользовавшись клавишами Ctrl или Shift. Далее следует кликнуть на кнопку Export, расположенную в левой части окна программы внизу (ее вы увидите только в том случае, если находитесь в модуле Library). Можно также просто щелкнуть правой кнопкой мыши по фотографии и перейти на одноименную строку в появившемся контекстном меню. Экспорт выполняется также и через меню File. После нажатия на кнопку Export появится окошко, в котором можно редактировать параметры сохранения.

Настройки сохранения

Итак, как сохранить фото в «Лайтруме»? В разделе Export To выбираем место сохранения файлов. Обычно это Hard Drive (жесткий диск компьютера). Далее местом сохранения можно выбрать ту же папку, где лежат оригинальные файлы или любую другую. Второй вариант (Specific folder)обычно удобнее. Подобным образом при экспорте сразу нескольких фото их можно разместить в одной и той же папке и не искать потом по разным. Ниже можно задать файлам имена, а также выбрать формат (обычно Jpeg), качество (ползунок) и цветовое пространство (чаще всего RGB), в котором они будут сохранены. Далее идет закладка Image Sizing, в которой можно изменить размер картинки. При необходимости здесь выставляется ограничение ширины и длины сохраняемого фото. Во вкладке Output Sharpening настраивают резкость сохраняемой картинки.

Еще ниже расположена строка, предназначенная для простановки В выпадающем меню Watermarking следует выбрать Edit Watermarkis. Далее в открывшемся окошке можно будет ввести необходимый текст водяного знака. Здесь доступно довольно-таки большое количество шрифтов. При желании в качестве водяного знака можно использовать также заранее нарисованную картинку. Прозрачность надписи регулируется. Кроме того, ее можно изменять и другими способами: сдвигать, вращать, выбирать размер, делать тени, растушевывать.

Самая последняя команда определяет, что будет делать программа после экспорта фото. Редактор может открыть сохраненные изображения в Photoshop, открыть ту папку, в которую они сохранены и т. д.

Как видите, экспорт файлов в программе «Лайтрум» - не такая сложная процедура, как это может показаться на первый взгляд. Далее сделаем небольшой обзор этой программы.

Открываем фото

Посмотрим, как в «Лайтруме» открыть фото. Файлы в этом редакторе не открываются, а импортируются. Для того чтобы выбрать требующие обработки фотографии, следует пройти в главное меню File - Import Photos from Disk… С левой стороны, после нажатия на кнопку импорта фото и меню File, высвечивается дерево папок. После перехода на нужную в рабочем окне появляются содержащиеся в ней картинки. Выбрать необходимые можно, поставив над ними галочки. Далее внизу окна следует нажать на кнопку Import.

Модуль Library

После того как фото будут импортированы, вверху окна редактора появится несколько кнопок. Это основные разделы, в которых можно работать. По большей мере обработка фото в «Лайтрум» выполняется в модулях Library (библиотека) и Develop (разработка). В Library можно просматривать изображения, применять к ним быстрые настройки и перемещать картинки между папками. Последние показаны слева в меню Folders. Работать можно только с теми папками, фотографии из которых уже были импортированы. Справа под гистограммой находится список пресетов (Saved Preset), которые можно применять к фото. В меню Quick Develop выполняется быстрая поверхностная обработка в «Лайтруме». При желании здесь несложно изменить тон, яркость, контраст, экспозицию фото и т. д. Внизу справа также имеется меню Keyword Tags. Здесь можно оставлять какие-либо комментарии к изображениям.

Модуль Develop

Как сохранить фото в «Лайтруме», как его открыть и как выполнить элементарное редактирование, мы с вами рассмотрели. Сейчас же разберемся с тем, какие средства серьезной корректировки существуют в Lightroom. В разделе Library вносятся только небольшие быстрые изменения. Основная работа по коррекции изображений ведется в модуле Develop.

Слева, в окошке "Presets", находятся различные пресеты для фото, созданные самостоятельно или уже встроенные в редактор. В разделе Snapshots при работе с изображениями можно делать снимки. Это временное копирование состояния фотографии на данный момент. Такой снимок остается актуальным только в процессе работы с текущим изображением. При желании можно сделать несколько таких копий фото на разных этапах его обработки. Это полезно в том случае, если возникает необходимость сравнения состояния картинки до внесения изменений и после. Помимо этого, все этапы обработки фото сохраняются в разделе History, который находится ниже Snapshots. Все основные инструменты редактирования в модуле Develop расположены справа. Рассмотрим возможности редактора в этом плане поподробнее.

Инструменты редактора «Лайтрум»

Итак, как обработать фото в «Лайтруме»? Первым инструментом, который можно видеть под гистограммой на панели справа, в модуле Develop, является Croop (обрезка, кадрирование). Предназначен он для обрезки картинок до нужных размеров. Пользуясь этим инструментом, можно, помимо всего прочего, выравнивать фото с заваленным горизонтом, вращая его. При этом не нужно вручную выполнять масштабирование, как в Photoshop.

Следующим на панели расположен инструмент клонирования (аналог штампа в редакторе «Фотошоп»). Далее находится средство исправления эффекта «красных глаз». Последним инструментом «Градиент» можно выделить отдельную часть фото (создать маску) и корректировать эту область любыми средствами программы. На этой же панели расположен еще один инструмент выделения «Радиальный градиент» (есть только в «Лайтрум 5»), а также обычная кисть для создания масок.

Закладка Basik

Все основные средства, предназначенные собственно для корректировки фото, находятся ниже - в закладке Basik. Первое - Temp - предназначено для изменения картинки. При помощи Tint можно одновременно поменять оттенок. Также имеется возможность автоматического выбора температуры с использованием пипетки. Ниже расположены средства изменения экспозиции, яркости, контраста, корректировки бликов, работы с тенями и т. д. Все коррективы, вносимые в фото, отображаются на гистограмме.

Еще ниже находятся средства редактирования четкости и насыщенности цветов. В последнем случае для внесения изменений в изображение лучше использовать ползунок Vibrance. С его помощью можно выполнять более мягкие, щадящие изменения без проявления сильной кислотности цвета. Для сброса настроек, выполненных средствами из любой закладки, следует дважды щелкнуть по названию инструмента.

Закладка Tone Curve

Ниже закладки Basik расположена вкладка Tone Curve. Здесь можно выполнить более тонкие изменения тона или резкости фото, используя кривые. Работа может производиться в одном из цветовых каналов. Пипеткой можно выбрать определенный участок редактирования. В этой же закладке выполняется работа с оттенком (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Luminance) цветов. Причем каждый из них допускается корректировать по отдельности. Работа может выполняться в одной из трех вкладок - HSL, Color и Grayscale.

Таким образом, мы с вами разобрались в том, как сохранить фото в «Лайтруме» и как их обрабатывать в этой программе. Конечно же, этот редактор попроще того же Photoshop, однако с его помощью можно получать вполне качественные изображения.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: