Матричные экраны. Что лучше PLS или IPS

С развитием технологий производства дисплеев у пользователей все больше возникает вопросов при выборе подходящего монитора. Помимо его физических размеров, в частности диагонали видимой зоны , необходимо выбрать тип матрицы и сопутствующие параметры - контрастность, цветопередачу, время отклика и прочее. Выбрать монитор, разбираясь во всех этих тонкостях, не составит большого труда, если предварительно изучить принципы его работы и основные характеристики главного его компонента - матрицы, о чем и пойдет речь ниже.

Сравнение типов матриц при разных углах обзора

Общие сведения о дисплеях и их компонентах

Монитор компьютера при всей своей кажущейся простоте, является весьма технически сложным компонентом, который, как и остальное аппаратное обеспечение, имеет множество различающихся параметров, технологий изготовления, а также характеристик. Практически все дисплеи для ПК состоят из следующих частей:

  • корпус, в котором заключена вся электронная начинка. На корпусе также имеются крепления для монтирования дисплея на вертикальные или горизонтальные поверхности;
  • матрица или экран - основной компонент монитора, от которого зависит вывод графической информации. В современных устройствах применяются различные матрицы для мониторов, отличающиеся многими параметрами, среди которых первостепенную важность имеют разрешение, время отклика, яркость, цветопередача и контрастность;
  • блок питания - часть электронной цепи, отвечающая за преобразование тока и питание всей остальной электроники;
  • электронные компоненты на специальных платах, отвечающие за преобразование поступающих на монитор сигналов и их последующий вывод на дисплей для отображения;
  • другие компоненты, среди которых может встречаться маломощная акустическая система, концентраторы USB и прочее.

Совокупность основных параметров дисплея, на основе которой он выполнен, предопределяет сферу его использования. Недорогие потребительские мониторы могут оснащаться экранами с не самыми внушительными характеристиками, поскольку подобные устройства чаще всего недорогие и не требуются для работы в профессиональных графических приложениях. Дисплеи для профессиональных геймеров прежде всего должны иметь минимальную задержку отображения информации, поскольку это критически важно в современных играх. Дисплеи для графических редакторов, используемых дизайнерами, отличаются самые высокими показателями яркости, уровнем цветопередачи и контрастности, ведь точная передача картинки здесь играет самую важную роль.
В настоящее время в дисплеях встречающихся на рынке, как правило, используются несколько видов матриц. В технических описаниях мониторов можно встретить большое их количество, но в основе этого многообразия могут лежать одни и те же базовые технологии, улучшенные или незначительно доработанные для повышения их показателей. К таким основным видам экранов относятся следующие.

  1. «Twisted Nematic» или матрица TN. Ранее к наименованию этой технологии добавлялась приставка «Film», означающая дополнительную пленку на ее поверхности, увеличивающую угол обзора. Но это обозначение все реже встречается в описаниях, поскольку большинство производимых сегодня матриц уже оснащены ею.
  2. «In-Plane Switching» или тип матрицы IPS, как более часто встречающееся наименование в сокращенном виде.
  3. «Multidomain Vertical Alignment» или MVA матрицы. Более современная инкарнация этой технологии обозначается как матрица VA. Данная технология также отличается своими преимуществами и недостатками и является чем-то средним между представленными выше.
  4. «Patterned Vertical Alignment». Разновидность технологии MVA, которая была разработана в качестве конкурентного ответа ее создателям - компании Fujitsu.
  5. «Plane-to-Line Switching». Это один из самых новых типов матриц для дисплеев, который был разработан относительно недавно - в 2010 году. Единственным недостатком этого типа матрицы, при остальных превосходящих конкурирующие технологии характеристиках, является сравнительно длительное время отклика. Также PLS матрица отличается весьма высокой стоимостью.

Матрица TN, TN+film

Тип матрицы TN является одной из самых распространенных и в то же время это весьма устаревшая по современным меркам технология их изготовления. Именно с этой разновидности матриц началось победное шествие жидкокристаллических смену электронно-лучевым трубкам. Стоит отметить, что единственное неоспоримое их преимущество - это крайне малое время отклика и по этому параметру они превосходят даже более современные аналоги. Остальными критически важными для монитора параметрами - контрастностью изображения, его яркостью и допустимыми углами обзора, увы, данный тип матриц не отличается. К тому же стоимость мониторов на основе этой разработки невысокая и можно сказать что это еще один плюс технологии «Twisted Nematic».
Причина основных недостатков «Twisted Nematic» кроется в самой технологии их производства и строении оптических элементов. В матрицах TN кристаллы между электродами (каждый из которых представляет собою отдельный пиксель видимой зоны) располагаются в виде спирали при подаче на них напряжения. От степени ее закругления зависит количество проходящего сквозь нее света, а из множества таких элементов и формируется картинка на экране. Но ввиду неравномерности формирования спирали в каждом элементе матрицы очень падает уровень контрастности выводимого на нее изображения (рис. 1). А учитывая то, что преломление света при прохождении сквозь сформированную спираль сильно отличается от направления взгляда, то угол обзора такой матрицы весьма невелик.

Рис. 1. Сравнение матриц IPS и TN

Дисплеи VA/MVA/PVA

Матрица VA была разработана в качестве альтернативы популярным в то время технологиям TN и уже завоевавшей приверженность пользователей, хоть еще и не так распространенной на рынке IPS. Основное ее конкурентное преимущество разработчики позиционировали как время отклика, составлявшее на момент внедрения на рынок около 25 мс. Еще одним важным преимуществом новой технологии являлся высокий уровень контрастности, опережавший аналогичные показатели в технологиях изготовления матриц TN, а также IPS.
Данная технология, которая изначально называлась «Vertical Alignment», имела также весьма существенный недостаток в виде относительно малых углов обзора. Проблема скрывалась в строении оптических элементов матрицы. Кристаллы каждого элемента матрицы ориентировались вдоль линий напряжения или параллельно им. Это вело к тому, что угол обзора матрицы был, мало того что небольшим, так еще и изображение могло отличаться в зависимости от того, с какой стороны пользователь смотрел на экран. На практике это приводило к тому, что малейшее отклонение угла зрения приводило к сильному градиентному заполнению картинки на экране (рис. 2).

Рис. 2. Углы обзора монитора с технологией MVA

Избавиться от этого недостатка удалось с развитием технологии в «Multidomain Vertical Alignment», когда группы кристаллов внутри электродов организовали в своеобразные «домен», как это и отображено в названии. Теперь они стали размещаться по-разному в пределах каждого домена, из которых состоит целый пиксель, поэтому пользователь мог смотреть под разными углами на монитор и изображение от этого практически не менялось.
Сегодня дисплеи с MVA экранами используются для работы с текстом и практически непригодны для динамичных изображений, которым отличается любая современная игра или фильмы. Высокая контрастность, равно как и углы обзора позволяют уверенно работать с ними тем, кто работает, например, с чертежами, много печатает и читает.

Не стоит путать контрастность матрицы и такое понятие, как динамическая контрастность монитора. Последняя представляет собою технологию адаптивного изменения яркости экрана в зависимости от выводимого изображения и использует для этого встроенную подсветку. Последние модели мониторов со светодиодной подсветкой обладают отличной динамической контрастностью поскольку время включения светодиода очень малое.

Экран IPS

TFT IPS матрица разрабатывалась с учетом устранения основных недостатков предшествующей технологии - «Twisted Nematic», а именно малых углов обзора и плохой передачи цвета. Из-за своеобразного расположения кристаллов в TN матрице, цвет каждого пикселя варьировался в зависимости от направления взгляда, поэтому пользователь мог наблюдать «переливающуюся» картинку на мониторе. TFT IPS матрица состоит из кристаллов, которые расположены в параллельной плоскости к ее поверхности, а при подаче напряжения на электроды каждого элемента, они разворачиваются на прямой угол.
Последующее развитие технологии привело к появлению таких видов матриц, как Super IPS, Dual Domain IPS и Advanced Coplanar Electrode IPS. Все они, так или иначе, основаны на одном принципе с разницей лишь в расположении жидких кристаллов. На заре своего появления технологию отличал весомый минус - длительное время отклика, составлявшее до 65 мс. Главное же ее преимущество - потрясающая цветопередача и широкие углы обзора (рис. 1), при которых картинка на экране не искажалась, не инвертировалась и не появлялся нежелательный градиент.
Мониторы с IPS матрицей сегодня пользуются огромным спросом и применяются не только в дисплеях для ПК, но и в портативных устройствах - планшетах и смартфонах. Они также применяются в основном там, где важен цвет картинки и максимально точная его передача - при работе с графическим ПО, в дизайне, фотографии и прочее.

Часто многие пользователи путают аббревиатуры IPS или TFT, хотя на самом деле, это в корне разные понятия. «Thin Film Transistor» - это общая технология создания жидкокристаллических матриц, которая может иметь различные воплощения. «In-Plane Switching» - конкретная реализация этой технологии, основанная на своеобразном построении отдельных элементов матрицы и расположения жидких кристаллов в ней. TFT матрица может быть выполнена на базе технологии TN, VA, IPS или других.

Матрица PLS

Тип матрицы PLS – это передовой край развития технологий их создания. Компания Samsung, являющаяся разработчиком этой уникальной технологии, в качестве цели ставила для себя производство матриц, значительно превышающих по параметрам конкурирующую технологию - IPS и во многом ей это удалось. К несомненным преимуществам этой технологии можно отнести:

  • один из самых низких показателей потребления тока;
  • высокий уровень цветопередачи, полностью охватывающий диапазон sRGB;
  • широкие углы обзора;
  • высокая плотность отдельных элементов - пикселей.

Из недостатков стоит выделить время отклика, не превышающее аналогичные показатели в технологии «Twisted Nematic» (рис. 3).

Рис. 3. Сравнение PLS (справа) и TN (слева)

Важно! Выбирая какой тип матрицы монитора лучше, стоит в первую очередь определиться с задачами, поскольку во многих случаях покупка самого современного дисплея может оказаться экономически необоснованной. Новейшие разработки, отличающиеся высоким временем отклика, пригодятся для профессиональных игр или просмотра динамических сцен в видео.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Мониторы с высоким уровнем цветопередачи подойдут для дизайнеров и художников. А если необходим недорогой монитор для серфинга в сети и работы с текстом, то подойдут варианты на основе старых, но проверенных временем технологий.

24. 06.2018

Блог Дмитрия Вассиярова.

Матрицы VA – основа дисплеев с уникально высокой контрастностью

Здравствуйте дорогие читатели моего блога, интересующиеся разновидностями ЖК мониторов. Сегодня очередь дошла до матрицы VA, которая имеет свои эксклюзивные достоинства, но в тоже время является компромиссным вариантом между TN и IPS технологиями.

Традиционно напомню историю ее создания и принцип действия. В 1996 году компания Fujitsu представила разновидность ЖК матрицы с вертикальным, относительно плоскости второго поляризатора, позиционированием жидких кристаллов.

Для тех, кто подзабыл, я напомню общий принцип технологии создания изображения в активном TFT дисплее:

  • На экран направлен свет от подсветки;
  • каждый отдельный пиксель состоит из трех мельчайших отверстий с красным, зеленым и синим светофильтром;
  • Перед каждым RGB элементом стоит модуль с двумя взаимно перпендикулярными поляризационными решетками, исключающими прохождение луча;
  • Между ними имеется ЖК с прозрачными электродами. При подаче на них напряжения, кристалл изменяет поляризацию светового потока, позволяя ему проникнуть через вторую фильтрующую решетку и попасть на светофильтр.

Так на экране получается изображение. Но оно может иметь разные свойства в зависимости от способа размещения молекул в кристалле при спокойном и активированном состоянии. Картинка, получаемая на TN панелях, имела множество недостатков, но и создаваемая на экранах, также не была идеальной. Поэтому, то, что удалось поучить на VA матрице, считалось весьма неплохим результатом.

VA технология наиболее близка к IPS, о чем свидетельствуют такие же темные битые пиксели. Но ее особенность заключается в том, что меняя свое положение, кристаллы выполняли основную функцию с наибольшей эффективностью: либо полностью перекрывая поток света, либо обеспечивали прохождение луча с минимальной потерей яркости.

Она так же требовала улучшения, поэтому позже Fujitsu представили новую, усовершенствованную версию – MVA (multi-domain vertical alignment), а Samsung (также работавший в этом направлении) – PVA (plane-to-line switching) матрицу.

Важные «плюсы» и условные «минусы»

О том, что же получили пользователи в лице VA мониторов мы сейчас и поговорим. А так же о том, почему в результате острой конкуренции между разными ЖК технологиями каждая из них осталась востребованной и заняла свою нишу. Все это, конечно, обусловлено свойствами матриц, которые при прочих общих параметрах, напрямую зависят от позиционирования молекул жидких кристаллов:

  • Как я уже упомянул, VA кристаллический модуль полностью блокирует луч, что позволяет получить глубокий черный цвет. С таким же успехом достигается и максимальная яркость белого. Это главное преимущество данной технологии, благодаря чему картинка получается максимально контрастной и четкой. По данному показателю VA мониторы намного опередили своих конкурентов, а значит, они являются лучшим решением для работы с офисными приложениями, конструкторскими программами и редакторами векторной графики. Так же VA экраны высокого разрешения, детально отображающие различные схемы сложных технологических процессов, незаменимы для диспетчерских служб.

  • Цветопередача остается отличной, на уровне IPS экранов. Ведь здесь так же каждый отдельный цвет имеет 8-и битную кодировку, что позволяет получить множество оттенков.

Вместе с высокой контрастностью это позволяет получить потрясающую по красоте картинку. Этим свойством VA экранов, несомненно, предпочтут воспользоваться графические дизайнеры, фотографы и любители смотреть кинофильмы. Следует отметить, что яркое четкое изображение позволяет без проблем использовать такие мониторы в ярко освещенном помещении или на улице;

  • Но за все эти преимущество приходится расплачиваться определенными недостатками. Расположение молекул кристалла позволяет наслаждаться картинкой только, если вы находитесь непосредственно перед экраном. При боковом просмотре существенно ухудшается цветопередача, а различить оттенки в тенях становиться практически невозможным. Да у VA матрицы углы обзора шире, чем у моделей, но до IPS ей все равно далеко. Но, если вы планируете использовать монитор индивидуально, сидя непосредственно перед ним, то данное свойство можно назвать недостатком, лишь условно;

  • Чтобы изменить структуру жидкого кристалла с вертикальным ориентированием молекул требуется больше времени и энергии. Это негативно отражается и на времени отклика пикселя и на энергопотребление. Последний фактор менее критичен, поскольку значительная часть энергии расходуется и на подсветку. А вот размытие при просмотре динамических сцен является веской причиной, не использовать VA экран в играх со стремительным развитием событий. (Кстати, к любителям стратегий это не относиться. Им наоборот нужен такой монитор с высокий четкостью).

Ценовой вопрос затрагивать не хочу, ведь он довольно условный, поскольку на стоимость мониторов с VA матрицей влияют различные сторонние факторы, в том числе бренд производителя. Хотя в этом есть и свои плюсы. Некоторые специально отдают предпочтение более дорогой PVA технологи, зная, что такие экраны выпускает исключительно Самсунг, гарантируя при этом фирменное качество и надежность.

Клуб поклонников VA технологии

Как видите, для каждого типа ЖК дисплея есть свои условия, при которых он максимально проявляет свои лучшие стороны, а его недостатки становятся несущественными. Это относится и к экрана с VA матрицей, ведь он отлично проявляет себя: для решения широкого спектра производственных задач, при просмотре видеоконтента в обычной светлой жилой комнате (а не затемненной, как кинозал), для игр и, конечно, для общения в соцсетях.

Надеюсь, мои дорогие читатели, среди вас обязательно найдутся те, для кого VA матрица станет оптимальным решением при выборе монитора.

На этом я заканчиваю свой рассказ и прощаюсь с вами.

Удачи и до новых встреч!

За годы развития телевидения в технологиях вывода изображения на экран произошло множество изменений. Качество изображения растет с каждым годом, делая недавно вышедшие бренды устаревшими. Но при этом все виды экранов, будь то телевизоры, дисплеи смартфонов или мониторы компьютеров строятся на базе матриц. Героями этой статьи станут матрицы VA и IPS.

Именно от матрицы зависит большинство характеристик дисплея, таких как цветность и разрешение. Поэтому при выборе вашего нового устройства лучше не полагаться наобум, а выбирать, тщательно проанализировав все возможные варианты.

Появилась данная матрица в 1996 году, представлена японской компанией Fujitsu. Ее название расшифровывается как Vertical Alignment , что дословно переводится как вертикальное выравнивание . Со времени своего появления на рынке она обрела высокую популярность и спектром ее применения являются современные жидкокристаллические телевизоры.

Ее особенность состоит в том, что ее жидкие кристаллы при отсутствии питания на них расположены перпендикулярно экрану. Это и обеспечивает ей главное преимущество среди ей подобных – очень насыщенный черный цвет. Угол обзора при использовании подобной технологии тоже довольно высок. Что же касается недостатков подобной матрицы, то в первую очередь это долгое время отклика. Это мешает использовать подобные матрицы в мониторах, рассчитанных на частую смену изображения, например, для компьютерных игр.

Также некоторые неудобства добавляют так называемые «Плавающие полутона» выражающийся в том, что при сдвиге от центра дисплея часть цветовой палитры начинает искажаться. Но в большинстве случаев это практически незаметно. Относительно IPS технологии она является промежуточной между предшествующей TN и S-IPS. Они проще в производстве, за счет чего дешевле, а по характеристикам близки к IPS матрицам. За время создания было создано несколько модификаций, ее усовершенствования включают в себя:

  1. MVA , пиксель построен из двух частей, что прибавляет резкости изображения.
  2. P-MVA отличается повышенным контрастом и цветопередачей.
  3. AMVA – В ней исправили основной недостаток VA - отклик.

Основные характеристики IPS

Появилась на рынке в 1996 году, сразу став конкурентом VA. Так как в создании принимали участие два производителя, то получило сдвоенное название In Plane Switching от Hitachi и Super Fine TFT от NES. Приоритетом в создании было создание дисплея без типичных недостатков TN. Среди конкуренток, факторами, выделяющими именно IPS, считается большой угол обзора, хорошие характеристики контраста и высокую способность передачи цвета.

Мониторы с IPS отличаются большей толщиной чем построенные на базе других матриц. Эта конструктивная особенность появилась ввиду необходимости применять лампы с большей мощностью. Модель с подсветкой матрицей с повышенной способностью светопроницаемости часто используется на планшетах и смартфонах.

Главное применение подобных устройств нашлось в профессиональной обработке фотографий и рендеринге трехмерных моделей. Также часто их используют при редакции книг и сборников перед выходом. Они нашли свое место за счет высоких характеристик передачи цвета, контрастности и способности очень точно отображать все возможные оттенки. Со времени выпуска была множество раз модифицирована. Наиболее значимыми стали следующие модификации:

  • Первой модификацией классической схемы стала S-IPS матрица. Создана в 1998, был улучшен контраст и отклик.
  • Следующей ступенью стала матрица 2002 года — Advanced Super IPS(AS-IPS) . Главными улучшениями были улучшение яркости и контрастности изображения.
  • В 2007 году, специально для фотографов и дизайнеров появилась матрица H-IPS, в которой были комплексно переработаны оттенки белого.
  • В 2010 была разработана Professional-IPS , в ней появилось поддержка цветового пространства до 102 бит. Количество отображаемых цветов превысило 1 миллиард. Был оптимизирован режим True color . Являлась глубоко модифицированной H-IPS матрицей.
  • В 2009 году выпустили удешевленную на фоне остальных матриц версию, получившую название Enhanced-IPS. В ней используют менее качественное аппаратное обеспечение для снижения стоимости производства. При этом время отклика значительно улучшилось. Частьпикселейбылаурезана, ухудшивкачествополутонов и количество цветов.
  • Также в 2011 корейским производителем Samsung был представлен новый тип, получивший техническое обозначение Plane-to-Line Switching . Плотность пикселей в PLS матрицах выше чем у аналогов, за счет чего повышается яркость. Также при использовании подобной схемы улучшается потребление энергии. Но при этом контрастность и цветовой охват гораздо ниже чем у аналогов. PLS используется в планшетах, смартфонах данной компании.

Схожесть

Кроме функции и года производства данные матрицы ни в чем не похожи.

Разница между технологиями IPS и VA

Размещение жидких кристаллов в IPS матрице по умолчанию является горизонтальным, а у VA вертикальным, исходя из этого у матриц VA возможно только горизонтальное движение кристаллов, а у IPS вертикальное. При отсутствии подачи питания на кристаллы, вертикально расположенные кристаллы находятся между собой более плотно, чем предоставляют VA-технологии лучшее запирание света. Это обеспечивает насыщенные черные тона.

У другой технологии кристаллы при закрытии пропускают гораздо больше света. Однако это же искажает изображение на телевизорах с VA технологией при отклонении от прямых углов. И наоборот, в телевизорах с матрицами IPS изображение не будет плыть даже под очень большими углами. Так что главными преимуществами VA является контраст и глубокий черный, а IPS берет свое углами обзора.

Уровень черного в VA матрице достигает 0.015 нит, при использовании IPS же он выше в несколько раз. Поэтому изображение, полученное на матрице VA в более темных помещениях будет отличаться повышенным качеством. Что касается уровней передачи цвета, то характеристики обеих матриц примерно равны. Однако из-за все того же уровня черного и контраста, большинство зрителей считают, что VA обеспечивает более яркие цвета.

Чему отдать предпочтение

Если ваш дом отличается большим размером, и вы собираетесь часто смотреть телевизор в большой компании, то преимущество IPS технологии будет для вас очевидным. Углы обзора, без потери качества примерно в два раза выше чем у конкурирующей матрицы. Что даст возможность смотреть любимые шоу находясь в любой части комнаты. К тому же экраны с этой технологией потребляют гораздо меньше электроэнергии.

Матрица VA же подойдет для просмотра фильмов вечером, после работы в прекрасном качестве. На ней всегда будут яркие цвета и оттенки. К тому же в производстве подобные матрицы будут дешевле чем IPS, что позволит вам немного сэкономить. Однако, на данный момент обе эти технологии обладают сравнимыми характеристиками и поэтому именно вам решать, преимущества какой матрицы вам ближе.

Вопрос от пользователя

Здравствуйте.

Хочу купить ноутбук, но не знаю какой☺. Все пользователи смотрят на процессор, память - а вот я на монитор, не знаю на чем остановиться. В основном, в DNS предлагают два типа матриц: TN+Film или IPS (ноутбук с IPS матрицей дороже раза в 2). Какую лучше выбрать?

Всем доброго времени!

Вообще, большинство неискушенных пользователей вряд ли сможет заметить разницу в качестве изображения на мониторах (да и многие об этом даже не задумываются), если ему не показать эти мониторы вместе с одной и той же картинкой. А еще лучше покрутить их в разные стороны - вот тогда... да, эффект разорвавшейся бомбы!

Ну вообще, сейчас в продаже встречаются мониторы с разными типами матриц, чаще всего их три: TN (и разновидности вроде TN+Film), IPS (AH-IPS, IPS-ADS и прочие) и PLS. Вот их и попробую сравнить в этой небольшой статье с точки зрения обычного пользователя (разные научные термины, вроде углов цвета пикселей, преломления лучей - здесь не будет ☺). И так...

Сравнение PLS, TN (TN+Film) и IPS матриц

В статье постараюсь указать основные достоинства/недостатки каждый матрицы, приведу несколько фото рядом стоящих мониторов, чтобы можно было наглядно оценить качество картинки. Думаю, так информация будет более доступна для большинства пользователей.

Важно!

Сразу хочу отметить, что кроме матрицы, обратите внимание на производителя монитора! Матрица-матрице рознь, и даже два монитора на TN матрицах могут показывать разную картинку! Рекомендую в первую очередь обращать внимание на проверенных брендов: Dell, Samsung, Acer, Sony, Philips, LG (которые уже зарекомендовали себя).

И так, начнем с самой популярной матрицы TN (и ее часто-встречаемой разновидности TN+Film, по большому счету, мало чем отличающаяся от нее).

TN матрица

Если зайти в любой магазин компьютерной техники и посмотреть характеристики ноутбуков (или мониторов) - то у подавляющего большинства дешевой и средне-ценовой категории устройств стоит TN матрица. У нее есть одно из главных достоинств - она достаточно дешева, при этом обеспечивает (в целом) весьма неплохую картинку!

IPS vs TN+Film разница на лицо! // С другой стороны вы же не сидите перед ноутбуком сбоку (может даже лучше - никто со стороны не увидит, чем вы занимаетесь!)

Основные достоинства TN матриц:

  1. одна из самых дешевых матриц (благодаря этому многие могут позволить себе купить ноутбук/монитор);
  2. небольшое время отклика: любые динамичные сцены в играх или фильмах смотрятся хорошо и плавно (при недостаточном времени отклика монитора - такие сцены могут "поплыть", пример ниже). На мониторах с матрицей TN - такого, скорее всего, не будет, т.к. даже дешевые модели имеют время отклика 6 мс и ниже (если время отклика более 7-9 мс - то во многих играх/фильмах - вы будете испытывать дискомфорт при резких и быстрых сценах).
  3. никто со стороны не разберет вашу картинку: для тех, кто смотрит сбоку или сверху, она становиться блеклой и на ней тяжело различать цвета (пример на фото выше и ниже ☺).

IPS против TN (планшет и ноутбук, для сравнения). Вид сверху на одну и ту же картинку!

IPS-матрица (Глянцевая поверхность экрана) против TN-матрицы (матовая поверхность экрана). Одна и та же картинка

Время отклика на примере спортивной трансляции: слева - 9 мс, справа - 5 мс (при просмотре вроде и не бросается в глаза, но если сфотографировать рядом стоящие мониторы - то разница ЕЩЕ как заметна!)

Недостатки:

  1. необходимо правильно сидеть и смотреть прямо перпендикулярно в монитор: если слегка прилег на кресле во время просмотра фильма (скажем) - картинка становиться менее красочной и плохо-читаемой;
  2. низкая цветопередача: если вы будете работать с фото (да и вообще с графикой), то вы заметите, что некоторые цвета не так ярки, и на других мониторах они смотрятся лучше;
  3. вероятность появления битых пикселей на данном типе матрице выше (битый пиксель - белая точка на экране, которая не передает картинку: т.е. никак не светится. Обычно представляет из себя просто белую точку на экране).

Вывод : если вы любите динамичные фильмы и компьютерные игры (стрелялки, гонки и пр.) - то матрица TN+Film весьма неплохой выбор. К тому же, если много читаете - то не такой яркий свет от монитора более положительно сказывается на глаза, они меньше устают.

Для тех, кто работает с графикой (много фотографирует, редактирует фото и картинки) - монитор с TN матрицей не очень хороший выбор из-за более низкой цветопередачи.

Важно!

Кстати, многие пользователи (кто много и долго работает за ПК) также, как и я отмечают, что не всегда яркая и сочная картинка положительно сказывается на глазах. Некоторые специально покупают мониторы с TN матрицей, т.к. от них меньше устают глаза.

И, думаю, в этом есть толика правды (я долго работал и за IPS, и за TN - и сейчас, пришел к тому, что работаю за матовым монитором с TN матрицей). Вообще, свое мнение про проблему усталости глаз выразил в этой статье:

PS: правда я не дизайнер, и мало работаю с фото и яркими иллюстрациями, поэтому не истина в последней инстанции ☺.

IPS и PLS

IPS матрица была разработана компанией Hitachi, и отличает ее от TN, прежде всего, более лучшая цветопередача. Правда, сразу же хочется отметить, что цена изготовления - возросла в разы, поэтому мониторы на этой матрице стоят в несколько раз дороже, чем на TN.

Что касается PLS - то это разработка Samsung, как альтернатива IPS. И стоит отметить, что разработка весьма и весьма интересна: яркость и цветопередача на ней (на мой взгляд) даже выше, чем на IPS (взгляните на фото ниже).

IPS vs PLS матрицы

Причем, мониторы на PLS матрице обладают более низким энергопотреблением по сравнению с теми же TN или IPS (примерно на 10%), что может быть очень актуально при работе устройств от аккумуляторных батарей.

И у PLS и у IPS матриц хорошие углы обзора: картинка не искажается и цвета не теряют своей яркости и оттенка, даже если вы станете под углом в 170 градусов (а это значит, что все сидящие справа/слева/по центру от монитора - будут видеть одинаковую качественную картинку).

Также стоит добавить, что PLS матрица позволяет добиться малого времени отклика, практически такого же, как на TN матрицах. А вот при выборе IPS матрицы - нужно быть особенно внимательным на этот параметр: т.к. далеко не у всех мониторов время отклика 6 мс и меньше (хотя, я бы уже ориентировался на 5 и ниже ☺). Если вы часто проводите время с динамичными сценами в играх - то недорогой монитор с высоким временем отклика на IPS матрице, скорее всего, не самый лучший выбор.

Что касается IPS, то у нее много разновидностей (часть приведу здесь, но это не все ☺) :

  1. S-IPS (или Super IPS) – эта разновидность с улучшенным временем отклика;
  2. AS-IPS - с улучшенной контрастностью и яркостью;
  3. H-IPS – более натуральный и естественный белый цвет;
  4. P-IPS – повышенное количество цветов (считаются одни из лучших мониторов по точности и качеству картинки);
  5. AH-IPS – аналогична P-IPS, с доработанными углами обзора и более естественными несколькими оттенками (по сути мало чем отличается от предыдущей, разве только более высокой ценой);
  6. E-IPS – дешевый тип IPS матрицы, обычно встречается на относительно-недорогих устройствах. Тем не менее, даже этот тип матрицы превосходит по качеству большинство TN+Film.

PS

Кстати, при покупке монитора ОБЯЗАТЕЛЬНО обратите внимание на тип поверхности, встречаются: матовые и глянцевые . Матовые - хороши тем, что на них не видно вашего отражения и бликов, но они не так ярки и не так "сочно" передают картинку, как глянцевые. Если работаете часто на улице или у вас комната часто освещена солнцем - то присмотритесь в первую очередь к матовой поверхности (или ее разновидности - анти-бликовой).

На этом всё, за дополнения по теме - отдельная благодарность...

Давно меня мучал вопрос: чем отличаются изображение у современных мониторов с матрицами TN, S-IPS, S-PVA, P-MVA. Мы с другом , решили сравнить.

Для тестов взяли два 24"" монитора (на S-IPS к сожалению не нашли ничего:():
- на дешевой матрице TN Benq V2400W
- на матрице P-MVA средней категории Benq FP241W .

Характеристики кандидатов:

Benq V2400W

Тип матрицы : TN+Film
Дюймы : 24"
Разрешение : 1920x1200
Яркость : 250 кд/м2
Контрастность : 1000:1
Время отклика : 5мс / 2 мс GTG

Benq FP241W

Тип матрицы : P-MVA (AU Optronics)
Дюймы : 24"
Разрешение : 1920x1200
Яркость : 500 кд/м2
Контрастность : 1000:1
Время отклика : 16 мс / 6 мс GTG

Тенденции последних лет

Матрицы TN (TN+film) улучшают по цветопередаче, яркости и углам обзора.
Матрицы *VA (S-PVA/P-MVA) улучшают по времени отклика.

До чего дошел прогресс?

Уже сейчас можно смотреть фильмы на матрицах TN(TN+Film), работать c цветом в редакторах.
На *VA играть в игры без эффекта замыленности (motion blur).

Но и различия всё таки есть.

Яркость

У Benq V2400W (TN) изначальные настройки цветов (RGB) установлены практически на максимум. При этом по яркости (на максимальных настройках) он не дотягивает до *VA (на средних настройках). В сравнениях с другими TN мониторами указывают, что у V2400W яркость ниже, чем у конкурентов (увы, мы сравнить не смогли:)), но могу с уверенностью сказать, что яркость *VA мониторов будет выше, чем TN мониторов.

У Benq FP241W (*VA) из-за яркости подсветки - чёрный тоже яркий. У TN - чёрный остался абсолютно чёрным, когда мы сравнивали включенное и выключенное состояния мониторов. Возможно это отсутствует на других моделях *VA и присутствует у TN. (жду комментариев с проверкой этого утверждения:))

Чёрный цвет *VA нисколько не мешает в работе и ассоциируется с чёрным (слава нашим привыкающим глазам:) и хорошей контрастности 1000:1 монитора). И разность яркостей чёрного видна только в сравнении (когда один монитор поставить рядом с другим).
За счёт высокой яркости цвета на *VA кажутся немного насыщенней, а белый цвет белее у *VA - на TN, в сравнении, он кажется серым.
Такой эффект вы сами замечали, когда например переключали температуру цвета на мониторе с 6500 на 9300, когда ваши глаза уже привыкли к другой цветовой температуре (наверное здесь большинство хабралюдей полезло менять температуру:)). Но когда глаза снова привыкают, на TN белый становится снова белым:), а другая температура либо голубее, либо желтее.

Цвета

Цвета у TN мониторов и *VA можно хорошо откалибровать (чтобы трава была зеленая, небо голубое, а цвета кожи на фотографиях не желтели).

На TN мониторах хуже различаются близкие друг к другу яркие и тёмные цвета (например, ярко-голубой с белым, на облаках, близкие к чёрному (4-5%) и белому (3-5%)). Ещё различия этих цветов меняются в зависимости угла обзора, переходя в негатив, либо исчезают. Но похоже за счёт этого на TN мониторах чёрный является действительно чёрным.

У *VA виден полный спектр цветов - на хорошей видеокарте и настройках видны все градиенты цветов от 1 до 254, не завися от угла обзора.

Фотографии на обоих мониторах смотрелись хорошо и имели достаточно насыщенные цвета.

Оба монитора имеют 16.7 Млн цветов (а не 16.2, как у некоторых TN) - градиенты выглядели идентично без цветовых «промахов».

Углы обзора

Первое основное отличие TN и *VA - это углы обзора мониторов.

Если смотреть на TN монитор прямо в центр, то сверху и снизу экран начинает немного искажать (затемнять) цвета. Это заметно на ярких цветах и тёмных цветах - тёмные цвета становятся чёрными, а яркие сереют. Слева и справа затемнение от угла заметно намного меньше - что скорее всего и подталкивает производителей делать мониторы с большой диагональю широкоформатными (wide) :). Плюс, из-за этого эффекта некоторые цвета начинают переходить в другие и сливаться.
Сверху и особенно снизу на TN монитор смотреть сложно - малоконтрастные цвета искажаются, становятся блеклыми, инвертируются и сливаются очень сильно.

На *VA мониторах искажения цвета (вернее яркости) тоже присутствуют. Если смотреть на монитор в центр на расстоянии менее 40 см, то на белом цвете видны небольшие побледнения по углам монитора (см. рисунок), которые захватывают около 2-3% углов. Цвета не искажаются. То есть, если смотреть на монитор с самого большого угла наклона, то картинка не потеряет своих цветов, просто она будет немного засветлена.
Из-за отсутствий искажений *VA мониторы делают поворачивающимися на 90 градусов.

Просмотр видео на TN с дивана возможен, но только его необходимо направить точно на смотрящих (по вертикали). С *VA проблем с поворотом экрана на зрителя не возникает, фильм можно смотреть практически с любых углов. Искажения не значительны.

Время отклика

Второе основное отличие - это время отклика. Бывшее.
Уже сейчас во всю ногу шагают системы overdrive - и если раньше это играло главную роль, то сейчас ушло на второй план.

Мониторы TN в этом направлении лидируют и считаются лучшими для геймеров. Шлейфов на них не видно уже достаточно давно. На фотографиях - летящий в угол квадрат удваивался.

Мониторы *VA смотрят на TN пятки. Поиграв в Team Fortress 2, W3 Dota, Fallout 3, никаких искажений и размытых шлейфов (blur-эффекта) не было замечено. Просмотр видео тоже увенчался успехом. На фотографиях - летящий в угол квадрат утроился.

Визуально, в тесте, если хорошо приглядеться, бегающий квадрат на матрице *VA имел всего в 1.1 раза больший шлейф.

Что бы я выбрал?

Если вы пытаетесь выбрать между S-IPS или *VA матрицами и не знаете, что выбрать, то я советую *VA, которым вы будете очень довольны. *VA отлично подходит для работы с цветом - переплачивать в 2 раза больше за название матрицы и большие углы обзора S-IPS, по сравнению *VA не стоит - разница в качестве не стоит этих денег.

Для игр, офисных/интернет дел, просмотра фотографий, простейшего редактирования картинок, фотографий и видео, и просмотра фильмов в одиночку - отлично подойдёт TN. Даже при необходимой сноровке + специфических режимов SuperBright (Video) можно смотреть фильмы на TN на диване при незначительных, незаметных искажениях цветов (а, да зачем они фильму:)).

Для обработки фотографий, работы с цветом в видео (в нужных местах смонтировать можно и на TN, ага?), рисованием на планшете, лучше подойдёт *VA. В бонус - на нём отлично можно смотреть фильмы, развалившись в кресле (высокая яркость в помощь). А играть и заниматься интернет/офисными делами на нём так же удобно, как и на TN.

P.s. После покупки *VA, я сразу заметил на «Welcome screen» в Windows XP слева снизу фиолетовый градиент:), чего не замечал на старых TN.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: