Что такое видимая кэш память. Взаимодействие кэш-памяти с ОЗУ. Кэширование жесткого диска

Как уже упоминалось ранее, статическая оперативная память нашла применение в кэш-памяти . Основное достоинство статической памяти - это ее быстродействие. Основной недостаток - большой физический объем, занимаемый памятью и высокое энергопотребление.


Напомним, что ячейка статической памяти построена на транзисторном каскаде, который может содержать до 10 транзисторов. Поскольку, время переключения транзистора из одного состояния в другое ничтожно мало, то и скорость работы статической памяти высока.


Кэш-память имеет небольшой объем и размещается непосредственно на процессорном кристалле. Ее скорость работы гораздо выше, чем у динамической памяти (модули ОЗУ), но ниже, чем работают регистры общего назначения (РОН) центрального процессора.


Впервые кэш-память появилась на 386-х компьютерах и располагалась она на материнской плате. Материнские платы 386 DX имели кэш-память объемом от 64 до 256 Кб. 486-е процессоры уже имели кэш-память, расположенную на процессорном кристалле, но кэш-память на материнской плате была сохранена. Система кэш-памяти стала двухуровневой: память на кристалле стали называть кэшем первого уровня (L1), а на материнской плате - кэшем второго уровня (L2). Со временем кэш второго уровня "перебрался" на кристалл процессора. Первой это осуществила AMD на процессоре K6-III (L1 = 64 Kb, L2 = 256 Kb).

Наличие кэшей двух уровней потребовало создания механизма их взаимодействия между собой. Существует два варианта обмена информацией между кэш-памятью первого и второго уровня, или, как говорят, две кэш-архитектуры: инклюзивная и эксклюзивная .

Инклюзивная кэш-память

Инклюзивная архитектура предполагает дублирование информации, находящейся в L1 и L2.


Схема работы следующая. Во время копирования информации из ОЗУ в кэш делается две копии, одна копия заносится в L2, другая копия - в L1. Когда L1 полностью заполнен, информация замещается по принципу удаления наиболее "старых данных" - LRU (Least-Recently Used). Аналогично происходит и с кэшем второго уровня, но, поскольку его объем больше, то и информация хранится в нем дольше.


При считывании процессором информации из кэша, она берется из L1. Если нужной информации в кэше первого уровня нет, то она ищется в L2. Если нужная информация в кэше второго уровня найдена, то она дублируется в L1 (по принципу LRU), а затем, передается в процессор. Если нужная информация не найдена и в кэше второго уровня, то она считывается из ОЗУ по схеме, описанной выше.


Инклюзивная архитектура применяется в тех системах, где разница в объемах кэшей первого и второго уровня велика. Например, у Pentium 3 (Coppermine): L1 = 16 Kb, L2 = 256 Kb; Pentium 4: L1 = 16 Kb, L2 = 1024 Kb. В таких системах дублируется небольшая часть кэша второго уровня, это вполне приемлемая цена за простоту реализации инклюзивного механизма.

Эксклюзивная кэш-память

Эксклюзивная кэш-память предполагает уникальность информации, находящейся в L1 и L2.


При считывании информации из ОЗУ в кэш - информация сразу заносится в L1. Когда L1 заполнен, то, по принципу LRU информация переносится из L1 в L2.


Если при считывании процессором информации из L1 нужная информация не найдена, то она ищется в L2. Если нужная информация найдена в L2, то по принципу LRU кэши первого и второго уровня обмениваются между собой строками (самая "старая" строка из L1 помещается в L2, а на ее место записывается нужная строка из L2). Если нужная информация не найдена и в L2, то обращение идет к ОЗУ по схеме, описанной выше.


Эксклюзивная архитектура применяется в системах, где разность между объемами кэшей первого и второго уровня относительно невелика. Например, у Athlon XP: L1 = 64 Kb, L2 = 256 Kb. В эксклюзивной архитектуре кэш-память используется более эффективно, но схема реализации эксклюзивного механизма гораздо сложнее.

Взаимодействие кэш-памяти с ОЗУ

Поскольку, кэш-память работает очень быстро, то в кэш помещается информация, к которой часто обращается процессор - это значительно ускоряет его работу. Информация из ОЗУ помещается в кэш, а потом к ней обращается процессор. Существует несколько схем взаимодействия кэш-памяти и основной оперативной памяти.


Кэш-память с прямым отображением. Самый простой вариант взаимодействия кэша с ОЗУ. Объем ОЗУ делится на сегменты (страницы), по объему равные объему всего кэша (например, при объеме кэша 64 Кб и ОЗУ разбивается на страницы по 64 Кб). При взаимодействии кэша с ОЗУ, одна страница ОЗУ размещается в кэш-памяти, начиная с нулевого адреса (т.е., с самого начала кэша). При повторной операции взаимодействия, следующая страница накладывается поверх существующей - т.е., фактически прежние данные заменяются на текущие.


Достоинства : простая организация массива, минимальное время поиска.

Недостатки : неэффективное использование всего объема кэш-памяти - ведь вовсе не обязательно, что данные будут занимать весь объем кэша, они могут занимать и 10%, но следующая порция данных уничтожает предыдущую, таким образом, фактически имеем кэш с гораздо меньшим объемом.


Наборно-ассоциативная кэш-память. Весь объем кэша делится на несколько равных сегментов, кратных двойке в целой степени (2, 4, 8). Например, кэш 64 Кб может быть разделен на:

  • 2 сегмента по 32 Кб каждый;
  • 4 сегмента по 16 Кб каждый;
  • 8 сегментов по 8 Кб каждый.

Pentium 3 и 4 имеют 8-канальную структуру кэша (кэш разбит на 8 сегментов); Athlon Thunderbird - 16-канальную.


При такой организации, ОЗУ делится на страницы, равные по объему одному сегменту кэша (одному кэш-банку). Страница ОЗУ пишется в первый кэш-банк; следующая страница - во второй кэш-банк и т.д., пока все кэш-банки не будут заполнены. Дальнейшая запись информации идет в тот кэш-банк, который не использовался дольше всего (содержит самую "старую" информацию).


Достоинства : повышается эффективность использования всего объема кэша - чем больше кэш-банков (выше ассоциативность), тем выше эффективность.

Недостатки : более сложная схема управления работой кэша; дополнительное время на анализ информации.


Ассоциативная кэш-память. Это предельный случай предыдущего варианта, когда объем кэш-банка становится равным одной строке кэш-памяти (дальше делить уже некуда). При этом любая строка ОЗУ может быть сохранена в любом месте кэш-памяти.


Запоминающий кэш-массив состоит из строк равной длины. Емкость такой строки равна размеру пакета, считываемого из ОЗУ за 1 цикл (например, Pentium 3 - 32 байта; Pentium 4 - 64 байта). Строка загружается в кэш и извлекается только целиком.


Достоинства : максимальная эффективность использования пространства кэш-памяти.

Недостатки : наибольшие затраты времени на поиск информации.

В этой статье будет рассказано, что такое кэш и какие существуют виды. Этот вопрос часто задают пользователи компьютера, которые не до конца понимают значение этого термина. Существует несколько видов кэш-памяти на разных устройствах. Она является неотъемлемой частью компьютера и просто необходима ему для качественной работы. В статье будут детально описаны отличия и рассказано о том, когда кэш стоит очищать и к чему это приведет.

Что такое кэш-память?

Кэш— это участок памяти, забранный с жесткого диска, в котором хранится информация, наиболее часто необходимая процессору вашего устройства. Он помогает упростить работу процессора в тех случаях, когда ему необходимо долго искать или загружать информацию. Проще говоря, эта информация, которая хранится очень близко к самому процессору. То есть устройство помещает в хранилище информацию или же команды, которые используются наиболее часто, это позволяет устройству находить быстрее требуемый материал. Кэш может быть разным. Допустим, существует кэш компьютера, браузера, смартфона. Чаще всего устройство помещает в этот участок памяти обработанную информацию для того, чтобы не обрабатывать её повторно и не тратить лишнее время. Что такое кэш-память, теперь понятно. Посмотрим, где она используется.

Что такое кэш компьютера?

Компьютер имеет оперативную память, которую он использует для оптимизации работы. Кэш-память в компьютере является буфером между процессором и оперативной памятью. Она расположена недалеко от самого процессора, поэтому ему быстрее использовать информацию, заложенную в ней, нежели добираться к оперативной.

Пример работы

Можно привести пример работы кэш-памяти, чтобы правильно понять её суть. Человеку требуется узнать номера телефонов, которые он не помнит. Найти телефоны в справочнике будет равноценно тому, как процессор ищет информацию в оперативной памяти. Если эти номера телефонов будут записаны на отдельном листе, человеку удастся быстро узнать их без поиска в справочнике. Вот этот листок является примером кэш-памяти. Компьютер автоматически загружает туда информацию, которая часто может стать полезной. Это, конечно же, сильно оптимизирует работу компьютера, за счет этого повышается его производительность.

Кэш браузера

Браузер также использует кэш-память. Он загружает туда информацию, картинки, звуки и другое. Это можно заметить по тому, как браузер быстрее открывает сайт, на который вы часто заходите, нежели тот, на какой попали в первый раз. Это происходит, потому что браузер "понимает", что этот сайт часто посещается вами, и для того, чтобы каждый раз не загружать информацию с него и не тратить на это время, он сохраняет её в кэш-память, чтобы оптимизировать работу и сэкономить время. Для этого временного хранилища браузер использует место на жестком диске. Размер кэша браузера можно настроить в самом браузере. Но стоит помнить, что если он заполнит информацией все место, то новая информация будет загружаться туда способом вытеснения старой, которая не используется. Кэш браузера можно легко очистить, если вы не считаете его нужным.

Кэш для игр на "Андроид"

Пользователи смартфонов "Андроид" часто задаются вопросом о том, что такое кэш для "Андроид". Чаще всего он требуется для игры с трехмерной графикой, которая требует большего пространства для дополнительных материалов. Иногда для игр он скачивается самостоятельно при входе в игру. Используя интернет, игра самостоятельно загружает требуемую ей информацию и помещает её в хранилище. Но иногда случается так, что кэш для игры нужно поместить в хранилище самостоятельно. Сделать это можно, следуя инструкции к установке игры. Чаще всего игра с кэшем устанавливается следующим образом. Установочный файл помещается в любое место на вашем устройстве, ведь этот файл требуется просто установить. Кэш, в свою очередь, должен быть помещен в специально отведённое место на вашем смартфоне, для того чтобы во время запуска игры он начал считывать информацию с нужного места. Если кэш расположен там, где нужно, игра будет спокойно функционировать. Место, куда нужно его копировать, указано в описании игры.

Что значит "очистить кэш"?

Что такое "очистить кэш", знает не так много людей. Это означает удалить всю накопившуюся информацию на вашем устройстве, нужную для оптимизации работы компьютера. Делать это нужно только в том случае, если это крайне необходимо. Допустим, после удаления кэша браузера, сайты, которыми вы постоянно пользуетесь, будут загружаться немного дольше. Ведь ему нужно будет заново загрузить всю информацию, находящуюся на сайте. После удаления кэша на смартфоне игры, которые его требуют, не смогут запуститься без этих материалов.

Человек должен понимать, что такое почистить кэш, и знать, к чему это может привести. Конечно, иногда случаются ситуации, когда очистить его необходимо. Это может быть связано с переполнением памяти или же неполадок, к которым он может привести. Иногда случается, что кэш может мешать работе компьютера. За этим необходимо следить. Программа CCleaner способна найти в системе тот кэш, в котором вы не нуждаетесь, и удалить его. Эта программа сильно помогает оптимизировать работу компьютера. Она может проверить ваш компьютер на ошибки, очистить системный реестр, а также выставить автозагрузку программ при запуске компьютера. Это тоже можно назвать немаловажной функцией. Ведь часто программы, которые мы скачиваем с интернета, автоматически загружаются при запуске "Виндовс". Если большое количество таких программ загружается во время старта компьютера, это может занимать много времени при включении. Это легко может исправить программа CCleaner, вы сами сможете выставить автозапуск программ, в которых нуждаетесь, а какие вам не нужны при запуске системы. Когда вы уже знаете, что такое очистить кэш, нужно детально узнать причины, зачем нужно это делать.

Зачем чистить кэш?

Одна из причин, почему эту память необходимо очищать, - это свободное место на диске. Особенно это касается людей, которые имеют несколько браузеров. Каждый браузер для своего личного кэша будет забирать пространство с вашего жесткого диска, это может существенно сказаться на памяти.

Также он сохраняет оформление сайтов. Допустим, если вы заходили на сайт, ваш браузер сохранит его оформление. И после вышедшего нового оформления вы не сможете его увидеть, так как вам будет показано оформление, сохраненное в вашем кэше. Кроме того, он также сохраняет историю посещений сайтов. Если вы не желаете, чтобы кто-то мог посмотреть сайты, которые вы посещаете, вы также можете его очистить. Удалить лишний кэш с вашего смартфона также будет полезно. Часто игры при удалении его оставляют. Поэтому на вашем телефон может оставаться кэш игры, которой уже нет на компьютере, и этим забирать достаточно много памяти. Учитывая то, что смартфон имеет не так много памяти, как компьютер, это играет большую роль. Надеемся, эта статья дала вам общие понятия и помогла ответить на вопрос о том, что такое кэш.

Инструкция

Папка, в которой расположены временные файлы интернета, по умолчанию имеет в компьютере атрибут «скрытая». Для того чтобы найти кэш-память , надо включить показ скрытых файлов и папок. Нажмите «Пуск» → «Панель управления» → «Свойства папок», выберите раздел «Вид» и в нем вариант «Показывать скрытые файлы и папки». Затем нажмите «ОК».

В браузере Windows Internet Explorer войдите в настройки браузера через значок шестеренки, расположенный справа наверху страницы. Перейдите к «Свойствам обозревателя», в раздел «Общие» → « История просмотра», выберите «Параметры». В окне с параметрами нажмите «Показать файлы». Откроется список файлов, сохраняемых обозревателем в своей кэш-памяти .

Чтобы найти путь к файлам в Mozilla Firefox, введите в адресную строку браузера about:cache. Откроется окно с информацией о кэше, в разделе Cache Directory и будет указан нужный путь. Скопируйте его и затем вставьте в строку поиска проводника Windows. Открывшийся список файлов и будет содержимым кэш-памяти Mozilla Firefox.

Для браузера Opera путь к кэшу будет зависеть от операционной системы вашего компьютера. Если у вас установлена Windows XP, кэш будет расположен по адресу C:Documents and SettingsИмя пользователяLocal SettingsApplication DataOperaOperacachesesn. А в Windows7 кэш содержится в папке C:UsersИмя пользователяAppDataLocalOperaOperacachesesn.

Полезный совет

Для Internet Explorer папку с интернет-файлами можете найти через проводник - отыщите на компьютере папку, которая так и называется - Temporary Internet Files.

Кэш браузера Mozilla Firefox находится в папке Default. Вы можете найти ее через путь C:\Users\Имя пользователя\AppData\Local\Mozilla\Profiles\xxxxx.default.

Источники:

  • Как очистить кэш и историю браузера
  • как найти кэш браузера

Вы часто смотрите фильмы и ролики онлайн. Хочется их каким-то образом сохранить. Бывает так, что ресурс, на котором вы их смотрите, не допускает скачивания. Это не помеха, ведь можно сохранить их на жестком диске вашего компьютера, используя кэш браузера. Как это сделать, читайте далее.

Инструкция

Запустите браузер. Затем перейдите на сайт, где вы смотрите ролики или . Чтобы скопировать кэш, нужно знать в какую папку он сохраняется. Откройте программу «Проводник» или альтернативную ей, например Total Comander. Перейдите в директорию, в которой установлен ваш браузер.

Найдите папку кэш. Все ролики, которые вы просматриваете в интернете, автоматически сохраняются в эту папку. По окончании просмотра, происходит их автоматическое удаление. Существует ошибочное мнение, что для содержания файлов в кэше браузера используются ресурсы оперативной памяти. Если речь идет о ролике длительностью примерно 20 минут, это логично, но когда вы смотрите фильмы, продолжительность которых может достигать и трех часов, то разумно было бы предположить, что данная информация, могла бы просто перегрузить оперативную память и привести к зависанию компьютера.

После того, как ролик или фильм будет полностью загружен, скопируйте его и переместите в другую директорию. Чтобы его потом можно было просмотреть, переименуйте его, присвоив в конце расширение swf. Данная подходит не только для копирования мультимедийного продукта, но и для любой другой информации, которая временно сохраняется в папке кэш.

Если у вас не получилось обнаружить эту папку вручную, проследите ее адрес с помощью настроек вашего браузера. Для этого нажмите на панели инструментов пункт «Справка», в нем выберите «О программе». Появится список. В нем выберите пункт «Блок пути». Затем, чтобы быстрее найти директорию, нажмите Ctrl+F и введите слово кэш. Затем нажмите кнопку Enter. В списке выберите пункт, который отражает месо нахождения ранее упомянутой папки на вашем жестком диске.

Мало кто знает о том, что на посещенные сайты можно зайти и в автономном режиме, открыв страницы, которые вы уже посещали, из кэша браузера. Однако, даже если человек помнит о наличии кэша, у него не всегда получается открыть посещенную когда-то страницу в оффлайн-режиме по причине невозможности поиска нужной страницы кэша. Если же вам хочется сохранить какой-то сайт, полностью просмотренный в сети, на компьютер, то перспектива извлекать все его элементы из кэша тоже радует далеко не всех. Тем не менее, есть хороший способ сохранять кэш браузера в виде сайтов – это программа HTML Converter 2.0.

Инструкция

Запустите HTML Converter и в разделе Cache type укажите тип вашего браузера. После этого в разделе Cache folder укажите путь , в которой содержится кэш. В последнюю очередь укажите destination folder – папку назначения, в которой будет сохранен результат работы.

Установите галочки у параметров Convert Java commands, links to local references, detect index pages.

Если вы хотите сохранить на жестком диске все сайты, имеющиеся в кэше, поставьте галочку на пункте «Загрузить все веб-сайты». Нажмите Convert и выберите в открывшемся окне те сайты из предложенного списка, которые вы хотите сохранить. Подтвердите нужные сайты и ждите результата.

Видео по теме

Источники:

  • Здрасте, как сохранять кэш музыки в ВК на сд карту?, Андроид

Веселее идти в путь, когда попутчик - опытный товарищ. Но как найти такого в неизвестной местности и не нарваться на неприятности? Слишком много развелось повсюду желающих заработать, не разбирающихся как следует в своем деле. А ведь от этого зависит безопасность.

Инструкция

Составьте перечень качеств идеального проводника . Для этого проанализируйте сделанные записи. Подумайте, что еще вы хотели бы . Например, вы желаете любоваться местными красотами в и потому проводник должен быть молчаливым. Или он непременно должен уметь оказывать первую , потому что вы не уверены, как подействует местный климат на вашего сына.

Обратитесь к неофициальным источникам информации. Можно поговорить с местными жителями. Хорошо бы найти туристов, которые ранее пользовались такими услугами. Получите от них контакты возможных проводников.

Сделайте окончательный выбор. Протестируйте каждого кандидата по вашему перечню идеального проводника . Можно устроить что-то вроде собеседований. Серьезно подходите к этому вопросу, чтобы не было разочарований.

Обратите внимание

Не перекладывайте всю ответственность на проводника. Позаботьтесь, чтобы о вашем пути знали родственники и служащие отеля, в котором вы остановились. В жизни бывают разные ситуации.

Будьте благоразумны и берите с собой все необходимое, даже если вас убедили, что путь абсолютно безопасен. Подумайте о запасе воды, пищи, о необходимых предметах на случай особых обстоятельств.

Полезный совет

Может оказаться, что вы проведете в дороге в 3 раза дольше времени, чем планировали. Что изменится для вас, если так случится? Смоделируйте эту ситуацию заранее, приведите в порядок необходимые дела, возьмите с собой дополнительные вещи. Мыслите так, будто вы сами - главный проводник.

Источники:

  • Где находится Проводник в Windows и для чего он предназначен

Кэш представляет собой временную память браузера, туда сохраняются картинки, анимации с загружаемых веб-страничек. Как найти эту информацию и где она хранится на компьютере?

Вам понадобится

  • - компьютер с доступом в интернет;
  • - браузер.

Инструкция

Найдите рабочую папку браузера. Кэш представляет собой обыкновенную папку, в которой хранятся временные файлы. Она и будет носить название cache. Если вы используете операционную систему Linux, откройте домашний каталог пользователя, перейдите в папку браузера. К примеру, если используется браузер Опера, папку с кэшем можно найти здесь: ~/.opera/cache/. Если используется Firefox стоит провести в папке mozilla/firefox/[случайный номер профиля].default/Cache/.

Откройте следующую папку, если используете операционную систему windows XP и браузер Опера, чтобы найти месторасположение кэша: C:\Documents and Settings\[имя пользователя]\Local Settings\Application Data\Opera\Opera [версия]\cache. Если у вас браузер Firefox, значит откройте адрес C:\Documents and Settings\[имя пользователя]\Local Settings\Application Data\Mozilla\Firefox\Profiles\[случайный номер профиля].default\Cache.

Зайдите в папку и вы увидите огромное количество файлов, которые названы бессмысленно и вам эти названия ни о чем не говорят. В файлах кэша нет расширений. Если вы используете операционную систему Linux, то большая часть файлов будет опознана файловой системой, и вы увидите соответствующие значки. В операционной системе Windows такого нет, поэтому вам будет сложнее опознать нужный вам файл из кэша. Но это можно выполнить не только по наименованию и расширения файла. Если вы хотите найти кэш, чтобы вытащить из него картинку или видеозапись, зайдите в папку, в которой он хранится, сразу же после просмотра изображения или видеозаписи на веб-страничке. В папке с кэшем выставьте режим просмотра «Таблица» и отсортируйте информацию по дате изменения. Также можно выполнить сортировку по размеру. Обычно временные файлы очень маленькие, а нужные вам, к примеру, изображения или видеозаписи, будут весить значительно больше.

Используйте инструменты браузеров, к примеру, введите в адресной строке браузера Opera команду Opera:cache, и он будет представлен на экране. Здесь произведите поиск по нужным критериям (тип файла, размер). Также будет отображен источник данного файла. Для того чтобы просмотреть кэш в браузере Mozilla Firefox, наберите в адресной строке команду about:cache.

Обратите внимание

Ответ: а)в браузере Internet Explorer щёлкнуть правой кнопкой мыши по значку IE на рабочем столе, нажать "Свойства" и нажать на кнопку "Удалить файлы". б)в браузере Mozilla FireFox в меню нажать Инструменты => Настройки, вкладка "Дополнительно", далее "Сеть" и "Очистить кэш".

Полезный совет

Кэш браузера - это копии веб-страниц, уже просмотренных пользователем. При попытке повторного просмотра этих страниц браузер (или прокси-сервер) уже не будет запрашивать их с веб-сервера, а извлечет из кэша. Применение кэша снижает нагрузку на сеть и повышает скорость загрузки страниц. Более подробную информацию о кэше браузера вы сможете найти в Яндексе.

Папка кеш является промежуточным буфером обмена с оперативной памятью. Посредством кеш а осуществляется быстрый доступ к необходимым данным операционной системы и улучшается общая производительность компьютера.

Инструкция

В операционной системе Windows существует специальная папка Тemp. Она находится на диске С:WindowsTemp, это папка для хранения временных файлов системы. Эти файлы можно удалять вручную, но грамотнее это с помощью специальной программы, например CCleaner.

Существует также файл подкачки, который, по сути, является кеш ем системы. Он используется, когда не хватает оперативной памяти. Получить к нему доступ обычному пользователю невозможно и нет необходимости. Свой кеш есть также , доступ к нему невозможен.

Каждый браузер использует свою кеш папку . В нее сохраняются различные элементы посещаемых вами веб-страниц. Это могут быть картинки, флеш-анимация и т.п. Сохранение осуществляется для того чтобы ускорить все последующие загрузки данных страниц.

Периодически кеш папки браузеров необходимо очищать. Это можно делать вручную, либо поставить соответствующие настройки в программе, чтобы очищение происходило при закрытии браузера.

Во встроенном браузере Windows – Internet Explorer папка кеш а находится по адресу: C:Documents and SettingsПользовательLocal SettingsTemporary Internet Files.

Кэш-память (КП), или кэш , представляет собой организованную в виде ассоциативного запоминающего устройства (АЗУ) быстродействующую буферную память ограниченного объема, которая располагается между регистрами процессора и относительно медленной основной памятью и хранит наиболее часто используемую информацию совместно с ее признаками (тегами), в качестве которых выступает часть адресного кода.

В процессе работы отдельные блоки информации копируются из основной памяти в кэш-память. При обращении процессора за командой или данными сначала проверяется их наличие в КП. Если необходимая информация находится в кэше, она быстро извлекается. Это кэш-попадание . Если необходимая информация в КП отсутствует (кэш-промах ), то она выбирается из основной памяти, передается в микропроцессор и одновременно заносится в кэш-память. Повышение быстродействия вычислительной системы достигается в том случае, когда кэш-попадания реализуются намного чаще, чем кэш-промахи .

Зададимся вопросом: «А как определить наиболее часто используемую информацию? Неужели сначала кто-то анализирует ход выполнения программы, определяет, какие команды и данные чаще используются, а потом, при следующем запуске программы, эти данные переписываются в кэш-память и уже тогда программа выполняется эффективно?» Конечно нет. Хотя в современных микропроцессорах имеется определенный механизм, который позволяет в некоторой степени реализовать этот принцип. Но в основном, конечно, кэш-память сама отбирает информацию, которая чаще всего используется. Рассмотрим, как это происходит.

Механизм сохранения информации в кэш-памяти

При включении микропроцессора в работу вся информация в его кэш-памяти недостоверна.

При обращении к памяти микропроцессор, как уже отмечалось, сна чала проверяет, не содержится ли искомая информация в кэш-памяти.

Для этого сформированный им физический адрес сравнивается с адресами ячеек памяти, которые были ранее кэшированы из ОЗУ в КП.

При первом обращении такой информации в кэш-памяти, естественно, нет, и это соответствует кэш-промаху . Тогда микропроцессор проводит обращение к оперативной памяти, извлекает нужную информацию, использует ее в своей работе, но одновременно записывает эту информацию в кэш.

Если бы в кэш-память заносилась только востребованная микропроцессором в данный момент информация, то, скорее всего, при следующем обращении вновь произошел бы кэш-промах: вряд ли следующее обращение произойдет к той же самой команде или к тому же самому операнду. Кэш-попадания происходили бы лишь после того, как в КП накопится достаточно большой фрагмент программы, содержащий некоторые циклические участки кода, или фрагмент данных, подлежащих повторной обработке. Для того чтобы уже следующее обращение к КП приводило как можно чаще к кэш-попаданиям , передача из оперативной памяти в кэш-память происходит не теми порциями (байтами или словами), которые востребованы микропроцессором в данном обращении, а так называемыми строками . То есть кэш-память и оперативная память с точки зрения кэширования организуются в виде строк. Длина строки превышает максимально возможную длину востребованных микропроцессором данных. Обычно она составляет от 16 до 64 байт и выровнена в памяти по границе соответствующего раздела (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Организация обмена между оперативной и кэш-памятью

Высокий процент кэш-попаданий в этом случае обеспечивается благодаря тому, что в большинстве случаев программы обращаются к ячейкам памяи, расположенным вблизи от ранее использованных. Это свойство, называемое принципом локальности ссылок , обеспечивает эффективность использования КП. Оно подразумевает, что при исполнении программы в течение некоторого относительно малого интервала времени происходит обращение к памяти в пределах ограниченного диапазона адресов (как по коду программы, так и по данным).

Например, микропроцессору для своей работы потребовалось 2 байта информации. Если строка имеет длину 16 байт, то в кэш переписываются не только нужные 2 байта, но и некоторое их окружение. Когда микропроцессор обращается за новой информацией, в силу локальности ссылок, скорее всего, обращение произойдет по соседнему адресу. Затем опять по соседнему, опять по соседнему и т. д. Таким образом, ряд следующих обращений будет происходить непосредственно к кэш-памяти, минуя оперативную память (кэш-попадания) . Когда очередной сформированный микропроцессором физический адрес выйдет за пределы строки кэш-памяти (произойдет кэш-промах ), будет выполнена подкачка в кэш новой строки, и вновь ряд последующих обращений вызовет кэш-попадания .

Чем длиннее используемая при обмене между оперативной и кэшпамятью строка, тем больше вероятность того, что следующее обращение произойдет в пределах этой строки. Но в то же время чем длиннее строка, тем дольше она будет перекачиваться из оперативной памяти в кэш. И если очередная команда окажется командой перехода или выборка данных начнется из нового массива, то есть следующее обращение произойдет не по соседнему адресу, то время, затраченное на передачу длинной строки, будет использовано напрасно. Поэтому при выборе длины строки должен быть разумный компромисс между соотношением времени обращения к оперативной и кэш-памяти и вероятностью достаточно удаленного перехода от текущего адреса при выполнении программы. Обычно длина строки определяется в результате моделирования аппаратно-программной структуры системы.

После того как в КП накопится достаточно большой объем информации, увеличивается вероятность того, что формирование очередного адреса приведет к кэш-попаданию . Особенно велика вероятность этого при выполнении циклических участков программы.

Старая информация по возможности сохраняется в кэш-памяти. Ее замена на новую определяется емкостью, организацией и стратегией обновления кэша.

Типы кэш-памяти

Если каждая строка ОЗУ имеет только одно фиксированное место, на котором она может находиться в кэш-памяти, то такая кэш-память называется памятью с прямым отображением .

Предположим, что ОЗУ состоит из 1000 строк с номерами от 0 до 999, а кэш-память имеет емкость только 100 строк. В кэш-памяти с прямым отображением строки ОЗУ с номерами 0, 100, 200, …, 900 могут сохраняться только в строке 0 КП и нигде иначе, строки 1, 101, 201, …, 901

ОЗУ — в строке 1 КП, строки ОЗУ с номерами 99, 199, …, 999 сохраняются в строке 99 кэш-памяти (рис. 4.2). Такая организация кэш-памяти обеспечивает быстрый поиск в ней нужной информации: необходимо проверить ее наличие только в одном месте. Однако емкость КП при этом используется не в полной мере: несмотря на то, что часть кэш-памяти может быть не заполнена, будет происходить вытеснение из нее полезной информации при последовательных обращениях, например, к строкам 101, 301, 101 ОЗУ.

Рис. 4.2. Принцип организации кэш-памяти с прямым отображением

Кэш-память называется полностью ассоциативной , если каждая строка ОЗУ может располагаться в любом месте кэш-памяти.

В полностью ассоциативной кэш-памяти максимально используется весь ее объем: вытеснение сохраненной в КП информации проводится лишь после ее полного заполнения. Однако поиск в кэш-памяти, организованной подобным образом, представляет собой трудную задачу.

Компромиссом между этими двумя способами организации кэш-памяти служит множественно-ассоциативная КП, в которой каждая строка ОЗУ может находиться по ограниченному множеству мест в кэш-памяти.

При необходимости замещения информации в кэш-памяти на новую используется несколько стратегий замещения . Наиболее известными среди них являются:

  • LRU — замещается строка, к которой дольше всего не было обращений;
  • FIFO — замещается самая давняя по пребыванию в кэш-памяти строка;
  • Random — замещение проходит случайным образом.

Последний вариант, существенно экономя аппаратные средства по сравнению с другими подходами, в ряде случаев обеспечивает и более эффективное использование кэш-памяти. Предположим, например, что КП имеет объем 4 строки, а некоторый циклический участок программы имеет длину 5 строк. В этом случае при стратегиях LRU и FIFO кэш-память окажется фактически бесполезной ввиду отсутствия кэш-попаданий. В то же время при использовании стратегии случайного замещения информации часть обращений к КП приведет к кэш-попаданиям.

Некоторые эвристические оценки вероятности кэш-промаха при разных стратегиях замещения (в процентах) представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Вероятность кэш-промаха для различной кэш-памяти
Размер кэша,Кбайт Организация кэш-памяти
2-канальная ассоциативная 4-канальная ассоциативная 8-канальная ассоциативная
LRU Random LRU Random LRU Random
16 5.2 5.7 4.7 5.3 4.4 5.0
64 1.9 2.0 1.5 1.7 1.4 1.5
256 1.15 1.17 1.13 1.13 1.12 1.12

Анализ таблицы показывает, что:

  • увеличением емкости кэша, естественно, уменьшается вероятность кэш-промаха , но даже при незначительной на сегодняшний день емкости кэш-памяти в 16 Кбайт около 95 % обращений происходят к КП, минуя оперативную память;
  • чем больше степень ассоциативности кэш-памяти, тем больше вероятность кэш-попадания за счет более полного заполнения КП (время поиска информации в КП в данном анализе не учитывается);
  • механизм LRU обеспечивает более высокую вероятность кэш-попадания по сравнению с механизмом случайного замещения Random, однако этот выигрыш не очень значителен.

Соответствие между данными в оперативной памяти и в кэш-памяти обеспечивается внесением изменений в те области ОЗУ, для которых данные в кэш-памяти подверглись изменениям. Существует два основных способа реализации этих действий: со сквозной записью (writethrough) и с обратной записью (write-back).

При считывании оба способа работают идентично. При записи кэширование со скозной записью обновляет основную память параллельно с обновлением информации в КП. Это несколько снижает быстродействие системы, так как микропроцессор впоследствии может вновь обратиться по этому же адресу для записи информации, и предыдущая пересылка строки кэш-памяти в ОЗУ окажется бесполезной. Однако при таком подходе содержимое соответствующих друг другу строк ОЗУ и КП всегда идентично. Это играет большую роль в мультипроцессорных системах с общей оперативной памятью.

Кэширование с обратной записью модифицирует строку ОЗУ лишь при вытеснении строки кэш-памяти, например, в случае необходимости освобождения места для записи новой строки из ОЗУ в уже заполненную КП. Операции обратной записи также инициируются механизмом поддержания согласованности кэш-памяти при работе мультипроцессорной системы с общей оперативной памятью.

Промежуточное положение между этими подходами занимает способ, при котором все строки, предназначенные для передачи из КП в ОЗУ, предварительно накапливаются в некотором буфере. Передача осуществляется либо при вытеснении строки, как в случае кэширования с обратной записью , либо при необходимости согласования кэш-памяти нескольких микропроцессоров в мультипроцессорной системе, либо при заполнении буфера. Такая передача проводится в пакетном режиме, что более эффективно, чем передача отдельной строки.

Организация внутренней кэш-памяти микропроцессора

Внутренний кэш 32-разрядного универсального микропроцессора является общим при обращении как к командам, так и к данным. Обращение ведется по физическим адресам.

Кэш-память обычно реализуется в виде ассоциативного ЗУ, в котором для каждой строки сохраняются дополнительные сведения, называемые тегом, или признаком, в качестве которого выступает адресный код или его часть. Когда в АЗУ подается адрес, с ним одновременно сравниваются все теги.

Внутренняя кэш-память в микропроцессоре i486 реализует сквозную запись . Начиная с МП Pentium используется сквозная или обратная запись .

Во внешней КП применяется любой способ записи или их комбинация.

Внутренняя кэш-память МП i486 имеет емкость 8 Кбайт и организована в виде 4-канальной ассоциативной памяти. Это означает, что данные из какой-либо строки ОЗУ могут храниться в любой из 4 строк кэш-памяти.

КП состоит из следующих блоков (рис. 4.3):

  • блока данных,
  • блока тегов,
  • блока достоверности и LRU.

Рис. 4.3. Структура внутренней кэш-памяти МП i486

Блок данных содержит 8 Кбайт данных и команд. Он разделен на 4 массива (направления), каждый из которых состоит из 128 строк. Строка содержит данные из 16 последовательных адресов памяти начиная с адреса, кратного 16. Индекс массивов блока данных, состоящий из 7 бит, соответствует 4 строкам КП, по одной из каждого массива. Четыре строки КП с одним и тем же индексом называются множеством.

В блоке тегов имеется один тег длиной 21 бит для каждой строки данных в КП. Блок тегов также разделен на 4 массива по 128 тегов. Тег содержит старшие 21 бит физического адреса данных, находящихся в соответствующей строке КП.

В блоке достоверности и LRU содержится по одному 7-разрядному значению для каждого из 128 множеств строк КП: 4 бита достоверности (V) по одному на каждую строку множества и 3 бита (B0 … B2), управляющие механизмом LRU. Биты достоверности показывают, содержит ли строка достоверные (V = 1) или недостоверные (V = 0) данные. При программной очистке КП и аппаратном сбросе процессора все биты достоверности сбрасываются в 0.

Адресация кэш-памяти осуществляется путем разделения старших 28 бит физического адреса на 2 части. Младшие 7 бит из этих разрядов (разряды 10…4 физического адреса) образуют поле индекса и определяют множество, в котором могут храниться данные. Старшие 21 бит (разряды 31…11 физического адреса) служат полем тега и применяются для определения того, находится ли информация с данным физическим адресом в какой-либо строке выбранного множества.

Поиск в кэш-памяти информации с заданным физическим адресом выполняется следующим образом:

Физический адрес, по которому происходит обращение, разбивается на 3 поля: Тег, Индекс, № байта. 7 разрядов А10…А4 поля индекса определяют одно из 128 множеств.

В выбранном множестве содержатся 4 строки с информацией.

Чтобы определить, присутствует ли нужная информация в одной из строк этого множества, проводится сравнение старших 21 бита физического адреса (поле Тег) с тегами строк выбранного множества. Сравнение проводится только для достоверных строк, то есть тех, у которых в блоке достоверности установлен бит достоверности V = 1.

Если для одной из строк ее тег и разряды А31…А11 физического адреса совпали, то это означает, что произошло кэш-попадание и необходимая информация есть в кэш-памяти.

Считывается найденная строка из 16 байт. Искомый байт в ней определяется 4 младшими разрядами физического адреса (А3…А0).

Если на этапе 3 совпадения не произошло или все строки множества недостоверны, эта ситуация определяется как кэш-промах . В этом случае по сформированному микропроцессором физическому адресу выполняется обращение к оперативной памяти. Из ОЗУ извлекается нужная информация, и содержащая ее строка записывается в свободную строку выбранного множества. Старшие 21бит физического адреса записываются в поле тега этой строки. Если все строки в выбранном множестве достоверны, то замещается строка, к которой дольше всего не было обращений согласно механизму LRU. Этот механизм действует точно так же, как и при вытеснении строк из буфера ассоциативной трансляции TLB.

Режим работы кэш-памяти определяется программно установкой разрядов CD (запрет кэширования) и NW (запрет сквозной записи) в управляющем регистре CR0. Кэширование можно разрешить (это состояние после инициализации при сбросе), можно запретить при наличии достоверных строк (в этом режиме КП действует как быстрое внутреннее ОЗУ) или, наконец, кэширование может быть полностью запрещено.

Управление работой кэш-памяти на уровне страниц

В элементах каталога страниц и таблиц страниц имеются 2 бита, которые применяются для управления выходными сигналами процессора и участвуют в кэшировании страниц.

Бит PCD запрещает (PCD = 1) или разрешает (PCD = 0) кэширование страницы. Запрещение кэширования необходимо для страниц, которые содержат порты ввода/вывода с отображением на память. Оно также полезно для страниц, кэширование которых не дает выигрыша в быстродействии, например, страниц, содержащих программу инициализации.

Бит PWT определяет метод обновления ОЗУ и внешней кэш-памяти (кэш 2-го уровня). Если PWT = 1, то для данных в соответствующей странице определяется кэширование со сквозной записью, при PWT = 0 применяется способ обратной записи. Используется в микропроцессорах начиная с Pentium. Так как внутренняя кэш-память в МП i486 работает со сквозной записью, состояние бита PWT на нее не влияет. Бит PWT в этом случае действует только на внешнюю КП.

Обеспечение согласованности кэш-памяти микропроцессоров в мультипроцессорных системах

Рассмотрим особенности работы кэш-памяти в том случае, когда одновременно несколько микропроцессоров используют общую оперативную память (рис. 4.4). В этом случае могут возникнуть проблемы, связанные с кэшированием информации из оперативной памяти в кэш-память микропроцессоров.

Рис. 4.4. Структура мультимикропроцессорной системы с общей оперативной памятью

Предположим, что МП А считал некоторую строку данных из ОЗУ в свою внутреннюю КП и изменил данные в этой строке в процессе работы.

Мы отмечали, что существует два основных механизма обновления оперативной памяти:

сквозная запись , которая подразумевает, что как только изменилась информация во внутренней кэш-памяти, эта же информация копируется в то же место оперативной памяти, и

обратная запись , при которой микропроцессор после изменения информации во внутреннем кэше отражает это изменение в оперативной памяти не сразу, а лишь в тот момент, когда происходит вытеснение данной строки из кэш-памяти в оперативную. То есть существуют определенные моменты времени, когда информация, предположим, по адресу 2000 имеет разные значения: микропроцессор ее обновил, а в оперативной памяти осталось старое значение. Если в этот момент другой микропроцессор (МП В), использующий ту же оперативную память, обратится по адресу 2000 в ОЗУ, то он прочитает оттуда старую информацию, которая к этому времени уже не актуальна.

Для обеспечения согласованности (когерентности) памяти в мультипроцессорных системах используются аппаратные механизмы, позволяющие решить эту проблему. Такие механизмы называются протоколами когерентности кэш-памяти . Эти протоколы призваны гарантировать, что любое считывание элемента данных возвращает последнее по времени записанное в него значение.

Существует два класса протоколов когерентности:

  • протоколы на основе справочника (directory based): информация о состоянии блока физической памяти содержится только в одном месте, называемом справочником (физически справочник может быть распределен по узлам системы);
  • протоколы наблюдения (snooping): каждый кэш, который содержит копию данных некоторого блока физической памяти, имеет также соответствующую копию служебной информации о его состоянии; централизованная система записей отсутствует; обычно кэши расположены на общей шине, и контроллеры всех кэшей наблюдают за шиной (просматривают ее), чтобы определять, какие обращения по адресам в пределах этого блока происходят со стороны других микропроцессоров.

В мультипроцессорных системах с общей памятью наибольшей популярностью пользуются протоколы наблюдения , поскольку для опроса состояния кэшей они могут использовать уже существующее физическое соединение — шину памяти.

Для поддержания когерентности применяется два основных метода.

Один из методов заключается в том, чтобы гарантировать, что процессор должен получить исключительные права доступа к элементу данных перед выполнением записи в этот элемент данных. Этот тип протоколов называется протоколом записи с аннулированием (write invalidate protocol), поскольку при выполнении записи он аннулирует другие копии. Это наиболее часто используемый протокол как в схемах на основе справочников , так и в схемах наблюдения . Исключительное право доступа гарантирует, что во время выполнения записи не существует никаких других копий элемента данных, в которые можно писать или из которых можно читать: все другие кэшированные копии элемента данных аннулированы.

Альтернативой протоколу записи с аннулированием является обновление всех копий элемента данных в случае записи в этот элемент данных.

Этот тип протокола называется протоколом записи с обновлением (write update protocol), или протоколомзаписи с трансляцией (write broadcast protocol).

Эти две схемы во многом похожи на схемы работы кэш-памяти со сквозной и с обратной записью. Ключевым моментом реализации в многопроцессорных системах с небольшим числом процессоров как схемы записи с аннулированием, так и схемы записи с обновлением данных, является использование для выполнения этих операций механизма шины. Для выполнения операции обновления или аннулирования процессор просто захватывает шину и транслирует по ней адрес, по которому должно производиться обновление или аннулирование данных. Все процессоры непрерывно наблюдают за шиной, контролируя появляющиеся на ней адреса.

Процессоры проверяют, не находится ли в их кэш-памяти адрес, появившийся на шине. Если это так, то соответствующие данные в кэше либо аннулируются, либо обновляются в зависимости от используемого протокола.

Рассмотрим один из наиболее распространенных протоколов, обеспечивающих согласованную работу кэш-памяти нескольких микропроцессоров и основной памяти в мультимикропроцессорных системах, протокол MESI , который относится к группе протоколов наблюдения с аннулированием . Будем знакомиться с ним на примере двухпроцессорной системы, состоящей из микропроцессоров A и B.

Этот протокол использует 4 признака состояния строки кэш-памяти микропроцессора, по первым буквам которых и называется протокол:

  • измененное состояние (Modified): информация, хранимая в кэшпамяти микропроцессора А, достоверна только в этом кэше; она отсутствует в оперативной памяти и в кэш-памяти других микропроцессоров;
  • исключительная копия (Exclusive): информация, содержащаяся в кэше А, содержится еще только в оперативной памяти;
  • разделяемая информация (Shared): информация, содержащаяся в кэше А, содержится в кэш-памяти по крайней мере еще одного МП, а также в оперативной памяти;
  • недостоверная информация (Invalid): в строке кэш-памяти находится недостоверная информация.

Таким образом, состояние признаков потокола MESI отражает следующие состояния (по отношению к МПА) строки кэш-памяти (табл. 4.2):

Таблица 4.2. Формирование признаков состояния протокола MESI
Cостояние признака протокола Состояние строки памяти
Кэш А Кэш В ОЗУ
Modified Д НД НД
Shared Д Д Д
Exclusive Д НД Д
Invalid НД Х Х

При работе микропроцессора А с точки зрения обеспечения когерентности памяти возможны следующие ситуации:

  • RH (Read Hit) — кэш-попадание при чтении;
  • WH (Write Hit) — кэш-попадание при записи;
  • RME (Read Miss Exclusive) — кэш-промах при чтении;
  • RMS (Read Miss Shared) — кэш-промах при чтении, но соответствующий блок есть в кэш-памяти другого микропроцессора;
  • WM (Write Miss) — кэш-промах при записи;
  • SHR (Snoop Hit Read) — обнаружение копии блока при прослушивании операции чтения другого кэша;
  • SHW (Snoop Hit Write) — обнаружение копии блока при прослушивании операции записи другого кэша.

Наибольший интерес здесь представляют две последние позиции.

Современные микропроцессоры имеют двунаправленную шину адреса.

Выдавая информацию на эту шину, микропроцессор адресует ячейки оперативной памяти или устройства ввода-вывода. В силу того, что в рассматриваемой мультипроцессорной системе микропроцессоры связаны общей шиной, в том числе и шиной адреса, принимая информацию по адресным линиям, микропроцессор определяет, было ли обращение по адресам, содержащимся в его кэш-памяти, со стороны других микропроцессоров. При обнаружении такого обращения меняется состояние строки кэш-памяти микропроцессора.

Изменения признака состояния блока кэш-памяти МП в зависимости от различных ситуаций в его работе и работе мультимикропроцессорной системы в целом представлены на рис. 4.5.

Рис. 4.5. MESI-диаграмма обеспечения когерентности кэш-памяти

Проиллюстрируем некоторые из представленных переходов.

Пусть блок кэш-памяти находится в состоянии Modified, то есть достоверная информация находится только в кэш-памяти данного МП. Тогда в случае обнаружения при прослушивании адресной шины обращения со стороны другого микропроцессора для чтения информации по входящим в данную строку адресам микропроцессор должен передать эту строку кэшпамяти в ОЗУ, откуда она уже будет прочитана другим микропроцессором.

При этом состояние строки в кэш-памяти рассматриваемого микропроцессора изменится с модифицированного на разделяемое (Shared).

Если строка кэш-памяти находилась в состоянии Invalid, то есть информация в ней была недостоверной, то по отношению к этой строке следует рассматривать только ситуации, связанные с кэш-промахами . Так, если произошел кэш-промах при выполнении операции записи, то необходимая строка будет занесена в кэш-память данного МП, в эту строку будут записаны измененные данные, и она приобретет статус исключительного владельца новой информации (Modified).

Краткие итоги . В лекции рассмотрены общие принципы функционирования кэш-памяти микропроцессора, организация кэш-памяти с прямым отображением, полностью ассоциативной и множественно-ассоциативной КП. Рассмотрены основные механизмы обновления оперативной памяти: кэширование со сквозной и с обратной записью. Представлена организация внутренней кэш-памяти микропроцессора. Разобраны способы обеспечения согласованности кэш-памяти микропроцессоров в мультипроцессорных системах.

Речь идет не о наличности, а о кэш -памяти процессоров и не только. Из объема кэш -памяти торгаши сделали очередной коммерческий фетиш, в особенности с кэшем центральных процессоров и жестких дисков (у видеокарт он тоже есть – но до него пока не добрались). Итак, есть процессор ХХХ с кэшем L2 объемом 1Мб, и точно такой же процессор XYZ с кэшем объемом 2Мб. Угадайте какой лучше? Аа – вот не надо так сразу!

Кэш -память – это буфер, куда складывается то, что можно и/или нужно отложить на потом. Процессор выполняет работу и возникают ситуации, когда промежуточные данные нужно где-то сохранить. Ну конечно в кэше! – ведь он на порядки быстрее, чем оперативная память, т.к. он в самом кристалле процессора и обычно работает на той же частоте. А потом, через какое то время, эти данные он выудит обратно и будет снова их обрабатывать. Грубо говоря как сортировщик картошки на конвейере, который каждый раз, когда попадается что-то другое кроме картошки (морковка ) , бросает ее в ящик. А когда тот полон – встает и выносит его в соседнюю комнату. В этот момент конвейер стоит и наблюдается простой. Объем ящика и есть кэш в данной аналогии. И сколько его надо – 1Мб или 12? Понятно, что если его объем мал придется слишком много времени уделят выносу и будет простой, но с какого то объема его дальнейшее увеличение ничего не даст. Ну будет ящик у сортировщика на 1000кг морковки – да у него за всю смену столько ее не будет и от этого он НЕ СТАНЕТ В ДВА РАЗА БЫСТРЕЕ! Есть еще одна тонкость – большой кэш может вызывать увеличение задержек обращения к нему во-первых, а заодно повышается и вероятность возникновения ошибок в нем, например при разгоне – во-вторых. (о том КАК в этом случае определить стабильность/нестабильность процессора и выяснить что ошибка возникает именно в его кэше, протестировать L1 и L2 – можно прочесть тут.) В-третьих – кэш выжирает приличную площадь кристалла и транзисторный бюджет схемы процессора. То же самое касается и кэш памяти жестких дисков. И если архитектура процессора сильная – у него будет востребовано во многих приложениях 1024Кб кэша и более. Если у вас быстрый HDD – 16Мб или даже 32Мб уместны. Но никакие 64Мб кэша не сделают его быстрее, если это обрезок под названием грин версия (Green WD) с частотой оборотов 5900 вместо положеных 7200, пусть даже у последнего будет и 8Мб. Потом процессоры Intel и AMD по-разному используют этот кэш (вообще говоря AMD более эффективно и их процессоры часто комфортно довольствуются меньшими значениями). Вдобавок у Intel кэш общий, а вот у AMD он персональный у каждого ядра. Самый быстрый кэш L1 у процессоров AMD составляет по 64Кб на данные и инструкции, что вдвое больше, чем у Intel. Кэш третьего уровня L3 обычно присутствует у топовых процессоров наподобие AMD Phenom II 1055T X6 Socket AM3 2.8GHz или у конкурента в лице Intel Core i7-980X. Прежде всего большие объемы кэша любят игры. И кэш НЕ любят многие профессиональные приложения (см. Компьютер для рендеринга, видеомонтажа и профприложений). Точнее наиболее требовательные к нему вообще равнодушны. Но чего точно не стоит делать, так это выбирать процессор по объему кэша. Старенький Pentium 4 в последних своих проявлениях имел и по 2Мб кэша при частотах работы далеко за 3ГГц – сравните его производительность с дешевеньким двуядерничком Celeron E1***, работающим на частотах около 2ГГц. Он не оставит от старичка камня на камне. Более актуальный пример – высокочастотный двухъядерник E8600 стоимостью чуть не 200$ (видимо из-за 6Мб кэша) и Athlon II X4-620 2,6ГГц, у которого всего 2Мб. Это не мешает Атлону разделать конкурента под орех.

Как видно на графиках – ни в сложных программах, ни в требовательных к процессору играх никакой кэш не заменит дополнительных ядер. Athlon с 2Мб кэша (красный) легко побеждает Cor2Duo с 6Мб кэша даже при меньшей частота и чуть не вдвое меньшей стоимости. Так же многие забывают, что кэш присутствует в видеокартах, потому что в них, вообще говоря, тоже есть процессоры. Свежий пример видеокарта GTX460, где умудряются не только порезать шину и объем памяти (о чем покупатель догадается) – но и КЭШ шейдеров соответственно с 512Кб до 384Кб (о чем покупатель уже НЕ догадается). А это тоже добавит свой негативный вклад в производительность. Интересно еще будет выяснить зависимость производительности от объема кэша. Исследуем как быстро она растет с увеличением объема кэша на примере одного и того же процессора. Как известно процессоры серии E6*** , E4*** и E2*** отличаются только объемом кэша (по 4, 2 и 1 Мб соответственно). Работая на одинаковой частоте 2400МГц они показывают следующие результаты.

Как видно – результаты не слишком отличаются. Скажу больше – если бы участвовал процессор с объемом 6Мб – результат увеличился бы еще на чуть-чуть, т.к. процессоры достигают насыщения. А вот для моделей с 512Кб падение было бы ощутимым. Другими словами 2Мб даже в играх вполне достаточно. Резюмируя можно сделать такой вывод – кэш это хорошо, когда УЖЕ много всего остального. Наивно и глупо менять скорость оборотов винчестера или количество ядер процессора на объем кэша при равной стоимости, ибо даже самый емкий ящик для сортировки не заменит еще одного сортировщика Но есть и хорошие примеры.. Например Pentium Dual-Core в ранней ревизии по 65-нм процессу имел 1Мб кэша на два ядра (серия E2160 и подобные), а поздняя 45-нм ревизия серии E5200 и дальше имеет уже 2Мб при прочих равных условиях (а главное – ЦЕНЕ). Конечно же стоит выбирать именно последний.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: